Микеланджело

Пожалуй, никакой другой художник не воплощал в такой степени гениальность, как Микеланджело. С самого начала он восхищал своей непохожестью и техникой ваяния. Творческая энергия, богатство выразительных средств, работа в самых различных жанрах дали современникам право именовать его «божественным».


При этом жизнь донимала Микеланджело невзгодами: никто другой так не мучился доходящей до наваждения мыслью о возможной неудаче и неизбежном несовершенстве его творений. Это нашло отражение в усилившейся с годами потребности менять по ходу работы замысел произведения. «Бог есть совершенство, — писал Микеланджело, — и тот, кто стремится достичь его, стремится к божественности». Одержимый не переводимыми на язык искусства видениями, Микеланджело так и не завершил надгробие папы Юлия II, над которым с перерывами работал в течение сорока лет!

Эпитет «божественный» не должен скрывать от нас личность Микеланджело, даже в тех случаях, когда она совершенно не соответствует общепринятым представлениям о «гении».

Множество историй, донесённых до нас современниками и часто почитателями художника, создают портрет очень противоречивого человека. Гордый, вспыльчивый и недоверчивый, он подвергал тяжёлому испытанию всех, кто пытался с ним общаться. Отношения Микеланджело с папами, у которых он состоял на службе ( а работал он, как и жил, до очень глубокой по тем временам старости — 89 лет), были весьма драматичны. Однажды во время работы над потолком Сикстинской капеллы появился потерявший всякое терпение заказчик — папа Юлий II — и спросил, когда же художник закончит роспись. «Когда смогу, тогда и закончу!» — грубо ответил тот. Не стерпев, папа взобрался на леса и принялся колотить его палкой! В ответ Микеланджело бросил работу и ушёл, твёрдо решив отказаться от заказа. Папе пришлось отослать ему пятьсот дукатов, чтобы вернуть назад.

Часто причиной конфликтов была скупость. Так, во Флоренции подмастерья, помогавшие Микеланджело в отделке фасада церкви Святого Лаврентия, прекратили работу, заявив, что он им очень мало платит. Мысли о деньгах постоянно преследовали художника: либо потому, что ему их не хватало, либо потому, что он искал наилучший способ их вложения. Иногда из-за недостаточного финансирования останавливалась вся работа: плохо составив смету, Микеланджело был вынужден выпрашивать дополнительные средства, которые заказчик не хотел давать из-за медленного темпа работ. Но без денег темпы было невозможно ускорить!

Вот почему в его письмах и стихах часто звучит безнадёжность, причём не только из-за материальных трудностей: «На наш рассудок тяжко давят плоть и смерть». В конце жизни он был желчен и зол: «И зачем это я намалевал столько рож? Все они меня в конце концов надули. Кажется, что, переплыв море, я утонул в стакане воды».

Или ещё: «Хвалённое искусство, которому я отдал столько лет, — в почёте, а сам я стар, беден, да ещё и под сапогом у других.» Эти строчки были написаны примерно в 1546 году: Микеланджело предстояли ещё восемнадцать лет жизни.

История: Микеланджело

Самая знаменитая часть росписи — «Сотворение Адама»: не жизнь, но разум — вот главное, что получил Адам.

История росписи потолка Сикстинской капеллы в Ватикане началась с недоразумения: Микеланджело рассматривал живопись как незначительный по сравнению со скульптурой вид искусства и самого себя не считал художником. Поэтому всё началось с того, что он отказался от заказа и только потом на него согласился. Эта работа стала его мучением: ведь предстояло покрыть фресками ( очень сложная техника росписи, с которой Микеланджело лишь мимоходом имел дело в мастерской своего учителя Гирландайо) поверхность в 540 кв. м. Над этим художник работал в одиночку в течение 4-х лет (1508-1512) — факт для подобного вида работы уникальный. Для одного это была непосильная ноша, серьёзно подорвавшая здоровье мастера: те пять помощников, которых он поначалу нанял, с работой не справились и были вскоре уволены.

По ходу дела возникало множество трудностей: из-за некачественно наложенной штукатурки первые фрески покрылись плесенью. Преодолевая неимоверные сложности, Микеланджело воспевал новый мир и изображал естественного человека, ещё не приговорённого развитием сознания к бездействию. Невинные и могущественные, персонажи его картин не стыдятся своей наготы, которая не шокирует, ибо выражает целомудрие.

Микеланджело — архитектор.

В этом качестве он работал над эскизом базилики собора Святого Петра в Риме: смерть помешала ему закончить работу, но завершавшие его труд мастера сохранили все замыслы автора.

Инструменты скульптора обеспечивали поступательное развитие этого вида искусства: мрамор обтёсывали с помощью молотка и остроконечных резцов; затем детали обрабатывались зубчатым долотом, край которого, как у пилы, был нарезан зубчиками; после этого производилась доводка стамеской.

И, наконец, скульптор полировал своё творение скребками и щётками. От состояния инструментов зависело не только качество произведения, но даже его стиль. У Микеланджело хорошие резцы появились благодаря небольшой промышленной революции XIV в.: в Западной Европе удалось тогда восстановить технику плавки, позволяющую получать очень прочный металл, из которого стали делать лезвия для шпаг, а потом и резцы для скульпторов.

С помощью такого инструмента он мог обтёсывать куски мрамора под углом, высекая из него с необыкновенной точностью детали величиной с палец.

Пожалуй, никакой другой художник не воплощал в такой степени гениальность, как Микеланджело. С самого начала он восхищал своей непохожестью и техникой ваяния. Творческая энергия, богатство выразительных средств, работа в самых различных жанрах дали современникам право именовать его «божественным».

Незавершённость как принцип.

Созданная в 1499 году "Пьета" — одно из самых прекрасных творений Микеланджело. Её законченность поразительна.

История: Микеланджело

"Пьета Ронданини", напротив, осталась незавершённой из-за смерти скульптора. Но то, что в данном случае не завершено в силу обстоятельств, в другом объясняется намеренным деянием автора.

История: Микеланджело

\стырено с инета\

0 комментариев

Оставить комментарий

Комментировать при помощи: