Полярные конвои

75 лет назад, 31 августа 1941 года, в Архангельск прибыл первый Арктический конвой.

Война: Полярные конвои


22 июня в соответствии с планом «Барбаросса», Германия напала на Советский Союз, а 1 июля началось наступление на Мурманск — единственный незамерзающий северный порт. Однако Советская армия в жестоких лесных боях удержала там свои рубежи.

Вслед за нападением на СССР президент США Франклин Рузвельт и британский премьер-министр Уинстон Черчилль незамедлительно заявили о своей поддержке борьбы Советского Союза против фашистской Германии. Соединенные Штаты тогда еще не вступили в войну, хотя и оказывали поддержку Великобритании в виде кредитов и военного снаряжения.
7 июля Черчилль сказал Сталину, что Британия сделает «все, что только позволит время, географические условия и наши растущие ресурсы, чтобы помочь вам».

27 июня он также отдал приказ о нанесении авиационных ударов по германским городам в надежде отвлечь немецкие военные ресурсы с российского фронта и начал перенаправлять из британских портов в советские поступавшие из США грузы с необходимой медицинской помощью и другими запасами. Поддержка, которую Британия оказывала СССР, получила дополнительный импульс 7 июля, когда бригада морской пехоты США высадилась в Исландии, что дало возможность расширить диапазон морского патрулирования и, в свою очередь, позволило британским войскам организовать защиту Полярных конвоев.

12 июля Великобритания и Советский Союз подписали договор о «взаимной помощи», направленный против Германии.

Конвои, отправлявшиеся в СССР, имели в своём названии два буквенно-числовых идентификатора PQ-№ или JW-№ и QP-№ или RA-№ обратных конвоев. Аббревиатура PQ (и QP соответственно) появилась от имени английского офицера П.К.Эдвардса (P. Q. Edwards), занимавшегося конвоями.

Война: Полярные конвои

12 августа 1941 года из Ливерпуля (Англия) в направлении Скапа-Флоу (Оркнейские острова) вышел первый арктический конвой. Вся операция и сам конвой получили кодовое обозначение «Дервиш». Официально конвой не получал буквенного обозначения, но в литературе встречается упоминание об этом конвое под литерой PQ-0.

Конвой состоял из 7 судов: 6 грузовых («Альчиба» (Нидерланды), «Ланкастриан Принс», «Ланстефан Кэстл», «Нью Вестминстер Сити», «Трехата», «Эшен» (все Великобритания)) и один танкер («Олдерсдейл» (Великобритания)). Боевое охранение конвоя осуществляли 15 судов: 2 тяжелых крейсера, 5 эсминцев, 3 корвета, 3 тральщика, 2 авианосца. С воздуха прикрытие осуществляли 24 истребителя «Харрикейн Mk IIB» с одного из авианосцев.

Груз конвоя состоял из 10000 тонн каучука, 1500 тонн форменных ботинок, олово, шерсть и другой инвентарья и оборудования. Военный груз состоял из 3800 глубинных бомб и магнитных мин, 15 истребителей «Харрикейн» в разобранном состоянии.

16 августа конвой прибыл в Хвалфьордур (Исландия) для заправки топливом. После короткой остановки в Хвалфьордуре, 21 августа 1941 года конвой направился в Архангельск. Не обнаруженный немецкой воздушной разведкой, конвой без потерь прибыл в Архангельск 31 августа 1941 года.

Война: Полярные конвои

Но не всегда прохождение конвоев было успешным или с малыми потерями.
Трагически сложилась судьба конвоя PQ-17.

PQ-17 был отправлен в СССР 27 июня 1942 года со стратегическими грузами и военной техникой из США, Канады и Великобритании. В его состав входило 35 грузовых судов (22 американских, 8 британских, 2 панамских, 1 голландский и 2 советских). Прикрытие конвоя осуществлялось несколькими группами кораблей союзников.

Непосредственное прикрытие конвоя осуществлялось британскими эсминцами, кораблями ПВО, тральщиками и вооружёнными траулерами, находящимися под командованием коммандера Джона Брума. Вблизи конвоя находилось также соединение британских и американских крейсеров под командованием контр-адмирала Луиса Гамильтона. Дальнее прикрытие конвоя осуществляло соединение тяжёлых британских и американских кораблей, в состав которого входили авианосец и два линкора.

В конце весны 1942 года германские ВМС начали планирование операции «Rösselsprung» («Ход конем»), целью которой было уничтожение одного из конвоев PQ. Планировалось нанести сосредоточенный удар по конвою силами надводных кораблей, подводных лодок и авиации. 15 июня адмирал Редер доложил Гитлеру о плане операции. Условием проведения операции называлось отсутствие риска встречи с превосходящими силами английского флота и обеспечение люфтваффе воздушного прикрытия «Тирпицу». Немецкий адмирал Шнивинд, командующий немецкими надводными силами на Севере, планировал атаковать конвой к востоку от острова Медвежий.

Немецкие ВМС располагали в Норвегии двумя группами тяжелых кораблей. На якоре в Тронхейме стояли линкор «Тирпиц» и тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер». Их охранение должны были составить пять эсминцев и два миноносца. Менее быстроходные «карманные линкоры» «Лютцов» и «Адмирал Шеер» должны были выйти из Нарвика в сопровождении пяти эсминцев.

После получения приказа о начале операции первая группа должна была выйти из Тронхеймсфьорда в Вестфьорд. Вторая группа из Нарвика должна была выйти в Альта-фьорд. После заправки с танкеров эсминцы и остальные корабли должны были ожидать приказа из Киля. Получив данные о местонахождении конвоя, кораблям следовало встретиться в ста милях северо-западнее мыса Нордкап и двигаться на перехват конвоя восточнее острова Медвежий.

К середине июня в море вышли U-657, U-88, U-355, U-334. 18 июня из Тронхейма вышла U-457, а 23 июня U-255 из Нарвика и U-456 из Бергена. К середине июня численность лодок арктической «волчьей стаи» была доведена до десяти.

Война: Полярные конвои

Суда конвоя PQ-17 начали выход из Хвальфьорда в 16:00 GMT (среднее время по Гринвичу) 27 июня 1942 года. Конвой на этот момент состоял из 35 торговых, 3 спасательных судов и 1 эскадренного танкера, в сопровождении временных сил охранения — 3 тральщиков и 4 вооруженных траулеров. Одно судно было оборудовано катапультой с самолетом «Харрикейн», который мог использоваться только однократно.

Суда выстроились в две кильватерные колонны и, в условиях плохой видимости, направились вокруг Исландии на север. Вскоре после выхода один из транспортов в густом тумане не удержал строй и наскочил на подводную скалу, получив большую пробоину. В 21:00 из Рейкьявика был выслан буксир, с помощью которого транспорт вернулся в Рейкьявик. Миновав мыс Стромнесс, суда были построены в походный ордер — девять колонн по четыре судна в каждой. Конвой направился в сторону острова Ян-Майен, на встречу с основными силами охранения, которым командовал коммандер Брум. Встреча была запланирована на 30 июня.

В 05:00 29 июня конвой, находясь в густом тумане, вошел в зону тяжелых плавающих льдов. Четыре судна получили повреждения. Американский транспорт «Эксфорд», сообщив о повреждении, получил разрешение вернуться. Танкер «Грэй Рейнджер» получил большую пробоину в носовой части и не мог развить ход больше 8 узлов. Было принято решение заменить «Грэй Рейнджер» танкером «Олдерсдейл» так, чтобы «Грэй Рейнджер» занял место «Олдерсдейла».

После выхода в море сил охранения состоялся телефонный разговор между адмиралом Тови и первым морским лордом Паундом. По воспоминаниям Тови, именно в этом разговоре Паунд впервые упомянул о возможности рассредоточения конвоя в случае атаки «Тирпица».

В 17:00, после телефонного разговора с Паундом, соединение Тови вышло из Скапа-Флоу на Оркнейских островах.

Во второй половине дня 30 июня силы охранения под командой Брума догнали PQ-17 и к 15:45 заняли свои места в ордере. Конвой, не замеченный противником, продолжал движение на восток. В тот же день была получена радиограмма главы английской военно-морской миссии в Мурманске. Он сообщал, что конвой QP-13 обнаружен немецким самолетом-разведчиком на следующий день после выхода. Следовательно, немцы должны были предполагать и наличие конвоя PQ-17.

В полдень 1 июля конвой был обнаружен противником. Над судами появился самолет-разведчик Fw-200. С этого момента конвой находился под практически непрерывным наблюдением самолетов, а в дальнейшем и подводных лодок, первая из которых заметила суда ближе к вечеру. Она была отогнана глубинными бомбами с кораблей охранения, но позже дала радиограмму о местоположении конвоя. Эта радиограмма первой дошла до штаба ВМС в Киле. Погода и корабли охранения мешали лодкам атаковать, поэтому им приходилось следить за конвоем в ожидании лучшей возможности.

Война: Полярные конвои

Во второй половине 1 июля немецкий самолет-разведчик Fw-200 обнаружил линейные силы Тови. Эта информация позволила 2 июля немецкому командованию сделать вывод о том, что англичане придерживаются стандартной тактики — проводка прямого и обратного конвоя одновременно с дальним прикрытием из тяжёлых кораблей. Так как все шло согласно плану, было принято решение о начале первого этапа операции «Ход конем».

Вечером 2 июля немцы начали выдвижение надводных сил на передовые базы в Вестфьорде и Альта-фьорде.

3 июля прошло в относительном спокойствии. Крейсерская группа Гамильтона шла в 20—30 милях севернее конвоя. Почти весь день конвой и крейсерская группа шли в густом тумане. Подводные лодки периодически пытались выйти в атаку, но их успешно отгоняли корабли охранения. Поскольку ледовая обстановка позволяла, конвой прошёл приблизительно в 50 милях к северу от острова Медвежий, став первым конвоем PQ, прошедшим севернее него.

4 июля американцы отмечали День независимости и с началом нового дня стали получать поздравления с других кораблей и судов конвоя. К утру туман начал рассеиваться. В 04:52 GMT+2 (02:52 по Гринвичу) сквозь разрыв в облаках проскочил одиночный He-115 и торпедировал американский транспорт «Кристофер Ньюпорт». Судно потеряло ход, и 47 человек его команды были сняты «Замалеком». Судно было брошено в дрейф и, позже, в 08:23, потоплено немецкой подлодкой U-457.

Вскоре туман окончательно рассеялся. Крейсерское соединение приблизилось к конвою и следовало в нескольких милях впереди. Постепенно к ним стали присоединяться бомбардировщики Ju-88, кружившиеся над конвоем в ожидании удобного момента для атаки.
После полудня конвой подвергся методической бомбардировке с Ju-88. Атаки были немногочисленными, но держали зенитчиков в постоянном напряжении. В 20:22 началась атака 25 торпедоносцев He-111. Они заходили в атаку с двух направлений — правых кормового и носового углов, перпендикулярно друг другу.

Атака с носовых углов была встречена сильным зенитным огнем заправлявшегося в этот момент с «Олдерсдейла» американского эсминца «Уэйнрайт». Его эффективный огонь заставил торпедоносцы преждевременно сбросить торпеды и рассеяться.

Атака с кормовых углов оказалась для «Хейнкелей» более успешной. Были повреждены суда «Нэйварино», «Азербайджан» и «Уильям Хупер». Спасательными судами экипажи «Нэйварино» и «Уильям Хупер» были эвакуированы, «Азербайджан» смог восстановить ход и через час после начала атаки догнал конвой. Несмотря на потерю еще двух кораблей, конвой отбил массированную атаку торпедоносцев и сохранил строй.

В 21:00 крейсерская группа находилась в 5 милях впереди конвоя. А в течение следующего получаса из Адмиралтейства пришли три радиограммы, решившие судьбу конвоя:

21:11 Крейсерскому соединению отойти на запад полным ходом.
21:23 Ввиду угрозы надводных кораблей конвою рассредоточиться и следовать в русские порты.
21:36 Согласно моей от 21:23 конвою рассеяться.

Несмотря на отсутствие информации о выходе немецких кораблей из Альта-фьорда, лордом Паундом было принято практически единоличное решение (его поддержал только заместитель начальника морского штаба адмирал Мур) о рассеивании конвоя.

Были отправлены радиограммы об отзыве крейсерской группы и рассеивании судов конвоя. Однако во второй отправленной радиограмме была применена формулировка «рассредоточиться», а это, согласно инструкциям, подразумевало, что суда покидают строй конвоя и самостоятельно на полной скорости добираются до портов назначения. Это могло привести к тому, что суда бы шли плотным строем. Поэтому была отправлена уточняющая радиограмма с формулировкой «рассеяться». И теперь суда конвоя должны были разойтись в разные стороны веерообразно и поодиночке двигаться в порт следования.

Война: Полярные конвои

5 июля немецкие подлодки и авиация занялись поиском и уничтожением оставшихся без защиты судов конвоя PQ-17. Первой жертвой стал «Эмпайр Байрон». Его в подводном положении преследовала U-703 капитан-лейтенанта Байлфельда.

В 07:15 GMT+1 Байлфельд выбрал позицию для атаки и выпустил по английскому транспорту две торпеды, которые не попали в цель. Выпущенные чуть позже еще две торпеды также не достигли цели. В «Эмпайр Байрон» попала только пятая торпеда, выпущенная в 08:27. На двух шлюпках смогли спастись 42 человека, 18 погибли. Шедшая чуть южнее U-88 капитан-лейтенанта Боманна догнала «Карлтон». В 10:15 GMT+2 две торпеды поразили судно. Моряки смогли спастись на единственной уцелевшей шлюпке и спасательных плотах.

К 15:00 немецкие корабли вышли из узкостей шхер в открытое море. К этому времени к атакам против рассредоточенных судов PQ-17 подключились бомбардировщики. Первую половину дня на аэродромах стоял туман. К обеду он рассеялся, и всю вторую половину дня бомбардировщики занимались охотой на суда конвоя.

В 22:52 потоплены «Фэйрфилд Сити» и «Дэниэл Морган», экипаж спасен советским танкером «Донбасс».

Около 16:00 GMT+2 на горизонте группу немецких кораблей обнаружила советская подлодка К-21 капитана 3-го ранга Лунина. Немецкая эскадра шла прямо на К-21. Но в 16:30 корабли изменили курс, и К-21 пришлось использовать кормовые аппараты. В 17:01 GMT+2 лодка вышла на позицию для атаки и выпустила по «Тирпицу» 4 торпеды, после чего начала отрыв от эскадры на глубине 30 метров. В 17:04 GMT+2 подводники услышали два взрыва. После всплытия корабли обнаружены не были. Лунин передал сообщение об обнаружении немецкой эскадры и двух попаданиях в «Тирпиц».

В 19:16 немецкая эскадра была обнаружена советским разведывательным самолетом ДБ-3Ф. И, наконец, около 20:30 их обнаружила английская подводная лодка. Сообщения об обнаружении выхода немецкой эскадры были перехвачены немецкой службой радиоперехвата. По результатам сообщений подлодок и авиации стало понятно, что рассеивание конвоя уже произошло.

Из-за раннего обнаружения выхода «Тирпица» дальнейшее преследование судов конвоя немецкое командование сочло слишком рискованным, так как стало возможным начало охоты на эскадру «Тирпица» с применением английской палубной авиации и последующим привлечением линейных сил. В 21:30, после получения приказа о прекращении операции, германские корабли развернулись на обратный курс и направились на свои базы в Норвегии.

В следующие три дня, 6, 7, 8 июля, немецкие подводные лодки и бомбардировщики продолжали преследование и уничтожение судов конвоя.
8 июля на помощь конвою PQ-17 командованием Северного флота из Ваенги были посланы эскадренные миноносцы «Гремящий», «Грозный», «Куйбышев» и «Сокрушительный». В ночь на 10 июля группа советских кораблей, осуществлявшая поиски одиночных транспортов, попала в зону плавучего 4-бального льда и была вынуждена снизить скорость до малого (6 узлов).

В это время она была атакована четырьмя немецкими бомбардировщиками Ju-88, которые сбросили на эсминцы шестнадцать бомб, но все бомбы прошли мимо цели; только эсминцы «Гремящий» и «Сокрушительный» получили лёгкие повреждения и деформацию корпуса.

Транспортов из состава PQ-17 кораблям обнаружить не удалось и вечером 10 июля они возвратились в Ваенгу. Пополнив топливо, эсминцы «Грозный», «Куйбышев» и «Урицкий» вышли к Новой Земле для поиска судов конвоя.

11 июля немецкие подводные лодки начали возвращаться на свои базы.

12 июля самолеты-разведчики обследовали зону поиска конвоя PQ-17, не обнаружив ни одного самолета. Немецким командованием было заявлено о полном уничтожении конвоя.

Из 35 транспортов до Архангельска добрались только 11. 2 судна вернулись в Исландию. 22 транспорта общим тоннажем более 142 тысяч тонн были потоплены немецкими подводными лодками и авиацией. На дно ушли 210 самолетов, 430 танков, 3350 автомобилей и 99 316 тонн других генеральных грузов. Потери экипажей судов составили 153 человека.

Война: Полярные конвои

Последний конвой прибыл в Архангельск 28 мая 1945 года.

Всего с августа 1941 года по май 1945 года в СССР было проведено 40 конвоев. В сумме около 1400 торговых судов доставили в рамках программы ленд-лиза важные военные материалы в СССР. 85 торговых судов было потоплено. В Арктических конвоях погибло около 3000 моряков.

Арктические конвои привезли в СССР около 4,5 млн тонн грузов, в том числе около пяти тысяч танков и семи тысяч самолетов, или 29,2% общего объема союзной помощи. В поставках оружия на долю северного пути пришлось около половины.

5 комментариев

djamix
Кто интересуется этой темой, рекомендую почитать Алистера Маклина * Корабль Его Величества Улисс* ( в урезанной редакции *Полярный конвой*).

Пикуля-плагиатчика — в шею.
Putevrot
Читали, и Пикуля читал.
djamix
Читал Маклина?
Понравилось?

А Пикуль — типичный плагиатчик.
Сравни его *конвой* и *конвой* Алистера — совпадений немеряно.
Putevrot
Маклина я много чего читал. На зоне были его книги.
Сравнивать не сравнивал, лень. А Пикуль просто фантаст. Пишет про альтернативные реальности.
djamix
Маклин бывший *сотрудник*, кстати.
Очччень умный мужик.

Оставить комментарий

Комментировать при помощи: