Самая первая советская экранизация "12 стульев"

Гайдай или Захаров, Гомиашвили или Миронов, Филиппов или Папанов — споры о том, какая советская экранизация "Двенадцати стульев" является лучшей, не утихают по сей день. Неудивительно, ведь эти фильмы получились абсолютно разными. Созданные нашими великими режиссерами в 70-х годах прошлого века с разницей в пять лет, обе картины давно стали классикой кино.


Теперь уже все современные воплощения романа Ильфа и Петрова невольно сравниваются с «гайдаевской» и «захаровской» версиями. Однако они не были первыми в нашей стране, равно как советские экранизации, как ни странно, не были первыми в мире.

Роман был издан в 1928 году и очень быстро стал популярен во многих странах. Известны и совсем экзотические бразильские и кубинские фильмы, и даже неожиданная версия, вышедшая в нацистской Германии в 1938 году. Все они случились раньше, а мы поговорим о самой первой советской экранизации «Двенадцати стульев», снятой для Ленинградского телевидения в 1966 году. Здесь появились как исключительно театральные актеры этого города, так и уже известные звезды кино.

Разворот первого издания книги «12 стульев», журнал «Тридцать дней», №1 за 1928 г.

Интересное: Самая первая советская экранизация 12 стульев

Остап Бендер — Игорь Горбачёв

Игорь Горбачёв является первым исполнителем роли Остапа Бендера в нашей стране. Часто замечают, что этот персонаж получился у него слишком серьёзным и меланхоличным. Не так много зрителей называют именно этого Остапа своим любимым воплощением.

Что интересно, впоследствии Игорь Горбачёв преподавал актерское мастерство Николаю Фоменко, который также появился в образе Бендера в новогоднем мюзикле 2004 года.

Игорь Горбачёв в телеспектакле «12 стульев» (1966)

Интересное: Самая первая советская экранизация 12 стульев

Киса Воробьянинов — Николай Боярский

Николай Боярский, родной дядя всем известного Д'Артаньяна, сыграл в этой постановке Кису Воробьянинова. В отличии от Остапа, этот образ нравится большинству из тех, кто смотрел телеспектакль. Есть подозрение, что его последователи Сергей Филиппов и Анатолий Папанов вдохновлялись именно игрой Боярского при работе над своими фильмами.

Двумя годами позже в экранизации еще одного романа Ильфа и Петрова «Золотой теленок»Николай сыграл Адама Козлевича. Бендером там был уже Сергей Юрский.

Николай Боярский в телеспектакле «12 стульев» (1966) и в фильме «Золотой теленок» (1968)

Интересное: Самая первая советская экранизация 12 стульев

Эллочка-людоедка — Алиса Фрейндлих

Конечно, ленинградская постановка не могла обойтись без звезды здешней сцены Алисы Фрейндлих. В 1966 году ей было 32 года, четырьмя годами ранее она перешла в Театр имени Ленинского комсомола (Ленком), где встретила своего второго мужа Игоря Владимирова, с которым у неё сложились не только личные, но очень долгие и плодотворные творческие отношения.

Алиса Фрейндлих и Игорь Горбачёв в телеспектакле «12 стульев» (1966)

Интересное: Самая первая советская экранизация 12 стульев

На игру молодой Алисы Бруновны в этой неожиданной роли можно посмотреть на 18-й минуте. К сожалению, качество дошедшей до нас записи не самое лучшее, созданное для черно-белого телевидения 60-х. Возможно, это одна из причин непопулярности этой экранизации в нашей стране.



Елена Станиславовна Боур — Гликерия Богданова-Чеснокова

Еще одна звезда ленинградской сцены, великая комедийная актриса Гликерия Богданова-Чеснокова сыграла в этом телеспектакле небольшую роль Елены Боур, давней любви Кисы Воробьянинова. Что интересно, пятью годами позже она появится с этим же персонажем и в фильме Леонида Гайдая.

Богданова-Чеснокова была женщиной крупной, колоритной с потрясающим голосом — настоящая Королева эпизода. В кино ей доставались очень характерные персонажи. Жаль не так часто она появлялась на экране, как многим хотелось бы.

Гликерия Богданова-Чеснокова в роли Елены Боур в телеспектакле «12 стульев» (1966) и экранизации Леонида Гайдая 1971 года

Интересное: Самая первая советская экранизация 12 стульев

@

3 комментария

djamix
Если говорить вообще о первом сценическом воплощении Остапа-Сулеймана-Берта-Мария-Бендер-бейя, то это был Евгений Весник и играл он в паре с Анатолием Папановым в роли Ипполита Матвеевича. Но тот спектакль не был записан на пленку. Точнее их (спектаклей) было два, по и по 12 стульям и по Золотому теленку ©

oleg_ws
Видел еще и кубинский вариант. Там перенесено на современную им Кубу. Как раз на то время (начало 60-х) было достаточно актуально.
djamix
Там нужно переговорить тебе, мне и X86 .
По сайту и так дале.