Русская дипломатия

В последнее время только ленивый не обсуждает российскую внешнюю политику. Мне захотелось немного отвлечься от настоящего и обратить свой взгляд в прошлое, почитать о выдающихся дипломатах былых времен, узнать, чем они жили, и каким образом представляли нашу страну на международной арене. Удалось нарыть кое-что интересное )

Я не буду сильно акцентироваться на их биографиях (кто захочет — погуглит и все узнает), а лишь приведу несколько забавных моментов из их жизни и работы.



1) Сергей Лазаревич Лашкарев (1739 — 1814).

Выдающийся дипломат-востоковед, владел 10 языками: турецким, персидским, арабским, татарским, грузинским, армянским, древне- и новогреческим, французским, итальянским и латынью. В конце XVIII — начале XIX в. оказывал заметное влияние на внешнюю политику России на Востоке. С его именем связаны многие важные инициативы русской дипломатии в установлении добрососедских отношений России с Османской империей и Ираном.

"… Толпа негодующих фанатиков-мусульман окружили особняк богатого турецкого купца, в котором волею обстоятельств очутился русский дипломат, и решительно требует его выдачи. Казалось, трагическая развязка неминуема.

Но тут случилось непредвиденное — русский сам бросился на встречу смертельной опасности. Выскочив на открытую терассу дома с тазом, полным воды, смельчак на чистейшем турецком языке обратился к беснующимся с угрозой, сказав, что если они немедленно не разойдутся, то он будет крестить их всех: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». От таких слов толпа на какой-то миг оцепенела, затем бросилась врассыпную прочь, а он на заранее приготовленной лошади ускокал в гавань и спасся на одном из европейских кораблей..."
(1774 г.)

2) Карл Васильевич Нессельроде (1780-1862).

Был министром иностранных дел Российской империи ровно 40 лет — с 1816 по 1856 год (абсолютный мировой рекорд по продолжительности пребывания на посту министра иностранных дел), а всего находился на российской дипломатической службе в течение 55 лет — с 1801 по 1856 год.

Под руководством Нессельроде российская разведка начинает проникновение в Хивинское, Бухарское и Кокандское ханства, в Иран и Афганистан, а вслед за разведчиками туда прибывают русские дипломатические представители.

Благодаря усилиям российских спецслужб и дипломатии, которыми в одном лице руководил Карл Васильевич Нессельроде, англичанам не удалось установить контроль над Средней Азией, и она в результате стала российской сферой влияния, а впоследствии была присоединена к Российской империи.

В 1848-1849 годах английские спецслужбы через масонские ложи (которые впервые появились в Англии в 1717 году при участии шефа английской разведки Даниэля Дефо) начали серию революций по всем странам Европы, чтобы расшатать устои действующей власти и вызвать хаос и анархию на всём континенте.

Российская империя по просьбе австрийского императора направила воинский контингент для подавления революции в Венгрии, в результате чего удалось предотвратить появление враждебного России националистического государства, подконтрольного англичанам.
* ну, ничего не меняется! ни-че-го…

Очень интересный пример, показывающий, каким образом действовал К.В. Нессельроде, приводит Александр Бушков в книге «Распутин. Выстрелы из прошлого»:

В Париже как-то объявили к постановке посредственную пьеску «из русской жизни», где обстоятельства кончины Павла I излагались в оскорбительной для России и Николая лично форме…
Николай вызвал Нессельроде. Нессельроде задачу понял. Вскоре в парижских коридорах власти объявился русский дипломат и с благожелательной улыбкой на лице, самым что ни на есть светским тоном сообщил:

— Господа, вам тут просили передать… Если эта пьеска все же пойдет на театре, мой император пришлет в Париж миллион зрителей в серых шинелях, которые ее старательно освищут…

(Это не анекдот — быль из времен Нессельроде. Афиши исчезли моментально, пьеска провалилась в небытие…)

3) Александр Сергеевич Меншиков (1787 – 1869).

Генерал-адъютант, адмирал, морской министр Российской империи в 1836-55 гг., генерал-губернатор Финляндии в 1831-54 гг. Старший в роду Меншиковых, правнук петровского фаворита.

В феврале 1853 года для переговоров с Портой Чрезвычайным Послом в Константинополь был направлен Светлейший князь адмирал Александр Сергеевич Меншиков.

Партнёром Меншикова по переговорам был не только великий визирь Мехмет-Али но и сам тогдашний султан Абдул-Меджид I. Принимал он Меншикова в новом дворце Долмабахче, украшенном картинами кисти Ивана Константиновича Айвазовского.

Во время первой аудиенции Светлейший князь Российской империи отказался кланяться басурманскому правителю. Меншиков лишь молча вручил ему письмо Николая, помеченное царем 24 января 1853 г. Письмо было вежливым, но содержало угрозу. Царь призывал султана соблюдать «освященные веками права православной церкви» и поразмыслить над последствиями отказа князю Меншикову в требованиях, которые он представит.

Тогда Абдул–Меджид, дабы вынудить посла поклониться, повелел к следующему визиту Меншикова сделать в зале приёма послов Süfera Salonu дверной проём значительно ниже человеческого роста. На это потребовалось более месяца, и если первый визит состоялся 2 марта, то второй аж 20 апреля. Эту затяжку русские использовали для завершения военных приготовлений ко вторжению в Молдавию и Валахию.

Перед началом следующей аудиенции, Меншиков, обнаружив этот подвох, нашёл поставленной проблеме остроумное решение – вошел в хоромы не передом, а задом, оттопырив при этом задницу. Войдя, Меншиков выпрямился, слегка поправил свой мундир и лишь затем повернулся к султану.

Гиперборея

0 комментариев