Какую правду рассказал фильм «28 панфиловцев»?

«28 панфиловцев» — это не попытка с документами в руках что-то кому-то доказать. Это история о том, как гитлеровцев остановили у стен Москвы. А оспаривать тот факт, что их остановили, никому ещё в голову не приходило.

Общество: Какую правду рассказал фильм «28 панфиловцев»?


Война без топлесс и особистов


«А видал ты вблизи пулемёт или танк, а ходил ли ты, скажем, в атаку?» — этот вопрос в одной из песен Владимира Высоцкого задаёт собеседнику отставной капитан, прошедший Великую Отечественную войну.

Большинству из нас, к счастью, испытать подобное не пришлось. С детства мы привыкли видеть танки на картинках и на выставках, где они не более, чем большие и красивые игрушки.

Оттого и трудно понять и почувствовать то, что испытывали наши предки, останавливавшие железные армады Третьего рейха, шедшие по просторам Советского Союза 75 лет тому назад.

Создатели фильма «28 панфиловцев», пожалуй, самого ожидаемого кинопроекта последних лет, предлагают каждому зрителю пережить, каково это было – принимать на себя удар наступающих немцев в ледяном ноябре 1941 года.

Когда снимается фильм о войне, у авторов всегда есть риск скатиться в одну из двух крайностей: либо в пафос, когда вместо реальных людей на экране забронзовевшие герои, либо залить экран кровью и кишками, глуша аудиторию истошными воплями паникёров и предсмертными криками погибающих.

Любители подобного будут разочарованы: в «28 панфиловцах» ничего такого нет. Как нет и всего того, что сопровождает постсоветское кино о войне: заградотрядов, «особистов»-маньяков, чудотворных паучков, предсмертных просьб выступить топлесс, а также рассуждений о войне не за Родину, а за Катю.

Настоящие красноармейцы против «натуральных» немцев

Зато здесь есть та война, которая бывает на самом деле: война как тяжёлая и грязная работа, где смерть товарищей и своя собственная гибель становятся рутиной, неприятным обстоятельством, которого, конечно, хочется избежать, но не всегда для этого есть возможность.

Считается, что советское кино о войне, в отличие от современных произведений, лишено серьёзных исторических ляпов. На самом деле это не совсем верно. Например, немецкая пехота в самых известных отечественных фильмах сплошь вооружена пистолетами-пулемётами, именуемыми в народе «шмайссер», а танки у гитлеровцев представлены в основном «тиграми». Между тем «тигры» у немцев появились только после Сталинградской битвы, а оснащённость немецкой пехоты автоматическим оружием была, конечно, значительной, но далеко не всеобщей.

Режиссеру Андрею Шальопе и его товарищам в «28 панфиловцах» удалось сделать почти невозможное: показать то, что было на самом деле. Нет, речь не об обстоятельствах боя, о чём будет сказано ниже, а об антураже. И немцы, и красноармейцы воюют тем оружием, какое действительно было у них в 1941 году. Они одеты в правильную до мельчайших подробностей форму, и их действия на поле боя подчинены логике боевых уставов, а не буйной фантазии авторов.

Просто солдаты

Итак, вы попадаете в ноябрь 1941 года, где одно из подразделений дивизии генерала Панфилова ждёт приказа о дальнейших действиях. А пока бойцы изучают технику противника, смеются, шутят, травят байки, не произнося пафосных монологов и не рассуждая об ошибках товарища Сталина и высшего военного руководства.

На войне приходилось быть не всем, но большое количество мужчин прошло через армию. И те, кто служили, подтвердят: атмосфера в подразделении и поведение солдат точно такие, какие бывают в нормальной части у нормального командира.

Поступает приказ, и 4 рота отправляется занимать рубеж обороны, дабы преградить путь немецким танкам, идущим к Москве.

И что интересно, обходятся уходящие на поле боя солдаты без группового секса и помывки женщин в бане. Женский образ всего один: девушка расстаётся с бойцом, который был в их деревне на побывке, не говоря ни слова. Потому что слова в такой ситуации на самом деле не нужны.

Солдаты, копающие окопы студёной ночью, не думают о подвигах. Никто не знает ещё, на каком участке враг нанесёт главный удар. Просто так случилось, что эта судьба выпала тем, кого мы видим на экране.

Страх, естественный человеческий страх, присутствует у бойцов. Одни спасаются от него шуточками, другие замыкаются в себе, третьи жадно слушают более опытных бойцов, надеясь, что услышат от них какие-то очень важные слова, с которыми будет не страшно.

Настоящее бесстрашие рождается тогда, когда этот естественный страх преодолевается. И боец, дрожащими руками заряжающий противотанковое ружьё, не уходит с позиции, потому что есть кое-что, что важнее всего: Родина.

«Спокойно жгём танки»

Я уже говорил об опасности пафоса в военном кино. В «28 панфиловцах» его нет совсем. Самые главные слова, включая монолог политрука Клочкова, произносятся без надрыва, и оттого им веришь гораздо больше.

Просто вот этим 28 красноармейцам, русским, казахам, киргизам, украинцам выпало в этот день оказаться на пути немецких танков, которые нельзя, никак нельзя пропустить к Москве.

И в этот день каждый из них, таких же простых, как и те, что сидят в кинозале, сделал немножко больше, чем кто-то мог требовать. Из этого «немножко» родилось то, что сегодня мы знаем как подвиг героев-панфиловцев.

Очень важно, как в картине показан враг. В «28 панфиловцах» гитлеровцы не клоуны и не инфернальное зло. Наводчик-артиллерист, похожий на школьного учителя математики, скрупулёзно высчитывает данные для поражения цели, и к нему можно было бы испытывать симпатию, если бы через несколько минут наведённые им снаряды не стали крушить окопы с советскими бойцами. И немецкие танкисты тоже не вызывают злобы и отвращения, пока их снаряды и пули не начинают отнимать жизни панфиловцев.

В том-то и дело, что прошагав через всю Европу, к нам пришли обычные люди, такие же, как мы сами. Только люди эти, впитавшие идею собственной исключительности, присвоили себе право решать за нас, как нам жить или не жить совсем. И чтобы вернуть себе право жить и растить детей, этих пришельцев из Европы и нужно остановить здесь и сейчас.

«Спокойно жгём танки», — эту фразу, которую произносит в фильме сержант-украинец, можно считать ключевой. Здесь не место истерике: раненых по-рабочему деловито увозят в тыл, трупы погибших оттаскивают в сторону, контуженный артиллерист, приходя в себя, тащит снаряды от разбитого орудия к тому, что ещё цело.

И даже за убитого друга мстят на войне зло, жестоко, но без крика и слёз: красноармеец вталкивает вылезающий из подбитого немецкого танка экипаж назад и бросает внутрь бутылку с горючей смесью, сжигая их живьём.

Общество: Какую правду рассказал фильм «28 панфиловцев»?

Они это сделали

Человек, который пойдёт на фильм, желая получить ответ на вопрос о том, «миф это или не миф», останется в недоумении. «28 панфиловцев» — это не попытка с документами в руках что-то кому-то доказать.

Это история о том, как гитлеровцев остановили у стен Москвы. А оспаривать тот факт, что их остановили, никому ещё в голову не приходило.

Всякий военный подвиг приобретает законченный вид спустя годы благодаря летописцам, о чём с юмором говорит в фильме сержант. Если кто-то хочет называть это мифом, пусть будет так. Но надо при этом помнить, что в таком случае вся мировая история состоит и мифов.

Такова человеческая природа: новые поколения учатся на подвигах предков. Так было и так будет. А те, кто потом станет героями мифа, просто честно и добросовестно делают свою работу на войне.

И благодаря им, спокойно сжигавшим танки 75 лет тому назад, сегодня можно спокойно писать и читать эти строки.

Андрей Сидорчик

0 комментариев