Древний Рим

Все, что мы знаем о Древнем Риме и римлянах до нас донесли либо занятия в школе, либо, что ближе к истине, Голливуд, наснимавший кучу исторически неточных фильмов, вроде «Гладиатора», «Спартака», «Последнего легиона» или «Калигулы».

Поэтому сложившиеся мнение об этих людях у нас не всегда совсем верное. Нет, они не только предавались оргиям, завоевывали все, что видели, и в итоге настолько погрязли в роскоши, что хватило кучки варваров, чтобы этот самый Рим разрушить.

Давайте развеем хотя бы некоторые мифы, а заодно узнаем то, что никогда прежде нам даже в голову не приходило.

1. И самое распространенное заблуждение: поднятый вверх палец мог спасти поверженного гладиатора от неминуемой смерти на арене. На самом деле во всем виноват художник Жан-Леон Жером, написавший в 1872 году картину Pollice Verso, где беснующаяся толпа показывает опущенные вниз пальцы.

Ничего общего с реальностью:
во-первых, решать, убивать или нет проигравшего, имел только император;
во-вторых, он показывал большой палец, направив его параллельно земле и указывая на сердце, что в любом случае означало лишь одно — «добей его»; а вот жизнь бедняге мог даровать лишь сжатый кулак, что означало — «убери меч в ножны и оставь его».

Уже в наши дни полотно Жана-Леона Жерома вдохновило кинорежиссера Ридли Скотта снять блокбастер «Гладиатор», в котором император Коммод показывает этот жест, наполненный неверным содержанием.


2. Второе по значимости распространенное заблуждение: римляне во время пиров жрали, как подорванные, до такой степени, что не могли после проглотить и крошки. Чтобы облегчить желудки и продолжить пиршество, они уходили в специальную комнату и там вызвали искусственную рвоту, после чего вновь возвращались за стол. Комната, якобы, называлась «вомиториум». И эта ошибка пришла к нам из английского языка, где «vomit» — означает рвоту.

На самом деле, вомиториум означает ни что иное, как проход между рядами в амфитеатрах, позволяющий зрителям, как и в современных кино- и просто театрах, поскорее достигнуть своего места. Реальных подтверждений неуемному обжорству римлян нет. К примеру, вомиториумы в римском Колизее были настолько удачно спроектированы, что зал на 50000 человек мог быть заполнен всего за 15 минут (80 выходов на уровне земли, из них 76 – для всех категорий зрителей и 4 специальных – для семьи императора).

Кстати, места в амфитеатре часто закреплялось за зрителями на большой период, это тоже помогало избегать суматохи и давки.

Гладиаторами были только мужчины.

На самом деле, на развалинах Помпеи были обнаружены рисунки, на которых на арене в гладиаторском снаряжении сражались женщины. Первые в истории гладиаторские бои в честь смерти женщины были проведены после смерти любимой дочери Цезаря Юлии. Существует также информация, что эти игры сопровождались женскими ритуальными танцами, в ходе которых женщины имитировали бой. Но до времен Нерона появление женщины-гладиатора на арене было редкостью.

Тацит утверждал, что в 63 году император Нерон подписал разрешение выходить на арену даже женщинам-аристократкам, попирая таким образом правила жизни высшего социального слоя Рима. Правда, не существует свидетельств того, что патрицианки принимали участие в боях, а не просто тренировались или соревновались в фехтовании. Большинство гладиаторш были известные своим мощным телосложением пленницы-северянки.

Император Поццуоли позволил выходить на арену и женщинам-эфиопкам. А император Домициано в 89 году выводит на арену и гладиаторов-карликов. Римский историк Светоний, описывал гладиаторские бои времен Домициано, рассказывая, что тот любил смотреть бои как мужчин, так и женщин, особенно ночью, при свете факелов.

Домициан, соперничавший с Нероном в эксцентричности и жестокости, позволял сойтись в бою не только женщине с женщиной, мужчине с мужчиной, карлику с карликом, но и любой категории этих гладиаторов с представителем другой категории.

Бои женщин-гладиаторов были запрещены в Риме только в 200 году, причем не императором Септилием, а римскими юристами. В 2004 года британскими археологами на территории Лондона, в квартале Саутверк на южном берегу Темзы во время раскопок обнаружили захоронение, возраст которого совпадает с присутствием на этих землях древних римлян.

В могиле, помимо дорогой посуды и драгоценностей, находились останки женщины, возраст которой определили в 20-25 лет. Женщина умерла от многочисленных повреждений, и возможно предполагать, участвовала в схватке с животным, кроме того, вся найденная посуда была украшена символами, принадлежащими гладиаторам. Возможно, это первые в мире найденные останки женщины-гладиатора.

Плебеи были беднотой.

По римской традиции древнейшее население Рима длилось на три трибы (три племени) – латиняне, сабиняне, этруски (Рамны, Тиции, Луцеры).

Сначала в каждую трибу входило по 100 родов, потом по 300, и все вместе они составляли римский народ, то есть патрициев. Пришлое же население уже не включалось в трибы, то есть не могло входить в состав древних родов и считаться «римским народом», называли эту часть населения плебеями, они не могли пользоваться общинной землёй, принимать участие в религиозных обрядах, хотя плебеи тоже были свободным населением Рима.

Конечно, исключительное право на общинную землю, которым обладало патрицианство, намного легче позволяло им добиваться финансового благополучия. Безземельные же плебеи занимались в основном ремеслом и мелкой торговлей, при этом среди них были очень и очень богатые люди. Видимо, именно финансовая состоятельность части плебеев позволила им со временем получить и некоторое влияние на патрицианские магистраты – избранные из числа плебеев в сенат плебейские трибуны обладали правом накладывать вето на решение этих органов власти.

В результате долгой борьбы права патрициев и плебеев были уравнены. В середине 5 века до н. э. на центральной площади Рима были выставлены 12 медных досок с новыми законами, вполне лояльными по отношению к плебеям, хотя среди них присутствовал и закон, запрещающий плебеям занимать некоторые жреческие должности, а также закон, запрещающий браки между патрициями и плебеями, последний, кстати сказать, просуществовал всего в течение года.

В 3 веке до н.э. патрицианская и богатая плебейская верхушки слились в одно сословие — нобилитет, следом фактически все патриции и плебеи перестали быть различными классами. И, хотя, в Риме «плебей» не было синонимом «бедный», уже в средневековой Европе так часто называли именно городскую бедноту.


Рабы, о которых написано так много слезовыжимательных историй и снято не меньше печальных фильмов, на самом деле, почти ни в чем себе не отказывали. Более того, внешне ничем не отличались от свободных граждан: носили ту же одежду, в свободное время ходили в термы, театры, на стадионы. В начале, рабы имели специальные ошейники с именем владельца, которые были быстро отменены. Сенат даже вынес на этот счет специальное положение, смысл которого был в том, чтобы рабы не выделялись среди граждан, чтобы они (рабы) не видели и не знали, как их много. Не то, чтобы они жили в свое удовольствие, но и ничего трагического в их существовании не было.

Самым пышным праздником в Древнем Риме были Сатурналии — фестиваль в честь бога земледелия Сатурна, который начинался 17 декабря по юлианскому календарю. В этот день рабы получали много свобод. Согласно одним источникам, они обедали за праздничным столом вместе с хозяевами, согласно другим — рабы обедали первыми, и хозяева даже накрывали им на стол, хотя в любом случае приготовление пищи оставалось за слугами. Также рабы в этот праздник имели право свободно критиковать хозяев без страха наказания.


Римляне надевали тогу только по большим праздникам, или при необходимости похода в сенат. Она была просто банально неудобна и мешала ходить. В остальное время они носили разновидность греческой туники — столу, менее красивую, но более практичную.

Разница между туникой и тогой заключалась в том, что тогда состояла из одного куска ткани и наматывался на тело, туника же (как разновидность длинной блузы) надевалась через голову, заканчивалась ниже колен и подпоясывалась на бедрах. По груди и спине шли пурпурные полосы — по одной или по две (они могли обозначать, например, ранг сенатора). Целиком в пурпурный цвет, как вам известно еще с уроков истории, могли окрашиваться лишь одежды императора.


На самом деле, Гай Юлий Цезарь не произносил своей сакраментальной фразы «И ты, Брут?» Светоний утверждает, что он сказал следующее: Και συ Τέκνον (kai su teknon). Это древнегреческий, между прочим. А Цезарь говорил свободно на обоих языках — и греческом, и латыни. Вообще же, в контексте, фраза, скорее, означает: «И тебя тоже, дитя (постигнет та же участь)».

Многие историки утверждают, что Цезарь прекрасно знал о готовившемся на него покушении и всех участников заговора поименно, но сознательно отправился в Сенат на встречу своей гибели. Удивленным предательством Брута, являвшимся его сводным братом, Цезаря сделал Шекспир своей знаменитой фразой: «And thou, Brutus?», имевшей мало отношения к реальности.


Нерон не поджигал Рим! И уж тем более не любовался тем, как он горит, стоя на одном из холмов с изумрудным моноклем. На самом деле Нерон в тот момент вообще находился в Антиуме (город в Лации, где он родился), и услышав о пожаре, начавшемся на складах с легковоспламеняющимися товарами, незамедлительно вернулся в Рим.

Проведя недолгое расследование, Нерон обвинил в поджоге «секту, называющую себя христианами», и велел «побить их камнями, как собак, распять и сжечь». Многочисленные историки подтверждают, что он не был так уж неправ.

Нерон смотрит на горящий Рим. Карл Теодор фон Пилоти, ок. 1861


Римляне изобрели центральное отопление! Нет, правда, не то, чтобы оно было так нужно в их теплом климате, но иногда даже в солнечной Италии зимой бывает промозгло. Собственно, отапливался пол. Богатые граждане строили свои дома так, чтобы под ними было что-то вроде подполья, куда загружали угли, качественное и ровное горение которых обеспечивали, само собой, рабы.


В Древнем Риме изобрели бетон. Точнее, его прообраз, в состав которого входила вулканическая пыль, лимонный сок, яйца и вода. Строили быстро, потому что у состава была неприятная особенность мгновенно застывать. Кстати, сооруженный во времена императора Адриана (118-125 гг.) Пантеон, был построен именно из бетона, без единого камня. И стоит до сих пор. И был самым крупной бетонной постройкой вплоть до 19 века.


И придумали уже давно ставшие нам привычными таблички. Одни, выложенные мозаикой у порога, гласили: «Cave Canem» (Осторожно, собака!), вторые вешали на паланкины: «Infantia en Carrus», ну, типа — «Ребенок в машине».


Первый брачный договор тоже был придуман в Риме. Точнее, даже не договор, а роспись брачующихся в специальной книге. Не удивительно, что именно римляне начали первыми носить кольца, как знак того, что они женаты.


А вот мыло, к сожалению, изобрели вовсе не римляне. Известные своим нежным пристрастиям к термам (баням), куда древние итальянцы, в зависимости от статуса и благосостояния наведывались почти каждый день, мылись римляне следующим образом: обмазывались оливковым маслом, а потом соскребали его со своего тела, часто с помощью рабов, при помощи деревянной палочки из оливкового же дерева. Таким образом удалялась и грязь и отмершие клетки. Что, поверьте, намного лучше традиционного мыла, которое сушит кожу и вызывает ее преждевременное старение.

Бронников Федор Андреевич. В римских банях. 1865


Почти все римские акведуки, щедро разбросанные, скажем, по всей Западной Европе, очень-очень высокие — минимум 20-метровые. Тому есть множество причин, но самые главные: воду, питьевую и для прочих нужд, не могли просто так воровать, а враги не могли ее отравить. Кстати, некоторые из римских акведуков действуют до сих пор, и если в других местах и не могут удовлетворить потребность жителей в воде, то в испанской Сеговии справляются с этим в полном объеме.

Акведук в Сеговии (I в. н.э.)


В самый расцвет Римской Империи в столице проживало более миллиона человек, что делает Рим первым мегаполисом на Земле, население которой в те годы вряд ли превышало 50 миллионов. Кстати, миллион человек, проживал, скажем в Лондоне, самом крупном городе Европы, в 19 веке. По последней переписи населения, в Риме живет 2,7 миллиона. В общем-то, глобально ничего не поменялось.

О возникновении Рима есть легенда, которую знают почти все, но которая не имеет под собой особых оснований.

По легенде, дедушкой Ромула и Рэма был император Альба, их матерью — весталка (жрица Весты, богини очага, вечно остающаяся девственной — если весталка лишалась девственности, даже в процессе изнасилования, ее зарывали в землю заживо, после чего, сами понимаете, получался труп), а отцом, предположительно, бог войны Марс.

Девушку, учитывая ее высокий ранг, заживо не закопали, она благополучно родила сыновей-близняшек, которых, однако, незамедлительно бросили в реку Тибр. Младенцев волна выбросила на берег, и они выжили, вскормленные молоком волчицы, оставшейся без щенков, и тем, что приносил им в своем клюве дятел. Это все знают, как и то, что, находясь в отрочестве, два брата взобрались на холм, и решили, что здесь будет город.

А потом Ромул замочил Рэма. Чтобы под ногами не мешался. А потом украл сабинянок, потому что на холмах жили только пастухи и беглые рабы, а женщин не водилось вовсе. Красивая и общепринятая сказка. На самом деле, что, скорее всего, название поселению дали этруски, их слово rhome — означает и «силу», и «реку».


Первый супермаркет тоже открыли в Риме. По указанию императора Траяна, правившего в 97-117 годах нашего века. Супермаркет был самым настоящим — здание с несколькими этажами и 150 магазинами, где продавали все, начиная от еды и заканчивая лошадями и повозками.


Древние римляне верили, что увидеть сову — к несчастью, вдыхание аромата цикламенов спасет от облысения, а звон колокольчиков облегчает роды.


Если вы думаете, что сурово с новорожденными обращались только спартанцы, сбрасывавшие с утеса слабых и хилых младенцев, то будете в корне неправы. Римляне детей тоже не сильно долюбливали.

Новорожденного младенца, через несколько часов после появления на свет, приносили отцу. Если он брал его на руки, его растили дальше. Если, по какой-то причине (плохое настроение, похмелье, просто не понравилось), отец отказывался усадить своего отпрыска на колени, ребенка относили подальше от города и там оставляли умирать.

В те времена бытовало мнение, что ребёнка можно считать человеком только в том случае, если он доживёт до шести месяцев, а до тех пор, по словам, например, Аврелия Августина, ребёнок был неодушевлённым предметом, и его убийство не могло быть наказуемо, так как у него ещё не было души.

Человек мог лишиться Римского гражданства, если дезертировал из армии, наносил себе сознательные увечья, дабы не служить, и уклонялся от уплаты налогов.

Развод у римлян происходил довольно быстро. Да, да, развод существовал, но это было еще до появления на территории Италии города Ватикана со всеми вытекающими. По закону, «Tuas res tibi habeto», все, что твое, остается тебе. Если в браке родились дети, они оставались с отцом, женщине же полагались «отступные» и все, что она принесла (и привнесла) в дом мужа.


И бонус факт: Рим сгубили не варвары, а инфляция. В период с 200 по 280 года нашей эры, стоимость меры зерна подскочила в цене с 16 до 120 000 драхм.

0 комментариев