Заводы о кадровом голоде: «Положение катастрофическое»

В 2022 году о нехватке кадров говорил лишь каждый четвертый завод в РФ, теперь — каждый второй. Не помогает даже повышение зарплаты, которая растет на 20-25% в год. К тому же в вузах не учат тому, что инженер должен будет делать на заводе.

Экономика: Заводы о кадровом голоде: «Положение катастрофическое»


Половине предприятий не хватает кадров

С 2022 года промышленным предприятиям не удалось не то что решить проблему с нехваткой кадров, но даже снизить ее остроту. Наоборот, ситуация ухудшается: если в феврале 2022 года только 26% промпредприятий говорили о нехватке сотрудников, то в январе 2024-го этот показатель вырос до рекордных 47%, отмечают эксперты Института экономической политики имени Егора Гайдара.

Правда работодатели чуть сбавили темпы размещения вакансий. В прошлом году число объявлений о работе каждый месяц увеличивалось в среднем на 32% относительно уровня 2022-го, а в отдельные месяцы доходило до 45-47%, свидетельствует аналитика hh.ru.

В этом же году наибольший прирост вакансий (29%) наблюдался в апреле, затем среднемесячное прибавление составило меньше 20% (данные на октябрь 2024 года).

Но это все равно намного больше, чем прирост резюме: он в этом году был лишь чуть выше 8% в месяц.

В результате hh.индекс (соотношение количества резюме к количеству вакансий на рынке) с октября прошлого года сократился на 0,3 п.п.: с 3,1 до 2,8.

СПРАВКА

Hh.индекс показывает остроту кадрового голода: чем он меньше, тем острее проблема. О кадровом кризисе свидетельствует индекс от 0 до 1,9. Уровень 2-3,9 сигнализирует о дефиците соискателей; 4-7,9 — об умеренном уровне конкуренции за рабочие места; 8-11,9 — высокий уровень конкуренции соискателей; больше или равно 12 — крайне высокий уровень конкуренции соискателей.

Самая тяжелая ситуация у промышленников в Алтайском, Хабаровском крае, Свердловской области (в этих регионах hh.индекс=1,8), в Челябинской, Иркутской, Нижегородской, Новосибирской, Ярославской областях, Красноярском и Пермском крае (2-2,5).

Зарплата: ожидание & реальность

«Сейчас у всех производственников проблемы с кадрами, и это даже не головная боль, это положение просто катастрофическое. Мы говорим не только о высококвалифицированных инженерных кадрах и рабочих на станках ЧПУ, но и о низкоквалифицированных», — рассказывает Олег Логинов, директор по развитию московского производителя вентиляционного оборудования «Фабрика вентиляции «ГалВент».

Повышение зарплаты уже не помогает: за год — с октября 2023-го по октябрь 2024 года — работодатели на производстве на 21% повысили уровень зарплат сотрудникам, констатирует hh.ru. Если год назад медианный оклад, который они указывали в вакансиях, составлял 69,2 тыс. рублей, то теперь — 83,8 тыс. Однако соискателям этого мало: они хотят получать минимум по 100 тыс. рублей в месяц.

Еще больше разрыв между ожиданиями и реальностью у топ-менеджмента: в среднем руководителям предлагают 128,7 тыс. рублей в месяц, а они согласны работать не меньше чем за 150 тысяч. Такие условия готов потянуть далеко не каждый работодатель.

«Если перекупать друг у друга сотрудников, в конце концов мы упремся в какой-то нереальный потолок», — признает Олег Логинов.

Поэтому его компания, как и многие другие, предпочитает не брать готовых специалистов, а обучать их на предприятии.

«Мы берем человека, абсолютно не имеющего никакой квалификации и опыта работы, и начинаем его обучать. К нему прикрепляется персональный наставник. После обучения человек сдает экзамен и допускается к работе — сначала на какие-то элементарные операции. Если у него есть желание, он может повысить квалификацию, чтобы работать на сложном оборудовании, на сложных станках», — рассказывает Олег Логинов.

Инженера на заводе не научишь

Обучение линейных сотрудников стало обычным для большинства предприятий. Во-первых, это быстрее, чем подготовка в специализированном учебном заведении, где на это уходит три-четыре года. Во-вторых, непосредственно на заводе специалист практикуется на том оборудовании, на котором ему предстоит работать.

«Студенты колледжей не знакомы с реальной работой на предприятии, они швейные машины видят только в своих учебных классах. К нам выпускники колледжей не идут, им не интересно работать в цеху», — рассказывает руководитель петербургского предприятия по пошиву спецодежды.

По ее словам, наиболее мотивированные и перспективные сотрудники — взрослые, готовые пройти переобучение.

«Мы берем всех. Главное — чтобы у человека было желание работать. Если оно есть, человек обязательно научится», — подтверждает Дмитрий Мочалин, директор ООО «Комбинат инновационных технологий — МонАрх».

Ситуация с рабочими специальностями относительно неплохая, отмечает Андрей Травянов, кандидат технических наук, директор Института технологий, доцент кафедры энергоэффективных и ресурсосберегающих промышленных технологий Московского государственного института стали и сплавов (МИСиС). Многие предприятия сами обучают специалистов, привлекают на практику студентов средних специальных учебных заведений.

Некоторые заводы создают собственные обучающие подразделения, добавляет Андрей Травянов. Например, Челябинский трубопрокатный завод (входит в группу «Трубная металлургическая компания») оборудовал отдельный цех для обучения сотрудников.

Кроме того, увеличился набор студентов в колледжи и техникумы, в том числе на рабочие специальности. По подсчетам BusinesStat, в 2023 году по сравнению с 2019-м в средние специальные учебные заведения поступило на 17% больше человек: 1,22 млн против 1,04 млн.

Гораздо хуже с инженерами. Научить инженера на заводе не получится, для этого человек должен окончить вуз. А в вузы на инженерные специальности абитуриенты не спешат, признает Травянов. Вдобавок уровень подготовки у выпускников школ по необходимым для этого предметам (математика, физика, химия) крайне низкий.

«Внимание к точным наукам в школьной программе недостаточное. Это сказывается и на уровне подготовки ребят, и на их желании сдавать эти предметы на ЕГЭ, и на выборе будущей специальности. Дети не очень стремятся этим заниматься, потому что для этого, помимо школьных уроков, требуется привлечение репетиторов. Это сложно и дорого», — комментирует он.

Итог — 20% российских предприятий не могут укомплектовать штат инженеров, утверждают аналитики компании «Аквариус». Даже при том, что только за первое полугодие работодатели на 16-25% повысили зарплаты инженерам.

Экспериментальное обучение

Проблема еще и в том, что у вузов нет возможности знакомить студентов с новейшими технологиями, которые используют заводы и фабрики. Учащихся не допускают до сложного современного оборудования, установленного в цехах. Поэтому когда они с дипломом приходят на производство, то не могут на нем работать.

То есть с одной стороны, промышленникам не хватает кадров, с другой — они неохотно принимают выпускников колледжей и вузов, потому что те ничего не умеют и их заново нужно учить.

Некоторую надежду, по словам Андрея Травянова, дает планируемая кабмином РФ реформа высшего образования. Предполагается, что вместо двух нынешних уровней образования (бакалавриат и специалитет либо магистратура) в вузах сделают базовый и специализированный. Первый уровень — четыре-шесть лет обучения специальности, второй — от года до трех магистратуры и ординатуры.

«Предполагается, что эта система позволит учитывать требования работодателей к уровню подготовки. Например, мы сможем в любое время внести изменения в учебный план в зависимости от требований рынка по подготовке специалистов» — поясняет Андрей Травянов.

Однако пока эти изменения введены лишь в нескольких вузах в качестве эксперимента, который завершится в 2026 году, согласно постановлению Правительства РФ от 9 августа 2023 года №1302. Потом разработают образовательные стандарты для всех вузов страны.

Промышленникам же специалисты нужны прямо сейчас. Поэтому пока им придется довольствоваться теми кадрами, которые есть на рынке.

1 комментарий

djamix
Всё пропало, кадровый голод, работы нет, все бегут за границу, Путин уходи))))

Ну пиздец)