Турки, видимо, забыли...
В связи с военной операцией РФ в Сирии и напряженными отношениями с Турцией и НАТО сейчас во всех сторон слышны панические вопли из серии — «мы в окружении!», «силы неравны!», «нас отпинают!».
К этому можно по-разному относиться, но вот лично мне постоянно вспоминается в связи с этой ситуацией одна интересная история.
Точнее, мне ее постоянно напоминает вот такая красивая московская стелла:
Это памятник, посвященный героизму и доблести моряков-черноморцев, на пересечении Нахимовского и Севастопольского проспектов.
На самом верху стеллы не просто абстрактный военный парусник.
Это довольно точная модель реального боевого брига «Меркурий». Видите квадратные окошки — пушечные порты?
Удивительная детализация, чуть-ли не каждый канатик скульптор передал.
Но история, из-за которой этот бриг оказался так увековечен — еще удивительней.
К сожалению, она мало раскручена и известная широкой публике, по сравнению с историей того же крейсера «Варяг», хотя она гораздо славнее и героичней.
Я же с детства обожал парусники и в красках часто рассказывал ее у костра во дворе пацанам.
Сейчас самый раз ее вспомнить.
Случилось это во время очередной русско-турецкой войны, в 1829 году.
Три русских корабля, фрегат и два брига во время разведки у Босфора наткнулись на турецкую эскадру.
Турки тут же направили два линейных корабля на разборки — двухдечный «Реал-бей» и трехдечный «Селимие» (первого ранга)
Здесь надо понимать, что такое бриг и что такой линейный корабль того времени (линкор если по-современному).
Бриг — это маленький кораблик, предназначенный для разведывательных, патрульных, всяких мелких вспомогательных задач.
Наш «Меркурий» был вооружен 20-ю небольшими пушками (по 9 основных каронад на каждый борт + 2 мелкие переносные).
115 человек экипаж.
Линкор это основной боевой корабль, составляющий линию в сражениях между эскадрами того времени (отсюда «линейный корабль», линкор). Они имели обычно прочную дубовую «броню» толщиной под метр и несколько десятков пушечных портов на каждый борт, с огромными орудиями. Экипаж — порядка тысячи человек.
В принципе, он может легко разнести в щепки такой корабль как бриг одним бортовым залпом.
Я привел масштабы картинок примерно к соотношению реальных размеров, чтоб наглядно показать разницу.
На этой фотографии модель турецкого линкора первого ранга «Махмуди», того же класса и периода что и «Селимие».
Я думаю понятно, что это как младший школьник против Тайсона.
Как боевой джипчик против танка.
Разница в вооружении такая:
Русский бриг был вооружен 18-ю 24-фунтовыми каронадами (+ две мелкие пушки) — это калибр 6 дюймов, т.е. по-современному это 152 мм.
Калибр кажется не маленький, но ствол длиной лишь около метра и заряд у каронад был очень небольшой. Это пушки ближнего боя.
Пушки турецких линкоров были разного калибра на разных палубах — чем ниже, тем мощнее.
Я не смог найти пушки именно того периода, но вот чтоб иметь представление что турки ставили на корабли в конце 16-ого века.
(Широкорад «Взлет и падение яосманской империи»)
К началу 18 века их вид и конструкция мало изменились. Калибр по идее должен был стать поменьше, но турки вообще всегда обожали большие пушки.
Ну так вот, значит турки радостно бросились в погоню, предвкушая легкую добычу.
Два линкора, один на 120 пушек, другой на 70 против фрегата и двух бригов.
Вообще бриги и фрегаты обычно ходили быстрее, чем линкоры, но конкретно «Меркурий» имел тяжелый дубовый корпус и медленный ход.
Он не мог уйти от сражения, как сделали товарищи. Не то чтоб они его бросили — просто они ушли каждый тем курсом, на котором имел максимальную скорость при данном ветре, такой был приказ. Важно было доставить донесение в Севастополь любой ценой.
Так что где-то за несколько часов, около трех часов дня, турки нагнали наш самый медленный бриг, приказывая предупредительными выстрелами лечь в дрейф и сдаться.
На палубах уже приготовили абордажную команду. Шансов вырваться у брига не было вообще никаких. Все это понимали — и турки и наши.
В это время офицеры брига во главе с 32-летним капитаном Казарским решили — будем биться до последнего, а при угрозе абордажа взорвем корабль вместе с турками. Для этого в пороховой погреб положили заряженный пистолет, и еще послали матроса прибить андреевский флаг гвоздями, чтоб его нельзя было спустить никому.
И понеслась! Когда турки сблизились чтобы взять бриг на абордаж, они получили залп картечью по палубе. Все, шутки кончились.
«Меркурию» было важно не попасть под бортовой залп линкора и пока турки разворачивались бортом, он успевал уплыть из смертельной зоны.
Вот эта картина Айвазовского видимо недостоверна — в такой ситуации бриг был бы уничтожен.
Конечно полностью избегать попаданий сразу от двух многопушечных кораблей было нереально и Меркурий получал множество повреждений. Но прочный дубовый корпус, который так подвел в смысле скорости — хорошо держал удары.
Три раза разгорался пожар, но его успешно тушили. Пробоину ниже ватерлинии один из матросов закрывал телом.
Стрелять в ответ по корпусам линкоров было бесполезно и оставался единственный шанс — вырубить туркам паруса.
Так что когда турки становились носом к бригу, чтоб подойти поближе — он сам быстро поворачивался бортом и давал залп книппелями (цепными ядрами) по парусам.
Вот такими:
Когда же турки начинали в ответ сами поворачиваться для залпа — наш бриг тут же поворачивался кормой и включал полную скорость по исходному курсу.
Такая игра со смертью продолжалась несколько часов.
В начале шестого удалось повредить паруса на турецком флагмане, «Селимие». Он потерял скорость и лег в дрейф для ремонта. Второй, «Реал-бей» продолжал преследование. Через час и он получил повреждения передних парусов, которые к тому же закрыли носовые пушечные порты. Невероятное случилось!
Меркурий ушел восвояси, одержав просто фантастическую победу. Всего он получил около 300 повреждений в корпусе и такелаже, 10 человек были убиты или ранены, сам Казарновский получил ранение в голову.
Штурман «Реал-бея» в своём письме посланном из Биюлимана 27 мая 1829 года, так описал бой:
Во вторник с рассветом, приближаясь к Босфору, мы приметили три русских судна. Мы погнались за ними, но догнать могли только один бриг. Корабль капудан-паши и наш открыли тогда сильный огонь… Неслыханное дело! Мы не могли заставить его сдаться. Он дрался, отступая и маневрируя по всем правилам морской науки так искусно, что стыдно сказать: мы прекратили сражение, а он со славою продолжал свой путь.
В продолжение сражения командир русского фрегата говорил мне, что капитан сего брига никогда не сдастся, и если он потеряет всю надежду, то тогда взорвёт бриг свой на воздух. Ежели в великих деяниях древних и наших времён находятся подвиги храбрости, то сей поступок должен все оные помрачить, и имя сего героя достойно быть начертано золотыми литерами на храме Славы: он называется капитан-лейтенант Казарский, а бриг — «Меркурий».
Турок упоминает некого капитана русского фрегата.
Дело в том что этот капитан днем раньше в похожей ситуаций сдал туркам свой фрегат «Рафаил».
Короче, война это такое дело — в ней всегда есть место и героям, и трусам.
Некоторые предпочитают чуть что сливаться, «действовать разумно», типа сопротивление бесполезно и все такое.
Но к счастью у нас всегда находились люди, которые не сдавались ни в каких условиях и благодаря этому мы побеждали.
Кстати, давно пора туркам напомнить историю. Можно даже без героизма.
Источник
К этому можно по-разному относиться, но вот лично мне постоянно вспоминается в связи с этой ситуацией одна интересная история.
Точнее, мне ее постоянно напоминает вот такая красивая московская стелла:
Это памятник, посвященный героизму и доблести моряков-черноморцев, на пересечении Нахимовского и Севастопольского проспектов.
На самом верху стеллы не просто абстрактный военный парусник.
Это довольно точная модель реального боевого брига «Меркурий». Видите квадратные окошки — пушечные порты?
Удивительная детализация, чуть-ли не каждый канатик скульптор передал.
Но история, из-за которой этот бриг оказался так увековечен — еще удивительней.
К сожалению, она мало раскручена и известная широкой публике, по сравнению с историей того же крейсера «Варяг», хотя она гораздо славнее и героичней.
Я же с детства обожал парусники и в красках часто рассказывал ее у костра во дворе пацанам.
Сейчас самый раз ее вспомнить.
Случилось это во время очередной русско-турецкой войны, в 1829 году.
Три русских корабля, фрегат и два брига во время разведки у Босфора наткнулись на турецкую эскадру.
Турки тут же направили два линейных корабля на разборки — двухдечный «Реал-бей» и трехдечный «Селимие» (первого ранга)
Здесь надо понимать, что такое бриг и что такой линейный корабль того времени (линкор если по-современному).
Бриг — это маленький кораблик, предназначенный для разведывательных, патрульных, всяких мелких вспомогательных задач.
Наш «Меркурий» был вооружен 20-ю небольшими пушками (по 9 основных каронад на каждый борт + 2 мелкие переносные).
115 человек экипаж.
Линкор это основной боевой корабль, составляющий линию в сражениях между эскадрами того времени (отсюда «линейный корабль», линкор). Они имели обычно прочную дубовую «броню» толщиной под метр и несколько десятков пушечных портов на каждый борт, с огромными орудиями. Экипаж — порядка тысячи человек.
В принципе, он может легко разнести в щепки такой корабль как бриг одним бортовым залпом.
Я привел масштабы картинок примерно к соотношению реальных размеров, чтоб наглядно показать разницу.
На этой фотографии модель турецкого линкора первого ранга «Махмуди», того же класса и периода что и «Селимие».
Я думаю понятно, что это как младший школьник против Тайсона.
Как боевой джипчик против танка.
Разница в вооружении такая:
Русский бриг был вооружен 18-ю 24-фунтовыми каронадами (+ две мелкие пушки) — это калибр 6 дюймов, т.е. по-современному это 152 мм.
Калибр кажется не маленький, но ствол длиной лишь около метра и заряд у каронад был очень небольшой. Это пушки ближнего боя.
Пушки турецких линкоров были разного калибра на разных палубах — чем ниже, тем мощнее.
Я не смог найти пушки именно того периода, но вот чтоб иметь представление что турки ставили на корабли в конце 16-ого века.
(Широкорад «Взлет и падение яосманской империи»)
К началу 18 века их вид и конструкция мало изменились. Калибр по идее должен был стать поменьше, но турки вообще всегда обожали большие пушки.
Ну так вот, значит турки радостно бросились в погоню, предвкушая легкую добычу.
Два линкора, один на 120 пушек, другой на 70 против фрегата и двух бригов.
Вообще бриги и фрегаты обычно ходили быстрее, чем линкоры, но конкретно «Меркурий» имел тяжелый дубовый корпус и медленный ход.
Он не мог уйти от сражения, как сделали товарищи. Не то чтоб они его бросили — просто они ушли каждый тем курсом, на котором имел максимальную скорость при данном ветре, такой был приказ. Важно было доставить донесение в Севастополь любой ценой.
Так что где-то за несколько часов, около трех часов дня, турки нагнали наш самый медленный бриг, приказывая предупредительными выстрелами лечь в дрейф и сдаться.
На палубах уже приготовили абордажную команду. Шансов вырваться у брига не было вообще никаких. Все это понимали — и турки и наши.
В это время офицеры брига во главе с 32-летним капитаном Казарским решили — будем биться до последнего, а при угрозе абордажа взорвем корабль вместе с турками. Для этого в пороховой погреб положили заряженный пистолет, и еще послали матроса прибить андреевский флаг гвоздями, чтоб его нельзя было спустить никому.
И понеслась! Когда турки сблизились чтобы взять бриг на абордаж, они получили залп картечью по палубе. Все, шутки кончились.
«Меркурию» было важно не попасть под бортовой залп линкора и пока турки разворачивались бортом, он успевал уплыть из смертельной зоны.
Вот эта картина Айвазовского видимо недостоверна — в такой ситуации бриг был бы уничтожен.
Конечно полностью избегать попаданий сразу от двух многопушечных кораблей было нереально и Меркурий получал множество повреждений. Но прочный дубовый корпус, который так подвел в смысле скорости — хорошо держал удары.
Три раза разгорался пожар, но его успешно тушили. Пробоину ниже ватерлинии один из матросов закрывал телом.
Стрелять в ответ по корпусам линкоров было бесполезно и оставался единственный шанс — вырубить туркам паруса.
Так что когда турки становились носом к бригу, чтоб подойти поближе — он сам быстро поворачивался бортом и давал залп книппелями (цепными ядрами) по парусам.
Вот такими:
Когда же турки начинали в ответ сами поворачиваться для залпа — наш бриг тут же поворачивался кормой и включал полную скорость по исходному курсу.
Такая игра со смертью продолжалась несколько часов.
В начале шестого удалось повредить паруса на турецком флагмане, «Селимие». Он потерял скорость и лег в дрейф для ремонта. Второй, «Реал-бей» продолжал преследование. Через час и он получил повреждения передних парусов, которые к тому же закрыли носовые пушечные порты. Невероятное случилось!
Меркурий ушел восвояси, одержав просто фантастическую победу. Всего он получил около 300 повреждений в корпусе и такелаже, 10 человек были убиты или ранены, сам Казарновский получил ранение в голову.
Штурман «Реал-бея» в своём письме посланном из Биюлимана 27 мая 1829 года, так описал бой:
Во вторник с рассветом, приближаясь к Босфору, мы приметили три русских судна. Мы погнались за ними, но догнать могли только один бриг. Корабль капудан-паши и наш открыли тогда сильный огонь… Неслыханное дело! Мы не могли заставить его сдаться. Он дрался, отступая и маневрируя по всем правилам морской науки так искусно, что стыдно сказать: мы прекратили сражение, а он со славою продолжал свой путь.
В продолжение сражения командир русского фрегата говорил мне, что капитан сего брига никогда не сдастся, и если он потеряет всю надежду, то тогда взорвёт бриг свой на воздух. Ежели в великих деяниях древних и наших времён находятся подвиги храбрости, то сей поступок должен все оные помрачить, и имя сего героя достойно быть начертано золотыми литерами на храме Славы: он называется капитан-лейтенант Казарский, а бриг — «Меркурий».
Турок упоминает некого капитана русского фрегата.
Дело в том что этот капитан днем раньше в похожей ситуаций сдал туркам свой фрегат «Рафаил».
Короче, война это такое дело — в ней всегда есть место и героям, и трусам.
Некоторые предпочитают чуть что сливаться, «действовать разумно», типа сопротивление бесполезно и все такое.
Но к счастью у нас всегда находились люди, которые не сдавались ни в каких условиях и благодаря этому мы побеждали.
Кстати, давно пора туркам напомнить историю. Можно даже без героизма.
Источник
0 комментариев