Из истории Адлера

АДЛЕР, курортный поселок, административный центр Адлерского района. Расположен в устьевой части долины реки Мзымта, по обоим ее берегам.

Из истории Адлера


Топоним «Адлер» — одна из литературных форм известного с середины XVII в. турецкого термина «Артлар», где «Арт» (Ард, Аред) — местная фамилия, «лар» — показатель множественности в старотурецком языке. Смысловое значение – «община (рода) Ард». Селение (округ), подвластное в прошлом роду Ард и где он сохранял свое влияние еще в 1830-х гг., тянулось по побережью от реки Мзымты до реки Кудепсты включительно. Француз Ф. Дюбуа де Монперэ (первая половина XIX в.) называет его по-черкесски Ардыкуадж («селение Арда») и говорит о нем как о селении ардонов.

Прямое указание на природу происхождения исследуемого географического названия содержится в сочинении немецкого писателя и путешественника 1840-х гг. Ф. Боденштедта: «Аредлер (речь идет о селении.-Т.П.) получил свое название по имени княжеского рода Аред, некогда правившего в этой местности, но затем (после высадки в 1837 г. русского десанта и постройки укрепления Св. Духа.-Т. П.) оттесненного русскими вглубь страны. Местные жители стали называть новую крепость
так, как назывался древний аул».

Кстати сказать, у черкесов и абазин существуют на этот счет свои термины: куадже и чилэ у первых, кыт(ы) – у вторых. Этот факт несколько озадачил А. Старка (1882 г.). «Черкесы уверены (ссылается на своего проводника-хакучинца. – Т.П.), что аул русское слово. Странно, откуда оно взялось?», – пишет он.

Можно услышать и такую версию о происхождении названия Адлера (ее приводит С. Дороватовский в книге «Сочи и Красная Поляна с окрестностями». Путеводитель. 1911 г.): «В местности от Хосты до Гагр, следовательно, и около Адлера жило черкесское (он не различает черкесов и абазин, называя и тех и других черкесами. – Т.П.) племя джигетов, у которых Адлер назывался – Адлар или, как значится в других источниках, – Ардилер. Русские, поселившиеся здесь после выселения черкесов, переделали Адлар на немецкий лад, и получился Адлер». И, дополним, переводят слово «Адлер» с немецкого языка как «орел» — Adler.

На местное происхождении названия Адлера (его основы) указывает и Старк: «У абхазцев (абазин. – Т.П.) место это называется Лиешъ, а у турок Ардиллеръ, откуда наше современное Адлер».

Знатный садзский род Ард (ба) издавна жил на правобережье Мзымты, в местности Лия(е)ш, близ мыса Ардлер (Адлер). В 1835 г. в обществе Аред (так у Ф. Ф. Торнау) насчитывалось до 430 дворов (несколько фамильно-родовых поселений). По словам автора, «зажиточность жителей долины Лиешь была известна между садзами». Братья Аредба, пишет он, пользовались уважением в народе, но никакой власти над ним не имели. В прошлом на мысе Адлер, недалеко от устья Мзымты, рос огромный дуб, и находилось святилище, куда окрестное население сходилось на языческие моления, народные собрания и суды.

В междуречье Мзымты и Псоу господствующей была уже фамилия Геч (Гечба). В середине 1830-х гг. этот старинный аристократический род состоял почти из 80 семей.

С давних пор на адлерском взморье велась оживленная морская торговля, в том числе с Турцией. При хороших погодных условиях легкие парусно-гребные суда могли подниматься вверх по течению реки Мзымты на некоторое расстояние; по ней к устью реки сплавляли лес, заготовленный в ущелье.

Ученый и путешественник середины XVII в. Эвлия Челеби в пределах обитания общины («племени») Арт, численностью около 30 тыс. человек, указывает на существование двух пристаней: «Артлар» и «Лейуш». Гавань последней, по Челеби, более «просторная», однако «и здесь суда не могут стоять зимой, только в летнюю погоду, в течение шести месяцев можно бросать тут якорь»,- отмечает он же. Остальное время года торговлю вели на рейде, с судов.

Большинство окрестных жителей, по словам автора, занималось торговлей. Сюда привозили товары из других мест Причерноморья, а также с северных склонов Кавказского хребта. Согласно русскому военному источнику за 1837 г., «мыс Адлер служил для большей части обитателей северной покатости Кавказа привольным местом к произведению деятельной торговли с турками». (Джеймс Белл упоминает, кроме того, заходившие в местную гавань торговые суда «из Крыма и с Дуная».)

©

0 комментариев