Ниже, в *похожих записях*, есть материал про осетинские похороны.
Не врут — чессстное слово.
В день, когда мы уезжали, в Зильги, где мы были в гостях у моего старого друга Юры, были похороны уважаемого человека — бывший глава села и одновременно маршрутчик от Беслана до Зильги.
Идем мы с женой по селу, а машин десятки на похороны едут — и с чеченскими номерами, и с дагестанскими и даже с Краснодарского края. И мы идем, а из окон, как машин, так и домов, любопытные глаза — хто такие, что за новенькие тут у нас? :-)
Так вот женщины у них, включая жену Юры Дзиру, за день до этого готовили, мужики ставили палатку\и на 700 человек \ говорят, не все смогли приехать !!!\.
Закололи вроде как пять бычков, наготовили еды, араки и так дале.
Всё, что было на столах, сложно описать — я толком не знаю местную кухню и были в основном осетинские названия.
Но Юра к вечеру, к нашим проводам, хотя, по его словам, он не мог уйти после похорон, так как надо было помочь убрать палатки и столы и так дале, все-таки еле доплелся к дому, присел на камень напротив ворот и заорал — Алексеееей!
Я вышел, а он никакой. Поправил его, поправился сам, меня еще разъезжающиеся звали продолжить и остаться еще на недельку и в поезд сел уже хороший — жена говорит, что я храпел всю ночь ( когда пью — храплю).
А как мы туда приехали…
Он нас на вокзале Беслана встретил, мы к нему домой, стол накрыт, присели, пока женщины там своими делами занимались и началось… Открывается калитка, заходит один — привет, потом второй — привет и так вот толпень собралась.
И, самое интересное: одни пришли, выпили, поговорили, ушли, приходят другие и так по кругу)
Я потом Юре — а кто это вообще?
— Это мой брат, это его брат, это его троюродный, это мой двоюродный и т.д. Они знают, что ко мне друг приехал, зашли вот, познакомиться.
Скажу честно — я так даже в Адлере не гулял за эти сутки, как там :-)
Душевно :-)
Добавлю: вот этот непонятный знак, на фоне которого я в Осетии щелкнулся, есть не очень понятная для русского языка буква *Э* æ — звучит ну как обычно мы — э, типа, куда пошел:-)
Там еще были два осла ( в прямом смысле) — Фунтик и Машка. Как я понял, мамаша и сынуля.
Знаменитые на всю горную Осетию — редко кто откажется на них прокатиться или, минимум, щелкнуться:
Где я на фоне древней Татры и какой-то непонятной крепости в скалу.
Это древняя крепость ( название местное не помню).
ПО словам, эту крепость, высеченную в скале, почти семь месяцев не могли взять. Не могли понять, откуда там вода и жрачка.
А вот там, оказывается, был лаз, через который подготовленные (худые и длинные) бойцы переползали на другую сторону хребта, где и получали все необходимое для поддержания обороны.
Это мужской монастырь.
Как говорят, владельцы этой земли еще при царе и позже договорились отдать свою землю под монастырь с условием, что за родовыми башнями будут ухаживать.
Слева древняя — справа — новодел:
Минеральный источник Хилак.
Вода там не просто минеральная, но еще и немного газированная ( набрали с собой чуть-чуть).
И кран обрамлен двумя раковинами ископаемых аммонитов \ фотку забыл сделать\:
Территория по табличке частная, но парк владелец сделал отменно:
Как изнутри башни, что осетинские, что ингушские и другие.
Внизу скот, потом перекрытие, бойницы, выступы это для тех, кто пытается подняться по стене — их заливали\закидывали\засирали вне доступности вражеских лучников:
Если молоко впитывалось — башню не строили.
Вода по каким-то причинам для этого не подходила \ не помню, почему\.
После того, как вниз начинали укладывать камни, молоко выходило что-то вроде связующим раствором.
Добавлю, что если некоторые башни строились из речного песка, простокваши, яиц и так дале, то была и *сухая* кладка — когда камни высекали и подгоняли друг под друга.
Камушки, которые мы видим на вершинах башен означало, что постройка закончена.
Не знаю, как в Осетии, но в Чечне и Ингушетии башня должна была строиться ровно 365 дней. Не успевали — башню забрасывали.
Пленные\рабы и женщины не имели права заниматься строительством родовых башен.
14 комментариев
Скажу сразу: спокойно, тихо, безопасно, чисто, вкусно, цены, даже в ресторанчиках, по сравнению с тем же Адлером — гораздо ниже :-)
Не врут — чессстное слово.
В день, когда мы уезжали, в Зильги, где мы были в гостях у моего старого друга Юры, были похороны уважаемого человека — бывший глава села и одновременно маршрутчик от Беслана до Зильги.
Идем мы с женой по селу, а машин десятки на похороны едут — и с чеченскими номерами, и с дагестанскими и даже с Краснодарского края. И мы идем, а из окон, как машин, так и домов, любопытные глаза — хто такие, что за новенькие тут у нас? :-)
Так вот женщины у них, включая жену Юры Дзиру, за день до этого готовили, мужики ставили палатку\и на 700 человек \ говорят, не все смогли приехать !!!\.
Закололи вроде как пять бычков, наготовили еды, араки и так дале.
Всё, что было на столах, сложно описать — я толком не знаю местную кухню и были в основном осетинские названия.
Но Юра к вечеру, к нашим проводам, хотя, по его словам, он не мог уйти после похорон, так как надо было помочь убрать палатки и столы и так дале, все-таки еле доплелся к дому, присел на камень напротив ворот и заорал — Алексеееей!
Я вышел, а он никакой. Поправил его, поправился сам, меня еще разъезжающиеся звали продолжить и остаться еще на недельку и в поезд сел уже хороший — жена говорит, что я храпел всю ночь ( когда пью — храплю).
А как мы туда приехали…
Он нас на вокзале Беслана встретил, мы к нему домой, стол накрыт, присели, пока женщины там своими делами занимались и началось… Открывается калитка, заходит один — привет, потом второй — привет и так вот толпень собралась.
И, самое интересное: одни пришли, выпили, поговорили, ушли, приходят другие и так по кругу)
Я потом Юре — а кто это вообще?
— Это мой брат, это его брат, это его троюродный, это мой двоюродный и т.д. Они знают, что ко мне друг приехал, зашли вот, познакомиться.
Скажу честно — я так даже в Адлере не гулял за эти сутки, как там :-)
Душевно :-)
Вот этой букве осетины поставили памятник:-)
Знаменитые на всю горную Осетию — редко кто откажется на них прокатиться или, минимум, щелкнуться:
Это древняя крепость ( название местное не помню).
ПО словам, эту крепость, высеченную в скале, почти семь месяцев не могли взять. Не могли понять, откуда там вода и жрачка.
А вот там, оказывается, был лаз, через который подготовленные (худые и длинные) бойцы переползали на другую сторону хребта, где и получали все необходимое для поддержания обороны.
Как говорят, владельцы этой земли еще при царе и позже договорились отдать свою землю под монастырь с условием, что за родовыми башнями будут ухаживать.
Слева древняя — справа — новодел:
Минеральный источник Хилак.
Вода там не просто минеральная, но еще и немного газированная ( набрали с собой чуть-чуть).
И кран обрамлен двумя раковинами ископаемых аммонитов \ фотку забыл сделать\:
Территория по табличке частная, но парк владелец сделал отменно:
это какому-то языческому богу посвящена статУя:
Склоны реально крутые, как её — башню — можно было штурмовать — мне не очень понятно.
Само собой, уже позже к ней сделали тропинку, а потом и площадку.
сама башня с другой стороны:
Внизу скот, потом перекрытие, бойницы, выступы это для тех, кто пытается подняться по стене — их заливали\закидывали\засирали вне доступности вражеских лучников:
Фундамент просто выкапывали и заливали молоком.
Если молоко впитывалось — башню не строили.
Вода по каким-то причинам для этого не подходила \ не помню, почему\.
После того, как вниз начинали укладывать камни, молоко выходило что-то вроде связующим раствором.
Добавлю, что если некоторые башни строились из речного песка, простокваши, яиц и так дале, то была и *сухая* кладка — когда камни высекали и подгоняли друг под друга.
Камушки, которые мы видим на вершинах башен означало, что постройка закончена.
Не знаю, как в Осетии, но в Чечне и Ингушетии башня должна была строиться ровно 365 дней. Не успевали — башню забрасывали.
Пленные\рабы и женщины не имели права заниматься строительством родовых башен.
Лермонтова на Кавказе, даже осетины, ОЧЕНЬ не любят.
Он принимал активное и добровольное участие во всех карательных операциях против горцев.
По Ермолову я тему там не поднимал, она очень сложная.
Дале: во времена чеченских конфликтов ингуши чеченов к себе не принимали. Беженцев — да, боевиков — нет.