На смерть Немцова

Общество: На смерть Немцова

Счастливое детство в позднем Советском Союзе, для меня довольно смутное воспоминание и в основном — довольно персональное. ВДНХ, мороженное за 5 копеек, детский сад, жаренный картофель, приём в октябрята (кстати я в них не попал — но это отдельная история), парад на 9 мая.

То, что жизнь как то странно изменилась я заметил в 1990 году. Не из-за митингов — на них мы с братом бегали (жили тогда в самом центре Москвы) как на какое-то весёлое и непонятное мероприятие взрослых. А потому, что в огромном продуктовом магазине на улице Горького (ныне Тверской) из продуктов было только детское питание (1 вид), на весь магазин. Есть было нечего.

Вокруг творились странные вещи. Взрослые не отходили от радиоприёмников и телевизоров. На улицах становилось всё грязнее, появились в массовых количествах бродяги, нищие, кришнаиты, гопники.
Становилось страшно.

Люди начали защищаться, ставить кодовые замки на подъезды, железные двери. Страх был повсюду. Вместе со страхом появилась безнадёжность.

Потом — цены. Кто-нибудь помнит начало 1992 года, когда всё стало в 2-3 раза дороже буквально за несколько дней?
Из дома пропали конфеты, торты, потом и обычные печенья стали редкой радостью. Какие там подарки на дни рождения и Новый Год? Иногда вообще всё пропадало. Хлеб — невероятно вкусное лакомство, когда поголодаешь, как следует. Только и хлеб не всегда был.

Я начал интересоваться политикой и регулярно смотреть новости в очень конкретный момент — 3 октября 1993 года. Помните? Это когда в Останкино был штурм. Это было недалеко от нас, совсем недалеко. В те дни погиб парень из старших классов нашей школы — то ли по глупости под пулю полез, то ли… Не знаю, есть ли он в стыдливых списках из 150 погибших в те дни?

Моя сознательная жизнь началась и продолжалась долгое время в ситуации постоянного ухудшения жизни. Постоянного!

Вы знаете, что такое нищета? Что такое — искать пустые бутылки, чтобы сдать? Воровать хлеб в магазинах не потому, что «прикольно» а потому, что жрать хочется? Годами носить износившуюся, перештопанную и ставшую не по размеру одежду? Что такое жить с дачного участка — не цветочки идиллически выращивать, а реально выживать благодаря картошке и огурцам на шести сотках?

Я знаю. И подавляющая часть людей вокруг меня, более или менее, жила в таких же условиях. Мы, помнится, году в 95-м, отмечали день рождения одноклассника – так там вместо торта мама именинника взболтала в миске вилкой (миксеров то не было, — дорого) сырые яйца с сахаром. Это в Москве!

Что творилось в провинции можно представить при наличии лёгкого воображения, но, наверное, непросто, на пути из бутика в кабак.
За какие заслуги мне вам быть благодарным?

Сейчас мне рассказывают, что, оказывается в те времена, рыцари свободы, талантливые аспиранты, хироманты «невидимой руки рынка», сдирая ладони в кровь, не покладая рук, недосыпая и рыдая, рыдая и недосыпая, от необходимости принятия тяжёлых решений, строили наше счастливое демократическое будущее. И только роковое решение Бориса Николаевича по поводу преемника, отвернуло страну от верного пути.
Светлое демократическое будущее? Вы зачем на меня шутки строите?

Страшную тайну открою — до примерно 2009/2010 годов я был ярым антипутинцем и непримиримым противником власти, но даже тогда этот бред про демократический путь в 90-х ничего кроме недоумения не вызывал.
Господа, это вы демократически расстреляли парламент страны в 1993 году. Вообще без разницы по какой причине, вот просто поясните мне демократичность того решения.

Это вы начали войну в Чечне. Почему вместо демократических переговоров вы решили стереть с лица земли несколько городов, а? Можете не говорить, — я уже давно знаю, что бывают правильные, демократические, бомбардировки, и бывают остальные. Но, кстати сказать, у вас даже это не получилось и десятки (сотни?) тысяч полегли, а в народе, у родителей сыновей, на долгие годы выработался стойкий рефлекс «что угодно, только бы не попал в армию и Чечню».

Это вы придумали, собрав по сусекам лояльных чиновников и бизнесменов, — «партию власти», — клуб без цели, программы и видения, единственным общим интересом членов которого было оставаться у власти как можно дольше. «Единая Россия» не нравится, но чья идея то была?

Это вы в 1996 году заполонили всё тошнотворными листовками «Купи еды в последний раз» и «Голосуй сердцем!». Вольно сейчас жаловаться на тотальное запудривание мозгов избирателю — но кто был первым, не желаете вспомнить?

Это же вы буквально в режиме прямой трансляции распродали за гроши собственности на сотни миллиардов долларов — открыто, якобы «формируя класс бизнесменов»? Какого чёрта этот класс был сформирован так, что в том же 1996 году практически весь, целиком, в одну баню помещался? Это вы, пардон, в каких учебниках по экономике прочитали сей чудный рецепт?
Вас коррупция не устраивает — так снова и снова — это ж по вашим правилам игра, вы стандарты то наглости и масштабов задали, не кто-то другой, не Путин, не коммунисты, не ватники и не быдло.

Да будь я демократ святее самого Сахарова — господа, вы сами и убили демократию. Сами! Вас преемник Ельцина обижает? А почему в 1998-1999 годах вас вообще не смущало, что демократический президент по три раза в год выбирает себе ПРЕЕМНИКА?

Почему, в конце концов, только Ельцин в итоге и нашел в себе силы, хотя бы на словах, хотябы не уточнив конкретно за что, но всё же — публично попросить прощения? Вы решили, что он так с вас грехи снял или уверены, что вы исходно вовсе и не при чём?

Чем мне запомнился Немцов кроме знаменитой дуэли на стаканах с Жириновским?

По телевизору он всегда выглядел наглым, лощёным, самоуверенным, высокомерным, вызывая неприязнь даже сам по себе, без контекста.
В конце 90-х я часто бывал в Нижнем Новгороде. Кроме бессильной ярости и потоков мата имя Немцова там ничего не вызывало. Хотя нельзя не признать достижения на ниве превращения Третьей Столицы, в город, который и ныне, почти двадцать лет спустя, не может выбраться из позорной нищеты, в которую его загнал талантливый молодой демократ.
Помню еще, как он грозился пересадить чиновников в отечественные автомобили. Не смешно вспоминать?
В общем, как то всё.

С какой стати мне о нём и ему подобных скорбеть, будь я хоть за Путина, хоть против, хоть параллельно?

С какой стати я (как гражданин и избиратель, напоминаю для демократов) должен давать второй шанс людям которые, находясь у власти, не преуспели вообще ни в чём? При которых всё — ну абсолютно всё, — стало хуже.

Которые были готовы платить любую цену за одним им известную (известную ли?) цель; и заплатили, отшвырнув страну на десятки лет назад, — но не добились вообще ничего.

Я за светлое будущее, за свободу, за ценности христианской цивилизации, за равенство прав и возможностей, за соблюдение законов, за мир, за честность. Но вот вы все — по поганым плодам вашим, судя, а не по сладким словам — за всё противоположное.

С какой стати мне по вам скорбеть?

vwp1976

0 комментариев

Оставить комментарий

Комментировать при помощи: