Советские луноходы

17 ноября 1970 года автоматическая станция «Луна-17» доставила на поверхность Луны первый в мире планетоход – «Луноход-1». Учёные СССР успешно реализовали эту программу и сделали ещё один шаг не только в гонке с США, но и в изучении Вселенной.

Технологии: Советские луноходы


«Луноход-0»

Как ни странно, но «Луноход-1» это не первый луноход, стартовавший с поверхности Земли. Путь к Луне был долгим и трудным. Методом проб и ошибок советские учёные прокладывали дорогу в космос. Вот уж действительно – первопроходцам всегда тяжело! Ещё Циолковский мечтал о «лунной карете», которая будет сама передвигаться по Луне и совершать открытия.

Великий учёный как в воду глядел! – 19 февраля 1969 года ракета-носитель «Протон», которая и сейчас используется для получения первой космической скорости, необходимой для выхода на орбиту, стартовала, дабы отправить межпланетную станцию в космическое пространство.

Но при разгоне головной обтекатель, закрывавший луноход, под воздействием силы трения и высоких температур начал разрушаться – обломки попали в топливный бак, что привело к взрыву и полному уничтожению уникального планетохода. Этот проект получил название «Луноход-0».

Технологии: Советские луноходы

«Королёвский» луноход

Но даже «Луноход-0» оказался не первым. Проектирование аппарата, который должен был, как машинка на радиоуправлении, передвигаться по Луне, началось ещё в начале 1960-х годов. Космическая гонка с США, стартовавшая в 1957 году, подстёгивала советских учёных на смелую работу по сложным проектам. Программой планетохода занялось самое авторитетное конструкторское бюро – КБ Сергея Павловича Королёва.

Тогда ещё не знали, что собой представляет поверхность Луны – твёрдая она или покрыта многовековым слоем пыли? То есть для начала необходимо было спроектировать сам способ передвижения, а уж потом переходить непосредственно к аппарату. После долгих исканий решили ориентироваться на твёрдую поверхность и ходовую часть лунной машины сделать гусеничной. Этим занялся ВНИИ-100 (позднее ВНИИ ТрансМаш), специализировавшийся на изготовлении ходовых частей танков – проектом руководил Александр Леонович Кемурджиан.

«Королёвский» (как его впоследствии называли) луноход напоминал своим внешним видом блестящую металлическую черепаху на гусеницах – с «панцирем» в виде полусферы и прямыми металлическими полями внизу наподобие колец Сатурна. Глядя на этот луноход, становится немного жаль, что ему не было суждено выполнить своё предназначение.

Технологии: Советские луноходы

Всемирно известный луноход Бабакина

В 1965 году из-за чрезвычайной загруженности по пилотируемой лунной программе Сергей Павлович передал автоматическую лунную программу Георгию Николаевичу Бабакину в конструкторское бюро химкинского Машиностроительного завода имени С.А. Лавочкина. Это решение Королёв принял с тяжёлым сердцем. Он привык в своём деле быть первым, но с колоссальным объёмом работы в одиночку не мог справиться даже его гений, поэтому мудро было работу разделить.

Следует отметить, что с поставленной задачей Бабакин справился с блеском! Отчасти ему на руку сыграло то, что в 1966 году автоматическая межпланетная станция «Луна-9» совершила мягкую посадку на Селену, и советские учёные наконец-то получили точные представления о поверхности естественного спутника Земли. После этого внесли коррективы в проект лунохода, изменили ходовую часть, да и весь внешний вид претерпел существенные изменения.

Луноход Бабакина встретил восторженные отзывы всего мира – как среди учёных, так и среди простых людей. Едва ли какое-нибудь средство массовой информации в мире обошло вниманием это гениальное изобретение. Кажется, что и сейчас – фотографией из советского журнала – перед глазами стоит луноход, как смышлёный робот в виде большой кастрюли на колёсиках со множеством замысловатых антенн.

Технологии: Советские луноходы

А всё-таки, какой он?

По размерам луноход сопоставим с современным легковым автомобилем, но на этом сходства заканчиваются и начинаются различия. Колёс у лунохода восемь, причём у каждого из них свой собственный привод, что обеспечивало аппарату вездеходные качества. Луноход мог двигаться вперёд и назад с двумя скоростями и делать повороты на месте и в движении. В приборном отсеке (в «кастрюле») размещалась аппаратура бортовых систем. Солнечная батарея откидывалась, как крышка рояля, днём и закрывалась ночью. Она обеспечивала подзарядку всех систем.

Радиоизотопный источник тепла (использующий радиоактивный распад) обогревал оборудование в тёмное время суток, когда температура с +120 градусов падала до -170. Кстати, 1 лунные сутки равняются 24 земным. Луноход предназначался для изучения химического состава и свойств лунного грунта, а также радиоактивного и рентгеновского космического излучения.

Аппарат был снабжён двумя телекамерами (одна резервная), четырьмя телефотометрами, рентгеновскими и радиационными измерительными приборами, остронаправленной антенной (о ней речь впереди) и прочей хитрой техникой.

Технологии: Советские луноходы

«Луноход-1», или недетская игрушка на радиоуправлении

Не будем вдаваться в подробности – это тема для отдельной статьи – но так или иначе «Луноход-1» оказался на Селене. Доставила его туда автоматическая станция, то есть людей там не было, и управлять лунной машиной предстояло с Земли. В состав каждого экипажа входило пять человек: командир, водитель, бортинженер, штурман и оператор остронаправленной антенны.

Последнему необходимо было следить за тем, чтобы антенна всегда «смотрела» на Землю, обеспечивая радиосвязь с луноходом. Между Землёй и Луной приблизительно 400 000 км и радиосигнал, с помощью которого можно было подкорректировать движение аппарата, проходил это расстояния за 1,5 секунды, а картинка с Луны формировалась – в зависимости от ландшафта – от 3-х до 20-и секунд.

Вот и получалось, что пока формируется картинка, луноход продолжает движение, а после того, как изображение появлялось, экипаж мог обнаружить свой аппарат уже в кратере. Ввиду большого напряжения, экипажи сменяли друг друга каждые два часа.

Таким образом, «Луноход-1», рассчитанный на 3 земных месяца работы, проработал на Луне 301 сутки. За это время он проехал 10 540 метров, обследовал 80 000 квадратных метров, передал множество снимков и панорам и так далее. В итоге радиоизотопный источник тепла исчерпал свой ресурс и луноход «замёрз».

Технологии: Советские луноходы

«Луноход-2» Успехи «Лунохода-1» вдохновили на реализацию новой космической программы «Луноход-2». Новый проект внешне почти не отличался от своего предшественника, но был усовершенствован, и 15 января 1973 года АМС «Луна-21» доставила его на Селену.

К сожалению, луноход просуществовал всего 4 земных месяца, но за это время он успел пройти 42 км и провести сотни измерений и экспериментов.

Дадим слово водителю экипажа Вячеславу Георгиевичу Довганю:

«Со вторым история получилась глупая. Четыре месяца он уже находился на спутнике Земли. 9 мая я сел за штурвал. Мы угодили в кратер, навигационная система вышла из строя. Как выбираться? Не раз мы уже попадали в подобные ситуации. Тогда просто закрывали солнечные батареи и выбирались. А тут приказали не закрывать и так выбираться. Мол, закроем, и не будет откачки тепла из лунохода, приборы перегреются. Мы попробовали выехать и зацепили лунный грунт. А лунная пыль такая липкая…

Луноход перестал получать подзарядку солнечной энергией в необходимом объёме и постепенно обесточился. 11 мая сигнала от лунохода уже не было».

Технологии: Советские луноходы

«Луноход-3»

К сожалению, после триумфа «Лунохода-2» и ещё одной экспедиции «Луна-24» о Луне надолго забыли. Проблема заключалась в том, что в ее исследованиях, к сожалению, главенствовали не научные, а политические устремления. А ведь уже завершалась подготовка к старту нового уникального самоходного аппарата «Луноход-3», и экипажи, получившие бесценный опыт в предыдущих экспедициях готовились вести его среди лунных кратеров.

Эта машина, вобравшая в себя все самые лучшие качества предшественников, имела на борту самое совершенное в те годы техническое оборудование и новейшие научные приборы. Чего только стоила поворотная стереокамера, подобные которой модно сейчас называть 3D.

Теперь «Луноход-3» всего лишь экспонат музея НПО имени С.А. Лавочкина. Несправедливая судьба!

Технологии: Советские луноходы

20 комментариев

Putevrot
А что мешает сейчас отправить?
Начинить современной электроникой, вес уменьшится и отправить. Денег нет? Или нерентабельно?
djamix
Приоритеты пока на создание мощной ракеты-носителя.
djamix
Вот новость как раз:

Госкорпорация «Роскосмос» приступила к проектированию новой ракеты сверхтяжелого класса.

Проектируемый носитель сверхтяжелого класса станет основной ракетой в последующей реализации лунной программы.
Putevrot
И ты веришь, что эту ракету создадут?
Думается мне, что просто добавят на существующие что нибудь или топливо заменят. И выдадут за новье.
djamix
Нее) Создадут, там Хруничевское КБ занимается, они опытные.
К тому же, финансирование идет нормальное, контроль со стороны государства.

Создадут.

Как я читал, в течение 4-5 лет.
Ну, накинем на всевозможные накладки — 8 лет.

Это нормальный срок для создания.

*Восток* во времена СССР создавали почти десять лет, учитывая отсутствие опыта, финансирования, технологий.

Тут быстрее все будет.
Putevrot
Я уже представил, во сколько это все обойдется.:)
Да, кстати… Я все хочу спросить, что там с этим российским мобильником? Пошел в производство или так и остался в 2-х экземплярах?
djamix
Йотафон?
Насколько я в курсе, продается и довольно-таки неплохо.
Просто служба маркетинга херовая, никакой рекламы.
Putevrot
Подержать бы его в руках. На чем он работает? Андрюша? ЙОС?
djamix
Андрюха 4.2.2
Может, уже обновляют, ХЗ.

Я держал вторую модельку, у знакомого есть.

Непривычно с задним экраном, а так ниче вроде.
Putevrot
прочитал уже. Народ говорит, что его хорошо под ножку столика подкладывать. По толщине как раз. Правда, дороговат.
djamix
НЕ знаю, не знаю)
Вроде мои знакомые не жалуются.
А судить по отзывам в НЕТе некомильфо)
Putevrot
Если не читать отзывы, то можно реально попасть.
Сейчас вышел этот LG G5, хотел взять, но прочитал отзывы, проверил, точно хуйня.
И не стал брать. Взял LG G4.
djamix
Ты сам знаешь, что, зачастую, отзывы пишут конкуренты)
Putevrot
Эт то понятно, но я же смотрю не только начинку, но и те изъяны, которые указаны.
Написано, крышка начинает люфтить, смотрю. И так по списку. Само собой в магазине многое не проверить, но если глаз набит, то многое можно увидеть.
djamix
НЕ бывает с нуля идеальной штуковины.
Сделают, потом ее несколько лет будут допиливать, как с Протоном и с Глонассом)

Кстати, Протоны больше не падают, не дают радости либерастическим *патриотам*, Глоннас в армии уже на 100% заменил пендосский GPS

Не все так плохо, как пишут в СМИ)
Далеко не так все плохо)

\мля, я о другом написал, в другую ветку\
Putevrot
Пробовал найти глонасс, чтоб работал у нас, да хрен там.
На телефоне написано, что поддерживает, но в западных версиях андрюши не ставят глонасс.
Местный, гугльский гпс показывает меня с точностью до 6 метров. Сколько точность у глонасса?
djamix
Не знаю ТТХ, но военные точно не печалятся)
Putevrot
Да военные никогда не печалятся.
Там техника на сто порядков выше цивильной:)

Те же самые консервы вкусней. :)
djamix
В 90-х печалились)
Даже до почти конца нулевых печалились)
Putevrot
Но тогда и цивильные пичалились.:)это только на спецтехнике и у бандюков навороты имелись.:)

Оставить комментарий

Комментировать при помощи: