Кладбище паровозов в уральских лесах

Кладбище паровозов в уральских лесах недалеко от поселка Кишерть, в сотне с небольшим километров к востоку от Перми. Не хватает только машиниста, оживающего по ночам, а днем прибитого гвоздем к спинке своего рабочего кресла, как капитан «Летучего голландца» – к грот–мачте.

Интересное: Кладбище паровозов в уральских лесах


Кладбищем паровозов прозвали базу запаса близ железнодорожной станции Шумково (Пермский край). Здесь можно увидеть несколько десятков старых паровозов и даже полазить по ним. Настоящий музей старой железнодорожной техники под открытым небом!

Интересное: Кладбище паровозов в уральских лесах

База запаса находится в этом месте с 1967 года. Ее перевели из города Кунгура. Территория базы делится на две части. В первой (ближней) находится современная железнодорожная техника: вагоны, локомотивы, снегоуборщики и т.п. Сюда же отправляют вагоны отмененных на зимнее время электричек. Рядом стоит домик с охраной.

Интересное: Кладбище паровозов в уральских лесах

Продолжайте движение по рельсам и через несколько сотен метров после этой части базы увидите вожделенное кладбище паровозов.

Здесь присутствуют паровозы нескольких типов. Больше всего серии Л («Лебедянки»).

Интересное: Кладбище паровозов в уральских лесах

Самым старым на Кладбище паровозов был паровоз ЭР 716-66 венгерского производства фирмы «MAVAG». Год производства – 1936. Более сорока лет он проработал маневровым паровозом на станции Кунгур. На него обратили внимание музейщики и выкупили в качестве экспоната. Сейчас он перебрался с Кладбища паровозов в музей «Боевой славы Урала» в Верхней Пышме (Свердловская область).

Были здесь и паровозы серии ФД (Феликс Дзержинский). Рассказывают, что отсюда многие из них были проданы в Китай.

Некоторые паровозы в сравнительно хорошем состоянии, со смазанными подвижными частями (которые легко двигаются и даже не скрипят), другие совсем проржавели буквально до дыр. В некоторые локомотивы можно залезть и почувствовать себя машинистом или кочегаром. Также можно залезть наверх. Местами на паровозах и в вагонах уже выросли березки.

Спереди, почти на каждом паровозе, большие красные звезды.

Интересное: Кладбище паровозов в уральских лесах

В основном это техника 1940-50-х годов. Помимо паровозов стоят и старые вагоны.

К сожалению, техника пострадала от мародеров. Фары разбиты, многие детали свинчены или даже срезаны. Но и сейчас эти почерневшие паровозы поражают свой мощью!

Интересное: Кладбище паровозов в уральских лесах

Стоящие здесь паровозы предполагалось использовать в случае войны, при отсутствии электричества в контактных проводах железных дорог. В прошлом за ними ухаживали, смазывали. В советское время это был секретный объект. Сейчас даже в случае чрезвычайной ситуации вряд ли их будут использовать. Выгоднее и проще использовать тепловозы. Тем более КПД у этих паровозов всего лишь 10%. Но их плюс в том, что можно использовать любое топливо.

Интересное: Кладбище паровозов в уральских лесах

В советское время это был секретный объект. Да и сейчас территория охраняется. На глаза охране лучше не попадаться. Либо можете перестраховаться и попробовать получить разрешение на посещение в руководстве Свердловской железной дороги.

Успевайте посетить это место, пока паровозы не сдали на металлолом или, в лучшем случае, не определили по постаментам. Сейчас паровозов здесь порядка двух десятков, а было значительно больше (в советское время количество доходило до 140 единиц).

Будьте осторожны: летом здесь много клещей и гадюк.

Интересное: Кладбище паровозов в уральских лесах

Интересно, что здесь жили предки бывшего губернатора Пермского края Олега Чиркунова.

«Именно сюда, в Карьер, что рядом со Спас-Бардой Кишертского района, и перевёз из Воронежской области мой дед всю свою семью, жену и трёх дочерей, спасаясь от гонений на кулаков. Теперь здесь чистое поле. И кладбище паровозов», — писал однажды Чиркунов в своем «Живом журнале».

И немного об окрестностях. Близлежащий населенный пункт – село Спасо-Барда, находится на противоположном берегу реки Сылвы. Это старинное село, основанное в далеком 1675 году выходцами с Вятки. Главная достопримечательность – каменный храм Спаса Нерукотворного Образа, построенный в 1859 года в русско-византийском стиле. Для небольшого села в 400 человек выглядит впечатляющим. По легенде, однажды рыбаки увидели плывшую по реке против течения икону Спаса Нерукотворного. Ее выловили и отнесли в местную церковь. Набожные жители посчитали событие за чудо, село стали называть Спасским (затем Спасо-Барда), а церковь назвали по иконе.

Интересное: Кладбище паровозов в уральских лесах

Посещение Кладбища паровозов можно совместить с поездкой в город Кунгур, широко известный многочисленными достопримечательностями (Кунгурская ледяная пещера, памятники архитектуры и т.д.). Летом здесь проходит известный фестиваль воздухоплавания «Небесная ярмарка Урала».

Продолжив путь по дороге, с которой вы свернули после моста через Сылву, вы попадете в село Молёбка, привлекающее любителей чудес. Также по пути к Кладбищу паровозов можно завернуть в Усть-Кишерть, славное своим карстом. Там несколько озер карстового происхождения, в одно из которых ушел огород с баней, а в другое, по легенде, церковь.

Интересное: Кладбище паровозов в уральских лесах

1 комментарий

Putevrot
Когда то, в глубоком детстве, проезжал мимо Ростова на Дону. И видел там паровозы. Мнооооооого. Больше ста. Их соединили трубами и приспособили под теплостанцию. В 87-ом их уже было на много меньше. 20-30.