30 января 2015 года автор этих строк отправил в Национальную гвардию запрос на информацию — самый обычный, в соответствии с Законом Украины «О доступе к публичной информации». Запрос касался подразделения Нацгвардии, который в СМИ и соцсетях называют «батальон „Донбасс“, и его легендарного командира — народного депутата Украины майора Семена Семенченко, награжденного за талант полководца орденом Богдана Хмельницкого III степени.
Пишет Владимир Бойко для издания „Ракурс“.
Правда, на момент награждения Семен Игоревич был не майором, а только капитаном резерва — звание майора Аваков присвоил орденоносцу уже после вручения награды. При этом, как на предыдущий информационный запрос ответила Нацгвардия, звание капитана ему было присвоено в порядке переаттестации: при зачислении на милицейскую службу Семенченко, мол, был капитан-лейтенантом ВМС Украины в запасе, поэтому „капитан-лейтенант запаса Семенченко С.И. был переаттестован с присвоением воинского звания капитан резерва“. Вот, пожалуйста, выписка из предыдущего ответа Нацгвардии и представление Авакова о награждении героя.
Но остался невыясненным вопрос — а когда живая легенда национально-освободительной борьбы украинского народа стал морским офицером, на каком корабле служил, не ходил ли случайно в „кругосветку“? Согласитесь, это важно знать даже для авторов будущих школьных учебников истории. Поэтому пришлось направить в Нацгвардию еще один запрос вот такого содержания:
»С целью подготовки телевизионного сюжета о деятельности второго батальона специального назначения 1-й бригады оперативного назначения Национальной гвардии Украины, прошу сообщить:
1. Кто именно исполнял полномочия командира второго батальона специального назначения 1-й бригады оперативного назначения Национальной гвардии Украины за период с 30.05.2014 по 11.08.2014 и с 24.11.2014 по сей день (фамилия, имя, отчество и военное или специальное звание командиров)?
2. Какие документы предоставил Семенченко С.И. в подтверждение наличия у него воинского звания капитан-лейтенант при зачислении в Национальную гвардию Украины?
Ответ прошу направить на мой домашний адрес почтовой корреспонденцией в срок, установленный Законом Украины «О доступе к публичной информации».
Запрос в Нацгвардии получили, даже сообщили в начале февраля 2015 года, что он направлен на обработку. Но ответа до сих пор нет. И не будет. Потому что личное дело героя пустое, там нет не только документов о присвоении ему первичного звания капитана-лейтенанта, но даже его паспорта, поскольку Семенченко — это на самом деле ранее судимый аферист Гришин, он не только никогда не был офицером (потому что для этого как минимум требуется наличие высшего образования, которого у Гришина-Семенченко нет), но и вообще не служил в Вооруженных силах.
Поэтому возьму на себя труд рассказать, почему именно подчиненная министру внутренних дел Авакову Национальная гвардия отказывается выполнять требование Закона Украины «О доступе к публичной информации», и кто, а главное, зачем, изготовил мошеннику фальшивые документы.
История «болезни»
Неопрятный человек с немытыми волосами, в ботинках на босу ногу, с запахом перегара и в сопровождении охранника с опухшим от пьянства лицом — в таком виде в последнее время появляется на людях известный украинский аферист, сделавший блестящую карьеру исключительно благодаря фактическому отсутствию в Украине военной прокуратуры.
Собственно, карьеру делал не он, карьеру делали ему. Нынешний народный депутат Украины, а на тот момент — советник министра внутренних дел Антон Геращенко в марте 2014 года связался с мелким проходимцем из Макеевки. Проходимца звали Гришин Константин Игоревич, 1974 года рождения, идентификационный номер 2718504398. Он вместе со своей женой Натальей Олеговной Московец, 1983 года рождения, идентификационный код 3037903085, прятался от кредиторов, которым задолжал приличные суммы.
Супруги из Макеевки занимались бизнесом по установке спутниковых антенн и предоставлению различных смежных услуг. Подробности бурной предпринимательской деятельности Гришина и его боевой подруги нетрудно установить по многочисленным судебным решениям, вынесенным по искам как контрагентов, так и налоговых органов. Собственно, и в Макеевку Костя перебрался из родного Севастополя, скрываясь от кредиторов и налоговиков. Поэтому неудивительно, что путь нашего героя к депутатскому мандату был усеян отнюдь не розами.
Уроженец г. Севастополя Костя Гришин, закончив в 1991 году среднюю школу, сначала мечтал быть морским офицером и поступил в Черноморское высшее военно-морское училище им. Нахимова. Но через три месяца будущий народный депутат был отчислен из училища, как утверждают злые языки, — за кражу часов у однокурсника.
Неизвестно каким образом «отмазавшись» от армии, летом 1992 года Гришин поступает снова в высшее учебное заведение — на этот раз на факультет экономики и менеджмента Севастопольского национального технического университета с заочной формой обучения. Но получить диплом снова было не суждено: через три года Гришин, который перебрался в Киев и работал барменом в баре «Оболонь», был арестован по обвинению в совершении ряда преступлений — от незаконных валютных операций до сокрытия краденого. Осужденный Ленинским районным судом Киева, Гришин вышел на свободу в декабре 1996 года в связи с амнистией, объявленной по случаю принятия новой Конституции.
Вернувшись в Севастополь, Константин снова взялся за старое, но в значительно больших масштабах. Для начала он зарегистрировал ООО «Универсал-инком-юг», при помощи которого собрал с доверчивых горожан 55 тыс. долл. под обещания вложить деньги в высокодоходные инвестиционные проекты. В июне 1999 года эта контора была признана банкротом, а обманутые вкладчики еще долгие годы обивали милицейские пороги, требуя привлечь Гришина к уголовной ответственности.
Также долгое время севастопольцы плевались при упоминании еще двух фирм с одинаковым названием — «Общество милосердия», зарегистрированных Гришиным. Только одна была основана в форме общественной организации, а вторая — как благотворительный фонд.
Дела Гришина пошли вверх, и в 2000 году он даже баллотировался (правда, безуспешно) депутатом в Севастопольский горсовет. Кстати, баллотировался Гришин под пророссийскими и прокоммунистическими лозунгами. Но самое интересное — это то, как мошенник объяснял в автобиографии, чем он занимался в 1995 году. Как убеждал своих севастопольских избирателей будущий легендарный комбат, в 1994–1995 годах он, как настоящий патриот РФ, воевал в Чечне против сепаратистов, посягнувших на территориальную целостность великой и неделимой России. А поскольку наличие украинского гражданства мешало ему вступить в ряды Вооруженных сил Российской Федерации, то он якобы принимал участие в боевых действиях в составе партизанского отряда, организованного ФСБ.
Когда в ноябре 2014 года журналисты «Левого берега» разыскали «Севастопольский вестник» за 2000 год и попросили уже народного депутата Украины Семена Семенченко прокомментировать строку из автобиографии о том, что он находился в составе так называемого «добровольного миротворческого корпуса по ликвидации конфликта в Чечне», народный избранник не моргнув глазом рассказал историю, которую нельзя не процитировать как пример феноменальной лживости и исключительных литературных талантов нашего героя:
«1994 год. Мне 20 лет. Я учился в Нахимовке — учебном заведении со специальной идеологией. Мозги нам промывали — будь здоров. Романтика, поиски приключений, желание бороться с несправедливостью (а именно так нам преподносили распад Советского Союза и чеченский сепаратизм) привели меня на Кавказ. Но именно там я увидел настоящую несправедливость. Это был жесткий, но справедливый урок, прививка от российского империализма. Как результат — я разочаровался в идеях, которые мне пытались привить, повзрослел, начал критически осознавать действительность. У меня появились друзья среди Нохчи. Без моего юношеского максимализма и уроков Ичкерии не было бы нынешнего Семена Семенченко».
Жаль, конечно, что журналистка «Левого берега» после тирады Гришина-Семенченко не поинтересовалась у народного избранника, какую такую «специальную идеологию» прививали курсантам в украинском государственном учебном заведении и кто именно из преподавателей «промывал мозги». Вот только ни в какой Чечне Гришина на самом деле не было. Поскольку в этот период он знакомился с меню Лукьяновского СИЗО в столице Украины. Да и в «Нахимовце» будущий комбат проучился всего три месяца.
Чем только не пришлось заниматься физическому лицу-предпринимателю Гришину К.И. после выхода из СИЗО: он и распространял билеты на концерты, и торговал овощами. Но кредиторы не давали покоя, требуя от правоохранительных органов возбудить уголовное дело против мошенника. И возбуждали — например, 20 августа 2002 года в отношении Гришина в Симферополе было открыто дело №420675 за ограбление.
Свои финансовые дела Гришин пытался поправить с помощью издательской деятельности, организовав выпуск двух пророссийских листков (газетами их назвать язык не поворачивается), призывавших к ликвидации Украины и восстановлению Советского Союза, — «Севастопольский вестник» и «Наша севастопольская правда». Но желающих покупать подобную литературу было немного.
Тогда Гришин в мае 2005 года зарегистрировался в Ленинской райгосадминистрации Севастополя как физическое лицо-предприниматель. Но скандальная слава бежала впереди него, и уже через месяц наш герой решил припасть к духовным истокам, переехав в Москву. Там он был принят по поддельным документам на двухгодичные курсы по специальности «Драматургия и режиссура телевидения» в Центр дополнительного профессионального образования (ныне — Высшие курсы кино и телевидения при Всероссийском государственном университете кинематографии им. С. Герасимова). Эти курсы предназначены для получения второго высшего образования, а первого у Гришина, как мы помним, не было — только тюремные университеты. Поэтому он предъявил фальшивый диплом и таким образом был зачислен в учебное заведение.
Но обучение Гришин не завершил, и в 2008 году вернулся в Украину, где снова попытался заняться частным предпринимательством — даже получил свидетельство плательщика единого налога на 2009 год. Но единый налог Гришин так и не заплатил, из-за чего впоследствии Государственная налоговая инспекция в Ленинском районе г. Севастополя была вынуждена обратиться в суд.
В Едином государственном реестре судебных решений можно ознакомиться с постановлением Окружного административного суда г. Севастополя от 9 декабря 2010 года по делу №2а-3685/10/2770 о взыскании с Гришина немалой для него на тот момент суммы — аж 616 грн 45 коп.
Поскольку в ЕГРСР данные о личности не раскрываются, привожу текст п. 2 резолютивной части этого решения из материалов дела:
"
Взыскать с физического лица-предпринимателя Гришина Константина Игоревича (идентификационный номер 2718504398, 99040, г. Севастополь, ул. М. Геловани, 10, кв. 32; счета в учреждениях банков р/с 26000054803058, МФО 324935, СФ ПАО КБ «Приватбанк», г. Севастополь) в пользу государственной налоговой инспекции в Ленинском районе г. Севастополя в доход местного бюджета Ленинского района г. Севастополя задолженность перед бюджетом по единому налогу в размере 616,45 грн".
Правда, эти судебные перипетии Гришина не особенно волновали — он к тому времени уже перебрался в Донецк и женился на жительнице Макеевки Наталье Московец. Вместе супружеская пара занялась бизнесом по установке спутниковых антенн и предоставлению смежных услуг. Впрочем, заказы выполнялись, скажем так, неформализованно, или же от имени жены Гришина, которая тоже зарегистрировалась предпринимателем-физическим лицом.
Можно было бы долго и с увлечением рассказывать о том, чем занимался Гришин на Донетчине — и о зарегистрированном им в Севастополе частном предприятии «Компания „Евролайн“, которое, тем не менее, умудрялось обманывать народ в шахтерской Горловке, и о фирме-пустышке „Новое спутниковое телевидение“. Но не это предмет нашего исследования о бизнес-успехах народного героя — в конце концов, ни его аферы, ни возбужденные в отношении него уголовные дела, согласитесь, не представляют чего-то выдающегося или необычного для Украины. О заработках будущего Семена Семенченко здесь упоминается только с единственной целью — объяснить, что на момент знакомства с Антоном Геращенко Костя Гришин был в жутких долгах, поскольку он является мошенником по жизни, причем — мошенником-неудачником, и все его авантюры заканчивались крахом.
О финансовом состоянии Гришина в конце 2013-го — начале 2014 года может свидетельствовать, например, это решение Кировского районного суда г. Макеевки Донецкой области от 13 ноября 2013 года в деле №268/3130/13-ц по иску ПАО „Дельта Банк“ к Московец Н.А. о взыскании задолженности по кредитному договору в сумме 1236 грн 06 коп.
Цитирую резолютивную часть судебного решения:
»
Взыскать с Московец Натальи Олеговны, 5 марта 1983 года рождения (идентификационный номер 3037903085), в пользу публичного акционерного общества «Дельта Банк» (расчетный счет 29096003953206, МФО 380236, код ЕГРПОУ 34047020) сумму задолженности: по кредиту — в сумме 1236,04 грн; задолженность по процентам — в сумме 0,02 грн, а в общем размере — 1236,06 грн, образовавшейся на 25 июня 2013 года по кредитному договору №003-04130-201010 от 20 октября 2010 года".
То есть человек, утверждающий, что в апреле 2014 года на собственные деньги создал и вооружил аж целый батальон, не был способен погасить остаток кредита в сумме 1,2 тыс. грн.
Более того, в марте 2014 года у Гришина не было денег, чтобы заплатить за мобильный телефон. А компания «МТС Украина» еще и подала иск к его жене, на имя которой был оформлен корпоративный счет. Вот, пожалуйста, решение хозяйственного суда Донецкой области от 20 марта 2014 года по делу №905/599/14.
Цитирую резолютивную часть:
"
Исковые требования Открытого акционерного общества «МТС Украина», г. Киев (ЕГРПОУ 14333937) к Физическому лицу-предпринимателю Московец Наталье Олеговне, г. Макеевка, Донецкая область (идентификационный код 3037903085) о взыскании долга в размере 13 439,47 грн удовлетворить в полном объеме. Взыскать с Физического лица-предпринимателя Московец Натальи Олеговны (86110, Донецкая область, г. Макеевка, м-н Строитель, д. 11/59, идентификационный код 3037903085) в пользу Открытого акционерного общества «МТС Украина» (01601, г. Киев, ул. Лейпцигская, 15, ОКПО 14333937) сумму долга в размере 13 439,47 грн, расходы по уплате судебного сбора в размере 1827,00 грн".
На момент вынесения этого решения в Донецке российские «титушки» уже штурмовали облгосадминистрацию и областную прокуратуру, убили двух участников проукраинского митинга. А будущий народный депутат Семен Семенченко искал любой заработок. Ходил на митинги сепаратистов, слонялся в захваченной облгосадминистрации, ездил на киевский Майдан, выпрашивая деньги на билеты у знакомых. Пока ему не улыбнулась Фортуна, и Богдан Кутепов в марте 2014-го не пригласил донецкого активиста (а именно так Гришин представлялся в Киеве) в студию «Громадського ТБ».
Кутепов, собственно, и придумал Гришину псевдоним Семен Семенченко. Потому что под собственной фамилией светиться на телеэкранах Гришин не мог — его разыскивали кредиторы и жертвы многочисленных афер. По той же причине он натянул маску-балаклаву. Ну а поскольку от великого до смешного один шаг, вполне логичным было последующее знакомство Гришина с Антоном Геращенко.