Крейсер Аврора
Крейсер Аврора до недавнего времени стоял у причальной стенки Большой Невки. Этот корабль у большинства людей в нашей стране ассоциируется прежде всего как «главный корабль революции». Однако, это муляж, тщательно выполненная подделка. По крайней мере наполовину.
Какова настоящая судьба легендарного крейсера?
Бронепалубный крейсер I ранга Аврора был заложен в Санкт-Петербурге в 1897 году. Судно предназначалось для выполнения функций крейсера-разведчика, борьбы с торговым судоходством и поддержки броненосцев с эскадренном бою.
Аврора был довольно посредственным кораблём: ни одну из декларируемых функций он полностью выполнять не мог. Виной тому прежде всего неэкономичные силовые установки, относительно невысокая скорость хода и довольно слабая (для бронепалубного крейсера) броневая защита. Вместе с Авророй в Петербурге заложили ещё 2 однотипных корабля — крейсеры Диана и Паллада. Но военно-морская фортуна была куда более благосклонна именно к Авроре.
Корабль был спущен на воду в 1900-м году. Команду на спуск корабля дал лично император Николай II в присутствии своей матери и жены, а также многочисленных членов императорской семьи. Вот уж ирония судьбы… Аврора вступила в состав флота 18 сентября 1903 года.
И буквально через неделю корабль отправили в первый рейд. Аврора вышла из Кронштадта, зашла в Портленд (Англия), затем — в Специю (Италия), Бизерта (Тунис, Франция), Пирей (Греция), Порт-Суэц, Джибути (Сомали). Именно в этом французском порту корабль застигла начавшаяся русско-японская война. Аврору вернули на Балтику и включили в состав формирующейся тогда 2-й Тихоокеанской эскадры.
Именно в этот момент корабль перекрасили. Трудно понять логику такой расцветки корабля: чёрный корпус, жёлтые трубы с чёрным верхом делали любое судно отличной мишенью в дневном бою (а другой вид эскадренного боя тогда даже не рассматривали в качестве возможного). Но именно так выглядела Аврора в момент отправки на Дальний Восток на войну:
Крейсер успешно преодолел вместе со всей эскадрой очень долгий и тяжёлый путь вокруг всей Европы и Африки, полтора месяца стоял на Мадакаскаре в Носси-Бе, затем проследовал Малаккским проливом в бухту Камранг (современный Вьетнам).
Затем было Цусимское сражение (14(27) мая 1905 г) — ДЕНЬ ПОЗОРА русского флота. История не знает аналогов столь большой трагедии. В ходе сражения русский флот потерял 7 броненосцев, 7 судов сдалось в плен. Величайшего позора русский флот не знал на тот момент и не узнал позже. Погибло 5045 человек. И ещё 6016 сдалось в плен. Масштаб катастрофы был огромен: Российская империя проиграла русско-японскую войну.
Аврора была среди тех кораблей, которые после сражения разбежались в нейтральные порты. Пожалуй, это решение экипажа было правильным: крейсер удалось сохранить. В ходе Цусимского сражения корабль получил 37 пробоин, правда, повреждения были не очень опасными. Были серьёзно повреждены осколками дымовые трубы, затоплено отделение носового торпедного аппарата, несколько угольных ям. Крейсер пострадал от пожаров. Вышли из строя все дальномерные станции, четыре 75-мм и одно 152-мм орудие. Погиб и командир крейсера — капитан 1 ранга Е.Р. Егорьев.
Кормовой Андреевский флаг Авроры после Цусимского сражения.
Крейсер ушёл в Манилу. В то время Филиппинские острова были американской колонией, поэтому крейсер пришлось интернировать. Аврора простояла в Маниле до момента заключения мира. С команды была взята подписка о неучастии в боевых действиях. Для лечения раненых впервые в мировой военно-морской истории был использован рентгеновский аппарат.
В 1906-м году Аврора вернулась на Балтику, на ней произвели капитальный ремонт. Но с 1908-го года корабль стал учебным судном: сказались недостатки, о которых я написал в начале статьи. Однако, это обстоятельство никак не сказалось на количестве дальних плаваний. Аврора трижды ходила в Средиземное море в качестве гардемаринского судна. И ещё однажды, в 1911-м году корабль ходил в Сиам.
Во время I Мировой войны Аврора снова стала полноценным боевым кораблём: несла дозорную службу, выполняла артподдержку и прикрытие набеговых и минно-заградительных операций. В 1914-1915 году с корабля сняли все 75-мм орудия, увеличив количество шестидюймовых орудий главного калибра до 14.
В ноябре 1916 года корабль отправили на серьёзный капитальный ремонт в Петроград. Ремонт закончить успели, но корабль больше участия в боевых действия не принимал. Именно тогда и случилось это:
В 1918-м году корабль находился в отстое
а с весны 1919-го — в консервации. И только в 1922-м году специальная комиссия пришла к выводу, что корабль может снова быть использован в качестве учебного. После короткого ремонта Аврора снова много ходила в дальние плавания.
В 1940-м году корабль находился в Ораниенбауме. После начала войны с него сняли все орудия ГК. Эти шестидюймовки были установлены на подступах к Ленинграду. А сам крейсер стал отличной мишенью для немцев. Крейсер затонул на мелководье.
В 1944-м году Аврору подняли, но не для того, чтобы сделать из него памятник: корабли был нужен для того, чтобы использовать его в съёмках фильма «Крейсер Варяг». Для съёмок Авроре пристроили четвёртую трубу. Искушённый зритель наверняка почувствовал подмену: Аврора всё-таки сильно отличается от Варяга.
В 1984-м году корабль снова решили отремонтировать
Для этого его перевели в док, где заменили более 50% корпуса и надстроек. Из самых заметных отличий от оригинала — применение сварки вместо клёпки. Нижняя часть корпуса настоящей Авроры была отбуксирована на военно-морскую базу ВМФ в прибрежной полосе Финского залива, где была распилена и затоплена.
В 2014-м крейсер снова отправился на ремонт
И ещё — 2014 год. В настоящее время крейсер Аврора является единственным действующим боевым кораблём додредноутной эпохи. Есть ещё японская Микаса, но этот броненосец намертво вмурован и ходить своим ходом не может.
Остатки Авроры находятся в Усть-Лужской губе почти в порту
Координаты:
59°45'25.98«С
28°26'16.96»В
Nagato47
Какова настоящая судьба легендарного крейсера?
Бронепалубный крейсер I ранга Аврора был заложен в Санкт-Петербурге в 1897 году. Судно предназначалось для выполнения функций крейсера-разведчика, борьбы с торговым судоходством и поддержки броненосцев с эскадренном бою.
Аврора был довольно посредственным кораблём: ни одну из декларируемых функций он полностью выполнять не мог. Виной тому прежде всего неэкономичные силовые установки, относительно невысокая скорость хода и довольно слабая (для бронепалубного крейсера) броневая защита. Вместе с Авророй в Петербурге заложили ещё 2 однотипных корабля — крейсеры Диана и Паллада. Но военно-морская фортуна была куда более благосклонна именно к Авроре.
Корабль был спущен на воду в 1900-м году. Команду на спуск корабля дал лично император Николай II в присутствии своей матери и жены, а также многочисленных членов императорской семьи. Вот уж ирония судьбы… Аврора вступила в состав флота 18 сентября 1903 года.
И буквально через неделю корабль отправили в первый рейд. Аврора вышла из Кронштадта, зашла в Портленд (Англия), затем — в Специю (Италия), Бизерта (Тунис, Франция), Пирей (Греция), Порт-Суэц, Джибути (Сомали). Именно в этом французском порту корабль застигла начавшаяся русско-японская война. Аврору вернули на Балтику и включили в состав формирующейся тогда 2-й Тихоокеанской эскадры.
Именно в этот момент корабль перекрасили. Трудно понять логику такой расцветки корабля: чёрный корпус, жёлтые трубы с чёрным верхом делали любое судно отличной мишенью в дневном бою (а другой вид эскадренного боя тогда даже не рассматривали в качестве возможного). Но именно так выглядела Аврора в момент отправки на Дальний Восток на войну:
Крейсер успешно преодолел вместе со всей эскадрой очень долгий и тяжёлый путь вокруг всей Европы и Африки, полтора месяца стоял на Мадакаскаре в Носси-Бе, затем проследовал Малаккским проливом в бухту Камранг (современный Вьетнам).
Затем было Цусимское сражение (14(27) мая 1905 г) — ДЕНЬ ПОЗОРА русского флота. История не знает аналогов столь большой трагедии. В ходе сражения русский флот потерял 7 броненосцев, 7 судов сдалось в плен. Величайшего позора русский флот не знал на тот момент и не узнал позже. Погибло 5045 человек. И ещё 6016 сдалось в плен. Масштаб катастрофы был огромен: Российская империя проиграла русско-японскую войну.
Аврора была среди тех кораблей, которые после сражения разбежались в нейтральные порты. Пожалуй, это решение экипажа было правильным: крейсер удалось сохранить. В ходе Цусимского сражения корабль получил 37 пробоин, правда, повреждения были не очень опасными. Были серьёзно повреждены осколками дымовые трубы, затоплено отделение носового торпедного аппарата, несколько угольных ям. Крейсер пострадал от пожаров. Вышли из строя все дальномерные станции, четыре 75-мм и одно 152-мм орудие. Погиб и командир крейсера — капитан 1 ранга Е.Р. Егорьев.
Кормовой Андреевский флаг Авроры после Цусимского сражения.
Крейсер ушёл в Манилу. В то время Филиппинские острова были американской колонией, поэтому крейсер пришлось интернировать. Аврора простояла в Маниле до момента заключения мира. С команды была взята подписка о неучастии в боевых действиях. Для лечения раненых впервые в мировой военно-морской истории был использован рентгеновский аппарат.
В 1906-м году Аврора вернулась на Балтику, на ней произвели капитальный ремонт. Но с 1908-го года корабль стал учебным судном: сказались недостатки, о которых я написал в начале статьи. Однако, это обстоятельство никак не сказалось на количестве дальних плаваний. Аврора трижды ходила в Средиземное море в качестве гардемаринского судна. И ещё однажды, в 1911-м году корабль ходил в Сиам.
Во время I Мировой войны Аврора снова стала полноценным боевым кораблём: несла дозорную службу, выполняла артподдержку и прикрытие набеговых и минно-заградительных операций. В 1914-1915 году с корабля сняли все 75-мм орудия, увеличив количество шестидюймовых орудий главного калибра до 14.
В ноябре 1916 года корабль отправили на серьёзный капитальный ремонт в Петроград. Ремонт закончить успели, но корабль больше участия в боевых действия не принимал. Именно тогда и случилось это:
В 1918-м году корабль находился в отстое
а с весны 1919-го — в консервации. И только в 1922-м году специальная комиссия пришла к выводу, что корабль может снова быть использован в качестве учебного. После короткого ремонта Аврора снова много ходила в дальние плавания.
В 1940-м году корабль находился в Ораниенбауме. После начала войны с него сняли все орудия ГК. Эти шестидюймовки были установлены на подступах к Ленинграду. А сам крейсер стал отличной мишенью для немцев. Крейсер затонул на мелководье.
В 1944-м году Аврору подняли, но не для того, чтобы сделать из него памятник: корабли был нужен для того, чтобы использовать его в съёмках фильма «Крейсер Варяг». Для съёмок Авроре пристроили четвёртую трубу. Искушённый зритель наверняка почувствовал подмену: Аврора всё-таки сильно отличается от Варяга.
В 1984-м году корабль снова решили отремонтировать
Для этого его перевели в док, где заменили более 50% корпуса и надстроек. Из самых заметных отличий от оригинала — применение сварки вместо клёпки. Нижняя часть корпуса настоящей Авроры была отбуксирована на военно-морскую базу ВМФ в прибрежной полосе Финского залива, где была распилена и затоплена.
В 2014-м крейсер снова отправился на ремонт
И ещё — 2014 год. В настоящее время крейсер Аврора является единственным действующим боевым кораблём додредноутной эпохи. Есть ещё японская Микаса, но этот броненосец намертво вмурован и ходить своим ходом не может.
Остатки Авроры находятся в Усть-Лужской губе почти в порту
Координаты:
59°45'25.98«С
28°26'16.96»В
Nagato47
3 комментария
Крейсер Авроора-а-а-а…
(пою):)
Мне тоже чаю налили и я потом с ними как свой ползал по всему кораблю. Там где непускали:)
А потом начкар выгнал. Собака лесная. Я только начал строить план, как Аврору угнать.!!! Придумал, как канаты перепилить. (Я же незнал, что кораблик приваренный причалу был)
Вставка изображения
Оставить комментарий