Матч смерти

24 февраля 1943 года в концлагере расстреляны футболисты киевского «Динамо» — участники «матча смерти» в 1942 году.

Блог kir: Матч смерти

3 комментария

djamix
Состав команды «Старт» 9 августа 1942 г. на стадионе «Зенит»: киевляне в красных футболках (на фото — темного цвета), слева направо — М. Гончаренко, В. Балакин, В. Сухарев, Н. Коротких, А. Клименко, П. Комаров, Н. Трусевич, Г. Тимофеев, сидят — лицо не установлено, М. Путистин (без футболки), М. Свиридовский, Ю. Чернега



Еще с далеких времен Великой Отечественной Войны существует легенда о «матче смерти», после которого фашистские захватчики расстреляли советских футболистов.

«Матчем смерти» историки называют серию футбольных игр, прошедших в 1942 году во время оккупации Киева между бывшими футболистами команд «Динамо» и «Локомотив» и различными командами, сформированными из солдат немецких оккупационных войск. Сама идея проведения такого спортивного поединка не была разработана для каких-то определенных целей, все произошло довольно спонтанно.

Когда немцы вывезли военнопленных с киевского стадиона «Зенит», председатель управы Леонтий Форостовский предложил бывшим киевским футболистам, в годы оккупации работавшим на местном хлебозаводе №1, вместо тренировок на заброшенном пустыре проводить их на освободившемся футбольном поле. Эту идею, руководствуясь мыслями о том, что избежать бунтов можно, дав народу «хлеба и зрелищ», поддержали и оккупационные власти.

И вот 12 июня 1942 года газета ''Нове українське слово'' поместила объявление об открытии украинского стадиона, в программу которого помимо легкой атлетики, гимнастики и бокса, входил футбольный матч между командой «Старт» (так назвали себя бывшие игроки «Динамо» и «Локомотива») и командой, собранной из солдат какой-то немецкой воинской части.

Встреча закончилась с большим перевесом счета в пользу команды «Старт», что побудило немцев к продолжению футбольного противостояния в попытке взять реванш.

Следующая встреча произошла уже 17 июля 1942 года — противником киевлян выступила команда «PZS», в состав которой вошли лучшие спортсмены немецкой танковой дивизии. Но и это не помогло, немцы проиграли со счетом 6:0 (сложно играть на победу, когда на воротах противника стоит лучший вратарь СССР Николай Турсевич).

Эти поражения, конечно, не способствовали росту авторитета вермахта, и для того чтобы все-таки доказать превосходство арийской расы, против «Старта» выставили сборную команду «Flakelf», состоящую из лучших игроков всех видов немецких войск. Но реванш снова не состоялся – «Старт» победил с разницей в два гола.

Именно эта игра и была названа «матчем смерти» — якобы после нее фашисты расстреляли советских футболистов.

Дело обстояло несколько иначе: победы любимой команды вызвали среди болельщиков «Старта» всплеск патриотизма и во время матча зазвучали антифашистские призывы (у каждого из болельщиков кто-то был на фронте), что естественно очень не понравилось оккупантам. Было арестованы несколько особо буйных фанатов, а во время ареста немцы стреляли в воздух из пистолетов и автоматов.

Из состава «Старта» не был арестован ни один человек, и после злополучного матча команда провела еще две встречи – одну игру с «Flakelf», а вторую — с командой «Рух». Футбольные баталии прекратились лишь осенью 1942 года, когда начался сезон дождей.

Откуда же в таком случае пошла легенда о «матче смерти»?

Действительно четыре члена киевского динамо попадали под арест, но не за то, что играли с немцами в футбол, а за то, что являлись работниками киевского хлебозавода №1, на котором тогда случилась диверсия против оккупантов. На защиту динамовцев встали их футбольные соперники, и в тот раз им удалось избежать расстрела.

Но после того как 23 февраля 1943 года был подожжен Киевский завод спортинвентаря, гестапо расстреляло более половины работников этого предприятия и 200 военнопленных из Сырецкого концлагеря, в числе которых оказались и все четверо динамовцев — Трусевич, Клименко, Коротких и Кузьменко. По сути, расстрел футболистов оказался никак не связан с их победами в играх против немецких соперников.



В 1999 году в Киеве, в квартале между улицами Щусева и Академика Грекова, неподалёку от места, где среди останков расстрелянных узников Сырецкого концлагеря были найдены футбольные бутсы, установлен памятный знак — гранитный куб с символически выбитой гранью, в которой замер бронзовый футбольный мяч (скульптор Юрий Багалика, архитектор Руслан Кухаренко). Это один из трех памятников футболистам
Putevrot
Очень адекватный коммент.
И таких мифов во всей истории ВОВ.
djamix
Верно!
На днях постараюсь выложить большую статью про Дом Пввлова.