Солдатская кухня

Если вспомнить вспомнить о полевых кухнях Великой Отечественной войны, то для наших солдат они были не просто передвижными столовыми, где можно утолить голод. Полевая кухня помогала вспомнить дорогую атмосферу мирной жизни.

Полезные советы: Солдатская кухня


Базировались такие кухни на передвижном шасси или платформе грузового автомобиля и включала обычно от одного до четырёх больших котлов. Руководство нашей армии исходило из того, что сам солдат в своём отдельном котелке готовить не должен — общая еда, готовится на всех, и это очень верно и логично. А в котле вода закипала обычно минут за сорок — если говорить и о костре, и о самой кухне, которая была приспособлена для топки дровами. Стало быть, обед или ужин готовился никак не менее полутора часов.

Вот некоторые нормы суточного довольствия красноармейцев и младшего начальствующего состава: хлеб — от 800 до 900 граммов (в зависимости от времени года), крупа — 140 г, мясо — 150 г, картофель — 500 г, сало или комбижир — 30 г, плюс ещё овощи, соль, растительное масло, чай (1 г), макароны. Рацион, может быть, и не особенно изысканный, зато питательный. Хотя, конечно, условия войны часто вносили в меню свои коррективы. А любимыми блюдами у наших бойцов были кулеш, борщ, щи, гречка с мясом.

Вот некоторые рецепты полевой кухни, использовавшихся в годы Великой Отечественной войны.

Кулеш.

С грудинки срезать мясо, а кости поставить в воду — вариться минут 20-30. После этого в бульон засыпать пшено, положить нарезанный кубиками картофель. Пока всё это варится, мясо отдельно обжарить с луком и тоже добавить к будущему блюду. Не выключать огонь ещё минут десять. Вот вам и жидкая каша или густой суп, но при том очень вкусный.

Вообще, кулеш считают не русским блюдом. А само это название — венгерского происхождения и означает «просо, пшено» или «густая каша».

Надо сказать, кашам в полевой кухне уделялось особое внимание. Ведь сама по себе сваренная крупа не даёт особой силы да и быстро приедается. Поэтому кашу старались разнообразить, внося в рецепты различные дешёвые компоненты, изменяющие вкус или добавляющие пряность. Главные палочки-выручалочки — лук и чеснок. Но в большой цене были и петрушка, укроп, дудник. Вместо масла обычно использовали сало: топлёное, нутряное, солёное, копчёное. Из него делали шкварки и добавляли к каше. А в кулеш, как видно из рецепта, клали не только крупу, но и картофель — всё сытнее и гуще.

Кстати, знаменитая сказка о солдатской каше из топора появилась не просто так, а с предысторией. В один из дней альпийского перехода Александру Васильевичу Суворову доложили, что запасы продуктов на исходе, а солдат надобно чем-то кормить. Великий полководец посоветовал повару сварить кашу из всего, что есть: сала, мяса, остатков разных круп и гороха. Главное — чтобы блюдо получилось сытным и желательно — ароматным. Повар так и поступил. А солдатам в шутку сказал, что сварил кашу из топора. Но вернёмся к рецептам.

Полезные советы: Солдатская кухня

Пшённая каша с чесноком.

Потребуется пшено, вода, растительное масло, лук, чеснок, соль. Пропорция: на три стакана воды — один стакан крупы. В котёл налить воду, засыпать крупу и развести огонь. Тем временем поджарить на масле лук и добавить его, как только вода закипит. Посолить. Через десять минут выключить огонь, положить в кашу мелко порезанный чеснок, плотно закрыть и по-возможности укутать на полчаса, чтобы каша пропарилась и получилась ароматной.

Гречневая каша.

Обжарить лук, желательно на сале. Смешать его с тушёнкой и гречневой крупой. Посолить, залить водой и варить до готовности.

«Макаловка».

Замороженную тушёнку очень мелко порезать, обжарить лук, смешать его с тушёнкой, добавить воды и вскипятить. Густую часть блюда ели так, а в получившийся бульон макали кусочки хлеба, отсюда и название. Вместо тушёнки можно использовать сало или какой-нибудь жир всё, что есть под рукой у повара.

Полезные советы: Солдатская кухня

Часто бойцам доставляли хлеб местные жители. Вот воспоминания участника Ржевской операции Виктора Алексеевича Сухоставского: «После ожесточённых боёв нашу часть весной 1942 года отвели в деревню Капково. Хотя эта деревня находилась в удалении от боёв, но продовольственное дело было налажено пока слабовато. Деревенские женщины принесли нам хлеб «Ржевский», он был выпечен из картофеля и отрубей. Они носили нам этот хлеб каждый день, а мы всё думали: как же эти женщины успевают выпекать столько хлеба? И главное — сколько остаётся им самим? Вряд ли столько, чтобы хватало для сытой жизни...»

Вот рецепт этого «Ржевского» хлеба:

картофель сварить, очистить от кожуры и тщательно растолочь. Добавить отруби, соль, замесить тесто и выпечь.

Ржаной муки во время войны было мало, её часто заменяли ячменной. Особых изменений в технологию выпечки это не вносило, разве что увеличивалось время приготовления, так как тесто, замешанное на ячменной муке, плотнее, оно дольше пропекается. А хлеб получался вкусным.

Нельзя не вспомнить блокадный хлеб...

После того, как фашисты взяли город в кольцо, запасы города быстро истощились (впоследствии муку стали доставлять до Дороге жизни). В состав блокадного хлеба входили обойная мука, жмых, смётки муки с оборудования, пищевая целлюлоза, хвоя.

Бывший директор липецкой школы №29, коренная ленинградка Антонина Александровна Карпова (в девичестве Елисеева), вспоминала: «Для нас это было что-то святое. Всего 125 граммов хлеба, держишь в руке ломтик и знаешь, что ни крошечки нельзя уронить. Дорога на работу у меня пролегала мимо хлебозавода. Здесь обычно собиралось много людей -— из тех, кто ещё мог ходить. Мы стояли и дышали вкусным запахом, кружилась голова. В моей послевоенной жизни не было ни дня, чтобы я выбросила хлеб, пусть и засохший, заплесневевший...»

А вот воспоминания тоже коренной ленинградки Александры Михайловны Медведевой (Леоновой): «На второй день войны мне исполнилось одиннадцать лет, я окончила третий класс. Сестре моей было четыре года. Когда в 1941 году, в ноябре, снизили норму хлеба до 125 граммов детям и 250 граммов рабочим, мама стала его выкупать сама. В магазин ходила вечером, после работы. В квартире у нас стояла старинная этажерочка со шкафчиком. Дверцы шкафчика — резные, с ключиком. В этом шкафчике и хранился под замочком наш хлеб. Утром мама перед уходом на работу доставала хлеб, делила его на три части, потом каждую часть ещё на три. Оставляла нам на завтрак и обед, остальную часть — на ужин — закрывала в шкафчик, а ключик брала с собой.

Как-то мама забыла взять ключик. Когда я ушла в столовую отоваривать талоны на крупу, к моей младшей сестрёнке Светлане пришли подружки. Светлана открыла шкафчик, и девочки съели хлеб. Вечером мама пришла с работы с хлебом на завтрашний день. Подходит к шкафчику, открывает его и видит: хлеба на ужин нет. Спрашивает: «Кто съел хлеб?» Светлана расплакалась и всё рассказала. Вытерев слёзы, сказала: «Мама, убей меня, всё равно умирать». Посмотрела мама на неё — кожа да кости — и заплакала. Ужинали мы без хлеба. Норму хлеба на завтрашний день мама так и не тронула. Она строго следила, чтобы хлеб расходовался день в день...»

Полезные советы: Солдатская кухня

topwar

0 комментариев

Оставить комментарий

Комментировать при помощи: