Аварии на МКС

Международная космическая станция — крупнейший проект в сфере пилотируемой космонавтики, представляющий собой постоянно обитаемый орбитальный комплекс, совершающий полет на средней высоте 417 километров. За время существования проекта с ним происходило немало как курьезных так и опасных инцидентов.

Проишествия: Аварии на МКС

2001 — Сбой компьютеров в американском сегменте станции.
Проишествия: Аварии на МКС

25 апреля 2001 года вышли из строя все три бортовых компьютера американского сегмента станции, нарушилась связь с центром управления полётом в Хьюстоне. Были остановлены все работы с канадским роботом-манипулятором «Канадарм2». Авария не затронула центральный компьютер российского сегмента станции, поэтому подготовка к старту российского пилотируемого космического корабля «Союз ТМ-32» продолжалась в штатном порядке.

Как выяснилось впоследствии, поломка случилась в устройстве хранения информации, где были повреждены файлы на жёстких дисках. В настоящее время вместо жёстких дисков применяются запоминающие устройства на твердотельных накопителях.

2003 — Катастрофа «Колумбии»
Проишествия: Аварии на МКС

1 февраля 2003 года шаттл «Колумбия» взорвался при входе в атмосферу во время схода с орбиты. США приостановили полёты многоразовых кораблей «Спейс шаттл» на два с половиной года. Затем, после первой миссии по программе «Возвращение к полётам», последовал ещё один годичный перерыв в полётах шаттлов. Все эти паузы привели к тому, что появилась неуверенность относительно будущего МКС.

Экипаж шаттла «Колумбия»: командир Рик Хасбэнд, пилот Уильям МакКул, бортинженер Майкл Андерсон, научные специалисты Лорел Кларк, Дэвид Браун, Калпана Чавла и первый израильский астронавт Илан Рамон. Калпана Чавла летела в космос второй раз, она была первой женщиной-астронавтом индийского происхождения.

Проишествия: Аварии на МКС

Смена экипажей между февралём 2003 года и июлем 2006 года шла исключительно силами российских кораблей «Союз», (миссия STS-114 в июле 2005 лишь доставила необходимые грузы на борт станции и забрала накопившиеся материалы). Начиная с МКС-7, долговременные экипажи станции состояли из двух космонавтов вместо трёх, как это было до катастрофы «Колумбии». Так как станцию перестали посещать шаттлы, на МКС стало накапливаться большее, чем обычно, количество отходов, что стало особенно проблематичным в 2004 году. Однако российские грузовые корабли «Прогресс» и миссия STS-114 справились с этой проблемой.

2006 — Проблема задымления и отключение вентиляции

18 сентября 2006 года на борту станции сработали датчики задымления. Экипаж МКС-13 почувствовал неприятный запах, а затем увидел дым, который оказался на самом деле испарениями гидроксида калия. Гидроксид калия запаха не имеет, поэтому бортинженер Джеффри Уильямс сделал предположение, что источником запаха был перегретый резиновый шланг системы регенерации воздуха «Электрон».

Так или иначе, все вентиляционные системы станции были отключены, чтобы предотвратить распространение дыма и загрязнителей. До конца работ по очищению воздуха космонавты носили защитные очки и респираторы.

2 ноября 2006 транспортный грузовой корабль «Прогресс М-58» доставил запчасти, необходимые для починки системы «Электрон».

2007 — Сбои в работе компьютеров российского модуля
Проишествия: Аварии на МКС

Происшествие случилось 14 июня 2007 года, во время пребывания на станции экспедиции МКС-15 и визита STS-117. Сбой компьютера в российском сегменте в 06:30 UTC оставил станцию без нормальной работы двигателей ориентации, оборудования для генерации кислорода, поглощения углекислого газа и других систем жизнеобеспечения; это послужило причиной снижения температуры воздуха на станции. Успешная перезагрузка компьютера привела к ложной пожарной тревоге, которая разбудила экипаж в 11:43 UTC.

В сложившейся критической ситуации генеральный конструктор РКК «Энергия» Николай Севастьянов создал группу по анализу ситуации и разработке технических мероприятий по её устранению. В группу были включены: Николай Брюханов, Сергей Крикалёв и другие специалисты. Благодаря напряжённой работе этой группы на Земле и космонавтов на борту МКС, была определена причина сбоя — выход из строя вторичных источников электропитания компьютеров в результате воздействия на них электромагнитных помех — и способы решения проблемы.

15 июня четыре из шести компьютеров российского сегмента были подключены по нештатной схеме электропитания. Два резервных компьютера оставались отключёнными, работы по их восстановлению продолжались. НАСА сообщило, что без обеспечения компьютерами контроля за уровнем кислорода станция могла бы работать ещё 56 дней.

Вечером 16 июня, менеджер программы МКС в Космическом центре им. Джонсона в Хьюстоне Майк Саффредини подтвердил, что все шесть компьютеров ориентации и управления, включая два компьютера, на которых произошёл сбой, снова включены, и будут тестироваться в течение следующих нескольких дней. Первой была подключена система охлаждения.

Дальнейшее исследование причин неисправности показало, что корень проблемы лежит в образовании конденсата на электрических контактах. Конденсат стал причиной короткого замыкания, которое привело к отправке команды отключения питания на все три дублирующих компьютера. Это вызвало определённое беспокойство, потому что ЕКА использует такие же вычислительные машины в модуле «Коламбус» и космических кораблях ATV.После того как стали поняты причины сбоя, началось внедрение планов, позволяющих избежать этой проблемы в будущем.

2007 — Отказ главного командно-контрольного компьютера американского сегмента станции
Проишествия: Аварии на МКС

11 августа в 23:30 по московскому времени, примерно через 3 часа, после того как американские астронавты Рик Мастраккио и Давид Уильямс вышли в открытый космос, отказал главный командно-контрольный компьютер американского сегмента станции. Его функции были переданы дублирующему оборудованию.

Отказ компьютера не создал какой-либо угрозы ни для работавших за бортом астронавтов, ни для находящихся на МКС людей. Первоначально возможные причины поломки, которую в НАСА назвали «таинственной», озвучены не были.

Позднее, из текста радиопереговоров российских космонавтов с ЦУПом, стало известно, что один из американских астронавтов выключил ТБУ и все розетки, так как хотел пофотографировать в полной темноте, но огни на приборной панели мешали ему, и он выключил всё, что светится, что и было случайно обнаружено одним из российских космонавтов.

2007 — Разрыв солнечной батареи

Событие произошло 30 октября 2007 года, в это время на борту станции присутствовали долговременный экипаж МКС-16 и экспедиция посещения STS-120. Во время выхода в открытый космос были установлены панели солнечной батареи сегмента P6 МКС. При развёртывании одна панель солнечной батареи развернулась нормально, но когда другая панель развернулась приблизительно на 80 %, космонавты с помощью камер наружного наблюдения обнаружили на ней разрыв длиной около 75 сантиметров. Развёртывание было остановлено, и после внимательного осмотра космонавты нашли второй, меньший по размерам разрыв.

Несколько дней до починки руководство и технические специалисты НАСА тщательно разрабатывали план предстоящих работ, усложнявшихся тем, что для доставки астронавта к месту поломки использовался кран-манипулятор, а также опасностью проведения работ рядом с устройствами, находящимися под напряжением. 3 ноября астронавт Скотт Паразински и ассистировавший ему Дуглас Уилок починили батарею, наложив на неё изготовленные из подручных материалов алюминиевые шины

На фото: Повреждение 4B крыла солнечных батарей.
Проишествия: Аварии на МКС

2008 — Поломка санузла станции
Проишествия: Аварии на МКС

21 мая 2008 года сломался единственный санузел. Сначала отказал двигатель вентилятора. Из-за этого часть оборудования, отвечающая за сбор жидкости, работала с перебоями. Остальное оборудование функционировало нормально. Всё это время космонавты пользовались резервным туалетом, который находится на пилотируемом корабле «Союз ТМА-12». Однако его ресурс был крайне ограничен, поэтому экипаж станции соорудил временную систему сбора продуктов жизнедеятельности с использованием сменных ёмкостей. Ситуация была настолько серьёзной, что в ЦУП даже рассматривалась возможность экстренной эвакуации экипажа.

2015 — Эвакуация экипажа из американского сектора

14 января 2015 года после аварийного срабатывания датчика давления экипаж МКС был вынужден срочно покинуть американский сегмент станции и перейти в российский сегмент, герметично закрыв за собой соединительные люки. По основной версии на момент нештатной ситуации, срабатывание датчика было вызвано утечкой в атмосферу станции аммиака, который используется в контуре системы охлаждения. Наземная группа специалистов в Хьюстоне приступила к разработке мер по устранению возникшей неисправности. При этом некоторые специалисты предположили, что речь идёт о ложном срабатывании датчика, либо о его неисправности.

На фото: Конфигурация американского сегмента МКС на май 2011 года
Проишествия: Аварии на МКС

После 10 часов пребывания экипажа в изоляции от американского сектора станции специалисты центра управления полётом в Хьюстоне пришли к выводу, что нештатная ситуация вызвана сбоем компьютера, управляющего системой охлаждения, и не несёт угрозы деятельности экспедиции. Астронавтам разрешили вернуться обратно. Возникшие неисправности в системе управления охлаждением решено устранять в порядке текущей эксплуатации станции.

На фото: Конфигурация российского сегмента МКС на 2010 год
Проишествия: Аварии на МКС

2015 — Поломка санузла станции
Проишествия: Аварии на МКС

На российском сегменте Международной космической станции вышло из строя ассенизационно-санитарное устройство — прохудился один из шлангов, присоединенных к насосу устройства, и в результате этого начала вытекать жидкость. Санузел пришлось отключить, а экипаж был вынужден удалять жидкость имеющимися на борту средствами. Тем не менее, поломку удалось оперативно устранить, так как на борту станции находились запасные части.

Пока в российском сегменте всего один санузел. Второй планировалось поставить на Многофункциональном лабораторном модуле, который в 2013 году так и не был запущен. Теперь лабораторного отсека придется ждать до 2016 года.

0 комментариев

Оставить комментарий

Комментировать при помощи: