Как делают кино

Для начала один наглядный пример.

Звонок. Спрашивают — а про вторую мировую есть что-нибудь? Про Великую Отечественную, отвечаю, есть идеи в загашнике. Могу накидать синопсис(краткое содержание). Нет, надо уже целое-готовое. Готового у меня ничего нет.

Как дело обстоит там, изнутри? Странно прозвучит(или не странно), но зачастую деньги у инвесторов или у государства дают под «тему». Тема — Великая Отечественная. Деньги дали. Или часть денег нашлась(с дальнейшим прицелом под проект найти ещё). Или — денег обещают. Или денег дали и тот, у кого они теперь есть, ищет с помощью других.

Что такое написать сценарий? Если про современность — то это месяца два-три работы. Прошерстить литературу, подковаться, понять, написать поэпизодник, расписать его. На выходе получиться сырой черновой вариант.

Что значит писать на историческую тему? Здесь срок начинается от полугода труда. Первый месяц-два будешь только собирать материал. Хотя синопсис можно сделать и за пару дней — но это лишь от полустраницы до полуторы текста. Дальше — читаешь спецлитературу. Влезаешь в материал. Как говорит мой Мастер — сценарист открывает исследовательский институт за своим столом. Удаётся — лезешь в архивы. Кропотливо ищешь информацию. Получается — находишь экспертов(но с экспертами можно и повременить и пойти к ним уже с черновиком). И только потом садишься писать. Всего этот процесс занимает месяцев шесть. Ну, кто-то пишет, например, побыстрее, а кто-то уже подкован по конкретному этому историческому периоду. Тогда, может, пять месяцев. Или наоборот, если тема сложная, материала меньше — дольше. В целом на такой сценарий со всей доводкой уходит от девяти месяцев до года.

Кстати, как оно было при тоталитаризме? Государство покупало у сценариста синопсис. Сценаристу давали путёвку в «деревню» — это такое место, вроде санатория, где тебя кормят, поят — только пиши. Разумеется, нужны тебе эксперты — их помогут найти.

Возвратимся к звонку. Итак, чаще всего написанных хороших сценариев нет. Ни у кого. Могут быть халтурные. Не всегда, но почти всегда.

Предположим, что время есть, но задача, например, стоит — сделать быстро — за такую работу возьмётся или… ёвый «специалист». Профессионал может ввязаться в сроки только от отчаяния. И результат у него будет чуть лучше, чем у специалиста. Или привлекут своего. Дядю, сына, друга, знакомого. Даже если сценарий есть, он вполне может оказаться сырым. Или если есть синопсис — то тогда сценарист в срочном порядке напишет — и получится известно что.

Далее продюсер выбивает остатки суммы под проект(у государства, например и чаще всего). Получилось? Великолепно. А зачем дорабатывать сценарий, если на кино деньги уже есть? Это трата времени. Зачем привлекать экспертов? Это трата денег.

Вот поэтому и получается ОНО. Изредка, когда за дело берутся люди, которые хотят не денег(хотя бы не только денег) — всё складывается, потому что на сценарий не скупятся. На время не скупятся. И получается — «Брестская Крепость».

Про попил. Попил происходит часто на уровне выделенных из бюджета на проект денег; пусть это будет два мульта бакинских. Часть «кто-то» поделил себе. Какую часть? От тридцати до шестидесяти процентов(в особо злостных случаях — больше, или наоборот — меньше — в добрых случаях — или вообще ничего, если люди хотят сделать достойно). Бюджет сократился примерно на треть или вдвое. Ищут под этот бюджет режиссёра, согласного в графе «бюджет» написать одни цифры, а снять за другие.(кстати, попил может идти на любом уровне — зарплату сценаристу или режиссёру тоже могут так «порезать»). Не забываем, что бабос чаще всего — «невозвратный».

Почему попила не было не было в Тоталитарном? Если кратко — … здили за всё строго. И ещё был такой подотчётный дядька — директор картины. За каждую копейку отвечал головой и отчитывался только перед государством.

Да, бывало, например, машину если расколотить — покупали одно, а били(взрывали) корыто. Но Тоталитаризм бдил. И вполне могла состояться проверочка. И если что-то где-то вызывало сомнения — усё, приехали. Если сомнения оказывались обоснованным — ответственные лица ехали на нары. Ну и реализовать честно стыренное было весьма проблемно.

Сценарист

0 комментариев

Оставить комментарий

Комментировать при помощи: