Куликово поле

В общем, так.
История: Куликово поле
История — это наука не то, чтобы не точная, а скорее неточная по определению. По сути история — служанка политики: с помощью истории можно обосновать то или иное политическое решение. Поэтому история, как никакая другая наука, шопиздец конъюнктурна. Та история, которую преподавали в советских школах — это совсем не та история, которую сейчас преподают где-нить в Приебалтике. Естественно, историю переписывают в угоду текущей конъюнктуре самым наглейшим образом. Поди в точности проверь, что там было 300-400 лет назад, если и текст летописи «утратить» можно вовремя, и архнаходочки заныкать до изменения политконъюнктуры.

Современные исследователи (во всяком случае, весьма многие из них) предполагают, что некто Карамзин писал свои труды, руководствуясь определеными указаниями сверху. Указания сии, хоть в настоящее время и не проверяемые никак, могут быть восстановлены по косвенным признакам, каковыми признаками можно считать, собственно, сами труды Карамзина и их общую концепцию.

А концепция Карамзина проста: Россия — исключительно европейская держава, иметь дела с азиатами любых марок — фу-фу и западло. Для XVIII века концепция актуальная — нам необходимо было налаживать европейское направление, в перую очередь для противостояния Турции.
Поэтому у Карамзина европейцы благородные и хорошие, как эльфы у Толкина, а азиаты весьма напоминают толкиновских же орков.

Но с точки зрения истины, раз уж мы решили опираться на нее — истину — такой подход как бы не комильфо.

Как же ее, истину, восстановить, если свидетели событий могут беседовать только с небесами?

К счастью, человек разумный наделен такой чертой, как рассудочная деятельность. А она, в свою очередь, имеет на вооружении мощнейшее средство — логику. Так что опираться будем на 3 вещи: здравый смысл, известные и несопоримые факты, и логику.

Короче, я не претендую на истину в последней инстанции. Мои размышления — это лишь мои размышления. С ними можно либо соглашаться, либо нет. Просто выбирая из двух альтернатив — «Карамзин же авторитет, а поэтому он ПРАВЪ» и «Думать надо своей головой» — я выбираю вторую.

Итак, что же там за тема с московским князем Дмитрием и гражданином Мамаем?

Достоверно известно, что поздним летом-ранней осенью 1380г. произошла битва между войсками Дмитрия и войсками Мамая. Победил Дмитрий. Достоверно известно (текст «Задонщина»), что Дмитрий собирал войска по довольно обширной территории Московского княжества и окрестностей, устроил общий сбор войск в Коломне, а затем…

А что «затем»?

С точки зрения адептов Карамзина, Мамай был ханом, раздававшим ярлыки на правление. Это значит, что жил он в Сарае. А это, в свою очередь, означает, что на Москву он пошел бы через Рязань. Другой дороги с юго-востока просто не существовало. С точки зрения совсем уж адептов Карамзина, Мамай как раз на Москву и шел.

Так вот, «затем» с этой точки зрения должно было бы выглядеть так: собрал Дмитрий войска в Коломне, выдвинулся для защиты Москвы на юго-восточное направление, дал битву, победил и стали называть его Дмитрием Выхинским. Или Дмитрием Люберецким. Или Дмитрием Раменским.

Что говорите? Не так было?

И тут выясняется, что Мамай-то, оказывается, войска в Крыму набирал, и двигался с юга. Вот тебе и ордынский хан. Что, в Орде войска кончились до состояния «необходимо в Крыму набирать»? Ась, карамзинчики? И тут любопытнейшая деталь всплывает — а Мамай-то, оказывается, не чингизид ни разу. И не хан следовательно. И как бы не ордынец даже. А кто ж тогда хан? А Тохтамыш тогда хан и законный правитель. Правда, юн еще, аки Джофри Баратеон, а оттого трон под ним шатается, но об этом позже.

Так вот, Мамай шел из Крыма. И, значит, собрал войска Дмитрий в Коломне, а это как раз южное направление и дорога в Крым, и, по идее, мог бы Дмитрий спокойно в Коломне сидеть, Мамая дожидаючись. Что напрасно воинов гонять перед боем — путь отдохнут лучше, да маневры отработают, да местность в инженерном отношении оборудуют — колья там вобью по примеру английской армии тех же лет или еще как.

Коломна — крепость нехилая, речкой Окой защищенная. А можно и ближе к Москве продвинуться — чтоб татары поганые обходной маневр не совершали, а полубому с войском русским встретились. Да и купцам московским приятнее, когда они свои войска видят. Мож, в мошну княжью и подкинут чего.
И дал он битву великую, и победил, и стали называть его Дмитрием Коломенским. Или Дмитрием Подольским. Или Дмитрием Каширским. Или Дмитрием Южнобутовским, на худой конец.

Что? Опять не так его назвали? А как? Дмитрий Охотнодворский? Дмитрий Шаболовский? Дмитрий Ленинскопроспектский?
Нет. Дмитрий Донской его назвали.

А почему? А потому что после смотра войск в Коломне он зачем-то повел войска аж на речку Дон, что, как известно, впадает в Азовское море у славного города Таганрог, в котором живет известный телевизионный критик в растянутой майке, но имя критика я запамятовал.

В общем, повел он войска далеко на юг от Москвы. А теперь включаем наш здравый смысл.

Первое: а он точно Донской? — абсолютно точно. Как Дмитрий Донской он остался в народной памяти, а это посильнее «Сказания...» и «Задонщины» вместе взятых.

Второе: а зачем он их повел туда? Мамай-то на Москву шел (по Карамзину и последышам), а имя Дмитрий Бутовский/Коньковский/АкадемикоЯнгелевский в принципе не хуже, чем Дмитрий Донской? А затем, что не Москву войска защищали. Несколько странно уводить войска от защищаемого города, не находите?

Третье: мож, один из них — идиот? Дима город без защиты оставляет, а Мамай, видимо, предсказуем как полёт сковороды над гнездом кукушки?

И тут вдруг всплывает интересный факт. Не на Москву Мамай шел.
Есть законный хан, вполне себе чингизид Тохтамыш. И есть некто Мамай — личность авторитетная, но официально никто. Абыдно. Поэтому и армия набрана в Крыму, а не на территории Орды — не будут же ордынцы с ордынцами за какого-то Мамая рваться в бой. А крымчаки — за своего предводителя вполне с сарайцами повоевать не против. Под седлом у Мамая был спрятан какой-то побочный чингизид, который был Мамаевым способом легитимизации.

А вот у законного хана Тохтамыша всё печально. Мамай-то его и побить может. Зато у него, Тохтамыша, есть верный вассал и дальний родич (хоть и десятая вода на пятнадцатом киселе) — некто Дима, князь московский. У него, как у князя, есть своя дружина. И у родственников его свои дружины. И у союзников. И у вассалов.

И прискакал гонец к Диме от Тохтамыша: мол, верный мой вассал! Я, твой законный хан, который, на секундочку, ярлычок тебе выдал, Христом-Богом Аллахом прошу: собери войска и встреть нехорошего дядю Мамая. А я тебе потом пригожусь, мож не сомневаться.

Партия сказала «надо», комсомол ответил «есть» — собрал Дима дружины свои, своих союзников, друзей, вассалов, родичей и т.д., и повел их на защиту Москвы ага, щаз — на защиту интересов законого хана Тохтамыша.
Вот я всегда поражался одной простой вещи. Карамзинчики, скажите пожалуйста, а отчего в войске Дмитрия не было ополченцев? Вот совсем-совсем не было, одни дружинники. Вроде как если город защищаешь — ополчение всегда с твоими войсками вместе? А на Куликовом-то поле — где оно, ополчение?

А нигде. Только профессиональные воины, только дружины. Ибо не город защищали, а шли дать просраться нехорошему узурпатору Мамаю. Ополчение — дело добровольное, а каким-то пахарям похуй на какие-то тёрки в ордынской верхушке. Им шо Дмитрий, шо Мамай, шо Тохтамыш — всё одно, все оброк соберут да для работ припашут. И если вы думаете, что менталитет крестьянина XIV века — это то же самое, что менталитет горожанина ХХ века, то вы ой как ошибаетесь. Никакого общерусского париотизма в те времена не было, иначе бы персонажи типа Олежки Рязанского не могли бы весьма успешно существовать.

Так вот, Куликовка. В общем, наши победили, но с серьезными потерями. Причем потери были весьма чувствительными потому, что погибло и было ранено множество профессиональных воинов (собственно, «Задонщина» по большей части — поименный список погибших профессиональных воинов) — именно они, а не ополчение, и были на поле боя. И кстати, никаких 100 тыс. воинов там не было — поле столько народу не вместит.
В общем, мамаево войско частью полегло, а частью разбежалось, Мамай ускакал в Крым собирать новые войска (эти войска потом разбил уже Тохтамыш лично — без помощи русских войск).

Lanista

3 комментария

Putevrot
Ничего не понял. С какого перепуга Дмитрий ктототам стал вассалом топтомыша?
Мля, изгаляются над историей все кому не лень.
Было бы время, я написал бы докторскую на тему того, что вошки в шкуре медведя под мудрым руководством блохи подняли революцию и в ходе эволюции стали такими вот иследователями истории. Мля.
djamix
Ну по идее мы в тот период башляли ясак чуркобесам.
Putevrot
Я читал надысь где то, что иго и небыло. Это вообще русские сами и были. Междуусобные войны. И тоже на Карамзина ссылались и хаяли. И Чингих хан это вообще выдумка европейцев, чтоб принизить русских.
Через пару лет вообще напишут, что и русских небыло и Киив это старый армянский приграничный городок.

Оставить комментарий

Комментировать при помощи: