Подводный авианесущий крейсер пр. 949УА

Многие видели впечатляющие снимки больших советских подводных крейсеров — как носителей баллистических ракет (667-е проекты, 941-й — «Акула»), так и «истребителей авианосцев» (пр. 949А — «Антеи»). Однако далеко не все знают, что у «Антеев» было и продолжение, которое из-за большой геополитики на рубеже 80-х и 90-х не успело воплотиться в жизнь. Речь о проекте 949УА — трехкорпусном авианесущем подводном крейсере, со множеством уникальных решений, не имеющих аналогов в мире.


Сейчас эти грозные корабли остались в музее ЦКБ «Рубин» только в виде макетов, но если бы история повернулась иначе, то уже в III квартале 1992 года первый из серии в 4 авианосных крейсера был бы заложен в Северодвинске. Ему даже уже дали имя — «Днепропетровск». Но увы, не сложилось…

Давайте немного подробней посмотрим, что это был за крейсер.

Интересное: Подводный авианесущий крейсер пр. 949УА

В общем плане это была подлодка на основе пр. 949 — но трёхкорпусная. Центральный прочный корпус по диаметру корпусных конструкций был полностью унифицирован с «Антеями», что сильно ускорило разработку, только длиннее — а боковые два были заметно меньше и короче. Подводное водоизмещение примерно равнялось пр. 941 — ок. 47000 т.

Интересное: Подводный авианесущий крейсер пр. 949УА

На корпуса устанавливалась полётная палуба длиной 147 м и шириной 43 м с уникальной системой быстрого осушения поверхности после всплытия. По правому борту была выделена зона взлёта самолётов, с полноценной паровой катапультой, позволявшей обойтись без трамплина и прочих ухищрений. Потребную для этого мощность выдавали 4 атомных реактора тепловой мощностью 190 МВт каждый, также унифицированные с пр. 949 — но только их стояло вдвое больше против «Антеев». Для посадки самолётов можно было воспользоваться двумя зонами, по правому и левому борту, посадочные тросы проходили через всю полётную палубу.

Интересное: Подводный авианесущий крейсер пр. 949УА

Авиагруппа подводного крейсера — 10 единиц, в т.ч. 8 самолётов МиГ-29К(П) и 2 поисково-спасательных вертолёта. Ещё один вертолёт хранился как резервный, в законсервированном виде.

Интересное: Подводный авианесущий крейсер пр. 949УА

Подводный авианесущий крейсер был оснащен системой точного позиционирования на воде и несколькими подруливающими устройствами.

Интересное: Подводный авианесущий крейсер пр. 949УА

Концепция применения ТАРПК предусматривала внезапный захват господства в воздухе на морях и океанах после обмена ядерными ударами сверхдержав. В ходе ядерного конфликта уничтожались крупные корабли обеих сторон, включая авианосцы, так что создавался вакуум силы — и последующее всплытие такого крейсера и его боевое применение означало получение эффективного авиационного прикрытия оставшихся флотских группировок, а в ряде случаев — и захват полного господства в воздухе. Поэтому было достаточно даже 6-12 самолётов, при отсутствии на морях полноразмерных авианосцев. Два ТАРПК решали эту проблему.

Интересное: Подводный авианесущий крейсер пр. 949УА

На выпуск первого самолёта из ангара после всплытия и подготовку взлёта отводилось всего 19 минут, из них 6 минут тратилось на осушение полётной палубы. Остальные самолёты могли быть подняты на палубу за 4 минуты каждый. Это, конечно, не значит, что ТАРПК нёс на борту только авиагруппу — он был вооружен и крылатыми ракетами П-700 «Гранит». То есть одновременно был не только подводным авианосцем, но и истребителем авианосцев-конкурентов.

Интересное: Подводный авианесущий крейсер пр. 949УА

Но самое главное ноу-хау у этого уникального подводного крейсера заключалось в том, что он в ряде случаев был практически невидим для тогдашних средств гидроакустического наблюдения и не мог быть обнаружен в принципе. Дело в том, что его полётная палуба с резино-осмиевым покрытием одновременно играла роль поглотителя излучений в подводном положении — если он находился на границе слоёв воды разной плотности и солёности. Например, на стыке холодного течения и слоя «обычной» морской воды без сильной циркуляции. Таким образом, для средств обнаружения противника крейсер имел вид обычного косяка рыбы размером примерно 200*70 м — скажем, скумбрии или ставриды. Или сайры. И поди разберись, что это на самом деле.

Интересное: Подводный авианесущий крейсер пр. 949УА

periskop.su/

0 комментариев

Оставить комментарий

Комментировать при помощи: