Потому что мы пилоты

Как только дверь самолёта закрывается, капитану воздушного судна предоставляются неограниченные полномочия. В случае необходимости он может даже арестовать пассажира.
Интересное: Потому что мы пилоты

Слышны ли аплодисменты в кабине? Какие суеверия есть в авиации? Сколько стран и континентов успевает посетить пилот? О шаровых молниях, профессиональном сленге, специфических шутках экипажа и многом другом в интервью «Журналу ЖЖ» пилота Алексея и пилота-инструктора Дениса.

— Что самое сложное в работе пилота?

Алексей: Сложностей несколько. Самая важная — здоровье. Летчик должен соответствовать определенным медицинским требованиям. Человек не всегда может поддерживать себя в «рабочем» состоянии. Я не говорю о каких-то серьезных заболеваниях, но, например, вы никуда не денетесь, если у вас аллергия на весеннее цветение, обыкновенная простуда — в этом случае можно смело выкинуть неделю, а то и две из рабочей жизни. До тех пор, пока вы не вылечитесь окончательно, к рейсу вас никто не допустит.
Пилот должен быть готов к полету в любое время дня и ночи, независимо от того, в какой точке планеты он находится. 99,9% успешности и благополучности полета зависит вовсе не от знаний и умений, а от психологического и физического состояния пилота.

Денис: Принятие решений. Каждый полет — это огромная ответственность за тех, кто находится за твоей спиной. Конечно, можно упомянуть о чисто физиологических проблемах — недосып, усталость, ночные полеты и прочее — но это уже специфика нашей работы. Представители многих других профессий так же недосыпают, устают и работают ночью.

— Слышны ли аплодисменты в кабине? И правда ли, что при посадке аплодируют только россияне?

А.: Зависит от типа самолета. Например, в большом «Боинг 777» никаких аплодисментов не слышно. На маленьком «В 737» иногда слышно, но не всегда. Если честно, то мы, пилоты, особо не обращаем на это внимания и об овациях нам чаще рассказывают стюардессы.
Хлопают все, практически везде. Мне кажется, что это в большей степени зависит от времени суток и направления полета. Вряд ли вы услышите хлопки, если ваш самолет вылетел из пункта отправления в час ночи, а прибыл в аэропорт назначения в 7 утра. Или если выполняется целевой рейс по перевозке вахты, откуда-нибудь из Краснодара в Надым.

Д.: В моём самолете аплодисменты в кабине не слышны. Но они прекрасно слышны кабинному экипажу (бортпроводникам), так что им, как участникам полета, это тоже очень приятно.

— Есть ли какие-то суеверия/традиции среди пилотов?

А.: Конечно. Как и в любой профессии. Самой распространенной и известной традицией, наверное, считается то, что летчики не говорят «последний полет», говорят «крайний» (но это относится именно к полету, а не к словесным оборотам в повседневной жизни).
Также не принято фотографироваться перед рейсом. Причём речь идёт не об общих снимках, а именно о фотографировании себя.
Во многих авиакомпаниях мира в салоне нет 13-го ряда кресел. Идет 9, 10, 11, 12 ряды и потом сразу 14, 15…
Еще перед рейсом самолет обязательно нужно потрогать, погладить, похлопать. Многие разговаривают с самолетом (я в том числе :))

Д.: В моей компании существует красивая традиция встречать на стоянке самолет, командир которого выполнил своей первый самостоятельный полет в качестве командира корабля. Он заруливает, из него выходят по трапу пассажиры, а одна из наших девушек подходит к кабине и бросает снизу букет цветов, который должен поймать новоиспеченный командир.

— Есть ли у вас талисман? Расскажите о нём, пожалуйста.

А.: Лично у меня нет талисмана как такового. Пожалуй, только наручные часы. Было пару-тройку раз за всю жизнь, что я забывал их надевать, и в рейсах обязательно происходило что-то нестандартное. Но именно как о талисмане я о них не думаю.

Д.: В том смысле, в котором это понимается большинством — нет. Могу сказать, что самолет и есть мой талисман, по крайней мере мы с ним говорим на одном языке и всегда выручаем друг друга:)

— Случалось ли, что пассажиры вас узнавали благодаря блогу в ЖЖ?

А.: Наверное, чаще, чем хотелось бы. Чуть ли не каждый рейс передают приветы через стюардесс, просят автограф или после рейса просят сфотографироваться.

Д.: Почти в каждом рейсе. Когда есть возможность, я провожаю выходящих пассажиров, стоя около двери в пилотскую кабину. И часто один-два пассажира благодарят за полет, признаются, что являются моими читателями.

— Как относится руководство к вашему медийному статусу?

А.: Полагаю, что положительно, в противном случае мне бы на это указали.

Д.: Я точно знаю, что многие высокие руководители заходят в мой блог. Разные руководители глядят на это по-разному, но, как мне кажется, большинство относится к этому достаточно благосклонно, понимая, какую цель я преследую. Мое руководство не ставит мне жесткие рамки, не фильтрует мои записи, не запрещает мне писать.
Открытость в освещении проблем даже повысила имидж моей компании в глазах пассажиров. Ещё очень много отзывов о том, что мой блог помогает победить страх перед полётами.

— Сколько примерно городов и стран вы уже посетили?

А.: Легче посчитать континенты и страны, где я не был. В Австралии и Антарктиде. На всех других континентах довелось. С городами намного сложнее. Но думаю, что больше тысячи, а может и двух. Естественно, все крупные и развитые страны тоже посетил.

Д.: Думаю, не один десяток. Но стоит понимать, что я посещаю не города, а аэропорты, и короткие стоянки не позволяют ровным счетом ничего сказать о самом городе.

— Как постоянные перелёты влияют на быт и семейную жизнь?

Д.: Специфика летной работы, конечно же, вносит особенности в семейную жизнь. Но даже тут можно найти плюсы по сравнению с буднями офисного работника — в жизни пилотов гораздо больше возвращений, которые всегда превращаются в мини-праздник.
Особо хочу отметить роль жены в жизни пилота — на терпении и мудрости женщины базируются наши летные успехи.

— Если бы не авиация, то чем бы вы занимались?

А.: Ещё в школе я думал о профессии врача. Если бы я не стал лётчиком, то, скорее всего, был бы врачом.

Д.: Теперь это сложный вопрос. Думаю, что пошел бы по линии IT — среди моих многочисленных детских увлечений программирование занимало важное место.

— Что чувствуете, когда летите в роли пассажира?

А.: Вообще никаких мыслей! Когда летаю пассажиром, чаще всего сплю. Самолет на меня действует очень успокаивающе. По секрету: я недолюбливаю и не доверяю ЖД, даже побаиваюсь, а вот с самолетами все проще.

Д.: Летать пассажиром не очень интересно, я отношусь к такому полету как к перемещению из пункта «А» в пункт «Б». Стараюсь себя занять чем-то, или поспать, чтобы полет прошел быстрее. Конечно, краем сознания отмечаешь нюансы полета, работу коллег.

— Случались ли внештатные ситуации?

А.: В небе я больше 30 лет. За это время бывало всякое. И двигатель отказывал, и генератор, и даже шаровая молния по салону летала. Но это все «текучка», все так и должно быть :)

Д.: Случались. Некоторые я описал в блоге, например, рейс в Пермь, в котором случилось что-то непонятное, заставившее нас принять решение о возврате в Домодедово.

— Обсуждают ли в профессиональной среде чудовищную катастрофу в Альпах с пилотом-самоубийцей, и если да, то какие есть мнения?

А.: Обсуждения особого нет. Не принято в профессиональной среде что-то додумывать, придумывать или выдвигать версии, не имея никаких данных о произошедшем. Пока не приходят официальные данные о расследовании, как правило, ничего не обсуждается. Так, общие «разговоры в курилке», не более.

Д.: К сожалению, такие случаи в авиации происходили и до этого, и даже в СССР были. Мнения такие, что надо оставаться профессионалом в любой, даже самой сложной личной жизненной ситуации. И если у тебя депрессия — ты должен сидеть дома, а не лететь.
Пилоты за свою летную деятельность проходят многочисленные тестирования, которые способны выявить многие потайные черты характера. Однако, нет идеального способа узнать о наличии всех тараканов в голове в режиме реального времени.

— Расскажите, пожалуйста, о профессиональном сленге.

А.: Сленг существует и его очень много! Всего не упомнить, но если идти по примерам, то вот:

— По аэродрому не «ездят», а «рулят»
— С полосы не «сруливают», а «освобождают»
— Крыло — «плоскость»
— Передняя стойка шасси — «передняя нога»
— Пройти очередную медкомиссию — «получить хлебную карточку»
— Набрать заданную высоту полета — «занять эшелон»
— Заправиться топливом — «залиться»
— По небу всегда «летают», «ездят» или «гоняют»
— Бортпроводники — независимо от половой принадлежности и возраста — «девчонки».
— Пассажиры — «загрузка»
— Грозовая туча — «засветка» (из-за её вида на экране радара)
— Турбулентность — «болтанка» (иногда «колбасить»)

Д.: Сейчас стало модным называть пилотов «операторами». Мол, за них всю работу делает компьютер и автопилот, и непонятно за что они получают свои зарплаты.
Обыватели думают, что автоматика настолько развилась, что в авиации пилот становится ненужным звеном. Мол, он «не пилотирует», а «оперирует». Это суждение неверно и способно задеть пилота за живое, особенно, если он только что успешно выкарабкался из очередной нетривиальной ситуации, с которой ни один современный компьютер не способен справиться самостоятельно.

— Есть ли какие-то традиционные шутки и приколы среди членов экипажа?

А.: Безусловно. Их много. Например, в первый рейс молодой стюардессы иногда формируется «заговор». В нём участвуют и пилоты, и проводники. Старший бортпроводник в самом начале рейса начинает разговор, так, между прочим, о том, что в авиации очень много традиций и их нужно чтить. После посадки, во время передвижения до гостиницы, эта девушка вдруг узнает, что сегодня ей предстоит спать с капитаном! Ей все начинают шепотом об этом говорить (чтобы якобы командир и другие не услышали). Всё происходит как хорошо срежиссированный спектакль, в котором каждый знает свою роль назубок. Понятно, что никто эту девочку не заставляет и не принуждает. Разговор ведется в виде рассказа о традициях. Мол, тебе самой решать, но так заведено! Девочка, естественно, в растерянности и смятении. Конечно, все очень хорошо чувствуют, когда нужно остановиться. Бывает по-всякому. С некоторыми этот номер не проходит, а бывает, что девочка воспринимает всё как должное и вечером начинает стучаться в командирский номер. А если капитан еще и старенький и не в курсе розыгрыша, тогда вечер удался! :) Капитан с выпученными глазами и девочка с твердыми намерениями.

Д.: Наш юмор зачастую специфический. Вряд ли он покажется смешным обывателю. Даже в упомянутой выше ситуации, которая случилась в моем полете в Пермь, можно найти смешную сторону — все снижение и заход на посадку мы гадали — кто там долбит самолет снаружи, а причина оказалась и смешной, и грустной. Для нас, конечно.

— Самая смешная история из рейса, которая приходит вам в голову?

А.: Было давно.
Ту-154. Полет из Шарм-эль-Шейха в Москву. Я на месте КВС, второй пилот на своем месте, в кабине еще штурман, борт-инженер и две девчонки-стюардессы. Летим домой и что-то обсуждаем. В это время второй пилот размешивает сахар в стакане с чаем и, не вынимая ложку из стакана, подносит его к вентилятору, чтобы немного остудить напиток. Вентилятор находится почти над головой у пилотов. Я делаю предупреждение: «Серёга, аккуратнее с чаем, а то были случаи!» Второй пилот улыбается и говорит, что все будет окей. Через несколько минут девочки приносят мне чай и кусок торта. Я беру этот торт, и не глядя пытаюсь поставить его на козырек приборной доски. В результате торт попадает под винты точно такого же вентилятора над моей головой и… Ну, в общем, уделал всю кабину. Всех пилотов и стюардесс, кто находился в этот момент в кабине. Самое удивительное, что на меня ничего не попало! До самой Москвы и занимались уборкой.

Д.: Авиация — настолько серьезная профессия, что здесь просто необходимо уметь разряжать атмосферу какой-нибудь шуткой. Например, твой второй пилот еще совсем молодой, а ситуация на заходе очень сложная — вокруг грозы, множество самолетов сужают возможность маневрирования, топливо, как обычно, уже начинает заканчиваться. Самолет трясет, болтает, слева-справа молнии… В общем, обстановка нескучная. Ты, как капитан, обязан демонстрировать всему экипажу уверенность в том, что владеешь ситуацией, даже если сам еще в этом не уверен.

И перед тем, как принять окончательное решение об уходе на запасной аэродром, поворачиваешься ко второму пилоту, спрашиваешь: «Слушай, а ты зонтик-то взял? Нет? Я тоже не взял. Значит, придется лететь на запасной».

У этой шутки есть много вариаций. Если же ты чувствуешь, что запасной тебе не светит — то есть, есть возможность-таки выполнить посадку на аэродроме назначения, то всегда можно найти время, чтоб «поразмышлять вслух»: «Сесть-то мы сядем, конечно, но черт возьми, как по такому дождю домой ехать?».

Рассказывают, что когда в одном из полетов у большого лайнера отказали все двигатели, то командир в своем сообщении пассажирам сказал примерно следующее: «Дамы и господа, у нас есть новости. К сожалению, так получилось, что отказали все двигатели, однако есть надежда, что в салоне наконец-то станет потише». К слову, тот полет закончился успешно.

Отсюда

0 комментариев

Оставить комментарий

Комментировать при помощи: