*Мы были солдатами*: битва в долине Йа-Дранг

14 ноября 1965 года во вьетнамской долине Йа-Дранг регулярные части США впервые встретились в большом бою с полками Вьетнамской народной армии. Эта битва (по мнению её ветеранов) стала для войны во Вьетнаме тем же, чем гражданская война в Испании для Второй мировой – местом репетиции, где испытывалась новая техника, тактика и вооружение.

Десант с вертолётов, зона высадки «Рентген»

Война: *Мы были солдатами*: битва в долине Йа-Дранг


1965 год оказался очередным водоразделом в долгой истории войн во Вьетнаме. 28 июля президент США Линдон Джонсон официально объявил о переброске во Вьетнам 1-й кавалерийской (аэромобильной) дивизии. Она была создана в феврале 1963 года как 11-я экспериментальная воздушно-штурмовая и отрабатывала в течение двух лет боевое применение с использованием вертолётов. Дивизия, получившая перед отправкой во Вьетнам номер и регалии старейшего американского боевого соединения, теоретически не имела недостатков ни традиционных сухопутных войск, ни воздушно-десантных, превосходя первые в мобильности, а вторые в безопасности и простоте десантирования.

Основной «рабочей лошадкой» дивизии был многоцелевой армейский вертолёт UH-1 «Ирокез», он же «Хьюи», производства фирмы «Белл». Он был неприхотлив в обслуживании и в транспортной модификации мог поднять в воздух 10–12 солдат в полной экипировке. Другими вариантами «Хьюи» были медицинский, который мог вместить шесть носилок, и ударный.

Лётчиков учили пилотировать вертолёт на бреющем полёте, что в теории должно было минимизировать риск обстрела с земли. Также вертолётчики должны были уметь летать в тесном строю в виде буквы «V», хотя официально это не поощрялось из-за слишком большой опасности.

Пехота была вооружена новейшими автоматическими винтовками M16, пулемётами M60, гранатомётами M79 и M72. Каждая рота состояла из 164 солдат и шести офицеров, три роты образовывали костяк батальона. В роте было три стрелковых и один миномётный взвод (три 81-мм миномёта). Каждый взвод состоял из трёх отделений, которым придавались два М-60 огневой поддержки. Отдельная четвёртая рота состояла из взвода разведчиков, взвода миномётов и противотанкового взвода – для Вьетнама его заменяли на пулемётчиков. Штаб-квартира батальона и приданная ей рота обеспечения (управление, связь, снабжение, первая помощь) – ещё 14 офицеров, уоррент-офицер и 119 рядовых.

Часть солдат была призывниками, часть шла в армию, чтобы избежать тюрьмы, но подавляющее большинство были добровольцами в возрасте 19–20 лет. Некоторые сержанты помнили ещё высадку в Нормандии, многие воевали в Корее. Весной и летом 1965 года дивизия в ходе перетасовки кадров потеряла немало командиров взводов и других офицеров, чьё место заняли новички.

Полковник Гарольд Мур (слева) и сержант-майор Бэзил Пламли в период битвы при Йа-Дранг

Война: *Мы были солдатами*: битва в долине Йа-Дранг

Для переброски дивизии на другой конец земли потребовался целый флот – четыре старых авианосца, шесть войсковых транспортов времён Второй мировой и семь сухогрузов. Передовые части, около тысячи человек, перебросили по воздуху.

Тем временем маховик вьетнамской войны набирал обороты всё стремительнее. США хотели покончить с противником как можно быстрее и наращивали численность войск. Вместо действий южновьетнамских сил с американскими советниками в ходе операции «Старлайт» американцы задействовали свою морскую пехоту. В свою очередь, Северный Вьетнам, не ограничиваясь поставками оружия Вьетконгу, отправил на юг первые регулярные полки. Их удар в районе центральных плоскогорий и далее по шоссе № 19 к морю должен был разрубить Южный Вьетнам пополам.

По прибытии во Вьетнам 1-я кавалерийская разместилась на срочно построенной у местечка Анкхе базе, которая вмещала более 400 вертолётов. Предполагалось, что оттуда мобильные части будут быстро и эффективно наносить удары по врагу, где бы тот ни находился. В отличие от традиционных войск, вертолёты не могли задержать ни джунгли, ни засады, ни мины, ни взорванные мосты. Однако некоторые солдаты стали жертвами мин, установленных в районе аэродрома в начале 50-х ещё французами. Местные условия нельзя было назвать комфортными даже с большой натяжкой. Даже пилоты не имели тропической формы и обуви – а обычная стремительно гнила. При удушающей жаре Вьетнама душ удавалось принимать раз в месяц, а в остальное время приходилось обтираться губкой. Только в одном батальоне малярия, несмотря на таблетки, за короткий срок вывела из строя 56 человек.

Вертолёты постоянно попадали под огонь с земли, иногда встречая даже очереди 12,7-мм пулемётов ДШК. При посадке надо было опасаться и трёхметровых кольев из бамбука. Теоретически пилотам вертолётов запрещалось летать более четырёх часов в день, но на практике они летали, пока не выматывались до предела.

Лагерь Плейми

Война: *Мы были солдатами*: битва в долине Йа-Дранг

19 октября небольшой форт Плейми (дюжина советников и более 400 южновьетнамцев) в долине Йа-Дранг попал в осаду. Северяне не стали уничтожать гарнизон, рассчитывая атаковать силы южан, идущие на выручку осаждённым, и посмотреть, на что способны в бою американцы. Форт, построенный на месте французских укреплений прошлой войны, постоянно обстреливался из миномётов и безоткатных орудий, отбивая всё новые атаки. В итоге через неделю при поддержке авиации и артиллерии осада была снята, и было принято решение преследовать отступающих вьетнамцев.

14 ноября на 16 «Хьюи», которых сопровождали четыре вертолёта огневой поддержки, началась переброска 1-го батальона 7-го кавалерийского полка в зону высадки «Рентген» (X-Ray). В первой волне (около 10:48) на земле оказалось порядка 160 человек. Предполагалось атаковать базу вьетнамцев в полумиле от места десантирования, но высадка произошла прямо посредине позиций отдыхавшего 66-го полка вьетнамцев, насчитывавшего порядка 1600 солдат. Вьетнамцы ещё с сентября готовились к будущим боям в этом районе – уводили местное население, копали укрытия, готовили склады с едой и боеприпасами.

Карта сражения в долине Йа-Дранг

Война: *Мы были солдатами*: битва в долине Йа-Дранг

Ещё два полка вьетнамцев, недавно переброшенных с севера, были поблизости. Командовали ими ветераны борьбы с французами, общей операцией руководил бригадный генерал Тю Хюи Ман.

Вьетнамцы немедленно засекли высадку и отправились навстречу. Около 12:05 прозвучали первые выстрелы. В десантников полетели очереди автоматов и пулемётов, 60-мм и 82-мм мины, гранаты РПГ-2. Для американцев бой пошёл по наихудшему сценарию – мало того, что батальон вступил в бой, не успев полностью высадиться, так ещё и один взвод пропал неведомо куда.

К счастью десанта, у них была радиосвязь для корректировки, а вскоре появилась огневая поддержка. Две шестиорудийных батареи 105-мм гаубиц, переброшенных вертолётами «Чинук» на специальный плацдарм, стреляли без остановки – гильзы валялись грудами до трёх метров высотой. Снаряды временами падали не далее 50 метров от своего переднего края. Кроме того, появилась и авиация – штурмовики и истребители-бомбардировщики сбрасывали 250- и 500-фунтовые бомбы и баки с напалмом. Около двух часов дня один из «Скайрейдеров» был сбит, пилот погиб.

Типичный пейзаж

Война: *Мы были солдатами*: битва в долине Йа-Дранг

Холмистая долина была покрыта густой слоновой травой в человеческий рост и усеяна термитниками, так что множество перестрелок вспыхивало внезапно на дистанции до считаных метров, в ход шли пистолеты и ручные гранаты. В помощь батальону на вертолётах перебрасывали подкрепления, боеприпасы, воду, на них же увозили раненых – причем вертолётчики не могли стрелять из боязни поразить своих. Сапёры подрывали деревья, чтобы расчистить новые посадочные площадки.

После битвы, при анализе данных вьетнамской стороны, выяснилось, что десантники, сами того не зная, несколько раз закрывали бреши в обороне буквально в последнюю минуту. Вьетнамцы не успели вовремя окружить десант, до того, как тот занял круговую оборону на пятачке свободной от деревьев местности. Но и десанту пришлось несладко – только отрезанный от своих взвод из 29 человек потерял 8 убитыми и 13 ранеными. Уцелевшие продержались ночью только за счёт корректировки артиллерии и авиации. Часть солдат была ранена не по одному разу, но продолжала бой.

Утром начались новые исключительно упорные атаки. У вьетнамцев была необычная манера стрельбы – на уровне земли, когда пули попадали либо в ноги стоящим, либо в головы высовывающимся из убежищ. Попытки десантников выручить окружённый взвод не удались, наоборот – ещё больше пехотинцев чуть не оказались отрезаны. Третья рота за 2,5 часа потеряла убитыми 42 человека из 111, ещё 20 были ранены. Дело дошло до рукопашных. В одной из стычек сержант Макманус накрыл собой гранату.

Ситуация стала настолько критической, что авианаводчик передал код «Сломанная стрела» – сигнал, что подразделение может быть уничтожено. По нему каждый свободный истребитель-бомбардировщик во Вьетнаме бросил свои дела и устремился на помощь десантникам. Самолёты выстроились для бомбардировки в несколько эшелонов – свободного места просто не было. Бомбами, напалмом и снарядами с белым фосфором вьетнамцев удалось отбросить, однако ведущий пары F-100 сбросил напалм на свои войска. Отчаянные крики по радио заставили ведомый истребитель вовремя отвернуть – а то бы он накрыл напалмом штаб батальона.

Мэл Гибсон в роли Гарольда Мура, фильм «Мы были солдатами»

Война: *Мы были солдатами*: битва в долине Йа-Дранг

Вскоре после полудня впервые во Вьетнаме стратегические бомбардировщики В-52 были использованы для поддержки войск на поле боя – 18 машин сбросили полтысячи 500-фунтовых бомб. К вечеру окружённый взвод удалось вывести к своим. Утром 16 ноября два свежих батальона сменили измотанных непрерывными боями солдат.

Утром 17 ноября бомбардировщики В-52 одним ударом сбросили 800 500-фунтовых бомб – около двухсот тонн (!). Под таким впечатляющим прикрытием наземные силы аккуратно отступали к зоне «Олбани». Казалось бы, сражение уже выиграно – и с разгромным счётом. Солдаты США потеряли 79 убитыми и 121 ранеными – а на поле боя было найдено 634 вражеских трупа. Предполагалось, что ещё более тысячи убито артиллерией и авиацией.

Но, пробираясь сквозь густую траву, солдаты невольно скучились. Вьетнамцы использовали свежий батальон, чтобы тщательно подготовить засаду в форме буквы «L». Тактику таких действий они отработали ещё против французов – когда противник, встречая внезапный огонь, разворачивался фронтом к засаде, он попадал под фланговую стрельбу с другой «перекладины» L. Уже в первые минуты боя американцы потеряли десятки человек – в т. ч. стремительно выходили из строя офицеры, сержанты и радисты. Только 3-я рота 2-го батальона потеряла 45 убитыми и более 50 ранеными из 112 человек, вступивших в бой. Долгое время попавшим в засаду даже не могли оказать поддержку – настолько перемешались свои и враги, а корректировать удары было просто некому.

Наконец, более-менее разобравшись в ситуации, авиация и артиллерия принялись бить по местам, где живых американцев вроде бы уже не было. К этому времени уцелевшие всерьёз готовы были лучше принять смерть от рук своих, чем от противника. Сколько их погибло от «дружественного огня» всех видов, так и осталось неизвестным. С другой стороны, нередко напалмовый удар спасал от неминуемой смерти. Выжившие поодиночке и группами пробирались, куда глаза глядят. Последний уцелевший добрался до своих только через неделю скитаний.

Первое сообщение о случившемся командование получило от… гражданского фотографа. То, что увидели американцы после боя, чаще всего описывалось словом «резня». После артобстрелов и бомбардировок окрестностей трупы приходилось собирать при помощи лопат и пончо, а затем буквально набивать ими вертолёты.

Как это нередко случалось во вьетнамской войне, обе стороны заявили о своей победе – и обе имели основания. За четыре дня боёв у «Олбани» и «Рентген» погибло 234 американца – больше, чем потерял любой полк южан или северян в кровопролитнейшей битве при Геттисберге и гораздо больше потерь США за всю войну в Персидском заливе. Ещё 70 человек погибли в других местах. ВВС потеряли одного пилота штурмовика. Было сбито четыре вертолёта, 55 повреждено. Вьетнамцы признают со своей стороны 559 убитыми.

Гарольд Мур, Эд Фримен и Джозеф Гэллоуэй у мемориала ветеранов Вьетнама, 2005

Война: *Мы были солдатами*: битва в долине Йа-Дранг

В битве принимал участие и репортер Джозеф Гэллоуэй, вытаскивая раненых из-под огня. Вместе с Гарольдом Муром они написали книгу «Мы были солдатами», по которой впоследствии был снят одноимённый фильм. Книга посвящена как военным США, так и погибшим бойцам 320-го, 33-го и 66-го полков Вьетнамской народной армии. Они все были солдатами.

\ стырено \

0 комментариев

Оставить комментарий

Комментировать при помощи: