История корабельных якорей

Без сомнения якорь является одним из важнейших приспособлений, без которого не может обойтись ни одно судно, вне зависимости от его размеров. Изображения якоря можно обнаружить на древних греческих фресках, а также на римских монетах. За прошедшие столетия он стал своего рода символом, олицетворяющим безопасность и надежность. Но какова история якоря, каким он был в древности и как стал таким, каким мы его знаем сегодня?

Интересное: История корабельных якорей


Древние якоря

Первые якоря, использовавшиеся еще в древности, чаще всего представляли собой обычные крупные камни. Они скреплялись с палками при помощи веревок из растительных или животных материалов.

Таких якорей было достаточно, чтобы удержать небольшое судно на мелководье и там, где течение было не слишком сильным.

Интересное: История корабельных якорей

По мере роста интереса человека к морю, примитивные якоря стали приобретать более изощренную конструкцию. В круглых камнях стали проделывать отверстия, что позволяло скатывать их с палубы, а не поднимать, при этом крепление веревки стало более надежным.

Интересное: История корабельных якорей

Также в отверстия стали вставлять деревянные колья, которые иногда заострялись. Благодаря чему такой якорь показывал лучшие результаты в песчаном грунте. Однако даже такая усовершенствованная форма не всегда позволяла надежно удерживать судно, так что на борту находилось сразу несколько якорей.

Что интересно, эта практика сохранялась на протяжении многих последующих столетий.


Якоря во времена Римской империи

С течением времени железо, а также в меньшей степени бронза стали использоваться при изготовлении якорей римлянами и греками. С этого момента якорь стал уже более похожим на свой нынешний архетип.

Интересное: История корабельных якорей

Он представлял собой длинный металлический прут с прикрепленной внизу дубовой или железной перекладиной, имеющей заостренные края.

Интересное: История корабельных якорей

К такому якорю крепились различные звенья и кольца, так что он свободнее вел себя при погружении и относительно хорошо цеплялся за дно. Трос же, который изготавливали из пеньки, стал гораздо толще и пропитывался дегтем, что предотвращало его гниение.

Примерно в этот же период на суда стали устанавливать брашпили, которые упрощали процесс спуска и подъема тяжелого якоря.


Якоря и эпоха великих географических открытий

Долгое время форма якоря, как и способ его крепления к судну, не претерпевали значительных изменений. Вместе с тем к XVI веку Испания стала доминирующей державой в море, что совпало с расцветом эпохи великих географических открытий.

Интересное: История корабельных якорей

Испанские корабли посещали новые земли, где конкистадоры в изобилии находили множество сокровищ, а затем переправляли их обратно в Испанию. Отсутствие развитой якорной системы нередко заканчивалось тем, что тяжелогруженые корабли не могли встать на якорь во время шторма и становились жертвами стихии.

Интересное: История корабельных якорей

Однако к по-настоящему катастрофическим последствиям несовершенство якорей того времени привело в 1588 году, когда легендарная Непобедимая армада была в буквальном смысле разрушена штормом. Перегруженные испанские суда спускали якоря, но они не могли удержать их, так что большая часть кораблей была выброшена на берег или же поглотилась бушующим морем.

Якоря во время расцвета британского флота

После того, как с испанским флотом было покончено, Британия активно занялась постройкой и совершенствованием своих кораблей. Суда становились больше, тяжелее, а потому и якоря должны были быть массивнее.

Интересное: История корабельных якорей

Основные деревянные части постепенно стали заменяться металлом, а сам якорь приобрел новую часть, именуемую штоком. Этот прут, расположенный перпендикулярно якорным рогам, помогал якорю закрепиться на морском дне правильно.

Интересное: История корабельных якорей

Конечно, якоря такой конструкции были и в древности, однако только к этому времени они стали использоваться столь широко. В XIX веке такой тип якоря стал официально называться адмиралтейским.

Также с годами веревки были замещены прочными цепями, так что проблема расслоения веревочных волокон ушла в прошлое.


Якоря в XX веке

Несмотря на то, что адмиралтейские якоря действительно были крайне надежными удерживающими приспособлениями, у них имелся и весомый недостаток – громоздкость и опасность использования. По этой причине, начиная с середины XIX века им на смену все чаще стали приходить бесшточные якоря.

Конечно, на тот момент они были менее надежными и должны были обладать большей массой, однако их спуск и транспортировка упростилась в разы.

В XX веке бесшточные якоря стали нормой и начали использоваться как на тяжелых, так и на легких судах. На сегодняшний день такие якоря установлены на большинстве кораблей – они прочны и крайне надежны.

Интересное: История корабельных якорей

\ с просторов \

0 комментариев

Оставить комментарий

Комментировать при помощи: