Псы войны

«… На всю страну монаршим криком грянет:
«Пощады нет!» — и спустит псов войны…»
William Shakespeare, «Юлий Цезарь» .


Скоро мы будем праздновать 70 лет Великой Победе! И этот «собакочетверг» я решил посвятить собакам-воинам, псам войны. Возможно что-то Вы знали, возможно прочитаете для себя новое, но тем не менее надо вспомнить о собаках-героях.

Часто первая. Джуди.

Животные: Псы войны

Единственная собака, официально имевшая статус военнопленного.

Служила на корабле, первой предупреждая о налетах японской авиации. Когда корабль был потоплен бомбардировщиками, экипаж высадился на необитаемом острове, без еды и воды. Собака при бомбежке пропала, но приплыла на второй день, вся в мазуте. Тут же раскопала маленький родник с пресной водой и помогла выжить всему экипажу.

Матросы в дальнейшем попали в японский плен и им удалось оставить собаку с собой. Собака провела в плену вместе с людьми четыре года. Во время пребывания в лагере Джуди неоднократно предупреждала пленников о приближающихся охранниках, нахождении в опасной близости змей или скорпионов. Часто бегала в джунгли в поисках пищи, где добывала змей, крыс, обезьян и делилась пойманным с пленными.

В июне 1944 года, заключённых отправили в Сингапур на транспортном корабле «Харугику-Мару». Собак на борт не пускали, тогда пилот Королевских ВВС Фрэнк Уильямс спрятал Джуди внутри мешка из-под риса, научив её лежать неподвижно и молчать. По пути в Сингапур на корабле от нестерпимой жары страдали сотни военнопленных, а совсем рядом, незримая для охраны, в мешке с рисом несколько суток тихо сидела собака. При входе в порт Сингапура корабль был торпедирован британской подводной лодкой «Тракьюлент». Среди общей паники и неразберихи Фрэнку удалось вытолкнуть Джуди через иллюминатор. После чего он сам покинул корабль, не зная дальнейшую судьбу своей собаки.

Фрэнк Уильямс был подобран снова взят в плен и отправлен в новый лагерь. Уже позже, от других пленных, Фрэнк узнал, что после крушения судна Джуди помогала людям, оказавшимся в воде, подталкивая к ним плавающие предметы. Собаку вытащили на сушу другие моряки с «Харугику-Мару». В порту Джуди подобрал Лэс Сирли, который провез её в лагерь в перевозящем военнопленных грузовике.

Уильямс уже потерял всякую надежду увидеть Джуди, однако скоро его ждал сюрприз. Он писал: «Я не мог поверить своим глазам. Когда я оказался в лагере, тощая собака толкнула меня в спину. Я обернулся. Я никогда не был так рад видеть Джуди. И я думаю, она чувствовала то же самое!»

После четырёх недель пребывания в новом лагере пленники снова были перевезены на Суматру. Уильямсу удавалось прятать Джуди вплоть до освобождения пленных прибывшими союзными войсками.

В мае 1946 года в Лондоне Джуди, на специальной церемонии вручили медаль «Марии Дикин» — высшую воинскую награду для животных. Председатель ассоциации майор Тарбат прикрепил медаль на ошейник Джуди. История сохранила его краткую речь: «За отвагу и выносливость в условиях японской тюрьмы, лагеря, которые помогли сохранить боевой дух среди своих товарищей по заключению, а также за сохранение жизни многих людей с помощью ума и преданности».

В 1948 году у собаки была диагностирована опухоль, и было принято решение усыпить Джуди, которая к тому моменту прожила около 13 лет. На её могиле в Африке, у озера Танганьика Фрэнк Уильямс установил мемориальный камень — памятник из гранита с бронзовой табличкой, где описаны все её подвиги.

Часть вторая. Дик.
Животные: Псы войны

Пса призвали на службу в августе 1941 года. Он мог быть санитаром или связистом, но в 1943 году Дик постиг минно-розыскное дело и попал во 2-й отдельный полк специальной службы «Келецкий», где и оставался до конца войны.

Во время Великой Отечественной пёс обнаружил более 12 тысяч мин (12 000!!!), принимая участие в разминировании Сталинграда, Лисичанска, Праги и других городов. На центральной улице Луги в подвале сгоревшего дома он нашел мину замедленного действия.

Но, пожалуй, самый известный подвиг пса – найденный за час до взрыва в фундаменте Павловского дворца фугас весом 2,5 тонны с часовым механизмом.

По окончании Великой Отечественной герой-миноискатель вернулся к хозяину и, несмотря на множественные ранения, был неоднократным победителем выставок собак. Пёс дожил до глубокой старости и был похоронен с воинскими почестями.

Часть третья.
150 их было, 150…
Животные: Псы войны

Бой у села Легедзино не имеет аналогов в истории войн. Даже по меркам жуткого и трагического 1941 года этот бой выходил за все мыслимые рамки и наглядно показал немцам, с каким противником они столкнулись в лице русского солдата.

30 июля 1941 года бригада «Лейбштандарт Адольф Гитлер» из состава 1-ой танковой дивизии СС «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер» атаковала село Легедзино.

Что бы Вы яснее понимали, что за противник наступал, то вот Вам маленькая справочка — 1-я танковая дивизия СС «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер» — элитное формирование войск СС, созданное на базе личной охраны Адольфа Гитлера. Подчинялось лично А. Гитлеру. «Лейбштандарт СС» был одной из наиболее действенных военных сил Третьего рейха.

30 июля около украинского села Легедзино была предпринята попытка остановить наступающие части вермахта силами Отдельной Коломыйской пограничной комендатуры с приданной ротой Львовской школы пограничного собаководства, которая прикрывала отход штабных частей командования Уманской армейской группировки. Командовал этим сводным отрядом майор Родион Филиппов.
В распоряжении майора находились менее 500 пограничников и около 150 служебных собак. Тяжелого вооружения отряд не имел, да и вообще просто по определению не должен был воевать в открытом поле с регулярной армией, тем более превосходящей его численно и качественно.

Атаку отражали 500 пограничников. Во время этого боя пограничный отряд уничтожил много живой силы противника и 17 танков. Но силы оказались неравными, закончились боеприпасы. Последним резервом обороняющихся был кинологический отряд со 150 служебными собаками. Когда на поле боя осталось несколько живых пограничников, на врага выпустили 150 служебных овчарок, после чего немецкое наступление было остановлено на этом участке фронта почти на два дня!!!

Это был последний резерв, и майору Филиппову не оставалось ничего иного, как отправить своих бойцов и собак в самоубийственную атаку. Более того, в жесточайшем бою, переросшем в рукопашную схватку, пограничники сумели остановить бригаду вермахта. Многие немецкие солдаты были растерзаны собаками, многие погибли в рукопашном бою, и только появление на поле боя немецких танков спасло фашистов от позорного бегства. Разумеется, против танков пограничники были бессильны.

Из батальона Филиппова не выжил никто. Все полтысячи бойцов погибли, как и 150 собак. Вернее, из собак уцелела всего одна: раненую овчарку выходили жители Легедзино, даже несмотря на то, что после занятия села немцы перестреляли всех собак, включая даже сидевших на цепи. К сожалению, в кровавой круговерти лета 1941 года установить имена всех пограничников не удалось.

Не удалось и после. Многие из них так и захоронены безвестными, а из 500 человек удалось установить имена лишь двух героев. Полтысячи пограничников сознательно пошли на смерть, совершенно точно зная, что их атака против кадрового отлично оснащенного врага будет самоубийственной.

Но надо отдать должное майору Филиппову: перед смертью он успел увидеть, как гитлеровских вояк, покоривших всю Европу, рвут на части и гоняют, как зайцев, овчарки и уничтожают в рукопашном бою его пограничники. Ради этого мига стоило жить и умереть…

Майор Филиппов, в условиях тотального хаоса отступления, имея 500 уставших бойцов и 150 голодных собак, ушел в бессмертие, не надеясь на награды и вообще ни на что не надеясь. Он просто пошел в самоубийственную атаку на пулеметы с собаками и трехлинейками и… выиграл! Страшной ценой, но выиграл те часы или сутки, которые потом позволили отстоять Москву, да и всю страну.

Часть четвертая.
Джульбарс.
Животные: Псы войны

Джульбарс сумел обнаружить более 7 тысяч мин и 150 снарядов. Джульбарс участвовал в разминировании дворцов над Дунаем, замков Праги и соборов Вены. Отменное чутьё неутомимого пса отмечали и сапёры, разминировавшие могилу Тараса Шевченко в Каневе и Владимирский собор в Киеве.

21 марта 1945 года за успешное выполнение боевого задания Джульбарс был награжден медалью «За боевые заслуги». Это единственный случай за время войны, когда собака удостоилась боевой награды.

В конце войны Джульбарс был ранен и не смог самостоятельно участвовать в Параде Победы в Москве. Генерал-майор Григорий Медведев доложил об этом командовавшему парадом маршалу Константину Рокоссовскому, который поставил в известность Иосифа Сталина. Сталин приказал нести этого пса по Красной площади на своём кителе.

На том историческом параде за «коробкой» солдат с собаками шел главный кинолог страны подполковник Мазовер. Ему было разрешено не чеканить шаг и не отдавать честь главнокомандующему, поскольку он нес на руках бойца 14-й штурмовой инженерно-саперной бригады – собаку по кличке Джульбарс.
Животные: Псы войны

Часть последняя.
Неизвестные герои.
Животные: Псы войны

…По дорогам Великой Отечественной войны прошло более 68 тысяч собак. Они работали нюхачами, искальщиками мин, поводырями, вытаскивали раненых из развалин или из боя, иногда их использовали как камикадзе — обвязывали взрывным устройством, и животное бросалось под танк и погибало…

С 1939 по 1945 годы было создано 168 отдельных воинских частей, использовавших собак. На различных фронтах действовали 69 отдельных взводов нартовых отрядов, 29 отдельных рот миноискателей, 13 отдельных специальных отрядов, 36 отдельных батальонов нартовых отрядов, 19 отдельных батальонов миноискателей и 2 отдельных спецполка. Кроме этого, периодически участвовали в боевых действиях 7 учебных батальонов курсантского состава Центральной школы служебного собаководства.

Собаки-санитары искали раненых, на спине перевозили медикаменты, перевязочный материал. В период Великой Отечественной войны собаки-санитары вынесли на себе с поля боя более 700 тысяч раненых бойцов.
Из воспоминаний медсестры Елизаветы Александровны Ераниной (Самойлович):

«… Собаки минные поля снимали, доставляли донесения, разматывали связь и раненых вывозили на упряжках. Овчарок запрягали по четыре. Дворняжек, лаечек — по пять-семь. Раненые, тяжелораненые целовали собак и плакали. Мой Мигуля водил упряжку на передовую под огнем. Упряжка собак ползком подавала раненому нарты. Представьте только — сто-сто пятьдесят метров ползком. Туда и обратно — по рытвинам, по снегу, по земле. Один раз тяжелораненый, грузный мужчина кричит мне: «Стой, стой, сестра, стой!»

Я думала надо перевязать. А он из последних сил говорит мне: «Сестричка, у меня колбаска в вещмешке и сахар, отдай собачкам. Сейчас, при мне отдай!» Моя упряжка вывезла на прорыве семьдесят два человека. И другие наши упряжки не меньше...»

Памятник установлен в городе Ессентуки, на территории санатория «Виктория».

«… Стёрлись в памяти клички.
Не вспомнить теперь и мордашку.
Мы, пришедшие позже,
Не знаем совсем ничего.
Лишь седой ветеран
Ещё помнит собачью упряжку
В медсанбат дотащившую
С поля боя когда-то его!..»


© Автор неизвестен
Животные: Псы войны

0 комментариев

Оставить комментарий

Комментировать при помощи: