Революция глазами художника Ивана Владимирова
В последние годы очень часто получают огласку малоизвестные факты о художниках, творивших в России в прошлом веке. Так, почти сто лет имя самобытного мастера Ивана Алексеевича Владимирова находилось в рядах известных художников школы живописи социалистического реализма. И только относительно недавно открылась совершенно иная история об художнике-баталисте, репортере и авторе цикла документальных зарисовок 1917—1918 годов.
В театре. Царская ложа. (1918).
Будучи сыном английской художницы, Иван с раннего детства пристрастился к живописи и успешно окончил Виленскую рисовальную школу, а также Петербургскую академию художеств.
Слава художника настигала трижды. Первый раз — когда уже будучи выпускником Петербургской Академии художеств, он выбрал опасную работу художественного военного корреспондента. И когда ему пришлось отправиться на Кавказ и выполнить целую серию «кавказских репортажей» о военных действиях в горных районах. Вернувшись в Петербург, он был удостоен нескольких золотых и серебряных медалей, а также звания первоклассного художника.
«Боевое столкновение». (1915).
Оккупанты. Первая мировая война. (1914).
Во время русско-японской войны, а затем Первой мировой художник оказался на передовых и работал над зарисовками боевых действий, что принесло мастеру настоящую славу как художника-репортера. Он изображал военные будни без прикрас и пафоса. Его героями были — отважные воины, несчастные мирные жители, замученные пленные, солдаты враждующих сторон.
Иван Владимиров (справа) делает зарисовки с группы пленных японских офицеров. 1900-е
Во второй раз слава к художнику была благосклонна уже при советской власти, когда с упоением рисовал большевиков и их вождей. Он был причислен к плеяде мастеров социалистического реализма, награжден орденом и медалями за заслуги перед молодой страной Советов. В то время он написал эпическое полотна «Ленин и Сталин в Разливе».
Ленин и Сталин в Разливе.
А в последний раз об Иване Алексеевиче заговорили недавно. После публикации его тайных альбомов с совсем иными набросками и рисунками, на которых было изображено то, что на самом деле творилось на улицах Петрограда после революции и в годы гражданской войны. В то время ему довелось работать в отделении милиции города и многие неприглядные моменты «новой» жизни ему пришлось увидеть воочию
«Разгром винной лавки». (1917).
Взятие Зимнего.
Работы Владимирова уникальны тем, что он ухитрился объективно запечатлеть как лицевую, так и «непарадную» стороны революции, гражданской войны, поведения людей, наделенных даже небольшой властью. Это будни революционных событий без каких-либо прикрас.
Разгром помещичьей усадьбы. (1926).
«Новые» работы, которые были предъявлены на суд зрителей, представляли события тех буреломных лет в ином ключе — не в пафосном официозе, как привыкли видеть творчество художника на протяжении долгих лет, а в откровенно гротескном виде. На них впервые увидели во всей красе порочность советской власти лице пьяных красногвардейцев; солдат-вандалов, крошащих Зимний дворец; бесчинствующих крестьян, растаскивающих помещичье добро; советскую молодежь, крушащую памятники. Как впрочем и другие неприглядные стороны пришедшего к власти режима.
Сжигание орлов и царских портретов (1917).
Развлечения подростков в императорском саду Петрограда. (1921).
Голод в Петрограде.
Поиски съедобного в помойной яме (1919).
Особой темой для сюжетов Ивана Алексеевича был голод в Петрограде во время революции и гражданской войны. Женщины пытающиеся заглушить голод чашкой кипятка, старики брезгливо роющиеся на помойках и красноармейцы, грабящие крестьян и отбирающие продовольственную помощь от Красного Креста.
Ночное разграбление вагона с помощью от Красного креста (1922).
На посту. (1918).
Русское духовенство на принудительных работах. (1919).
Субботник. (1923) г.
Реквизиция церковного имущества в Петрограде. (1922).
Допрос в комитете бедноты.
Продразверстка (реквизиция).
Игра в карты. (1922).
Бегство буржуазии из Новороссийска. (1926).
За чтением газеты «Правда». (1923).
На море.
Мордобой на пляже – культурное достижение по спорту! (1930).
Иван Владимиров, имевший почет и уважение властей во времена всех революционных переворотов, был почти на столетие незаслуженно забыт. Но в прошлом году к вековому юбилею Октябрьской революции о нем вспомнили и организовали экспозицию его работ в Музее современной истории России. На выставке было представлено более пятидесяти графических и живописных произведений художника, которые были собраны из запасников музеев и тайных собраний.
В театре. Царская ложа. (1918).
Будучи сыном английской художницы, Иван с раннего детства пристрастился к живописи и успешно окончил Виленскую рисовальную школу, а также Петербургскую академию художеств.
Слава художника настигала трижды. Первый раз — когда уже будучи выпускником Петербургской Академии художеств, он выбрал опасную работу художественного военного корреспондента. И когда ему пришлось отправиться на Кавказ и выполнить целую серию «кавказских репортажей» о военных действиях в горных районах. Вернувшись в Петербург, он был удостоен нескольких золотых и серебряных медалей, а также звания первоклассного художника.
«Боевое столкновение». (1915).
Оккупанты. Первая мировая война. (1914).
Во время русско-японской войны, а затем Первой мировой художник оказался на передовых и работал над зарисовками боевых действий, что принесло мастеру настоящую славу как художника-репортера. Он изображал военные будни без прикрас и пафоса. Его героями были — отважные воины, несчастные мирные жители, замученные пленные, солдаты враждующих сторон.
Иван Владимиров (справа) делает зарисовки с группы пленных японских офицеров. 1900-е
Во второй раз слава к художнику была благосклонна уже при советской власти, когда с упоением рисовал большевиков и их вождей. Он был причислен к плеяде мастеров социалистического реализма, награжден орденом и медалями за заслуги перед молодой страной Советов. В то время он написал эпическое полотна «Ленин и Сталин в Разливе».
Ленин и Сталин в Разливе.
А в последний раз об Иване Алексеевиче заговорили недавно. После публикации его тайных альбомов с совсем иными набросками и рисунками, на которых было изображено то, что на самом деле творилось на улицах Петрограда после революции и в годы гражданской войны. В то время ему довелось работать в отделении милиции города и многие неприглядные моменты «новой» жизни ему пришлось увидеть воочию
«Разгром винной лавки». (1917).
Взятие Зимнего.
Работы Владимирова уникальны тем, что он ухитрился объективно запечатлеть как лицевую, так и «непарадную» стороны революции, гражданской войны, поведения людей, наделенных даже небольшой властью. Это будни революционных событий без каких-либо прикрас.
Разгром помещичьей усадьбы. (1926).
«Новые» работы, которые были предъявлены на суд зрителей, представляли события тех буреломных лет в ином ключе — не в пафосном официозе, как привыкли видеть творчество художника на протяжении долгих лет, а в откровенно гротескном виде. На них впервые увидели во всей красе порочность советской власти лице пьяных красногвардейцев; солдат-вандалов, крошащих Зимний дворец; бесчинствующих крестьян, растаскивающих помещичье добро; советскую молодежь, крушащую памятники. Как впрочем и другие неприглядные стороны пришедшего к власти режима.
Сжигание орлов и царских портретов (1917).
Развлечения подростков в императорском саду Петрограда. (1921).
Голод в Петрограде.
Поиски съедобного в помойной яме (1919).
Особой темой для сюжетов Ивана Алексеевича был голод в Петрограде во время революции и гражданской войны. Женщины пытающиеся заглушить голод чашкой кипятка, старики брезгливо роющиеся на помойках и красноармейцы, грабящие крестьян и отбирающие продовольственную помощь от Красного Креста.
Ночное разграбление вагона с помощью от Красного креста (1922).
На посту. (1918).
Русское духовенство на принудительных работах. (1919).
Субботник. (1923) г.
Реквизиция церковного имущества в Петрограде. (1922).
Допрос в комитете бедноты.
Продразверстка (реквизиция).
Игра в карты. (1922).
Бегство буржуазии из Новороссийска. (1926).
За чтением газеты «Правда». (1923).
На море.
Мордобой на пляже – культурное достижение по спорту! (1930).
Иван Владимиров, имевший почет и уважение властей во времена всех революционных переворотов, был почти на столетие незаслуженно забыт. Но в прошлом году к вековому юбилею Октябрьской революции о нем вспомнили и организовали экспозицию его работ в Музее современной истории России. На выставке было представлено более пятидесяти графических и живописных произведений художника, которые были собраны из запасников музеев и тайных собраний.
0 комментариев