Едешь ли в поезде, идешь ли в поход выходного дня - нож нужен, это бесспорно

Едешь ли в поезде, идешь ли в поход выходного дня — нож нужен, это бесспорно. Вот только по мере ознакомления с предметом оказывается, что нож нужен особенный для каждого случая — а в итоге выходит, что даже и не один! Качество изготовления, острота заточки, удобство удержания в ладони («как нож лежит в руке») — это непременные условия, критерии оценки ножа. Но есть нюансы, много нюансов…


Главным конструктивным элементом складного ножа является — что? Нет, не клинок :) Шарнир, замок, пружина, предохранитель — тот хитромудрый механизм, который и делает нож складным — с одной стороны, и нескладным — до известной степени — с другой стороны. Кроме прочности замка (или мощности пружины, фиксирующей клинок на ноже классической конструкции), важно также удобство открывания, впрямую влияющее на скорость этого процесса.

А скорость экономит, как минимум, рабочее время. Впрочем, для ножа джентльмена, к примеру, это все совершенно неважно — на первый план выходит декоративность, дороговизна (именно так) материалов, изящество стиля.

Замков складных ножей существует много. Один из наиболее старых типов замка — тот, что применяется на навахах и ножах сходной конструкции. Клинок имеет зуб на обухе, а на рукоятку приделана пластина, пружинная, очень мощная и упругая, отверстие в ней предназначено для вышеупомянутого зуба. Для того, чтобы сложить нож, надо пружину оттянуть, этой цели служит кольцо или специальный рычаг. Замок, где зуб расположен не на поворотном клинке, а на подпружиненном коромысле, в норме расположенном заподлицо со спинкой рукоятки, называется бэклок.

Другие два родственных и тоже широко распространенных механизма — лайнер и фреймлок (он же монолок). Пластина, закрепленная в рукоятке или даже являющаяся ее частью, подпружинивает раскрытый клинок, но сделана так, что при попытке сложить нож работает на продольное сжатие и выдерживает значительные усилия.

Есть также разнообразные замки со штифтами или шариками, вдвигающимися (за счет пружинки) в паз на клинке и препятствующими его закрытию. Вот эти самые пружинки часто ломаются, но сами замки очень прочные.

Одноклинковый ножик… Удовлетворит ли он все ваши потребности, особенно — в командировке или турпоездке? Может быть, стоит запастись многопредметным швейцарским складничком, благо они доступны (во всяком случае, те, что несут на борту клинок, открывалки, штопор и, может быть, ножнички — точно доступны многим)?

Фирма Victorinox предусмотрела практически все случаи использования складного ножа — вот только люки ими поднимать не нужно. Для туриста-походника удобнее (длиннее то бишь) может оказаться нож от Wenger — это что касается больших ножей, а «офицерские» все похожи размером.
Искренне советуем не мелочиться и брать ножик с пассатижами, крестовыми отвертками, ножницами (обязательно), пилой по металлу (это уж по вкусу, там напильник есть на боковой стороне — милое дело ногти подпиливать). Пассатижи не помогут открыть заржавевший кран, но с мелкими работами и крупными занозами справляются на ура.

Если вы не желаете пугать окружающих — приобретайте маленький ножик вроде Boker Subcom, умещающийся в чехол для зажигалки Зиппо. На ремне такой и не разглядишь. Впрочем, политкорректный офицерский нож от Victorinox тоже мало кого введет в шоковое состояние.

Собираясь в заграничное турне, обязательно разузнайте, какие ножи разрешено носить в стране предполагаемого пребывания — российский закон в этом плане совсем не драконовский, но в чинной Европе ситуация иная, что удивляет, но деваться некуда. Ну а в самолет даже маникюрный ножичек проносить нельзя…

0 комментариев

Оставить комментарий

Комментировать при помощи: