Смертельный бой эсминца "Лэффи"
В конце Второй мировой войны самым опасным местом службы на американском флоте были эсминцы, назначенные в радиолокационный дозор. Развернутые на подходах к основным силам они служили станциями наведения для истребителей и были первой целью для самоубийственных атак японских летчиков-камикадзе. Об одном из таких кораблей, эсминце «Лэффи», мы сегодня и поговорим.
«Лэффи» принадлежал к типу эсминцев «Аллен М. Самнер» — серии из 50 кораблей вошедших в строй в 1944 — 1945 гг. и имел следующие характеристики: водоизмещение (полное) 3460 тонн; скорость хода -34 узла; вооружение состояло из 6 орудий калибра 127 мм в 3 башнях, 12 40-мм зенитных орудий «Бофорс» в сдвоенных и счетверенных установках, 11 20-мм зенитных автоматов «Эрликон», 2-х пятитрубных торпедных аппаратов, глубинных бомб.
эсминцец типа «Аллен М. Самнер»
Весною 45 года, когда японский флот был практически уничтожен, один торпедный аппарат снимают и увеличивают количество 40-мм зениток до 16 штук. Вся артиллерия эсминца могла вести огонь по воздушным целям, в том числе и главный калибр! Добавьте к этому передовые системы управления огнем (у каждой 40-мм установки была своя СУО) — многие довоенные крейсера были менее защищены от атак с воздуха, чем эти эсминцы.
эсминцец типа «Аллен М. Самнер»
Итак, апрель 1945 года. Идет операция по захвату японского острова Окинава. Все, что японцы могут противопоставить подавляющей американской мощи это самоубийственные атаки на суше, в воде и в небе. Дабы не дать японским камикадзе подкрасться незамеченными на расстояние от 20 до 70 миль от главных сил, в несколько линий, выдвинуты группы радиолокационного дозора состоявшие из эсминцев и десантных катеров огневой поддержки LCS. Последние имели на вооружении 76-мм орудие, 2 сдвоенных 40-мм «Бофорса» и 4 20-мм «Эрликона». Как уже говорилось в начале статьи, главной задачей этих групп было раннее обнаружение противника и наведение на него истребителей.
Катер огневой поддержки LCS
16 апреля «Лэффи» и 2 катера LCS несших дежурство в 50 километрах к северу от Окинавы подверглись массированной атаке японских самолетов, как обычных так и камикадзе. В воздухе как раз происходила смена воздушного патруля, что позволило противнику подойти довольно близко. Истребителям пришлось атаковать среди разрывов своих зенитных снарядов, а их пулеметные очереди не раз проходились по надстройкам охраняемых ими кораблей. В 08:30 начинается первая атака. Первые 15 минут корабль успешно отбивался, уничтожив 4 камикадзе, один из которых все-таки задел крылом корабль, залив горящим топливом палубу. Спустя три минуты в 08:45 бомбардировщик Aichi D3A «Val врезается в кормовую надстройку. В следующий момент другой камикадзе сбросил бомбу, вызвав детонацию в погребе 20-мм снарядов. Туда же, в корму врезается ещё один самоубийца. Ещё одна бомба взрывом разбила рулевую машину и заклинил руль в положении „лево на борт“. Вся кормовая артиллерия до второй трубы была уничтожена, корабль начал описывать круги.
В таком положении в эсминец врезаются ещё 2 камикадзе. И опять в многострадальную кормовую надстройку! Пожар, бушевавший там получил новые порции бензина. Тем временем в воздухе шло настоящее побоище. Американские истребители делали все возможное, чтобы спасти свои корабли. Два самолета, японский и гнавшийся за ним американский, один за другим задевают мачту „Лэффи“, срубив находившиеся там антенны. Ещё три самолета были сбиты корабельными зенитками. Всего за 80 минут боя корабль получил 7 ударов камикадзе (в том числе и бомбами, которые они несли), 8-й задел мачту. Орудийные расчеты эсминца сбили 9 самолетов. К концу боя на корабле осталось меньше трети работоспособной артиллерии. Из 336 членов экипаж погибло 32 моряка, 71 были ранены.
Эсминец „Лэффи“ после боя
Но „Лаффи“ уцелел! Спустя 6 дней он уже своим ходом отправился на базу на острове Сайпан. „Лэффи“ оставался в составе флота до 1975 года. Сегодня его можно увидеть на вечной стоянке в Маунт-Плезант штата Южная Каролина.
»Лэффи" в качестве корабля-музея
В заключении хочется ещё раз остановиться на уникальной живучести американских эсминцев того времени. В отличии от своих коллег в Европе и СССР американские инженеры не гнались за скоростью, максимально облегчая корпус как это было, например, с советскими эсминцами типа 7. Универсальная артиллерия, эффективный комплекс противовоздушного, противолодочного и торпедного оружия, большая дальность плавания, высокая живучесть при сравнительно небольшой скорости делало американские корабли ценными универсальными бойцами, способными действовать в любой точке мирового океана.
\ с просторов \
«Лэффи» принадлежал к типу эсминцев «Аллен М. Самнер» — серии из 50 кораблей вошедших в строй в 1944 — 1945 гг. и имел следующие характеристики: водоизмещение (полное) 3460 тонн; скорость хода -34 узла; вооружение состояло из 6 орудий калибра 127 мм в 3 башнях, 12 40-мм зенитных орудий «Бофорс» в сдвоенных и счетверенных установках, 11 20-мм зенитных автоматов «Эрликон», 2-х пятитрубных торпедных аппаратов, глубинных бомб.
эсминцец типа «Аллен М. Самнер»
Весною 45 года, когда японский флот был практически уничтожен, один торпедный аппарат снимают и увеличивают количество 40-мм зениток до 16 штук. Вся артиллерия эсминца могла вести огонь по воздушным целям, в том числе и главный калибр! Добавьте к этому передовые системы управления огнем (у каждой 40-мм установки была своя СУО) — многие довоенные крейсера были менее защищены от атак с воздуха, чем эти эсминцы.
эсминцец типа «Аллен М. Самнер»
Итак, апрель 1945 года. Идет операция по захвату японского острова Окинава. Все, что японцы могут противопоставить подавляющей американской мощи это самоубийственные атаки на суше, в воде и в небе. Дабы не дать японским камикадзе подкрасться незамеченными на расстояние от 20 до 70 миль от главных сил, в несколько линий, выдвинуты группы радиолокационного дозора состоявшие из эсминцев и десантных катеров огневой поддержки LCS. Последние имели на вооружении 76-мм орудие, 2 сдвоенных 40-мм «Бофорса» и 4 20-мм «Эрликона». Как уже говорилось в начале статьи, главной задачей этих групп было раннее обнаружение противника и наведение на него истребителей.
Катер огневой поддержки LCS
16 апреля «Лэффи» и 2 катера LCS несших дежурство в 50 километрах к северу от Окинавы подверглись массированной атаке японских самолетов, как обычных так и камикадзе. В воздухе как раз происходила смена воздушного патруля, что позволило противнику подойти довольно близко. Истребителям пришлось атаковать среди разрывов своих зенитных снарядов, а их пулеметные очереди не раз проходились по надстройкам охраняемых ими кораблей. В 08:30 начинается первая атака. Первые 15 минут корабль успешно отбивался, уничтожив 4 камикадзе, один из которых все-таки задел крылом корабль, залив горящим топливом палубу. Спустя три минуты в 08:45 бомбардировщик Aichi D3A «Val врезается в кормовую надстройку. В следующий момент другой камикадзе сбросил бомбу, вызвав детонацию в погребе 20-мм снарядов. Туда же, в корму врезается ещё один самоубийца. Ещё одна бомба взрывом разбила рулевую машину и заклинил руль в положении „лево на борт“. Вся кормовая артиллерия до второй трубы была уничтожена, корабль начал описывать круги.
В таком положении в эсминец врезаются ещё 2 камикадзе. И опять в многострадальную кормовую надстройку! Пожар, бушевавший там получил новые порции бензина. Тем временем в воздухе шло настоящее побоище. Американские истребители делали все возможное, чтобы спасти свои корабли. Два самолета, японский и гнавшийся за ним американский, один за другим задевают мачту „Лэффи“, срубив находившиеся там антенны. Ещё три самолета были сбиты корабельными зенитками. Всего за 80 минут боя корабль получил 7 ударов камикадзе (в том числе и бомбами, которые они несли), 8-й задел мачту. Орудийные расчеты эсминца сбили 9 самолетов. К концу боя на корабле осталось меньше трети работоспособной артиллерии. Из 336 членов экипаж погибло 32 моряка, 71 были ранены.
Эсминец „Лэффи“ после боя
Но „Лаффи“ уцелел! Спустя 6 дней он уже своим ходом отправился на базу на острове Сайпан. „Лэффи“ оставался в составе флота до 1975 года. Сегодня его можно увидеть на вечной стоянке в Маунт-Плезант штата Южная Каролина.
»Лэффи" в качестве корабля-музея
В заключении хочется ещё раз остановиться на уникальной живучести американских эсминцев того времени. В отличии от своих коллег в Европе и СССР американские инженеры не гнались за скоростью, максимально облегчая корпус как это было, например, с советскими эсминцами типа 7. Универсальная артиллерия, эффективный комплекс противовоздушного, противолодочного и торпедного оружия, большая дальность плавания, высокая живучесть при сравнительно небольшой скорости делало американские корабли ценными универсальными бойцами, способными действовать в любой точке мирового океана.
\ с просторов \
0 комментариев
Вставка изображения
Оставить комментарий