75 лет со дня рождения Ириски

Ирина Асмус родилась 28 апреля 1941 года.

Личность: Ириска


Детство Ирины проходило в тяжелые военные и послевоенные годы, однако, не смотря на это, она хотела стать артисткой, но долго не могла решить какой — ее притягивало и драматическое искусство, и цирк, и эстрада. Семья ее часто переезжала из города в город, так что постоянно ходить в какой-либо кружок Ирина не могла и довольствовалась случайными занятиями.

Когда пришло время определяться, Асмус первоначально решила поступать в хореографическое училище Большого театра, и почти поступила. Приемная комиссия сообщила ей о том, что она действительно талантлива и ее берут, но, учитывая ее рост, она никогда не сможет стать примой, и грандиозного успеха ей не добиться. В результате Ирина решила изменить свое решение, и отправилась учиться в Государственное училище эстрадного и циркового искусства.

На экзаменах в Государственное училище эстрадного и циркового искусства Ирина исполнила зажигательный неаполитанский танец, спела популярную в те годы песню «Бесаме мучо», и была принята в училище.

В период учебы, в 1958 году, Ирина снялась в детской сказке «Новые похождения Кота в сапогах», где сыграла две роли – девочку Клаву и Черную пешку.

После окончания училища она стала работать в цирке как эквилибрист на першах под руководством Л.Костюка. Перши — это длинные палки. Эквилибрист, «верхний», как говорят в цирке, влезает по першу, который держит его партнер, под самый купол и там, на крохотном пятачке, демонстрирует различные трюки. Это работа смелых, сильных людей, с характером, а именно такой и была Ирина. Однако, однажды Ирина получила на репетиции серьезную травму, и с выступлениями на высоте врачи велели воздержаться… И тогда Асмус отправилась учиться сразу на второй курс в драматическую студию Ленинградского театра юного зрителя. Там из-за маленького роста и соответствующей внешности ей предлагали играть лишь однотипные роли детей. И актриса вскоре перешла в Театр имени Комиссаржевской.

Первая же работа в этом театре позволила ей проявить талант незаурядной драматической актрисы, певицы и танцовщицы. Потом последовали роли Джульетты, Золушки, принцессы Елизаветы в «Принце и нищем» и Раймонды в «Романтике для взрослых». Интересную актрису заметила критика, о ней писали ленинградские газеты. Но, по-прежнему, в дни школьных каникул, Ирину можно было видеть в цирке, где она, отпросившись из театра, играла то пионера Вольку ибн Алешу, то хвастливого Незнайку, то зловредную старуху Шапокляк.

Драматург Александр Володин, хорошо знавший Ирину Асмус по театру, очень удивился, вновь увидев ее на манеже. «Ириска! Ты что здесь делаешь?» — воскликнул он. Это трогательное прозвище понравилось окружающим и быстро прижилось, и на манеже появилась соло-клоунесса Ирина Асмус. Соло-клоун — клоун, который один выступает на манеже. Это было почетно, но очень сложно. Но Ирину слово «сложно» только манило и звало к преодолению новой высоты.

Многие цирковые драматурги старались решить проблему — какие слова вложить в уста женщины-клоуна, и что она должна делать на арене? Удалось это известному конферансье, выпускнику режиссерского факультета ГИТИСа Сергею Дитятеву, который написал и поставил Ирине программу. Вот как выглядели ее репризы…

Артистка, расшалившись, дует на прожекторы, и они гаснут. Цирк погружается в темноту, слышен вой вьюги. В неверном свете зажженной свечи зрители видят съежившуюся, замерзшую фигурку. Понимая, что может случиться непоправимое, Ириска дыханием согревает робкий огонек, от которого постепенно оживают огни цирка, и бережно уносит с манежа свечу — символ света…

Эта жизнеутверждающая сценка «Да будет свет!» прочно вошла в репертуар Ирины Асмус. В ней полностью раскрывался драматический талант артистки.

Еще одна любимая клоунада артистки — «Дрессировщица». Здесь объектом сатиры становились некоторые женщины, полжизни проводящие у телефона. Демонстрируя «дрессированного змея», горе-укротительница то и дело хваталась за телефонную трубку, забыв обо всем на свете. «Змей» негодует, зрители смеются: «Ох уж этот «вечерний звон!».

В 1975 году на 1-м телеканале появилась детская передача «АБВГДейка», созданная по идее американской передачи «Сезам-стрит». Благодаря сценариям Эдуарда Успенского, передача вскоре приобрела свою индивидуальность и неповторимость. А в 1978 году на роли ведущих этой передачи были приглашены клоуны Ириска и Клепа. Успех был ошеломляющим. Именно Ириска и Клепа оказались самыми характерными и яркими героями «АБВГДейки», а потому быстро стали любимцами всей советской детворы. Эта популярность выражалась в том, что за время существования передачи редакция детских программ получила около 2 миллионов писем.

В короткий срок Ирине удалось покорить сердца миллионов советских детей. Девочки признавались, что хотят, когда вырастут, стать такими же клоунессами, как Ириска. У нее был огромный авторитет среди детворы. Однажды в Ташкенте дети узнали, в какой гостинице остановилась Ирина Асмус, и утром под ее окнами начали скандировать: «Ириска! Ириска!». Актриса вышла на балкон и заявила: «Так! В школу идете? На обратном пути покажете дневники». И дети, послушно направились в школу, а на обратном пути выстроились с дневниками перед гостиницей в очередь.

Конец 1970-х – начало 1980-х годов — самый напряженный и самый плодотворный период в жизни Ирины Асмус. Телевидение, театр, цирк – актриса умудрялась совмещать все. При этом, разрываясь между гастролями и съемками, она еще снялась в передаче ленинградского телевидения «Дискотека», а также в документальных фильмах «Представление» и «На манеже – Ириска». Но в личной жизни актрисы все было далеко не так хорошо.

Первым мужем Ирины стал актер Александр Хочинский, известный по фильму Бумбараш». Однако их семейная жизнь не сложилась. К семейным неурядицам добавились проблемы на телевидении. Однажды в передаче в лесу Ириска, спускаясь с дерева, сказала: «Ой, я дерево поцарапала! Я его перебинтую». И завязала на стволе бант из бинта. После показа этой передачи в адрес телевидения пришло достаточно глупое письмо: «Похвально, что клоуны берегут деревья, но приятно ли будет ходить по лесу с забинтованными деревьями?». Из-за этой глупости все участники передачи были вызваны на ковер к руководству и для промывания мозгов. Создатели и исполнители «АБВГДейки» в 1986 году Ирину без всяких объяснений отстранили от ведения передачи, заменив ее, к огромному неудовольствию детей, на другую исполнительницу. В это непростое для Ирины время от нее ушел второй муж, работавший инспектором манежа в одном из цирков. А в довершение «черной полосы» — актрисе объявили, что ее не берут в формирующуюся труппу для заграничного турне.

В марте 1986 года Ирина Асмус выехала с цирковыми гастролями в Гомель. Там же, в районе Гомеля, в авиагородке в деревне Зябровка, проходил службу ее сын. Может быть, именно для того, чтобы увидеть сына, Ирина и приехала туда с гастролями.

За день до смерти у Ирины состоялся неприятный телефонный разговор с мужем. Муж в резких тонах настаивал, чтобы артистка отдала ему большую квартиру в Ленинграде. Ирина отказалась. Примечательно, что именно муж являлся постановщиком данного номера и — до своего ухода — ассистентом Ириски. А 15 марта 1986 года на глазах полутора тысяч зрителей в Гомельском цирке она сорвалась во время исполнения своего номера из-под купола цирка. Трагедия произошла на дневном представлении в субботу, когда в зале был аншлаг. У Ириски в программе был эффектный трюк «Старушка на абажуре»: под самым куполом она вращалась вокруг своей оси. Когда клоунесса закружилась вниз головой, продев ногу в петлю и отстегнув страховку, чтобы трос не мешал движениям, она сорвалась и упала с 12-метровой высоты. Ириску тут же унесли с манежа, и представление продолжилось, как будто ничего не случилось. Умерла клоунесса мгновенно. Когда на следующий день врачи из морга вновь привезли ее в цирк, констатировали: переломано почти все, что можно было сломать. По заключению медиков, смерть наступила от внутреннего кровоизлияния.

Позже была устроена гражданская панихида для артистов и работников цирка, гроб с телом Ириски поставили на манеже. Простых зрителей, которые пытались попасть на манеж, попрощаться с клоунессой не пустили. Гомельский цирк выделил машину, и на ней сын, приехавший из части, увез тело матери в Ленинград, где ее и похоронили.

«До цирка я работал в органах, делом гибели занимались мои знакомые из прокуратуры, — рассказывал бывший начальник отдела кадров Гомельского цирка Анатолий Богомаз. — Расследование велось очень серьезно, с чертежами и следственными экспериментами. Коллеги как-то сказали мне в разговоре по душам: артистка сама виновата в смерти. В машинке вращения оказалась расклепанной гайка. По технике безопасности перед каждым выступлением Ириска сама должна была проверять, все ли в порядке с оборудованием. В тот день она этого не сделала».

В суде Центрального района Гомеля судья решил, что инженер по технике безопасности и инспектор манежа виновны в том, что «не испытали механизм под нагрузкой и не сверили его конструкцию с техническим паспортом аппарата». А расхождения с описанием на бумаге действительно были. Оказывается, по техническому паспорту в аппарате «Абажур подвесной» не должно было быть никакой машинки для вращения. Оба подсудимых свою вину не признали. По их словам, внешне механизм не вызывал опасения, поэтому испытывать его и сверять с чертежами смысла не было.

Судья отметил, что этот же несчастный случай мог произойти в цирке Ленинграда, Минска, Днепропетровска и других городов, где клоунесса выступала до гастролей в Гомеле. В этих цирках Ирискин «абажур» тоже не проверяли и не испытывали. В приговоре суда сказано: «Смерти артистки способствовало халатное исполнение своих обязанностей должностными лицами ряда цирков, не выявивших своевременно грубое несоответствие аппарата техническому паспорту».

Злополучная машинка для вращения разрабатывалась в Москве. После гибели Ирины Асмус данный тип машинок для вращения был запрещен.

Ирина Асмус была похоронена в Санкт-Петербурге на Большеохтинском кладбище.

0 комментариев

Оставить комментарий

Комментировать при помощи: