Последний полет Сигизмунда Леваневского
В истории авиации были случаи бесследного исчезновения самолетов. Один из наиболее известных – исчезновение самолета ДБ-А, который так и не был обнаружен даже по прошествии вот уже более 77 лет. 12 августа 1937г, в 18 час 15 мин, в трансполярный перелет Москва – Северный полюс – Фербенкс на Аляске со Щелковского аэродрома стартовал четырехмоторный самолет ДБ-А «СССР Н-209» конструкции Виктора Болховитинова, с экипажем шесть человек, под командой Сигизмунда Леваневского.
Целью экипажа, возглавляемого Героем Советского Союза Сигизмундом Леваневским, был беспосадочный перелёт по маршруту Москва — Северный полюс — Северная Америка. Однако в конечный пункт своего маршрута самолёт так и не прибыл…
Последнее фото перед вылетом. Слева направо: штурман Левченко, Н.Я.Галковский (радист), С. А. Леваневский (командир экипажа), Н. Г. Кастанаев (второй пилот) и Н. Н. Годовиков (бортинженер). Аэродром Щелково, 12 августа 1937 г.

Даёшь Америку!
Полярный лётчик Сигизмунд Леваневский, участник операции по спасению челюскинцев, одним из первых предложил идею перелёта в Северную Америку через полюс. Он первым и попытался подобный перелёт, но из-за неисправности в системе маслопровода вынужден был повернуть назад.
Леваневский продолжал мечтать о трансарктическом перелёте, однако пальму первенства ему пришлось уступить: в период, когда он вместе с лётчиком Н. Грацианским занимался облётом закупленных в США гидросамолётов, в июне и июле 1937 года, экипажами В. Чкалова и М. Громова на самолётах Ант-25 были совершены два первых трансарктических перелёта. Весь мир рукоплескал отважным советским лётчикам, а тем временем уже шла подготовка к третьему такому перелёту. Его должен был возглавить Леваневский.
12 августа настал его звёздный час. В этот день с аэродрома Щёлково в США через полюс отправлялся самолёт Н-209. В экипаж Леваневского входили лётчик-испытатель Н. Кастанаев, штурман В. Левченко, бортмеханики Г. Побежимов, Н. Годовиков и радист Н. Галковский. В 18 ч 15 мин. 35-тонный гигант тяжело оторвался от взлётной полосы и взял курс на север. Как вспоминал Г. Байдуков, у экипажа Леваневского «было почему-то грустное настроение». Может, это было предчувствие неминуемой беды?
Совершенно мистический штрих к биографии Леваневского добавил в своё время известный историк Арктики Зиновий Каневский. За два года до рокового полёта вышла серия из семи марок «Герои СССР». На шести марках героев обрамляли две лавровые ветви — символы побед, но только на марке с Леваневским одна из ветвей была миртовой, знаменующей траур… Как могла произойти такая страшная ошибка, до сих пор не ясно.

Последние радиограммы
13 августа в 13 ч 40 мин, с Н-209 поступило сообщение: «Пролетаем Северный полюс. Достался он нам трудно. Начиная с середины Баренцева моря, всё время мощная облачность. Высота 6000 метров. Температура -35°. Стекла кабины покрыты изморозью. Встречный ветер местами 100 км/час. Сообщите погоду по ту сторону полюса. Всё в порядке». Самолёт держал курс на Аляску.
Однако уже в 14 ч 32 м 19-я по счёту радиограмма основательно встревожила штаб перелёта. Вот её содержание: «Отказал правый крайний мотор из-за неисправности маслосистемы. Идём на трёх моторах. Очень тяжело. Идём в мощной облачности. Высота 4600 метров…».
Официально радиограмма №19 с борта Н-209 считается последней, но в Тикси её конца не расслышали, а в Ан-коридже (Аляска), где текст был принят полностью, в конце имелось крайне важное дополнение: «Посадку будем делать в 3400. Леваневский». В 17 ч 44 мин, в Анкоридже перехватили другое сообщение: «Не имеем ориентировки. Затруднения с радиопередатчиком».
Как сообщила 14 августа правительственная комиссия в газете «Правда», в 17 ч 53 мин, радиостанция мыса Шмидта приняла с самолёта ещё одну радиограмму: «Как вы меня слышите? РЛ. Ждите…» РЛ — был позывной самолёта Леваневского.
14 августа в 12 ч 25 мин, в Якутске услышали конец радиограммы, похожей по тону на РЛ, в ней были три раза переданы цифры «83» и знак ждать АС (аварийное сообщение).
30 сентября, через 1,5 месяца после катастрофы, пароход «Батум» принял в Охотском море, возможно, самую последнюю радиограмму Леваневского: «Широта 83 норд, долгота 179 вест. РЛ».
Следует отметить, что все радиограммы, полученные после сообщения №19, многими считаются недостоверными.
Когда стало ясно, что случилась беда, немедленно начались поиски экипажа Н-209. 9 месяцев советские и американские лётчики обследовали огромный сектор Арктики между 120-м и 150-м меридианами западной долготы, однако следов Н-209 обнаружить не удалось. В мае 1938 г. Поиски экипажа Леваневского были прекращены.
С семьей

Аляскинская версия
Лётчикам не удалось найти самолёт Н-209 из-за плохой видимости, или они искали его не там? Автором одной из версий предполагаемого места гибели экипажа Н-209 стал американский священник доктор Келлемс. Во время одной из своих поездок в район мыса Барроу в 1938 г. Он беседовал с эскимосами с островов Джонса, которые утверждали, что 15 августа 1937 г.
Они слышали шум моторов, а с помощью бинокля разглядели, как над островом Фитис по направлению к острову Спай пролетел самолёт. Между этими двумя островами он упал в воду и затонул.
Келлемс предположил, что Леваневский из-за отказавшего мотора совершил где-то на льду посадку, а после его ремонта вновь поднялся в воздух и почти долетел до Аляски. Нехватка горючего или новая неисправность не позволили самолёту дотянуть до большой земли, и он рухнул в воду.
Журналисту Юрию Сальникову, очень много сделавшему для выяснения судьбы экипажа Н-209, удалось найти в архиве сообщение сержанта Моргана с мыса Барроу об очевидцах, подтверждавших падение у острова Фитис самолёта.
Хотя аляскинская версия имеет право на существование, есть одно «но»: по мнению полярных лётчиков, с колёсным шасси у Н-209 практически не было шансов в условиях плохой видимости без значительных поломок совершить посадку на лёд и снова взлететь.
Вспомним заключительную часть радиограммы №19: «Посадку будем делать в 3400…». Как выяснил Ю. Сальников, у штурмана Левченко была карта Арктики, разбитая на пронумерованные квадраты. Квадрат 34 — это район Канадского архипелага, в него входят острова Виктория и Принца Уэльского. Цифры «00» могли означать время предполагаемого приземления. Увы, поиски в этом квадрате не проводились.

Тайна озера Себен-Кюэль
В 1979 г. В журнале «Вокруг света» была опубликована статья Ю.Сальникова о последнем полёте Леваневского. Отклики на неё обозначили новый, совершенно неожиданный район для поисков Н-209. Из Якутии пришло письмо от командира вертолёта Евгения Попова, он сообщил, что летом 1965 г. На берегу озера Себен-Кюэль видел врытую в небольшой холмик деревянную плиту с выжженной надписью: «Здесь 13 августа 1937 г. В результате катастрофы самолёта Н-209 погиб экипаж…». Далее шла фамилия Леваневский и ряд других, которые уже трудно было разобрать. Кроме того, Попов слышал, как местный якут рассказывал о самолёте, утонувшем в озере, и о масляных пятнах, которые потом часто появлялись на поверхности воды.
К сожалению, летом 1979 г. Плиту обнаружить уже не удалось, на берегах озера основательно «похозяйничали» геологи.
Мог ли самолёт Леваневского оказаться в Якутии? По мнению заслуженного штурмана СССР Валентина Аккуратова, такой вариант исключать нельзя. В высоких широтах Арктики все типы авиационных магнитных компасов не работают, и штурман вёл самолёт по солнечному указателю курса, который действует только при наличии солнца. Однако из-за отказа мотора самолёт вошёл в облачность, и возможность для точной ориентировки была полностью потеряна.
По инициативе журнала «Техника-молодёжи» и газеты «Советская Башкирия» в августе 1982 г. Под руководством писателя М. Иванова на озеро Себен-Кюэль отправилась экспедиция. Был проведён осмотр берега, промеры дна озера, электромагнитный поиск и, конечно, опрос местных жителей.
Наиболее весомые результаты принёс опрос. В 1937 г. местный пастух видел на берегу озера мёртвого русского в костюме, белой рубашке и ботинках. Он лежал лицом вверх, без шапки, у него были чёрные волосы. Один 80-летний очевидец в 30 км от озера видел умершего русского в лётном меховом комбинезоне, он тогда очень испугался и не подошёл к нему близко. В.А.Захарова, которая тоже была в этом месте с отцом, сообщила, что видела мёртвого русского.
Он был в меховой одежде и лежал лицом вниз, перед ним был воткнутый в землю нож, рядом находился планшет. У костра была миска, в которой умерший варил кожу от унтов, поэтому его ноги были в одних портянках. Родители рассказывали ей об утонувшем в озере самолёте.
К сожалению, уже не было в живых важного очевидца М.И. Кривошапкиной, но рассказывали, что она даже узнала в документальном кино лётчика, которого видела в тайге умершим.
Э.Р. Мулдашеву, который участвовал в этой экспедиции, удалось разыскать одного из радистов, который ловил последние радиограммы Леваневского. Тот рассказал, что во всех публикациях почему-то нет самой последней радиограммы, которую он принял от Н-209 13 августа вечером.
Вот она: «…Иду на двух, пришлось снизиться, впереди вижу ледяные горы». По мнению радиста, в пользу версии посадки Н-209 где-то в Якутии говорит тот факт, что последние радиограммы с самолёта ловились преимущественно в Северной Якутии и в самом Якутске.
Три года энтузиасты из Уфы искали следы Леваневского в районе озера Себен-Кюэль, но ни самолёта, ни других бесспорных доказательств катастрофы Н-209 в этом месте так и не нашли. Правда, удалось значительно расширить круг очевидцев, которые видели исчезнувшую табличку с перечислением фамилий погибших лётчиков, и даже получить подтверждение, что на ней была фамилия Леваневского.
Если учесть обстоятельство, что местные жители не склонны к выдумкам, то версия о вынужденной посадке Н-209 в районе озера Себен-Кюэль остаётся на данный момент наиболее предпочтительной. Хочется верить, что рано или поздно эта тайна Арктики будет раскрыта.
Целью экипажа, возглавляемого Героем Советского Союза Сигизмундом Леваневским, был беспосадочный перелёт по маршруту Москва — Северный полюс — Северная Америка. Однако в конечный пункт своего маршрута самолёт так и не прибыл…
Последнее фото перед вылетом. Слева направо: штурман Левченко, Н.Я.Галковский (радист), С. А. Леваневский (командир экипажа), Н. Г. Кастанаев (второй пилот) и Н. Н. Годовиков (бортинженер). Аэродром Щелково, 12 августа 1937 г.

Даёшь Америку!
Полярный лётчик Сигизмунд Леваневский, участник операции по спасению челюскинцев, одним из первых предложил идею перелёта в Северную Америку через полюс. Он первым и попытался подобный перелёт, но из-за неисправности в системе маслопровода вынужден был повернуть назад.
Леваневский продолжал мечтать о трансарктическом перелёте, однако пальму первенства ему пришлось уступить: в период, когда он вместе с лётчиком Н. Грацианским занимался облётом закупленных в США гидросамолётов, в июне и июле 1937 года, экипажами В. Чкалова и М. Громова на самолётах Ант-25 были совершены два первых трансарктических перелёта. Весь мир рукоплескал отважным советским лётчикам, а тем временем уже шла подготовка к третьему такому перелёту. Его должен был возглавить Леваневский.
12 августа настал его звёздный час. В этот день с аэродрома Щёлково в США через полюс отправлялся самолёт Н-209. В экипаж Леваневского входили лётчик-испытатель Н. Кастанаев, штурман В. Левченко, бортмеханики Г. Побежимов, Н. Годовиков и радист Н. Галковский. В 18 ч 15 мин. 35-тонный гигант тяжело оторвался от взлётной полосы и взял курс на север. Как вспоминал Г. Байдуков, у экипажа Леваневского «было почему-то грустное настроение». Может, это было предчувствие неминуемой беды?
Совершенно мистический штрих к биографии Леваневского добавил в своё время известный историк Арктики Зиновий Каневский. За два года до рокового полёта вышла серия из семи марок «Герои СССР». На шести марках героев обрамляли две лавровые ветви — символы побед, но только на марке с Леваневским одна из ветвей была миртовой, знаменующей траур… Как могла произойти такая страшная ошибка, до сих пор не ясно.

Последние радиограммы
13 августа в 13 ч 40 мин, с Н-209 поступило сообщение: «Пролетаем Северный полюс. Достался он нам трудно. Начиная с середины Баренцева моря, всё время мощная облачность. Высота 6000 метров. Температура -35°. Стекла кабины покрыты изморозью. Встречный ветер местами 100 км/час. Сообщите погоду по ту сторону полюса. Всё в порядке». Самолёт держал курс на Аляску.
Однако уже в 14 ч 32 м 19-я по счёту радиограмма основательно встревожила штаб перелёта. Вот её содержание: «Отказал правый крайний мотор из-за неисправности маслосистемы. Идём на трёх моторах. Очень тяжело. Идём в мощной облачности. Высота 4600 метров…».
Официально радиограмма №19 с борта Н-209 считается последней, но в Тикси её конца не расслышали, а в Ан-коридже (Аляска), где текст был принят полностью, в конце имелось крайне важное дополнение: «Посадку будем делать в 3400. Леваневский». В 17 ч 44 мин, в Анкоридже перехватили другое сообщение: «Не имеем ориентировки. Затруднения с радиопередатчиком».
Как сообщила 14 августа правительственная комиссия в газете «Правда», в 17 ч 53 мин, радиостанция мыса Шмидта приняла с самолёта ещё одну радиограмму: «Как вы меня слышите? РЛ. Ждите…» РЛ — был позывной самолёта Леваневского.
14 августа в 12 ч 25 мин, в Якутске услышали конец радиограммы, похожей по тону на РЛ, в ней были три раза переданы цифры «83» и знак ждать АС (аварийное сообщение).
30 сентября, через 1,5 месяца после катастрофы, пароход «Батум» принял в Охотском море, возможно, самую последнюю радиограмму Леваневского: «Широта 83 норд, долгота 179 вест. РЛ».
Следует отметить, что все радиограммы, полученные после сообщения №19, многими считаются недостоверными.
Когда стало ясно, что случилась беда, немедленно начались поиски экипажа Н-209. 9 месяцев советские и американские лётчики обследовали огромный сектор Арктики между 120-м и 150-м меридианами западной долготы, однако следов Н-209 обнаружить не удалось. В мае 1938 г. Поиски экипажа Леваневского были прекращены.
С семьей

Аляскинская версия
Лётчикам не удалось найти самолёт Н-209 из-за плохой видимости, или они искали его не там? Автором одной из версий предполагаемого места гибели экипажа Н-209 стал американский священник доктор Келлемс. Во время одной из своих поездок в район мыса Барроу в 1938 г. Он беседовал с эскимосами с островов Джонса, которые утверждали, что 15 августа 1937 г.
Они слышали шум моторов, а с помощью бинокля разглядели, как над островом Фитис по направлению к острову Спай пролетел самолёт. Между этими двумя островами он упал в воду и затонул.
Келлемс предположил, что Леваневский из-за отказавшего мотора совершил где-то на льду посадку, а после его ремонта вновь поднялся в воздух и почти долетел до Аляски. Нехватка горючего или новая неисправность не позволили самолёту дотянуть до большой земли, и он рухнул в воду.
Журналисту Юрию Сальникову, очень много сделавшему для выяснения судьбы экипажа Н-209, удалось найти в архиве сообщение сержанта Моргана с мыса Барроу об очевидцах, подтверждавших падение у острова Фитис самолёта.
Хотя аляскинская версия имеет право на существование, есть одно «но»: по мнению полярных лётчиков, с колёсным шасси у Н-209 практически не было шансов в условиях плохой видимости без значительных поломок совершить посадку на лёд и снова взлететь.
Вспомним заключительную часть радиограммы №19: «Посадку будем делать в 3400…». Как выяснил Ю. Сальников, у штурмана Левченко была карта Арктики, разбитая на пронумерованные квадраты. Квадрат 34 — это район Канадского архипелага, в него входят острова Виктория и Принца Уэльского. Цифры «00» могли означать время предполагаемого приземления. Увы, поиски в этом квадрате не проводились.

Тайна озера Себен-Кюэль
В 1979 г. В журнале «Вокруг света» была опубликована статья Ю.Сальникова о последнем полёте Леваневского. Отклики на неё обозначили новый, совершенно неожиданный район для поисков Н-209. Из Якутии пришло письмо от командира вертолёта Евгения Попова, он сообщил, что летом 1965 г. На берегу озера Себен-Кюэль видел врытую в небольшой холмик деревянную плиту с выжженной надписью: «Здесь 13 августа 1937 г. В результате катастрофы самолёта Н-209 погиб экипаж…». Далее шла фамилия Леваневский и ряд других, которые уже трудно было разобрать. Кроме того, Попов слышал, как местный якут рассказывал о самолёте, утонувшем в озере, и о масляных пятнах, которые потом часто появлялись на поверхности воды.
К сожалению, летом 1979 г. Плиту обнаружить уже не удалось, на берегах озера основательно «похозяйничали» геологи.
Мог ли самолёт Леваневского оказаться в Якутии? По мнению заслуженного штурмана СССР Валентина Аккуратова, такой вариант исключать нельзя. В высоких широтах Арктики все типы авиационных магнитных компасов не работают, и штурман вёл самолёт по солнечному указателю курса, который действует только при наличии солнца. Однако из-за отказа мотора самолёт вошёл в облачность, и возможность для точной ориентировки была полностью потеряна.
По инициативе журнала «Техника-молодёжи» и газеты «Советская Башкирия» в августе 1982 г. Под руководством писателя М. Иванова на озеро Себен-Кюэль отправилась экспедиция. Был проведён осмотр берега, промеры дна озера, электромагнитный поиск и, конечно, опрос местных жителей.
Наиболее весомые результаты принёс опрос. В 1937 г. местный пастух видел на берегу озера мёртвого русского в костюме, белой рубашке и ботинках. Он лежал лицом вверх, без шапки, у него были чёрные волосы. Один 80-летний очевидец в 30 км от озера видел умершего русского в лётном меховом комбинезоне, он тогда очень испугался и не подошёл к нему близко. В.А.Захарова, которая тоже была в этом месте с отцом, сообщила, что видела мёртвого русского.
Он был в меховой одежде и лежал лицом вниз, перед ним был воткнутый в землю нож, рядом находился планшет. У костра была миска, в которой умерший варил кожу от унтов, поэтому его ноги были в одних портянках. Родители рассказывали ей об утонувшем в озере самолёте.
К сожалению, уже не было в живых важного очевидца М.И. Кривошапкиной, но рассказывали, что она даже узнала в документальном кино лётчика, которого видела в тайге умершим.
Э.Р. Мулдашеву, который участвовал в этой экспедиции, удалось разыскать одного из радистов, который ловил последние радиограммы Леваневского. Тот рассказал, что во всех публикациях почему-то нет самой последней радиограммы, которую он принял от Н-209 13 августа вечером.
Вот она: «…Иду на двух, пришлось снизиться, впереди вижу ледяные горы». По мнению радиста, в пользу версии посадки Н-209 где-то в Якутии говорит тот факт, что последние радиограммы с самолёта ловились преимущественно в Северной Якутии и в самом Якутске.
Три года энтузиасты из Уфы искали следы Леваневского в районе озера Себен-Кюэль, но ни самолёта, ни других бесспорных доказательств катастрофы Н-209 в этом месте так и не нашли. Правда, удалось значительно расширить круг очевидцев, которые видели исчезнувшую табличку с перечислением фамилий погибших лётчиков, и даже получить подтверждение, что на ней была фамилия Леваневского.
Если учесть обстоятельство, что местные жители не склонны к выдумкам, то версия о вынужденной посадке Н-209 в районе озера Себен-Кюэль остаётся на данный момент наиболее предпочтительной. Хочется верить, что рано или поздно эта тайна Арктики будет раскрыта.

0 комментариев