Последний полет Сигизмунда Леваневского

В истории авиации были случаи бесследного исчезновения самолетов. Один из наиболее известных – исчезновение самолета ДБ-А, который так и не был обнаружен даже по прошествии вот уже более 77 лет. 12 августа 1937г, в 18 час 15 мин, в трансполярный перелет Москва – Северный полюс – Фербенкс на Аляске со Щелковского аэродрома стартовал четырехмоторный самолет ДБ-А «СССР Н-209» конструкции Виктора Болховитинова, с экипажем шесть человек, под командой Сигизмунда Леваневского.


Целью экипажа, возглавляемого Героем Советского Союза Сигизмундом Леваневским, был беспосадочный перелёт по маршруту Москва — Северный полюс — Северная Америка. Однако в конечный пункт своего маршрута самолёт так и не прибыл…

Последнее фото перед вылетом. Слева направо: штурман Левченко, Н.Я.Галковский (радист), С. А. Леваневский (командир экипажа), Н. Г. Кастанаев (второй пилот) и Н. Н. Годовиков (бортинженер). Аэродром Щелково, 12 августа 1937 г.

История: Последний полет Сигизмунда Леваневского

Даёшь Америку!

Полярный лётчик Сигизмунд Леваневский, участник операции по спасению челюскинцев, одним из первых предложил идею перелёта в Северную Америку через полюс. Он первым и попытался подобный перелёт, но из-за неисправности в системе маслопровода вынужден был повернуть назад.

Леваневский продолжал мечтать о трансарктическом перелёте, однако пальму первенства ему пришлось уступить: в период, когда он вместе с лётчиком Н. Грацианским занимался облётом закупленных в США гидросамолётов, в июне и июле 1937 года, экипажами В. Чкалова и М. Громова на самолётах Ант-25 были совершены два первых трансарктических перелёта. Весь мир рукоплескал отважным советским лётчикам, а тем временем уже шла подготовка к третьему такому перелёту. Его должен был возглавить Леваневский.

12 августа настал его звёздный час. В этот день с аэродрома Щёлково в США через полюс отправлялся самолёт Н-209. В экипаж Леваневского входили лётчик-испытатель Н. Кастанаев, штурман В. Левченко, бортмеханики Г. Побежимов, Н. Годовиков и радист Н. Галковский. В 18 ч 15 мин. 35-тонный гигант тяжело оторвался от взлётной полосы и взял курс на север. Как вспоминал Г. Байдуков, у экипажа Леваневского «было почему-то грустное настроение». Может, это было предчувствие неминуемой беды?

Совершенно мистический штрих к биографии Леваневского добавил в своё время известный историк Арктики Зиновий Каневский. За два года до рокового полёта вышла серия из семи марок «Герои СССР». На шести марках героев обрамляли две лавровые ветви — символы побед, но только на марке с Леваневским одна из ветвей была миртовой, знаменующей траур… Как могла произойти такая страшная ошибка, до сих пор не ясно.

История: Последний полет Сигизмунда Леваневского

Последние радиограммы

13 августа в 13 ч 40 мин, с Н-209 поступило сообщение: «Пролетаем Северный полюс. Достался он нам трудно. Начиная с середины Баренцева моря, всё время мощная облачность. Высота 6000 метров. Температура -35°. Стекла кабины покрыты изморозью. Встречный ветер местами 100 км/час. Сообщите погоду по ту сторону полюса. Всё в порядке». Самолёт держал курс на Аляску.

Однако уже в 14 ч 32 м 19-я по счёту радиограмма основательно встревожила штаб перелёта. Вот её содержание: «Отказал правый крайний мотор из-за неисправности маслосистемы. Идём на трёх моторах. Очень тяжело. Идём в мощной облачности. Высота 4600 метров…».

Официально радиограмма №19 с борта Н-209 считается последней, но в Тикси её конца не расслышали, а в Ан-коридже (Аляска), где текст был принят полностью, в конце имелось крайне важное дополнение: «Посадку будем делать в 3400. Леваневский». В 17 ч 44 мин, в Анкоридже перехватили другое сообщение: «Не имеем ориентировки. Затруднения с радиопередатчиком».

Как сообщила 14 августа правительственная комиссия в газете «Правда», в 17 ч 53 мин, радиостанция мыса Шмидта приняла с самолёта ещё одну радиограмму: «Как вы меня слышите? РЛ. Ждите…» РЛ — был позывной самолёта Леваневского.

14 августа в 12 ч 25 мин, в Якутске услышали конец радиограммы, похожей по тону на РЛ, в ней были три раза переданы цифры «83» и знак ждать АС (аварийное сообщение).

30 сентября, через 1,5 месяца после катастрофы, пароход «Батум» принял в Охотском море, возможно, самую последнюю радиограмму Леваневского: «Широта 83 норд, долгота 179 вест. РЛ».

Следует отметить, что все радиограммы, полученные после сообщения №19, многими считаются недостоверными.

Когда стало ясно, что случилась беда, немедленно начались поиски экипажа Н-209. 9 месяцев советские и американские лётчики обследовали огромный сектор Арктики между 120-м и 150-м меридианами западной долготы, однако следов Н-209 обнаружить не удалось. В мае 1938 г. Поиски экипажа Леваневского были прекращены.

С семьей

История: Последний полет Сигизмунда Леваневского

Аляскинская версия

Лётчикам не удалось найти самолёт Н-209 из-за плохой видимости, или они искали его не там? Автором одной из версий предполагаемого места гибели экипажа Н-209 стал американский священник доктор Келлемс. Во время одной из своих поездок в район мыса Барроу в 1938 г. Он беседовал с эскимосами с островов Джонса, которые утверждали, что 15 августа 1937 г.

Они слышали шум моторов, а с помощью бинокля разглядели, как над островом Фитис по направлению к острову Спай пролетел самолёт. Между этими двумя островами он упал в воду и затонул.

Келлемс предположил, что Леваневский из-за отказавшего мотора совершил где-то на льду посадку, а после его ремонта вновь поднялся в воздух и почти долетел до Аляски. Нехватка горючего или новая неисправность не позволили самолёту дотянуть до большой земли, и он рухнул в воду.

Журналисту Юрию Сальникову, очень много сделавшему для выяснения судьбы экипажа Н-209, удалось найти в архиве сообщение сержанта Моргана с мыса Барроу об очевидцах, подтверждавших падение у острова Фитис самолёта.

Хотя аляскинская версия имеет право на существование, есть одно «но»: по мнению полярных лётчиков, с колёсным шасси у Н-209 практически не было шансов в условиях плохой видимости без значительных поломок совершить посадку на лёд и снова взлететь.

Вспомним заключительную часть радиограммы №19: «Посадку будем делать в 3400…». Как выяснил Ю. Сальников, у штурмана Левченко была карта Арктики, разбитая на пронумерованные квадраты. Квадрат 34 — это район Канадского архипелага, в него входят острова Виктория и Принца Уэльского. Цифры «00» могли означать время предполагаемого приземления. Увы, поиски в этом квадрате не проводились.

История: Последний полет Сигизмунда Леваневского

Тайна озера Себен-Кюэль

В 1979 г. В журнале «Вокруг света» была опубликована статья Ю.Сальникова о последнем полёте Леваневского. Отклики на неё обозначили новый, совершенно неожиданный район для поисков Н-209. Из Якутии пришло письмо от командира вертолёта Евгения Попова, он сообщил, что летом 1965 г. На берегу озера Себен-Кюэль видел врытую в небольшой холмик деревянную плиту с выжженной надписью: «Здесь 13 августа 1937 г. В результате катастрофы самолёта Н-209 погиб экипаж…». Далее шла фамилия Леваневский и ряд других, которые уже трудно было разобрать. Кроме того, Попов слышал, как местный якут рассказывал о самолёте, утонувшем в озере, и о масляных пятнах, которые потом часто появлялись на поверхности воды.

К сожалению, летом 1979 г. Плиту обнаружить уже не удалось, на берегах озера основательно «похозяйничали» геологи.

Мог ли самолёт Леваневского оказаться в Якутии? По мнению заслуженного штурмана СССР Валентина Аккуратова, такой вариант исключать нельзя. В высоких широтах Арктики все типы авиационных магнитных компасов не работают, и штурман вёл самолёт по солнечному указателю курса, который действует только при наличии солнца. Однако из-за отказа мотора самолёт вошёл в облачность, и возможность для точной ориентировки была полностью потеряна.

По инициативе журнала «Техника-молодёжи» и газеты «Советская Башкирия» в августе 1982 г. Под руководством писателя М. Иванова на озеро Себен-Кюэль отправилась экспедиция. Был проведён осмотр берега, промеры дна озера, электромагнитный поиск и, конечно, опрос местных жителей.

Наиболее весомые результаты принёс опрос. В 1937 г. местный пастух видел на берегу озера мёртвого русского в костюме, белой рубашке и ботинках. Он лежал лицом вверх, без шапки, у него были чёрные волосы. Один 80-летний очевидец в 30 км от озера видел умершего русского в лётном меховом комбинезоне, он тогда очень испугался и не подошёл к нему близко. В.А.Захарова, которая тоже была в этом месте с отцом, сообщила, что видела мёртвого русского.

Он был в меховой одежде и лежал лицом вниз, перед ним был воткнутый в землю нож, рядом находился планшет. У костра была миска, в которой умерший варил кожу от унтов, поэтому его ноги были в одних портянках. Родители рассказывали ей об утонувшем в озере самолёте.

К сожалению, уже не было в живых важного очевидца М.И. Кривошапкиной, но рассказывали, что она даже узнала в документальном кино лётчика, которого видела в тайге умершим.

Э.Р. Мулдашеву, который участвовал в этой экспедиции, удалось разыскать одного из радистов, который ловил последние радиограммы Леваневского. Тот рассказал, что во всех публикациях почему-то нет самой последней радиограммы, которую он принял от Н-209 13 августа вечером.

Вот она: «…Иду на двух, пришлось снизиться, впереди вижу ледяные горы». По мнению радиста, в пользу версии посадки Н-209 где-то в Якутии говорит тот факт, что последние радиограммы с самолёта ловились преимущественно в Северной Якутии и в самом Якутске.

Три года энтузиасты из Уфы искали следы Леваневского в районе озера Себен-Кюэль, но ни самолёта, ни других бесспорных доказательств катастрофы Н-209 в этом месте так и не нашли. Правда, удалось значительно расширить круг очевидцев, которые видели исчезнувшую табличку с перечислением фамилий погибших лётчиков, и даже получить подтверждение, что на ней была фамилия Леваневского.

Если учесть обстоятельство, что местные жители не склонны к выдумкам, то версия о вынужденной посадке Н-209 в районе озера Себен-Кюэль остаётся на данный момент наиболее предпочтительной. Хочется верить, что рано или поздно эта тайна Арктики будет раскрыта.

История: Последний полет Сигизмунда Леваневского

0 комментариев