Крыса

Животные: Крыса

В детстве у меня была крыса. Крысу мне подарил сын крестной, учившийся в мединституте. Он притащил ее из институтского вивария.

В тот день, когда надо было препарировать крысу, будущий медик, увидев, как это делают другие, упал в обморок. А когда он пришел в себя и добрался до своей комнате в общаге, обнаружил в своем кармане крысенка с любопытными глазами и длинным розовым хвостом.

Крысу в общежитии держать никто бы не разрешил, поэтому решено было пристроить спасенного от верной погибели зверька в хорошие руки. То есть — в мои.

В нашем доме постоянно кто-то обитал — собаки, кошки, черепаха и т.д.

Крыс, начавший знакомство с новым местом жительства с похода на кухню, оказался отчаянным храбрецом. На виду у хозяев он всеми четырьмя лапами залез миску с собачьей едой и начал есть нелюбимую собаками, но очень полезную пшенную кашу.

Обалдевшие от такой наглости овчарка и эрдельтерьер смотрели то на меня, то на невиданного зверя, то друг на друга, явно не понимая, что происходит. Брезгливо понюхав сытую крысу, которая тут же принялась умываться, собаки с оскорбленным видом удалились. А я поняла, что мои опасения по поводу того, что мои псы могут принять крысенка за дичь, на которую можно поохотиться, оказались напрасными.

Весь день я носилась с новым жильцом, придумывая, куда его поселить, чем накормить и как назвать. Чтобы дать крысе имя, для начало неплохо было бы определить мальчик это или девочка. Как это сделать, я не знала, а студент-медик, более сведущий в вопросах физиологии, сунув мне в руки крысенка и прихватив со стола недоеденный бутерброд, уже давно слинял. Наигравшись в крысу, я занялась своими делами и вообще забыла о ее (его) существовании. Но тут с работы пришла мама.

О своем приходе она известила меня и всех остальных жильцов нашего многоквартирного дома истошным визгом. Оказывается мама, сняв сапоги, сунула ногу в свой любимый меховой тапок, а там — крыса! Я примчалась в прихожую и увидела такую картину: мама, приживая к себе сумку с продуктами, стоит на тумбе для обуви. Вокруг нее, виновато виляя хвостами (проспали же), топчутся собаки. «Там крыса, я ее видела!»

Испугавшись, что мой подарок сейчас выкинут на улицу, я сделала удивленное лицо и… «Мама, какая крыса? Откуда у нас крысы? Если бы это была крыса, ее собаки уж точно поймали бы!»

Мама, подслеповато щуря глаза, надела очки, с опаской заглянула под тумбу, нашла там кроме всего прочего клубок мохеровых ниток и окончательно поверила, что это была не крыса. Чудом отловленный на кухне подарок был водворен в трехлитровую банку, обеспечен кормом и водой на трое суток и спрятан от родителей в самый дальний угол кладовки.

Днем, когда родители были на работе, крысеныша можно было выпускать на волю. Он путешествовал по книжным шкафам, рылся в цветочных горшках, спал под батареей или между спинами собак, которые как-то сразу привыкли к тому, что периодически по ним бегает какой-то суетливый грызун.

Ел он мало и был достаточно привередлив. Всем полезным продуктам он, как и я, предпочитал печенье «Сливочное». Крыс смешно держал в лапках кусочки печенья, аккуратно откусывал, томно прикрывая глаза, жевал, смешно шевеля усами, и съедал все до единой крошки. Звук разрываемой упаковки с печеньем заставлял его бросать все свои крысячьи дела и со всех ног мчаться на кухню. Поэтому с отловом грызуна перед приходом родителей проблем не возникало.

Но вот наступили выходные. Родители перед Новым годом затеяли генеральную уборку. Начать решили с кладовки.

Крысиный «домик» — трехлитровую банку — мама велела принести на кухню с целью наполнения ее квашеной капустой. Зверюшку пришлось переселить в банку поменьше, которую я решила спрятать под ванной. Выходные прошли без инцидентов. Днем я периодически заглядывала в банку, крыс ел, спал или скучал.

Понедельник. Утро. Мама носится по квартире со скоростью торпеды: выгулять собак, накормить собак, мужа, ребенка, помыть посуду, попытаться впихнуть остатки недоеденного завтрака в битком набитый праздничной едой холодильник, уложить голову, погладить юбку, сделать макияж, сделать маникюр…

С криком «я сейчас опоздаю на служебный автобус» ринуться в прихожую, не найдя свой шарф, намотать на шею папин, прижимая плечом к уху телефонную трубку, прокричать в нее что-то бабушке по поводу встречи у нее Нового года.

Я стою в дверях прихожей, ожидая традиционных указаний — куда сходить, что сделать, что купить — и вдруг вижу, что из рукава шубы, которую мама сейчас наденет, свисает розовый крысиный хвост. Попытка схватить шубу и подать ее маме не удалась, опаздывающая на автобус мама оказалась проворней. Она сунула руку в рукав, сонная крыса выпала и, обиженно вереща, шмыгнула в темный угол.

Квартиру огласил истерический визг, и со словами «ну ты у меня вечером получишь!» разъяренная мама умчалась на работу.

Вечером состоялось внеочередное заседание семейного совета. «Только крыс в нашем доме не хватало!» — ревел возмущенный папа. «Чтобы духу ее здесь не было!» — вопила так и не остывшая за день мама. «Ну вы сначала хотя бы посмотрите на его мордочку, — пыталась разжалобить родителей я. — Он такой хорошенький».

Видя, что никакие уговоры на родителей не действуют, я решила сменить тему: «Ладно, позвоню Сашке, скажу, чтобы забирал свой новогодний подарок. Пусть тащит его обратно в виварий, чтобы студенты из него кишки выпустили, а потом сделали чучело!» Мама тут же сменила тон. Ну как же! Ведь «Саша такой хороший мальчик из такой приличной семьи. Вот с кого тебе всегда нужно брать пример».

Но папа не сдавался. «Немедленно неси эту тварь сюда, я отнесу его соседям, у них кошка, она разберется с твоей крысой».

Я понуро поплелась за ящиком, в который спрятала крысенка в этот не самый счастливый в его жизни день. Опаньки… В ящике дырка, крысы «нет дома»! «Сами ловите и сами выкидывайте. А я плакать пошла! И не нужны мне ваши подарки! Я крысу хочуу-у-у-у!!!»

Мама взобралась с ногами на диван, а папа, вооружившись шваброй, начал охоту на бедного грызуна. Собаки, как это обычно бывает во время семейных разборок, улеглись в самой дальней от «поля боя» комнате. Папины попытки заставить их искать непонятно что не увенчались успехом. Наревевшись в своей комнате, я пошла на кухню заедать горе печеньками. На звук разрываемой упаковки тут же примчался крыс, уселся на стол и начал аккуратно есть печенье.

У меня смех сквозь слезы, из кухни я вижу и уже уставшую бояться и злиться маму, которая смотрит какую-то передачу по телевизору, и ползающего по прихожей папу, который все еще надеется поймать «этого гаденыша».

Первой на кухню явилась мама. Война войной, а обед, то есть ужин, по расписанию. Увидев на столе искомый объект, она сначала хотела было возмутиться, но передумала.

Посмотрела на крыса, который так трогательно-беззащитно смотрелся на пустом столе со своей обгрызенной печенюшкой, посмотрела на зареванную меня, посмотрела на уползавшего вглубь прихожей папу и разразилась громким хохотом.

Папа пришел посмотреть, что же такого смешного происходит в нашем доме, и тоже не смог сдержать улыбки. «Немедленно уберите крысу со стола, — строго сказал папа. — А что, сегодня здесь, кроме крыс, никого не кормят?»

Почувствовав, что опасность попасть под горячую руку миновала, на кухню приплелись собаки. Как только эрдель, усевшись рядом со столом, попытался посмотреть, не найдется ли и для него что-то вкусненькое, взволнованный повышенным вниманием к своей персоне Крыс, на ходу дожевывая печеньку, пробежал по собачьей морде и спине и, оказавшись на полу, тут же спрятался за холодильник.

А еще через пару дней я наблюдала, как мама с папой, стоя на четвереньках, пытались выманить грызуна из-под дивана, предлагая ему на выбор орешки, сухарики, сыр и изюм. Всем же интересно посмотреть, как едят крысы! «Тоже мне, крысоловы! Смотрите, как это делается». И я пошуршала упаковкой от печенья.

В общем, крыс стал полноправным членом нашей семьи.

Он спал в тапках, валенках, шапках, и конечно же в рукавах маминой шубы, у которых был очень удобный подклад с резиночкой для обхвата запястья, чтобы в рукава не поддувало. Видимо не считавшие его пищевым конкурентом собаки разрешали ему есть из их посуды, правда, они вероломно съедали запасенные крысенком впрок сушки и сухарики. В горшках с кактусами у нас всходили кедры и подсолнухи, о чем мама с гордостью сообщала подругам, называя цветочные горшки крысиной плантацией.

Папа, отправляясь на прогулку с псами, мог взять с собой Крыса, который в это время скрывался где-то в недрах папиного полушубка, периодически высовывая любопытную морду то из одного, то из другого рукава.

Грызун служил своеобразным барометром — перед морозами и обильными снегопадами он много ел и много спал.

«Да перестаньте же наконец кормить крысу, — возмущался папа, — а то он, чего доброго, и минус сорок градусов нам нажрет!»

Крыс понимал множество слов и отзывался бы на кличку, будь она у него, но мы звали его просто Крысом. Мамино ласковое «а где мой крысавчик?» обозначало, что она собирается вязать очередной носок, сидя перед телевизором, и зверушка может спокойно вздремнуть часок-другой у нее на коленях. И крысик, знающий, что чесание за ухом ему гарантировано, радостно топал к маме. А еще он знал, что такое дыня.

Кто бы мог подумать, что крыса может так подсесть на бахчевую культуру! За кусочек лакомства зверушка согласна была танцевать на задних лапках, как дрессированный пудель в цирке, и нетерпеливо стрекотала, если мы слишком медленно резали обожаемый ею плод. Осенью мы покупали дыню впрок, резали на кубики и складывали в морозилку, чтобы и зимой обеспечить своему любимчику бесперебойное питание. Стоило сказать «дыня», как Крыс замирал в позе ожидания перед холодильником, который, кстати, он со временем научился открывать.

Ну, слово «убью», имеющее весьма эмоциональную окраску, понимают все домашние животные, включая черепаху. А вот на слово «бабушка», обозначавшее не меньшую степень опасности, реагировал только Крыс. Собаки могли по привычке вальяжно развалиться на диване, забыв, что у нас гостит бабушка, за что не раз были биты веником и с позором выдворены в прихожую. У Крыса же хватало ума в дни бабушкиных визитов сушки из вазочки не таскать и вообще бабушке на глаза не попадаться.

Много забавных моментов было в нашей жизни…

Вспоминаю, как к нам домой пришла моя классная, чтобы пожаловаться на мое безобразное поведение. Ну да, кидали фанерки от стульев в актовом зале (они так красиво вращаются в полете!), ну да, разбили окно, но ведь нечаянно! Как она дико визжала, увидев крысу, как вопила, что ее надо убить скорее, пока не убежала.

Но это было еще не все! Когда ненавидящая детей старая дева уходила из нашего гостеприимного дома, выяснилось, что наши собачки изжевали ее песцовую шапку, неосмотрительно оставленную на тумбочке у телефона. Мы-то, зная повадка наших собак, которых папа не раз брал с собой на охоту, убирали меха на недосягаемую для собачек высоту. И хотя папа возместил нервозной даме материальный ущерб, в гости к нам она больше почему не приходила.

Пару раз наш отчаянный грызун выбирался через вентиляционную шахту на чердак дома, однако, погуляв по крыше, Крыс всегда возвращался домой.

Видимо, однажды он не туда попал. Соседка сначала кричала не своим голосом, а потом примчалась к нам чуть ли не в голом виде. Оказывается, она сидела в ванне, и вдруг увидела, что из вентшахты вылезла крыса и по веревке с бельем, натянутой над ее головой, направилась в сторону змеевичка, на котором сушатся полотенца. Логично. Зачем прыгать из-под потолка на кафельный пол, если можно с комфортом спуститься вниз по полотенцу?

Но соседка не поняла крысиной логики и покидала все, что под руку попало, в сторону незваного гостя. Зверек вовремя сообразил, что пора уносить ноги, и юркнул обратно в вентиляционный проем. В нашу квартиру они с соседкой попали одновременно. К счастью, тетя Валя так и не узнала, кого она должна «благодарить» за пережитый стресс.

Во избежание нежелательных инцидентов папе пришлось вставить в вентиляционное окошко решетку, а Крысу — прекратить несанкционированные вылазки на общественный чердак.

А однажды наш крысик стал летчиком-испытателем. В качестве летательного аппарата послужил валенок, который бабушка выкинула с балкона на улицу, увидев, что туда забралась крыса. К счастью, полет прошел нормально. Никто, кроме весь день хватавшейся за сердце бабушки, не пострадал.

Я тут же помчалась с сопровождении радостно лающих псов на улицу и с их помощью нашла в сугробе валенок и сидящего в нем Крыса.

Чудом избежавшая участи своих подопытных собратьев крыса прожила в нашем доме долгую и счастливую жизнь. В один из зимних дней наш любимчик, к тому времени уже седой, беззубый и слегка плешивый, уснул и не проснулся.

Через пару месяцев я купила в зоомагазине симпатичную крыску, выбрав самую печальную. Мама тоже купила крысу. Мне в подарок.

Уж не знаю, кто из них был какого пола, но через полгода крыс в нашем доме стало слишком много!..

© Т.Богданович

0 комментариев

Оставить комментарий

Комментировать при помощи: