Деньги в небо

История современного по американским меркам вооружения достаточно богата. Тут вы сможете найти и самолёты, и ракеты, и всё всё всё, что годится для настоящей американской войны. Для начала, чтобы хотя бы примерно понимать, что есть война по-американски, прочитайте историю вторжения США в Панаму и Гренаду. Страны, не имеющие НИКАКОЙ системы ПВО и вообще систем прикрытия объектов, были атакованы с воздуха суперсовременной военной техникой. Сама по себе война по-американски — это своеобразное сафари в странах, у которых нет армии, но есть нефть или другие ценные ресурсы. Пиратство с применением передовых технологий.


F-117 Nighthawk
Война: Деньги в небо

Пожалуй, один из самых секретных самолётов ВВС США, непобедимость которого была была развеяна во время конфликта на Балканах.

Суперсовременный самолёт, построенный по чертежам и наработкам советского ученого Петра Уфимцева, долгое время терроризировал вражеские системы ПВО: сначала в Ираке, где мог беспрепятственно проникать сквозь систему ПВО (пусть старую, но всё же.) и бомбить стратегические объекты. Суть самолёта — в специальном покрытии фюзеляжа и особой формы корпуса в виде прямых углов.

История самолёта, начавшаяся в 1981 году омрачилась в году 1999-м, когда в разгар Балканского кризиса расчет сербской системы ПВО С-175 под командованием Златана Дани метким выстрелом отправил американский бомбардировщик ценой больше сотни миллионов долларов перепахивать сербскую землю. Рухнувший близ деревни Будановцы «стелс» навсегда похоронил американские мечты о «невидимости» самолёта для врага.

Потратив на разработку 6,56$ млрд, американцы так и не смогли создать самолёт, которые безнаказанно бороздил бы воздушное пространство потенциального врага. Средняя стоимость самолёта, при этом, осталась на отметке в 111,3$ млн. за единицу.

В 2008 году руководством ВВС было принято решение прекратить эксплуатацию этого самолёта с формулировкой: «Как не отвечающего современных вызовам.»

F-22 Raptor

Война: Деньги в небо

«Рэптор» — пожалуй, самый распиаренный и самый известный американский самолёт на данный момент. Однако, начиная с момента создания, до постройки и начала эксплуатации, «рэптор» сопровождают такие нелепые проблемы, которых даже теоретически не должно было быть в самолёте ценой 150$ млн. Проблемы с этим самолётом у американцев начались еще в момент первых наработок по сформированному техническому заданию: самолёт то не дотягивал до предъявленных ему требований, то отдельные узлы и агрегаты были ненадлежащего качества, то поставщики внезапно растворялись на просторах американской земли.

В 2011 году, когда началась фаза активной эксплуатации этих самолётов, выяснилось, что у американских ВВС есть инструкция, ЗАПРЕЩАЮЩАЯ подниматься пилотам в F-22 выше отметки в 7900 метров. Боевой самолёт за 150 миллионов вечнозеленых денег не может подниматься выше восьми километров. Нонсенс. Возникает резонный вопрос: на применение против какого противника рассчитан этот суперсовременный самолёт?

Чуть погодя, программа разработки, на которую американцы потратили почти $70 млрд., начала выдавать целую серию неприятных вещей:

начиная с отказа БАНО (бортовых авиационных навигационных огней), до отказа систем, отвечающих за применение вооружения и систем жизнеобеспечения. Самые большие вопросы среди всего вызывала и вызывает до сих пор система управления огнём и вооружением, управление которой не связано с системами управления механически. Суть этой СДУ в том, что при отказе основного и дублирующего компьютеров, самолёт будет лишен способности стрелять.

Однако, самым громким фактом о бесполезности F-22 является степень бережливости, с которой к самолету относятся его создатели. В голову приходят аналогии с танком «Меркава», который израильтяне построили исключительно для действий на локальных театрах военных действий. В случае же с F-22 ситуация такая же: самолёт лучший в мире, но только в пределах США. Впрочем, все военные эксперты в один голос говорят: F-22 хороший самолёт. Но только до первой серьёзной системы ПВО. Российской, например.

Лазерный лазер лазерных войск

Война: Деньги в небо

О применении лазерных технологий в США мечтали давно. Однако, равно как и в случае с рекламой самолётов, дальше опытов по оптимизации лазерной установки на борт чего-либо дело не доходило. Ярчайшим представителем провальной лазерной семьи является проект Boeing YAL-1 (ABL, AirBorne Laser), который был призван ни много ни мало — бороться с русскими ядерными ракетами.

Если не вдаваться в технические подробности уж очень глубоко, то YAL-1 это большой летающий лазер, способный сбивать баллистические ядерные ракеты, начиненный медведями и балалайками. Первые и успешные (с американской точки зрения) испытания боевого летающего лазера состоялись в США в 2007 году.

Тогда РЛС самолёта захватила и «уничтожила» какую-то цель, отдаленно напоминающую взлетающую ядерную ракету. После этого предложения у тех, кто знаком с физикой полёта ядерной ракеты должен возникнуть вопрос: а почему взлетающую ракету поражал американский боевой лазер? Потому что на перехват подлетающих на огромной скорости ядерных межконтинентальных ракет он просто не был рассчитан. Имитатор ракеты, которую испытатели запустили в районе Тихого благополучно прошёл мимо американского wunderwaffe и утонул в пучине морской.

В боевой же обстановке, YAL-1 не смог бы с вероятностью в 99% перехватить летящую на безумной скорости ракету с грузом икры и водки. Не смог бы просто потому, что «потолок» системы был настолько низок, что не мог перехватывать боевые крылатые ракеты «Томагавк», хотя американцы до самого закрытия программы не оставляли попыток обучить самолёт и этому процессу.

Несмотря на почти $15 млрд вложений и без малого 12 лет труда, программа YAL-1 была закрыта, а результаты исследований были были сложены в аккуратную стопку бумаг с печатью «classified». Разоблачения Джулиана Ассанжа, которому сотрудники Минобороны США передавали целые терабайты данных, вскрыли наряду с прочими и результаты внутреннего расследования Пентагона по программе YAL-1.

Выводы вроде «не соответствует перспективе» или «крайне ненадёжен и неэффективен» встречаются в этом докладе через строчку. Угробив 15 ярдов государственных денег и привлекая сотни лучших умов США для этого проекта, Америка так ничего и не добилась. Проект сыграл в ящик.

F-35

Война: Деньги в небо

Однако, самый большой публичный провал американской инженерии — это «лайтнинг 2» производства фабрики детских игрушек Lockheed Martin. Такого сырого и откровенного мерзкого в боевом отношении самолёта у американцев, пожалуй, не было никогда.

Мало того, что по стоимости программа F-35 обогнала даже создания новой американской МБР, проект которой, к слову, тоже «завернули» на стадии чертежей, так еще и уже выпущенные образцы F-35 то летать нормально не хотят, то стрелять откровенно отказываются.

Ахиллесовой пятой американского чуда техники оказался не просчет инженеров, а в первую очередь завышенная стоимость комплектующих. Вместо чипов и плат американского покроя в F-35 при проведении внутреннего расследования обнаружили китайские и тайваньские платы и детали. Ведущих инженеров проекта тут же вызвали на ковёр в Пентагон, но дальше фирменного американского «атата» в кабинетах дело не пошло.

Через пол-года высокопоставленного американского генерала Уэсли Митчелла, который курировал проект F-35 по линии ВВС берут за взятку в размере 200 миллионов долларов.

Отсель

0 комментариев