Платон

Разработчики «Платона» рассказали о работе системы

Общество: Платон


Гостями «Автопятницы» стали генеральный директор и коммерческий директор компании «РТ-Инвест Транспортные системы».

П. ШКУМАТОВ: «Автопятница», с вами Пётр Шкуматов. Сегодня самые актуальные истории из автомобильного мира. Конечно, мы не могли обойти тему дальнобойщиков, ввода в эксплуатацию так называемой платы за тонну, «Платоном» её называют. Она вызвала очень много вопросов. Мы пригласили в эфир всё руководство компании, которая занимается управлением этой системой, «РТ-Инвест Транспортные системы». У нас в гостях генеральный директор Александр Советников. Добрый вечер, Александр.

А. СОВЕТНИКОВ: Добрый вечер.

П. ШКУМАТОВ: И коммерческий директор этой компании Антон Замков. Антон, добрый вечер.

А. ЗАМКОВ: Добрый вечер.

П. ШКУМАТОВ: Наверное, Вы слышали о протестах дальнобойщиков, даже перекрытия дорог были. Многие предъявляют разные претензии. У Вас видны даже синяки под глазами, Вы спите в последние дни, извините, Александр, за такой вопрос?

А. СОВЕТНИКОВ: Стараемся.

П. ШКУМАТОВ: Как сейчас Вы решаете проблемы, с которыми сталкиваются пользователи системы, и много ли этих проблем?

А. СОВЕТНИКОВ: Система была запущена в 00:00 15 ноября, сейчас работает в штатном режиме. Вопросы, которые Вы понимаете, касаются того, что, к сожалению, многие пользователи дотянули до последнего и не зарегистрировались в системе, пришли в последние несколько дней. Мы прекрасно это видим, идём им на встречу. Исходя из того потока, который идёт к нам в офисы, мы либо продлеваем работу офиса и открыты часто до последнего клиента, а часть офисов перевели в режим круглосуточной работы. Операторы объясняют, поясняют, рассказывают. Очень выясняется, что совсем не нужно было приходить даже в офис, всё можно было сделать из дома через интернет. Многим пользователям после таких пояснений уже нет нужды приходить.

П. ШКУМАТОВ: В офис не надо приходить, можно через интернет зарегистрироваться?

А. СОВЕТНИКОВ: Совершенно верно. У нас есть сайт системы platon.ru и все необходимые действия можно совершить из дома. За последние несколько дней мы видим увеличение количества пользователей, которые придя один раз в офис и получив все объяснения, начинают пользоваться сайтом.

П. ШКУМАТОВ: Были сообщения о том, что сайт не работал, указания на то, что была хакерская атака, как сейчас обстоит дело, и что с неработоспособностью в начале запуска системы?

А. СОВЕТНИКОВ: В понедельник была совершена хакерская атака, были перебои в доступе к системе. Пользовательские данные, их пробеги сохранены, всё у нас под контролем, всё защищено. Мы справились с проблемой, подали соответствующее заявление в органы для того, чтобы предотвратить в дальнейшем и решить эту проблему.

П. ШКУМАТОВ: Антон, очень многие бухгалтеры спрашивают, как им закрывать договор, что делать с НДС? Нет никаких документов, в итоге пока они относят платежи в адрес системы «Платон» на прибыль.

А. ЗАМКОВ: Плата в счёт возмещения вреда является не налоговым платежом, она освобождена от НДС, не облагается. Она однозначно входит в расходную часть, будь это упрощённая система налогообложения или обычная. Мы не раз встречались по этому поводу с Минфином, потому что эти вопросы нам тоже часто задают, и мы их транслируем, Минфин эту позицию озвучил. Я надеюсь, что в ближайшее время мы получим официальное подтверждение от Минфина по этому вопросу.

П. ШКУМАТОВ: Некое письмо Минфина будет?

А. ЗАМКОВ: Да, разъясняющее письмо.

П. ШКУМАТОВ: Эти платежи не облагаются НДС и уходят в расходную часть, не как сейчас люди говорят о том, что это с прибыли платить. Тогда следующий вопрос: штрафы не самые маленькие, 450 тысяч — первый для ООО?

А. СОВЕТНИКОВ: По действующему КоАП — да.

П. ШКУМАТОВ: Как устроена система штрафов? Вы построили эту системы и сдали её государству, штрафует государство, насколько я понимаю?

А. ЗАМКОВ: Да, всё верно. Система предусматривает два вида контроля, которые мы создали: это система мобильного контроля, наши передвижные автомобили, их по всей стране 100, и система стационарного контроля, разворачивание которой будет происходить до 2017 года. С точки зрения работы компаний, мы осуществляем сервис, поддержку исправности оборудования, содержания, но ни в коем случае не принимаем никаких решений о наложении или нет этих штрафов.

А. СОВЕТНИКОВ: Кроме того, сегодня Минтранс дал разъяснения по штрафам, информация есть во всех доступных источниках. Водители не штрафуются как раз.

П. ШКУМАТОВ: Это точно?

А. СОВЕТНИКОВ: Да.

П. ШКУМАТОВ: Отличная новость. А до какого момента их не будут штрафовать?

А. СОВЕТНИКОВ: Как написано, до внесения поправок в КоАП.

П. ШКУМАТОВ: Вопрос, я так понимаю, не к Вам, а к государству.

А. СОВЕТНИКОВ: К Государственной думе, да.

П. ШКУМАТОВ: По поводу сохранности персональных данных — мы видим огромное количество СТС (свидетельство о регистрации транспортного средства — прим. РСН), маршрутов, многие дальнобойщики прошли 90-е годы и знают, что если их маршрут вдруг станет известен нехорошим людям, они могут попасть в засаду. Как этот вопрос решается, Антон?

А. ЗАМКОВ: Система получила все необходимые сертификаты, была разработана соответствующая модель угроз, согласованная со всеми контролирующими органами. У нас есть все необходимые сертификаты ФСТЭК, в том числе на обработку персональных данных. В этом отношении система полностью соответствует законодательству, эти данные ни в коем случае не попадут в открытый доступ никогда, мы за это отвечаем, это одна из частей нашего соглашения с государством.

А. СОВЕТНИКОВ: Я добавил бы, что это первая государственная система такого уровня, которая написана на открытых ПО, и это означает, что невозможно её отключить извне, мы не зависим ни от одного иностранного IT-оператора, который мог каким-либо образом вмешаться в работу системы или прекратить сбор денег.

П. ШКУМАТОВ: Тривиальный вопрос: зачем вообще это было введено, зачем платить? Может, проще было повысить транспортный налог?

А. СОВЕТНИКОВ: В первую очередь, это введено для справедливости, как бы это странно или пафосно не звучало. Есть транспортный налог, но он не зависит от того, как много ты ездишь в течение года, он постоянный. И человек, который ездит 1000 километров за год или 100 000 — платят одинаково. У нас есть акциз, который тоже пополняет дорожный фонд, его платят и легковые, и грузовые автомобили. Грузовик потребляет больше топлива, и вроде как поэтому он и так больше платит. Мы можем дальше прикинуть: легковой автомобиль литров 10 в среднем, грузовик — 30-40. Разница в четыре раза. Получается, легковой автомобиль платит с километра дороги условно рубль, а грузовик — 4 рубля с каждого литра с пробега. Разница в том ущербе, который они наносят дорожному полотну, в разы больше. Ущерб одного грузовика в зависимости от веса достигает до 50 тысяч легковых автомобилей, разница должна быть не 1:4, а 1:50 000. Эти цифры подтверждаются не только российскими исследованиями, которые были проведены Минтрансом, специальная научно-исследовательская работа была сделана, а также полностью европейской практикой: у них есть специальная Белая книга, где эти данные были зафиксированы, и вся Европа потихоньку идёт к таким же системам, где пользователь должен платить справедливо за ущерб.

П. ШКУМАТОВ: Антон, уже есть статистика, сколько маршрутных карт сейчас в сутки, может быть, за всё время функционирования системы, регистрируется на проезд?

А. ЗАМКОВ: Сейчас у нас просто вал регистраций, мы регистрируем 20-30 тысяч пользователей в сутки. У нас порядка 600 тысяч зарегистрированных в системе пользователей на данный момент, порядка 150 тысяч из них используют активно бортовые устройства. У нас есть сервис разовой поездки, и мы фиксируем общую активность, так вот общее количество активных пользователей около миллиона. С точки зрения маршрутных карт за неделю работы системы у нас было выписано почти 470 тысяч маршрутных карт, причём порядка 12% из них — это иностранные пользователи. У нас есть статистика и по обращениям пользователей к платёжным сервисам, большое место здесь занимают топливные карты, что не удивительно, потому что наши иностранные пользователи расплачиваются практически только ими. Этот сервис у нас доступен в наших терминалах и на сайте. У нас колоссальный объём информации, которую наши пользователи потребляют на сайте, 615 тысяч уникальных посещений. Самое интересное, что глубина просмотра и время нахождения на сайте постоянно увеличивается, сейчас в среднем оно 7 минут 30 секунд. Люди вдумчиво заходят, читают, обращаются.

А что касается колл-центра, то за сегодня мы приняли 2 миллиона 700 тысяч минут звонков, это наши операторы, которые консультировали пользователей. Среднее время ожидания при этом не превышает 200 секунд.

П. ШКУМАТОВ: Вопрос от слушателей: «Почему надо куда-то ехать или пользоваться интернетом, у людей может не быть интернета, почему нельзя сделать в терминалах оплаты покупку этих маршрутных карт?»

А. СОВЕТНИКОВ: Самый первый и понятный, простой способ — прийти в офис. Мы проведём консультацию, подскажем, поможем, научим. Второй способ — сайт, куда есть доступ с любой точки России. Страна технологичная, интернет доведён уже до дальних уголков. Есть терминалы самообслуживания, которые установлены на пограничных переходах для транзитного транспорта, также в наших офисах.

Кроме того, мы уже заключили договор с одной из основных платёжных систем, если мы говорим о терминалах, так что для пользователя это будет доступно, если по каким-то причинам не хочется пользоваться сайтом.

П. ШКУМАТОВ: Можно будет зайти в любой терминал и купить себе маршрутную карту?

А. ЗАМКОВ: Мы работаем со всеми, ведём переговоры. С одной из крупнейших платёжных систем мы уже достигли договорённости, доступен сервис пополнения лицевого счёта, оплата ранее забронированной маршрутной карты и выписка самой маршрутной карты.

П. ШКУМАТОВ: Если дальнобойщик возит овощи и не знает, что такое интернет, он может сделать так?

А. СОВЕТНИКОВ: Он может позвонить в колл-центр, ему пошагово объяснят, какую кнопочку нажимать и куда идти. Мы идём на встречу и помогаем. Любой дальнобойщик, о ком бы мы не говорили, нам любой пользователь важен, умеет пользоваться простыми терминалами, пополнять телефон, и здесь система не сложнее.

А. ЗАМКОВ: На наших пограничных переходах это самый популярный вид платежа— через терминал.

П. ШКУМАТОВ: Самый важный вопрос, который интересует всех, вокруг него идёт полемика: насколько подорожают продукты, товары? Сторонники системы говорят, что не более, чем на 1%, противники называют 10-15%, где правда, Александр?

А. СОВЕТНИКОВ: Я думаю, это вопрос больше к государству, потому что мы отвечаем за систему, не устанавливаем тариф. Вне зависимости от величины тарифа, как сейчас 1,53 рубля или как с 1 марта 3,06 рубля, наша плата не изменяется, мы обеспечиваем работоспособность системы, открытые офисы во всех уголках нашей страны, выдачу и работоспособность бортовых устройств, поддержание центра управления и мониторинга 24 часа, и защиту персональных данных.

П. ШКУМАТОВ: Подорожание не в Вашей компетенции?

А. СОВЕТНИКОВ: Думаю, да.

А. ЗАМКОВ: Согласно результатам исследований, которые проводил Минтранс и которые были согласованы и приняты всеми ведомствами, эксперты сейчас это подтверждают, возможное удорожание будет меньше 1%. Учитывая себестоимость и структуру перевозок, сколько каких товаров возится, то не более 1%.

П. ШКУМАТОВ: Мелкие грузоперевозчики интересуются: получилось так, что некоторые ипэшники не возят сейчас грузы, товары, приоритет отдаётся при регистрации крупным компаниям. В итоге у них вынужденный простой получается. Когда по вашим прогнозам будет стабилизация обстановки в секторе малых предпринимателей?

А. ЗАМКОВ: Вопрос корреспондируется с тем, что уже сказали. Система взимания платы ни коем образом не останавливает перевозки, потому что есть наиболее популярный сейчас сервис «Маршрутная карта», поэтому если человек хочет везти — он везёт, а если хочет получить бортовое устройство, то говорю ещё раз: оно не является обязательным элементом оплаты, это миф. Это не более, чем удобный способ администрирования перевозок для крупных компаний. Почему крупные — потому что работа с ними велась нами планомерно, начиная с августа. В порядке регистрации люди получили бортовых устройств ровно столько, сколько заказали. Сейчас ситуация, о которой Вы говорите, не влияет никоим образом на проведение или не проведение перевозок, а мы регистрируем всех, кто пришёл.

А. СОВЕТНИКОВ: К сожалению, часть малого бизнеса пришла позже, поэтому мы в максимально быстрые сроки стараемся зарегистрировать, специально создали сервис «Маршрутная карта» даже без регистрации. Упрощаем по максимуму процедуры, идём навстречу, чтобы никаких сбоев или остановок не было. Вопрос больше в информировании. Призываем ещё раз заходить на сайт, там есть вся необходимая информация. Там есть замечательная зелёная кнопка под названием «Разовая поездка», оформление которой занимает 3-4 минуты. После этого можно ехать.

А. ЗАМКОВ: Добавлю, что на сайте есть видеоролики, инструкции для пользователей. Видеоролики позволяют понять, на какие кнопки нажать, чтобы получить требуемый результат.

П. ШКУМАТОВ: Как обычные граждане могут удостовериться, куда идут деньги? Это важный вопрос аудита или ещё чего-то? Я так понимаю, государство ничего не вложило в развитие этой системы, но большая часть этих платежей будет в пользу государства?

А. СОВЕТНИКОВ: Все платежи, собранные системой, так как это государственная система, идут прямо в Дорожный фонд.

П. ШКУМАТОВ: Вообще все?

А. СОВЕТНИКОВ: Все! Государство не вложило ни копейки, система сделана за частные средства, государство оплачивает только эксплуатацию и содержание системы. Но все собранные средства идут в Дорожный фонд, в дороги.

П. ШКУМАТОВ: Аудит какой-то будет доступен?

А. СОВЕТНИКОВ: Обязательно. У нас очень жёсткая система мониторинга и контроля, прописанная концессионным соглашением, и государство ежедневно, даже ежечасно и ежеминутно имеет всю информацию о работе системы, о работе офиса, открыт он или нет, о работе центра управления и мониторинга, контрольных функциях, о движении грузовиков, и о движении денежных средств, конечно.

П. ШКУМАТОВ: Какой контроль будет за сотрудниками? Какая-то часть сотрудников, в том числе в регионах, будут иметь доступ к важной конфиденциальной информации. Может, кто-то захочет подкупить их, попросят дать информацию за деньги?

А. ЗАМКОВ: Повторюсь, модель угроз у нас согласована с соответствующими органами исполнительной власти. Уверяем вас, операторы не имеют возможности с рабочего места не то, чтобы скопировать информацию, это просто невозможно. Компьютеры, установленные в офисах, не имеют ни жёстких дисков, ни каких-либо портов. Плюс ко всему есть подразделение информационной безопасности, всё логируется, кто и куда зашёл, зачем, есть уровни доступа, есть роли — это всё расписано, есть внутренние инструкции, есть проверка качества работы. В этом отношении мы подготовлены очень хорошо.

П. ШКУМАТОВ: Спасибо Вам большое! Я думаю, что дальше эта система начнёт функционировать, бывают трудности роста. Но, конечно, пока довольно много негатива, мы видим это в наших комментариях, но я надеюсь, что он будет развеиваться, и не в последний раз мы с Вами встречаемся.

А. СОВЕТНИКОВ: Спасибо большое.

А. ЗАМКОВ: Спасибо.

0 комментариев

Оставить комментарий

Комментировать при помощи: