Кто такие финно-угры?

Финно-угры — это не самая большая по численности, но довольно большая по количеству народов языковая группа. Большинство народов проживает частично или полностью на территории России. Некоторых насчитываются сотни тысяч (мордва, марийцы, удмурты), некоторых же можно пересчитать по пальцам (на 2002 год в России зарегистрировано всего 73 человека, называющих себя водь). Однако большая часть носителей финно-угорских языков проживают за пределами России. В первую очередь это венгры (около 14,5 млн человек), финны (около 6 млн) и эстонцы (около миллиона).

Интересное: Кто такие финно-угры?


В нашей стране представлено самое большое разнообразие финно-угорских народов. Это прежде всего волжско-финская подгруппа (мордва и марийцы), пермская подгруппа (удмурты, коми-пермяки и коми-зыряне) и обская подгруппа (ханты и манси). Также в России есть почти все представители прибалтийско-финской подгруппы (ингерманландцы, сету, карелы, вепсы, ижорцы, водь и саамы).

Древнерусские летописи сохранили названия еще трех народов, до нашего времени не дошедших и, видимо, полностью ассимилированных русским населением: чудь, проживавших по берегам Онеги и Северной Двины, меря — в междуречье Волги и Оки и мурома — в бассейне Оки.

Интересное: Кто такие финно-угры?

Также археологической и этнографической экспедицией Дальнеконстантиновского музея Нижегородской области и Нижегородского университета сейчас подробно исследуется еще одна исчезнувшая совсем недавно этническая подгруппа мордвы — терюхане, которые проживали на юге Нижегородской области.

Самые многочисленные финно-угорские народы имеют свои республики и автономные округа в составе России — республики Мордовия, Марий Эл, Удмуртия, Карелия, Коми и Ханты-Мансийский автономный округ).

Где живут

Интересное: Кто такие финно-угры?

Первоначально проживающие в Приуралье и Западной Сибири, финно-угры со временем расселились западнее и севернее своих исконных земель — вплоть до современной Эстонии и Венгрии. На данный момент различаются четыре основные области их расселения:

Скандинавский, Кольский полуострова и Прибалтика;
среднее течение Волги и низовья Камы;
Северный Урал и Северное Приобье;
Венгрия.

Однако со временем границы расселения финно-угров становятся все менее четкими. Особенно сильно это видно в последние 50 лет, и связан этот процесс с трудовой миграцией как внутри страны (из деревни в города), так и с межгосударственной (особенно после создания Европейского союза).

Языки и анбур

Интересное: Кто такие финно-угры?

Язык является фактически одним из главных признаков данной общности, иначе просто по внешнему виду вряд ли можно сказать, что венгры, эстонцы и манси — родственники. Всего насчитывается около 35 финно-угорских языков, разделенных всего на две подветви:

угорская — венгры, ханты и манси;
финно-пермская — все остальные, включая мертвые муромский, мерянский, мещерский, кеми-саамский и язык аккала.

Как считают исследователи и языковеды, все нынешние финно-угорские языки имели общего предка, названного для языковой классификации прафинноугорским языком. Самым древним из известных письменных памятников (конец XII века) является так называемая «Надгробная речь и молитва», которая написана латиницей на древневенгерском языке.

Нам же будет более интересен так называемый анбур — древнепермская письменность, которая использовалась на территории Перми Великой в XIV–XVII веках населяющими ее народами: коми-пермяками, коми-зырянами и русскими. Создана она была русским православным миссионером, устюжанином Стефаном Пермским в 1372 году на основе русского, греческого алфавитов и тамги — рунических пермских символов.

Анбур был необходим московитам для общения со своими новыми соседями на востоке и северо-востоке, так как Московское государство планомерно и довольно быстро расширялось в том направлении, как это водится, крестя новых граждан. Последние, кстати, были не особо против (если мы говорим о пермяках и зырянах). Однако с постепенным расширением Московского княжества и включения в него всей Перми Великой анбур полностью заменяется русским алфавитом, так как, в общем-то, все грамотные люди в тех местах уже говорят по-русски. В XV–XVI веках эта письменность еще кое-где используется, но уже как тайнопись — это своего рода шифр, знакомы с которым очень ограниченное количество людей. К XVII веку анбур полностью выходит из обращения.

Финно-угорские праздники и обычаи

Интересное: Кто такие финно-угры?

В настоящее время большинство финно-угров — христиане. Российские — православные, венгры по большей части католики, прибалтийские народы — протестанты. Однако в России немало финно-угров — мусульман. Также в последнее время возрождаются традиционные верования: шаманизм, анимизм и культ предков.

Как это обычно бывает во время христианизации, локальный праздничный календарь приурочивался к церковному, на месте священных рощ ставились церкви и часовни, вводился культ местночтимых святых.

Дохристианская религия финно-угров была политеистической — существовал верховный бог (как правило, бог неба), а также плеяда богов «поменьше»: солнца, земли, воды, плодородия… Имена у всех народов для богов были разные: в случае с верховным божеством бог неба у финнов назывался Юмала, у эстонцев — Таеватаат, у марийцев — Юмо.

Причем, например, у хантов, занимающихся в основном рыбалкой, больше почитались «рыбные» боги, а вот у манси, занимающихся в основном охотой, — различные лесные животные (медведь, лось). То есть все народы расставляли приоритеты в зависимости от своих нужд. Религия была вполне утилитарной. Если принесенные какому-то идолу жертвы не возымели действия, то его те же манси могли запросто выпороть плетью.

Также до сих пор некоторые из финно-угров практикуют ряжения в маски зверей во время праздников, что тоже относит нас во времена тотемизма.

У мордвы, занимающейся в основном земледелием, сильно развит культ растений — до сих пор велико обрядовое значение хлеба и каши, которые являлись обязательными практически во всех ритуалах. Традиционные праздники мордвы также связаны с земледелием: Озим-пуря — моленье за уборку хлебов 15 сентября, через неделю за Озим-пуря молян Кереметь, около Казанской справляют Калдаз-Озкс, Велима-бива (мирское пиво).

Интересное: Кто такие финно-угры?

Марийцы празднуют У Ий Пайрем (Новый год) с 31 декабря на 1 января. Незадолго до этого празднуют Шорыкйол (Святки). Шорыкйол также называется «овечья нога». Все потому, что в этот день девушки ходили по домам и обязательно заходили в овчарни и дергали овец за ноги — это должно было обеспечить благополучие в хозяйстве и семье. Шорыкйол — один из самых известных марийских праздников. Он отмечается в период зимнего солнцестояния (с 22 декабря) после новолуния.

Также празднуется Рошто (Рождество), сопровождающееся шествием ряженых во главе с основными персонажами — Васли кува-кугыза и Шорыкйол кува-кугыза.

Таким же образом почти все местные традиционные праздники приурочены к церковным.

Интересное: Кто такие финно-угры?

Нельзя также не отметить, что именно марийцы дали сильный отпор христианским миссионерам и до сих пор по традиционным праздникам посещают священные рощи и священные деревья, проводя там обряды.

У удмуртов традиционные праздники тоже были приурочены к церковным, а также к земледельческим работам и дням зимнего и летнего солнцестояний, весеннего и осеннего равноденствий.

Для финнов наиболее важными являются Рождество (как для порядочных христиан) и Иванов день (Юханнус). Юханнус в Финляндии — это праздник Ивана Купалы на Руси. Как и в России, у финнов считается, что это праздник в честь Иоанна Крестителя, однако сразу понятно, что это языческий праздник, который так и не смог искоренить себя, и церковь нашла компромисс. Как и у нас, на Иванов день молодежь прыгала через костер, а девушки пускали венки по воде — кто венок поймает, тот и будет женихом.

Также почитается этот день и у эстонцев.

Интересное: Кто такие финно-угры?

Очень интересен обряд карсикко у карел и финнов. Карсикко — это специальным образом обрубаемое или срубаемое дерево (обязательно хвойное). Обряд может быть связан с практически любым значимым событием: свадьбой, смертью важного и уважаемого человека, хорошей охотой.

В зависимости от ситуации дерево подрубали или полностью отрубали все его ветки. Могли оставить одну ветвь или только верхушку. Все это решалось в индивидуальном порядке, известном лишь исполнителю ритуала. После проведения обряда за деревом следили. Если его состояние не ухудшалось и дерево продолжало расти, это означало счастье. Если нет — горе и несчастья.

6 комментариев

Putevrot
Эстонцев осталось 0,9 миллиона. При совке их было 1,3 миллиона.
Независимость очень поспособствовала развитию и приросту населения.
Глпвные праздники:
Яанипяэв( Иван Купала) и Йыулуд ( Рождество)
На Иванов день тусуются по местности, а на Рождество сидят семьями по домам. В гости ходят только к близкой родне. На Рождество дарят подарки, детям и старикам.
На Рождество обязательно ставить на стол кровяные колбаски. Но в последнее время евродирективы усилено борятся с этой традицией. Колбаски то со свинной крови. Это не есть мусульманоугодно. Непорядок.:)

Говорят, что эстонцы ближе к финнам, мол очень похожи. Фигня. Если финн эстонца еще как то поймет, то эстонец финна не понимает. Слова вроде звучат похоже, но смысл другой.

Любят составлять сложные слова. Иногда просто непереводимо на другие языки. Или приходится составлять предложение. Пример: jätkusuutlikus: яаткусуутликус.
Силы для продолжения начатого. Смотря где стоит и к чему привязано.
Сами эстонцы это слово иногда вставляют в нелогичную фразу.
Jätkusuutlikult jätkame
Можно перевести как: с новыми силами продолжаем, но это не совсем точно.
Дословно будет:
Продолжаемо продолжаем.
:)
И делают при этом умный вид.
Подозреваю, что они эти слова спецом придумали, чтоб местные русские никогда не смогли выучить эстонский. :)
djamix
Я ждал, что ты ответишь)

Чёй-то мы не сможем эстонский выучить? Тиккурилла, например ) \шутка\

Это, как и выучить коренному эстонцу ( который ранее не общался с русскими) — наш язык. Русский ведь очень сложный, тяжелее только азиатские языки, если не ошибаюсь.

***
Дать по роже и дать в рожу одно и тоже.
А вот дать по жопе и дать в жопу две большие разницы.
***
:-)
Putevrot
Ну, для меня эстонский не проблема. Я его просто подучиваю. Институт эстонского языка каждый месяц выпускает 3-4 новых слова. Хорошо, что хоть в газете печатают и обьясняют новые слова. Иначе получилось бы, что некоторые индивиды говорят на своем языке.
Как на Съездах КПСС.
djamix
Ну ты там почти всю свою сознательную жизнь провел, поэтому тебе и легче)

А зачем новые слова? НА чем основываются? На старых? Или реально нововведения? Типа: путин агрессор, нато друг, мигранты хорошо, ес благодетель и так дале? (шучу)

Или это, как и у нас, интернет слэнг под русский язык подтягивают?
Как Захарова вякнула: скапитализдили ©

Оффтоп: судя по аватарке, до компа ты так и не добрался?
Putevrot
Новые слова придумывают в замен старых понятий.
Пример: Lõimumine(Лыймумине)
Замена понятия интеграции. Используется только по отношению к национальностям/людям. Переводится как: интеграция, вливание, единение и бла бла бла:)
Программа по интеграции неэстонцев в эстонское общество с треском провалилась. Деньги попилили и все. Но чинуши то привыкли сидеть и получать за интеграцию:)
А тут такой облом. Придумали новое слово и занялись распилом по новой, под новым именем. Еще лет 10-20 можно спокойно спать, никто не сократит.:)

Есть много новых слов, но они узкоспецифические. Простой обыватель их не знает. Я тоже. :)
Прямо русофобских слов еще не придумали. Но есть термины обозначающие убеждения или принадлежность к течениям. Это типа ярлыков.
Kremlimeele-прокремлевкий.
Venemeelne- пророссийский( именно так)
Putinimeelne- пропутинский.
Это термины нового времени. Правые навешивают эти ярлыки по поводу и без повода. Даже я облеплен этими ярлыками с ног до головы. :)
djamix
Хочу быть эстонским чиновником)

Оставить комментарий

Комментировать при помощи: