История легенды

Toyota Land Cruiser — живой символ японской автомобильной промышленности, название которого стало синонимом надежности и выносливости. Land Cruiser в нескольких поколениях выпускается уже более полувека, и, хотя обновления модели происходят не так уж часто, она по сей день остается одним из самых продаваемых полноразмерных внедорожников в мире и в России в частности. А ведь свою жизнь Land Cruiser начинал так же, как и многие другие японские полноприводники — с заимствования идей американского «Виллиса».

В 1941 году Императорская армия Японии оккупирует Филиппины и находит на территории островного государства необычный автомобиль — Bantam BRC-40, прародителя знаменитого Willys MB.
Блог mazdavod: История легенды

Поскольку ничего подобного в Японии на тот момент не было, военное руководство принимает решение отправить трофейную машину в Японию, на завод Toyota, чтобы изучить все ее особенности и создать нечто подобное, но уже для нужд императорских военных. Разработка новой модели велась с 1942 года посредством реверс-инжиниринга — то есть, путем копирования лучших технических решений.
Блог mazdavod: История легенды

Первый прототип внедорожника был готов уже в конце 1942-го. Машина получила имя AK10, в ее облике без труда читался Bantam, однако техническая начинка была слегка изменена. Так, двигатель, например, был заменен на тойотовскую 2,3-литровую «четверку», которая работала в паре с трехступенчатой «механикой». Мелкосерийное производство машины началось лишь в конце 1944 года, поэтому фотографий и документов, подтверждающих участие АК10 в военных действиях, крайне мало.

После Второй мировой, которая в сентябре 1945-го для Японии завершилась капитуляцией, Toyota недолго жила с одним внедорожником в портфолио. Война в Корее разожгла потребность в вездеходах с новой силой, поэтому правительство США в 1950 году объявило тендер на постройку 100 машин, чьи характеристики были бы сопоставимы с новым Willys M38. И, хотя Toyota в тендере не участвовала, американцы внезапно отдали предпочтение именно японской фирме, поскольку их машины были качественными и выносливыми.

В январе 1951 года был представлен прототип Toyota Jeep BJ. Несмотря на внешнее сходство с «Виллисом», машина получилась крупнее за счет использования массивного шестицилиндрового двигателя объемом 3,4 литра мощностью 86 сил, и к тому же была лишена пониженного ряда трансмиссии. Уже летом Jeep BJ поступил на службу в армии, а к концу года стал патрульной машиной японской полиции. Двумя годами позже стартовали продажи внедорожника для гражданских лиц.
Блог mazdavod: История легенды

К концу своей жизни Jeep BJ, благодаря претензии юристов Willys-Overland и фантазии технического директора Toyota Хендзи Умехара, был переименован в Land Cruiser – чтобы имя внедорожника «звучало так же хорошо, как и Land Rover». Хотя в истории уже была машина с именем Land Cruiser (у компании Studebaker), никаких судебных разбирательств не было, уж больно разными были автомобили. А год спустя, в 1955 году, дебютирует второе поколение Land Cruiser, которое стало первым «Крузером», созданным не для войны, а для активного образа жизни.

20-я и 30-я серии Land Cruiser могли иметь разные индексы в зависимости от длины колесной базы, разные кузова (в том числе и пятидверный вариант с жесткой крышей) и разные двигатели. Причем, в последнем случае под словом «разные» подразумеваются моторы не тойотовского происхождения — когда в 1958 году Land Cruiser начали собирать в Бразилии, то его оснащали дизельными моторами Mercedes-Benz. На конвейере второе поколение продержалось до 1960 года (или до 1968-го, если считать бразильский рынок).
Блог mazdavod: История легенды

Именно с 40-й серии Land Cruiser входит в ранг мирового феномена. Машина стала еще комфортабельнее, чем J20/J30, обзавелась обширной линейкой бензиновых и дизельных силовых агрегатов объемом от 3 до 4,2 литра, а также вернула пониженный ряд трансмиссии. Уже к 1965 году мировой тираж Land Cruiser перевалил за 50 тысяч экземпляров, а J40 становится одним из самых продаваемых внедорожников в Соединенных Штатах.
Блог mazdavod: История легенды

Несмотря на то, что J40, как и его предшественник, изначально создавался как гражданский автомобиль, его приобретали и вооруженные силы, например армия Ирландии. Но, гораздо гармоничнее это поколение Land Cruiser смотрелось на парковках калифорнийских пляжей — спрос на J40 оказался настолько большим, что машина выпускалась без существенных изменений вплоть до 1984 года (а в Бразилии и вовсе до 2001-го). Сейчас эти автомобили стремительно набирают в цене — хороший экземпляр J40 на аукционе может обойтись дороже, чем новый Land Cruiser 200.

В 1967 году, спустя всего семь лет после старта производства J40, появляется 50-я серия. Автомобиль знаковый, так как именно LC 55 стал первым полноценным универсалом в линейке «Крузаков»: пятидверный кузов, длинная колесная база, огромный багажник с опускаемым окном на пятой двери и отличный от 40-й серии дизайн. Выпускалась 50-я серия тоже немало, но все же чуточку меньше, чем «сороковка» — 14 лет.
Блог mazdavod: История легенды

На смену Land Cruiser 55 пришла 60-я серия, которая в Венесуэле продавалась под именем Samurai (такая же модель есть у другого японского производителя — Suzuki). Хоть автомобиль, как и все модели Land Cruiser, был полноценным рамным внедорожником, он получил достаточно большой свес сзади, что негативным образом сказалось на геометрической проходимости. Зато, салон стал самым комфортабельным из тех, что предлагались для Land Cruiser на тот момент. Появились удобные сиденья, опциональный кондиционер, отопитель для заднего ряда сидений. Двигатели были исключительно рядными, шестицилиндровыми, объемом от 3,4 до 4,2 литра, а также 4-литровый турбодизель 12H-T. Выпускалась модель до 1989 года.
Блог mazdavod: История легенды

Когда J40 все-таки стал достоянием истории для большинства стран, его сменила 70-я серия. Это тот самый семидесятый «Круизер», который выпускается в Португалии для некоторых рынков до сих пор. Пару-тройку лет тому, Toyota приняла решение о возобновлении поставок данной модели и в Россию.(Фото 1 — оригинал, фото 2 и 3 — современная реинкарнация «Семидесятки»)
Блог mazdavod: История легенды
Блог mazdavod: История легенды
Блог mazdavod: История легенды

Еще 70-й Land Cruiser получил облегченную версию Land Cruiser II, выделяющуюся укороченной колесной базой и простенькими четырехцилиндровыми моторами, а на японском рынке с 1990 по 1996 год модель продавалась под именем Land Cruiser Prado. Впоследствии эти две модели скомбинировали, таким образом родился тот самый Prado, который все знают и любят — надежный, проходимый и многофункциональный, как классический Land Cruiser, но в упаковке поменьше.
Блог mazdavod: История легенды

Перед тем, как перейти к первому полностью самостоятельному Prado (J90), вспомним про легендарную «восьмидесятку», которая по сей день пользуется большой популярностью у любителей природы, дальних экспедиций и различных триалов по бездорожью. Машина выпускалась с 1989 по 2008 год (последние 11 лет – в Венесуэле) и впервые предлагала систему постоянного полного привода. Моторы – традиционные для LC рядные «шестерки». В 1996 году два Land Cruiser 80 завоевали первое и второе места в ралли «Дакар» (в классе не модифицированных серийных машин), что поспособствовало росту продаж модели в Северной Америке.
Блог mazdavod: История легенды

Land Cruiser J90 — Prado второго поколения, появился в 1996 году. Внедорожник стал крупнее, обзавелся системой постоянного полного привода, а также независимыми подвесками передних колес – туда ставились двойные рычаги, сзади же, как и прежде, находился неразрезной мост. По части моторов Prado 90 не имел ничего общего с «восьмидесяткой». Он оснащался либо рядными четырехцилиндровыми четверками, либо V6. Зато мог, как и старший брат, получить отделку кожей и деревом, но лишь в версии Challenger.
Блог mazdavod: История легенды
Блог mazdavod: История легенды
Блог mazdavod: История легенды

Два года спустя после дебюта J90 появляется Land Cruiser 100.Сотый Land Cruiser стал одним из самых продаваемых полноразмерных внедорожников в современной России. В отличие от предшественников, новый «Крузак» откровенно делал ставку на роскошь — появилась пневматическая подвеска с регулируемым дорожным просветом, мощный двигатель V8, а в 2002 году и первая для серийных машин система ночного видения (была доступна только для Land Cruiser Cygnus — брата-близнеца Lexus LX470 с эмблемой Toyota для внутреннего японского рынка). Казалось, что Land Cruiser 100 будут выпускать вечно, но на фоне своего наследника он пожил не так уж и много, с 1998 по 2007 год.
Блог mazdavod: История легенды
Блог mazdavod: История легенды
Блог mazdavod: История легенды

Первым Land Cruiser нового тысячелетия стал мега популярный Prado 120. Работа над машиной началась еще в 1998 году, а дизайн был утвержден в 1999-м. Релиз серийной версии состоялся в 2002-м. Концепция осталась прежней, однако дизайн машины на фоне монументальной «сотки» стал более легковым. При этом, никуда не исчезла трехдверная версия (она продавалась под индексом 125), хотя присутствовала она далеко не на всех рынках. По традиции, Prado оснащался 4-х и 6-ти цилиндровыми бензиновыми и дизельными силовыми установками, которые агрегатировались как с «механикой», так и с «автоматом».К слову, некоторые автоэксперты считают 120-й самым красивым за всю историю модели.
Блог mazdavod: История легенды
Блог mazdavod: История легенды
Блог mazdavod: История легенды

Последняя на сегодня версия оригинального Land Cruiser — это 200-я серия, выпускающаяся с 2007 года. Электроники на борту стало еще больше — камеры кругового обзора, бесключевой доступ, ассистенты подъема и спуска, четырехзонный климат-контроль, и еще много чего «вкусного». В 2012-м году модель пережила первый рестайлинг. Модель получила новый, более мощный бензиновый двигатель, при этом из линейки силовых агрегатов полностью исчезли рядные «шестерки», их заменили на V6. Автомобиль, не смотря на свою довольно высокую цену, до сегодняшнего дня занимает первые строчки в рейтинге люксовых внедорожников. Блог mazdavod: История легенды
Блог mazdavod: История легенды
Блог mazdavod: История легенды

Но, как мне кажется, 200-й Крузак — скажем так, «членовозка». Никого этим не хочу обидеть, просто уж очень часто ее используют всякие «члены» — правительства, корпораций, организаций, и прочая-прочая-прочая. Ну а почему нет? Как-никак, а машина подчеркивает статус владельца. Да и цена, честно говоря, кусается.
А для тех, кому все-же нужен настоящий, рамный, с блокировками и прочими внедорожными примочками автомобиль, но несколько дешевле и скромнее по габаритам, есть Land Cruiser Prado 150-й серии. Тоже весьма и весьма достойный автомобиль.
Блог mazdavod: История легенды
Блог mazdavod: История легенды
Блог mazdavod: История легенды

История Land Cruiser — это история лавинообразно растущего успеха, у которого еще много граней, а также ненаписанных глав. Появилась бы она, если бы японцы не нашли тот самый американский внедорожник на Филиппинах?

По мотивам motor.ru

0 комментариев

Оставить комментарий

Комментировать при помощи: