Мифы о Деде Морозе
У ранних кельтов ель считалась обиталищем лесного духа, требовавшего кровавых жертв — внутренностей людей и животных, которые друиды регулярно развешивали на ветвях дерева. Когда окрепшая христианская церковь запретила жертвоприношения, народы Европы заменили внутренние органы шарами из дерева, которые в дальнейшем стали стеклянными, а кишки — тряпочными и бумажными гирляндами. И вот она, нарядная, на праздник к нам пришла…
Что касается доброго дедушки Мороза и его западного аналога Санта Клауса, то они произошли от древнего и злобного кельтского божества, Великого Старца Севера, повелителя ледяного холода и пурги. Он тоже ходил по домам с холщовым мешком, но не раздавал подарки, а собирал жертвоприношения, которые ему недодали в течение года. Визит Старца с мешком не предвещал ничего хорошего: как правило, после его ухода в доме оставались только обледеневшие трупы.
Для того чтобы оградить поселок от ужасного визита, друиды приносили свирепому божеству общую жертву — в мороз раздевали и привязывали к дереву юную девственницу. Именно ее замерзший, покрытый инеем труп и стал прообразом веселой Снегурочки, сопровождающей Деда Мороза.
Как человек, немного разбирающийся в мифологии кельтов, славян и некоторых других народов, заявляю: все это — чушь, бред и ерунда.
Первое: сам факт жертвоприношений у кельтов не вполне доказан. Если точнее — никак не доказан. Ни у ели, ни у какого другого хвойного или нехвойного дерева. Существуют только свидетельства некоторых римлян на сей счет, НО. Римляне-то — лица заинтересованные. Им надо было показать, что они-де просвещенный народ, а кельты — презренные варвары, и поэтому их надо завоевывать. Желающие могут провести параллели между «просвещенным западом» и «варварскими славянами», которых, с точки зрения запада, тоже было бы неплохо того… приобщить к культуре, ога. Но это к теме не относится.
Второе. Хвойные деревья почитались у многих народов (и у славян кстати тоже), а не только у кельтов. На то была простая причина: все деревья к зиме сбрасывают листья, а хвойные — нет. Ну магия же! Поэтому совершенно не факт, что обычай новогодней елки пришел к нам аж от кельтов. Особенно учитывая, что кельты сами произошли от скифов (это если предельно упрощая вопрос).
Третье. Санта Клаус (Сен Николя, Святой Николай) — это реально живший человек, прославившийся своими добрыми делами и заботой о детях. Славяне знают его, как Николая Чудотворца. Словом, ни к какому Старцу никакого Севера эта традиция не восходит.
Четвертое. Наш Мороз — это, конечно, дань славянским мировоззрениям. НО. Мороз в славянском понимании — это хорошее дело, потому что чем снежнее и морознее зима — тем больше урожаи летом. (Об озимых сортах пшеницы тогда не знали). И славяне РАДОВАЛИСЬ морозу, а не пытались его «отогнать» или «задобрить», чтобы не так морозило.
Пятое. Снегурочка — это совсем недавнее изобретение, как новогодний персонаж — ее в 20-м веке придумали. Ранее существовали фольклорные произведения, где фигурировала девочка, слепленная из снега, и ожившая, благодаря мольбе бездетной крестьянской семьи. Как видите — ничего общего с ужастиками. И наша новогодняя Снегурочка сначала была маленькой девочкой (для лучшего контакта с детьми), а вовсе не девушкой-девственницей или кто там возник в больном воображении автора исходного поста.
Шестое. Насчет Старца Севера. Опять-таки у многих народов, разумеется, были божества, ответственные за холод и все такое. У индейцев даже были. Причем тут именно кельты?
Седьмое. Там, где много пурги, холода и всего такого, кельты не жили вовсе. Климат в их землях довольно мягкий, суровых морозов почти не бывало (и не бывает — гольфстрим же).
Так что, ужастики про Новый Год и Деда Мороза идут нафиг. :)
menar
0 комментариев
Вставка изображения
Оставить комментарий