Тридцать лет игре Civilization

В этом году исполняется 30 лет культовой компьютерной игре Civilization (полное название «Sid Meier’s Civilization»).

Игры: Тридцать лет игре Civilization


Для меня это была, пожалуй, первая игра, которая могла не только развлечь, но и затянуть в свой мир. То есть, она будила фантазию и заставляла сопереживать. Такой эффект я ранее испытывал лишь от хороших книг.

Я решил вспомнить её добрым словом и поделиться с вами некоторыми интересными фактами. Их я узнал из книги самого Сида — «Сид Мейер. Жизнь в мире компьютерных игр».

Цивилизация была, конечно, не первой игрой Мейера, до этого он уже создал два десятка игр разных жанров. Самые известные среди них — Formula 1 Racing, Pirates!, F–19 Stealth Fighter и Railroad Tycoon. Последняя из этого списка и послужила первым толчком к изобретению чего–то более глобального, чем создание игроком сети железных дорог.

Вторым толчком, вдохновившим автора, была чужая игра SimCity. Там игроку надо было строить и развивать город. Любопытно, что в свою очередь, ведущий геймдизайнер SimCity Уилл Райт вдохновлялся рассказом Станислава Лема «Путешествие седьмое, или Как Трурля собственное совершенство к беде привело» из цикла «Кибериада». В этом рассказе изобретатели утешают свергнутого тирана, строя ему игрушечное миниатюрное королевство.

Ключевым принципом всех таких игр стало «созидание». А четыре принципа стратегий типа Цивилизации позже были сформулированы как 4е — exploration (исследование), expansion (экспансия), exploitation (использование) и extermination (уничтожение).

Как пишет Сид, сначала его так увлекло «созидание», что прототип игры на определённом этапе переставал нуждаться в игроке – на экране всё происходило само собой. Это было явно не то, что нужно, поэтому разработки игры застопорилась. Кроме этого, игра тогда шла в реальном времени, как и SimCity, а вся карта была открыта.

После перерыва Мейер возобновил разработку и внёс радикальные изменения в прототип, взяв начало игры из истории основания Рима – одинокий поселенец основывает город посреди неведомой и опасной местности. Как пишет сам Сид, римляне вообще его любимая нация, за которую он сам играет чаще всего.

С набором наций возникло немало проблем. Как выбрать, какие из них будут представлены в игре и какие лидеры будут их представлять? Больше всего мучений было с Германией. Какой у неё самый известный лидер? Вот то–то и оно! Сид долго колебался, но в итоге всё же ввёл в игру Германию во главе с Фридрихом Великим. Как пишет в своей книге автор, он и сам был удивлён, что, в отличие от Гитлера, Мао и Сталин тогда не вызвали таких сомнений ни у него, ни у кого–то другого.

Занятно, что один из самых известных мифов о Цивилизации связан с самым миролюбивым лидером – Махатмой Ганди. Его часто цитируют и приводят в пример на уроках информатики. Вершина популярности мифа – твит Илона Маска в 2019 году. Миф гласит, что якобы в момент перехода к демократии, когда агрессивность наций понижается на единицу, Ганди, и так имеющий всего одну единицу, внезапно уходит в минус. Таким образом, в программе возникает «ошибка переполнения», Ганди становится чрезвычайно агрессивным и сразу применяет ядерное оружие.

Поэтому миф называется «Ядерный Ганди». Миф гласит, что данный баг кочевал из версии в версию и долго не исправлялся.

Мейер же пишет, что такого не было и быть не могло, так как используемый им язык программирования чисто технически не мог вызвать такой ошибки.

Вся логика игры должна была подталкивать игрока к тому, что в ней нет какого–то одного правильного решения. Например, можно было совсем не воевать с другими нациями, а добиваться победы дипломатическим или культурным путём. И каждый запуск Цивилизации начинал писать свою уникальную историю. Это был прорыв в создании игр. На мой взгляд, именно это качество игры и привело её к получению культового статуса.

Конечно, идеальный баланс получился не сразу. Сид, как первопроходец жанра, шёл вперёд методом проб и ошибок.

Одна из идей, которая была удалена из финальной версии – взлёт и падение наций. В игровом процессе были заложены события, которые могли бы серьёзно подорвать благополучие наций – извержения вулканов или чума. Но потом Сид от них отказался, так как понял, что они вызовут отторжение у основной массы игроков.

Также были удалены некоторые ветви технологической цепочки. Ранее, кроме основных, были и вторичные технологии. В частности пивоварение. Оно могло повышать довольство наций, но, по словам Мейера, побочные технологии были слишком «громоздкими» и от них отказались.

Кое–что не вошло в релиз, потому что просто не получилось как надо. Это касается, например, наземных мин. Автору так и не удалось научить ИИ их грамотно ставить и не подрывать своих же юнитов.

Также было решено отказаться от религиозных лидеров.

Любопытно, что коррупция была введена в первом же обновлении для игры, как своеобразный «костыль». Игроки быстро сообразили, что можно ставить города вплотную друг к другу, сводя к минимуму стоимость дорог и ирригации. Таким образом, вся страна превращалась в один супергород. Коррупция стала служить сдерживающим фактором для такой стратегии.

Ну и напоследок ещё несколько фактов, которые показались мне интересными:

Слоган Цивилизации «Хорошо быть королем» — цитата из фильма Мела Брукса «Всемирная история».

Сид Мейер изображён в первой и второй Цивилизации в качестве научного советника. В следующих сериях он появляется как закадровый голос, король варваров или мраморная статуя.

Согласно данным Steam, игроки провели только в Civilization V более миллиарда часов. Речь идет о шестилетнем временном промежутке и лишь одной игре серии. Вся же серия насчитывает 29 лет и 12 частей игры, не считая дополнений.

В Civilization II однажды произошла ситуация, которая известна как «Вечная война». В партии, которую разыгрывал 14–летний подросток Джеймс Мур, сложилась патовая ситуация. Кельты, викинги и американцы достигли такого баланса сил, что ни одна из сторон не могла победить на протяжении 1700 лет после формального окончания игры. Джеймс периодически продолжал партию в течении десяти реальных лет. За все эти годы атомные бомбардировки 20 раз привели к глобальному потеплению, 90% населения погибло. Почти вся карта оказалась затопленной. В 2012 году Джеймс выложил своё сохранение на всеобщее обозрение. Тема стала вирусной и вызвала огромный отклик у игрового сообщества, но выход из такой патовой ситуации официально так и не был найден.

Однажды Цивилизация спасла жизнь целой семье. Мать семейства заигралась в стратегию до глубокой ночи, а потому смогла вовремя заметить, что в доме начался пожар. Она разбудила родных и вывела их наружу.

Заключение:

В качестве эпилога, мне кажется, стоит сказать, что хотя Сид Мейер не устаёт упоминать о своих других играх, но, тем не менее, он сам пишет в своей книге:

«Если на моей могиле напишут «Сид Мейер, создатель серии Civilization», то я буду вполне доволен. Мне приятно, если меня знают по этой игре, и я горжусь, что жизни многих игроков изменились благодаря ей в лучшую сторону».


\ с просторов \

0 комментариев