S.T.A.L.K.E.R. 2

Спросите у любого отечественного геймера, какие игры он ждёт больше всего, и среди озвученного списка обязательно отыщется S.T.A.L.K.E.R. 2. Сказать, что оригинальный «Сталкер», в муках рождённый украинской GSC Game World, стал своего рода явлением — считай, промолчать. Миллионы проданных копий, преданная армия поклонников из стран бывшего СССР, куча фан-клубов — это нормально для какой-нибудь Fallout или The Elder Scrolls, но для восточноевропейского продукта — чудо из чудес. И раз уж в последнее время слухов вокруг второй части изрядно прибавилось, мы решили выяснить, где же всё-таки S.T.A.L.K.E.R. 2, и стоит ли питать надежды на его скорый выход.
Интересное: S.T.A.L.K.E.R. 2


Первый — пошёл!

Релиз оригинальной «Тени Чернобыля» в 2007 году стал переломным моментом в эпической битве фэнтези и постапокалиптической фантастики. Именно тогда толкиенистов и псевдостудентов Хогвартса постепенно начали вытеснять с улиц суровые молодые люди в противогазах и экипировке военного образца. Похожий тренд наметился и на рынке популярной литературы. Новеллизации S.T.A.L.K.E.R. сметали с прилавков, как горячие пирожки, а книгоиздатели преисполнились радужных надежд от созерцания стартовых тиражей в 100 тысяч экземпляров. Отечественная же игровая индустрия с выходом из недр украинской студии столь амбициозного и многообещающего продукта получила мощный целительный пенд… простите — замечательный стимул для дальнейшего развития и самосовершенствования.

Интересное: S.T.A.L.K.E.R. 2

Спустя полтора года состоялся релиз продолжения — S.T.A.L.K.E.R.: «Чистое Небо», а в октябре 2009-го фанаты радовались завершающей части трилогии — S.T.A.L.K.E.R.: «Зов Припяти». Западные агрегаторы оценок, не говоря уже об отечественных ресурсах, щедро раздавали творениям GSC Game World высокие баллы, издатели исправно переводили в Киев сотни тысяч долларов авторских отчислений, киношники начали съёмки одноимённого сериала с участием популярных российских и украинских актёров. Всем вокруг казалось, что франшизе S.T.A.L.K.E.R. предначертано безоблачное будущее.

Но в конце 2011 года отлаженный механизм неожиданно дал сбой. Причём человеку непосвящённому казалось, что произошёл он на ровном месте. Одна из самых успешных восточноевропейских студий c богатейшей историей, великолепной командой и отличными проектами неожиданно прекратила своё существование. S.T.A.L.K.E.R. 2, который с огромным нетерпением ждало гигантское коммьюнити, был заморожен до лучших времен, а люди, которые трудились над игрой, оказались в буквальном смысле слова выброшенными на улицу. Почему это произошло, споры не утихают до сих пор.

Интересное: S.T.A.L.K.E.R. 2

От ноток раздора…

На самом деле, чтобы понять, что случилось в Киеве в декабре 2011-го, необходимо вернуться в 2006 год. Разработка «Тени Чернобыля», подстёгнутая и переосмысленная после запуска другого шедевра постапокалипсиса — Half-Life 2, — шла полным ходом. И хотя до релиза игры оставалось еще порядка года, основные работы над концепт-артом и художественным оформлением были завершены. В этот момент от студии GSC Game World неожиданно отделился костяк арт-команды во главе с Андреем Прохоровым — они решили начать собственное производство. В течение следующих нескольких лет студия Прохорова 4A Games стала пристанищем для профессионалов геймдева, по тем или иным причинам не сработавшимся с главой GSC Game World Сергеем Григоровичем. Который, как и любой вундеркинд, был и остаётся, что уж говорить, человеком с тяжёлым характером.

Интересное: S.T.A.L.K.E.R. 2

Стороны разошлись не очень-то цивилизованно: не обошлось без обмена патетическими интернет-заявлениями, обвинений в краже графики, технологий и идей, а также последовавшего за всем этим судебного процесса. Впрочем, будем справедливы: рядовые геймеры от этого только выиграли, ведь в противном случае мы бы не познакомились с весьма колоритными Metro 2033 и Metro: Last Light по романам Дмитрия Глуховского, вставшими в один ряд со «сталкеровской» трилогией.

… до великой смуты

В 2011 году ситуация в GSC была несколько более запутанной. События раскручивались по спирали с 9 декабря, когда в игровом сообществе начали курсировать слухи о закрытии GSC Game World и прекращении работ над S.T.A.L.K.E.R. 2. 12 декабря топ-менеджеры студии Олег Яворский и Руслан Диденко сообщили, что не готовы официально комментировать ситуацию, но сделают всё возможное, чтобы предотвратить распад команды. Сергей Григорович воздержался от комментариев или же просто не захотел их дать. Тем не менее, всем стало понятно, что слухи о закрытии компании и приостановке проекта — правда.

Интересное: S.T.A.L.K.E.R. 2

В начале января 2012 года титаническими усилиями Олега Яворского игровую общественность удалось немного успокоить. Всё благодаря сообщению, что работа над новым «Сталкером» будет продолжена после рождественских праздников, а также публикации новых концепт-артов игры. По неофициальной же информации, Сергей Григорович просто устал от дорогостоящего и не гарантировано успешного проекта. И в итоге решил сполна насладиться всеми радостями жизни, удалившись от оперативного управления компанией и ведения сложных переговоров с потенциальными издателями.

В апреле 2012 года Олег Яворский и ряд других бывших сотрудников компании GSC объявили о создании студии Vostok Games, анонсировав MMOFPS Survarium, который по всем внешним признакам должен был стать идейным продолжателем серии S.T.A.L.K.E.R. Две недели спустя в сети прошёл слух о передаче Сергеем Григоровичем прав на бренд S.T.A.L.K.E.R. компании Bethesda — признанному геймдев-гуру в жанре постапокалипсиса, что ставило под сомнение будущее Vostok Games. Однако позже информация была опровергнута самой Bethesda.

Непризнанные творцы или банальные шарлатаны?

После этого два долгих года вокруг S.T.A.L.K.E.R. 2 лишь ходят невнятные слухи, как вдруг… В июне 2014 года компания West Games, основанная ещё одной группой выходцев из GSC Game World, начинает сбор денег на выпуск проекта Areal. Это один из многих подражателей сами-знаете-какой-игры.

Для «сталкернутой» общественности компания West Games выступила в роли экстрасенса, обещающего чудесное исцеление от неизлечимой болезни. Сбор денег велся на знаменитой краудфандинговой площадке Kickstarter, и West Games почти удалось собрать заявленную сумму в $600 тысяч. Но Kickstarter, не без помощи российской игровой общественности, аннулировал сбор средств ввиду отсутствия доказательств начала разработки.



Впрочем, отдадим должное упорству и целеустремленности West Games. После очевидного провала кампании на Kickstarter они решили попытать счастья на другой краудфандинговой платформе World Wide Funder — довольно сомнительном ресурсе с неоднозначной репутацией. И всё бы ничего, но появились они на нём с проектом под названием S.T.A.L.K.E.R. (!!!) Apocalypse. Это немедленно повлекло за собой реанимацию два года как неактивного официального сайта GSC Game World. Там оперативно отписались том, что все права на торговую марку и фантастический мир до сих пор принадлежат Сергею Григоровичу. Конфуз-с…

GSC Game World снова в строю?

22 декабря бывший PR-менеджер GSC Game World Валентин Елтышев (на фото слева) дал интервью одному из ведущих индустриально-игровых порталов, в котором заклеймил West Games. Кроме того, он отметил, что компания работает над новым игровым не-F2P проектом, рассчитанным на «олдскульную» аудиторию геймеров в возрасте от 25 до 40.

Сам факт появления подобного интервью именно сейчас вызывает неизбежные вопросы. Почему о столь значительном событии, как возрождение одной из крупнейших в СНГ игровых студий, рассказывает не её основатель и бессменный руководитель, не продюсер и не ведущий разработчик, а всего лишь PR-менеджер? Почему в интервью не упомянуто ни название проекта, ни хотя бы ориентировочные сроки релиза?

Конечно, нам хотелось бы ошибиться, и в недалёком светлом будущем вместе с огромной армией фанатов насладиться новым творением Сергея Григоровича и Ко. Однако пока всё указывает на то, что новый проект, как впрочем, и сама GSC, существуют лишь на бумаге, а упомянутое интервью — не более, чем ответная PR-акция, призванная напомнить игровой общественности и зарвавшимся энтузиастам, что студия живее всех живых, и права на бренд S.T.A.L.K.E.R. остаются у неё. Учитывая качество промо-роликов «Ареала» и «Апокалипсиса»… оно, пожалуй, и к лучшему.

Остросюжетные события вокруг реанимации S.T.A.L.K.E.R. принимают неожиданный оборот. И хотя по накалу фанатских страстей «Сталкеру» ещё далеко до Half-Life 2: Episode 3, мы будем пристально следить за развитием ситуации.

Мнение редакции

Как нам кажется, S.T.A.L.K.E.R. 2 вряд ли когда-то будет действительно реанимирован. Время уходит, а вместе с ним угасает и интерес к игре со стороны геймерского сообщества. Сергей Григорович, при всём к нему уважении, сегодня играет роль главного персонажа произведения великого испанского драматурга Лопе де Вега «Собака на сене», руководствуясь принципом «И сам не ам, и другим не дам». Точнее — может, и дам, но у вас всё равно столько денег нет.

Продажа прав на игровую вселенную серьёзному издателю с мировым именем ещё несколько лет назад могла бы вдохнуть в S.T.A.L.K.E.R. новую жизнь. Однако запрошенная Григоровичем цена на бренд (по разным данным, от $250 тыс до $10 млн) слабо сообразуется с сегодняшними реалиями рынка. И всем было бы лучше, если Сергей Константинович в своих действиях руководствовался словами другого великого автора — Антуана де Сент-Экзюпери: «Ты всегда будешь в ответе за того, кого ты приручил».

Увы, похоже, основной источник вдохновения — не менее знаменитый роман Марио Пьюзо и фильм, поставленный по нему гениальным Копполой. Точнее — фраза одного из героев, которую исходно приписывают Аль Капоне: «Nothing personal — just business». Ещё много раз увы.

Интересное: S.T.A.L.K.E.R. 2

Автор текста: Darth_Elven

3 комментария

djamix
Официальный трейлер многосерийного сериала S.T.A.L.K.E.R. от компании GSC. Фильм о тяжелой судьбе сталкера.

djamix


Сериал S.T.A.L.K.E.R. — Первая пилотная серия (ПОЛНОСТЬЮ).mp4
djamix
Игорёк, а по сетке в первого Сталка играть вариант?)