Сколько зарабатывали деятели культуры в СССР

Как известно, советская власть стремилась к тому, чтобы все в стране были равны – получали сравнительно одинаковые зарплаты, жили в одинаковых домах, ходили в похожей одежде. Однако в СССР были и свои миллионеры. Как правило, большие деньги получали деятели культуры – писатели, композиторы, актёры, режиссёры. Люди известные, со всевозможными званиями, что позволяло им зарабатывать намного больше среднестатистического жителя страны. Людмила Гурченко, Владимир Высоцкий, Юрий Антонов, Сергей Михалков, Людмила Зыкина и другие знаменитости могли покупать хорошие квартиры, ездить на импортных машинах, привозить из-за границы одежду, коллекционировать антиквариат и бриллиантовые драгоценности.

Интересное: Сколько зарабатывали деятели культуры в СССР


Деньги в конвертах

Зарплата рядового советского человека варьировалась от 120 до 150 рублей. Редко кто получал больше. Ну разве что какой-нибудь начальник крупного завода. Однако деятелям культуры платили гонорары.

Конечно, для этого нужно было постараться. Например, стать членом творческого объединения (Союз писателей, Союз композиторов, Союз кинематографистов) или заслужить звание. Например, Людмила Гурченко рассказывала, что ей как народной артистке СССР «Мосфильм» платил 400 рублей в месяц, но для этого требовалось отработать восемь съёмочных дней. А то, что получалось сверху, оплачивалось отдельно – 56 рублей за один съёмочный день; как правило, смена длилась не больше 12 часов. 25 рублей платили за предварительную репетицию.

А вот артисты без звания, которые снимались в еле заметных ролях, получали по 12 рублей. Правда, тогда отдельно оплачивались фото- и кинопробы (3 рубля 60 копеек за вызов), независимо от того, утвердят тебя в фильм или нет.

Если приплюсовать к зарплате Гурченко её поездки по городам с творческими вечерами, то получалась хорошая сумма. А начинала в кино Людмила Марковна с других денег – за «Карнавальную ночь» она получила 3200 рублей. Для неё, тогда ещё студентки ВГИКа со стипендией 26 рублей в ценах после реформы 1961 года – фантастическая сумма.

Был случай, когда ещё юная, но уже известная Людмила Гурченко попала в опасную ситуацию: её уличили в «левых» заработках. Дело в том, что после концертов администраторы расплачивались с ней деньгами в конвертах, а там суммы были в разы больше, чем официальная ставка. Тогда девушка даже не понимала, что это незаконно. Ей пригрозили, вроде пронесло, но в одной газете появился фельетон под заголовком «Чечётка налево», а рядом – карикатура на актрису: лицо Гурченко и щупальца, как у краба, которые раскидывают вокруг денежные купюры. После этого актрису долго снимали лишь в небольших эпизодах.

Кстати, в своё время актёра Бориса Сичкина за «левые» концерты посадили, год он отсидел в тюрьме, а потом был оправдан.

Предложение, от которого нельзя отказаться

Большая удача для артиста – если снимаешься в многосерийном фильме.Тогда и денег, естественно, получишь больше. Например, за свою работу в картине «Место встречи изменить нельзя» Владимир Высоцкий получил 10 тысяч рублей. Что по тем временам, конечно, было фантастикой!

Вячеславу Тихонову за 12-серийный фильм «Семнадцать мгновений весны» выплатили 5500 рублей. Юрий Никулин за главную роль в фильме «Бриллиантовая рука» получил тоже большую по тем временам сумму – 5188 рублей. Но если учесть, что картина снималась шесть с половиной месяцев, можно посчитать, что в месяц у Юрия Владимировича за съёмки выходило около 460 рублей. Конечно, для 1968 года, когда вышел фильм, зарплата высокая, но не баснословная.

Неплохо жилось в советском кинематографе актёрам, которые, как правило, снимались в комедийных ролях. Комиков тогда было мало, и они на киностудиях оказывались нарасхват. Тамара Носова («Карнавальная ночь», «Королевство кривых зеркал», «Здравствуйте, я ваша тетя!») в своё время рассказывала автору этих строк:

– Нас же, комедийных артистов, было мало, вот и перекупали. Подходит директор какой-нибудь кинокартины и просит сняться именно у него, а у меня перед запуском уже другой фильм. Тогда мне протягивают конверт, где могла лежать и тысяча рублей. Отказываешься от той картины и идёшь работать в эту, «побогаче». А что делать? Деньги всем нужны!

Режиссёр за постановку одной киноленты мог заработать от 500 до 8000 рублей, в зависимости от длины и типа фильма, а также профессионального уровня постановщика. К примеру, постановочные Станислава Ростоцкого за двухсерийную киноленту «… А зори здесь тихие» составили 15тысяч рублей, поскольку режиссёр – обладатель звания «народный артист СССР». Сергей Бондарчук, обладатель звания «Герой Социалистического Труда», снял четырёхсерийный фильм «Война и мир» и получил 30 тысяч рублей. А режиссёр Леонид Гайдай за работу над фильмом «Иван Васильевич меняет профессию», судя по ведомостям, получил 7943 рубля. Из них – 2 тысячи рублей за сценарий.

Ходит песенка по кругу

Среди самых первых советских деятелей культуры, ставших миллионерами, называют чаще всего писателя Сергея Михалкова и композитора, а также исполнителя своих песен Юрия Антонова. Действительно, писатели тогда получали отчисления от тиражей, и если учесть, что у Михалкова книги выходили миллионными тиражами, можно представить, сколько получал Сергей Владимирович. К тому же он автор текста гимна Советского Союза. Говорят, за первый вариант гимна Михалков получил 100 тысяч рублей, ну и, конечно, всевозможные звания.

– Ходила даже байка: якобы у Михалкова столько денег, что у него в банке «открытый» счёт – то есть он может брать любые суммы без ограничений, – вспоминал режиссёр Александр Стефанович. – Как-то раз я спросил: правда ли? Михалков сказал – чушь. Но однажды, прогуливаясь с ним по Питеру, я в шутку спросил, указывая на четырёхэтажный особняк в стиле модерн: «Сергей Владимирович, а вы можете его купить?» Он глянул на здание и с характерным заиканием серьёзно ответил: «П-пожалуй, могу. Но не буду!»

Юрий Антонов разбогател ещё до того, как стал известным автором и исполнителем песен. Дело в том, что в молодости Антонов женился на девушке из Югославии, поэтому мог часто бывать там. Оттуда привозил хорошую импортную музыкальную аппаратуру, а в Советском Союзе сбывал её коллегам. Конечно, «задорого».

А уж когда стал популярным, когда его песни звучали из каждого окна и когда стал давать по нескольку концертов в день – деньги, что называется, потекли рекой. Говорят, у артиста гонорары доходили до 15 тысяч рублей в месяц. Друзья рассказывают, что, в отличие от многих, купюры Антонов не хранил в сберегательной кассе, а складывал стопочками под кроватью. И жаловался: «Я не знаю, куда мне их потратить! Даже если буду каждый день пить, есть в лучших ресторанах, жить в лучших гостиницах – столько не истрачу».

Не бедствовал и другой композитор – известный своими розыгрышами друзей Никита Богословский, автор песен ко многим кинофильмам («Два бойца», «Пёс Барбос и необычный кросс», «Всадник без головы» и другие). Также его произведения исполняли звёзды советской эстрады первой величины. Известным композитор стал в 24 года, после выхода на экраны фильма «Остров сокровищ», к которому он написал музыку. Всего он сочинил более 300 песен, музыку к 119 фильмам и 80 спектаклям. И за всё получал отчисления до конца жизни.

– Благодаря кино и эстраде получал большие по сравнению с общей массой населения деньги, – вспоминал Никита Владимирович. – В молодые годы был абсолютным пижоном. Шиковал. Если заказывал номер в гостинице, то не ниже трёхкомнатного люкса. Когда жил ещё в Ленинграде и приезжал в Москву на съёмки, то останавливался в гостинице «Националь».Чтобы ехать обедать в «Метрополь», вызывал интуристовскую машину «Линкольн».

Вообще, у советских композиторов была ставка – 34 копейки за одно исполнение песни. Но если учесть, сколько раз в день звучали их сочинения… Например, автор «Дня Победы» Давид Тухманов только за один день в году, 9 мая, мог получить ориентировочно 20 тысяч рублей!

Многие называют советской миллионершей и Аллу Пугачёву. Однако известно, что в те времена за свой концерт певица получала обычную ставку 8–10 рублей, то есть в месяц набегало до 200 рублей. Правда, вполне возможно, что Алла Борисовна, как и многие, получала в разы больше за нелегальные концерты.

Разрешите купить «Мерседес»

Деньги-то зарабатывали, но на что их потратить?

– Мы получали большие деньги, но в стране был тотальный дефицит. Что тогда можно было купить? Всё доставали из-под полы! – вспоминает Александр Ширвиндт. – Чтобы купить машину, вставали в очередь. Интеллигенция записывалась на «Жигули» в Тушине. Мороз, костры жгли, был старший по «сотне», у него нужно было отмечаться раз в десять дней. Если не отметился – автоматически выбываешь. Так мы собирались в «десятки», чтобы раз в десять дней меняться. У нас была компания – Зяма Гердт, Рязанов, Андрюшка Миронов, я, Мишка Державин. Зямочка на одной ноге, участник войны, мы его жалели и всегда сами отмечали в очереди. Это продолжалось месяца два. Когда один раз Гердт туда приехал, он сказал: «Я всё понял, это не запись на машины, это перепись евреев».

А уж чтобы приобрести импортный автомобиль, нужно было получить у чиновников специальное разрешение. Например, в своё время жена уже известного Андрея Миронова, Лариса Голубкина, буквально забрасывала Министерство торговли заявлениями с просьбой разрешить их семье купить «Мерседес», который тогда находился в распоряжении Главторга. В своих стараниях она почти добилась успеха: автомобиль выделили, но достался он не популярному актёру, а одному из высокопоставленных военных адвокатов. Позднее Андрей Миронов всё же смог получить иномарку. Это был двухдверный «БМВ».

Иностранные машины в советской Москве тогда были ещё у Сергея Михалкова, Владимира Высоцкого, Юрия Никулина, Аллы Пугачёвой.

Понятное дело, что сложно было не только приобрести заграничный автомобиль, но и содержать его. Даже запчасти для советской машины оставались дефицитом, а уж для импортной – тем более. Рассказывают, что в то время в одной московской мастерской работал автомехаником Михаил Цывин. Да-да, тот самый будущий юрист, который сейчас вместе с супругой Натальей Дрожжиной прославился скандалом вокруг семьи Алексея Баталова. Так вот, тогда Мишка-Мерседес, как его звали, был чуть ли не богаче самих артистов, которые приезжали к нему ремонтировать свои иностранные машины.

Бриллиантовые королевы

Если мужчины тратили деньги на машины, то женщины – на драгоценности и антиквариат. Одной из самых больших ценительниц всего этого была представительница цирковой династии, народная артистка СССР Наталья Дурова. О её фантастическом богатстве ходили легенды. Квартиры в Москве и Париже, мебель XIX века, старинные иконы и антикварную коллекцию бриллиантов оценивали в миллионы долларов. Самую большую ценность представляли уникальные голубые бриллианты Екатерины Великой и перстень кавалерист-девицы Надежды Дуровой.

После смерти знаменитой дрессировщицы наследство Дуровой стало предметом спора наследников. В результате длительных судебных тяжб коллекция досталась внучке Дуровой, Елизавете Соловьёвой.

Ещё одной любительницей драгоценностей была певица Лидия Русланова.

– Свои бриллианты она прятала в лифчик и возила с собой. Как-то раз администратор ей говорит: «Лидия Андреевна, пора бы сейф постирать», – рассказывала композитор Людмила Лядова в телевизионном интервью.

О несметных богатствах Руслановой тоже слагали легенды. В 1949 году певицу арестовали вместе с четвёртым мужем, генералом Владимиром Крюковым. Из дома были изъяты драгоценности, антикварная мебель, ковры, меха, скульптуры, более 300 пар обуви, а также четыре автомобиля. Основную часть драгоценностей Русланова прятала у домработницы, но, испугавшись, что ту будут пытать, рассказала о своём тайнике.

А народную артистку СССР Людмилу Зыкину можно назвать истинной советской бриллиантовой королевой. При любом случае она любила похвастать перед людьми каким-нибудь новым перстнем с бриллиантом или колечком. Говорят, её коллекцию оценивали в 163 миллиона рублей, правда, после смерти часть бриллиантов куда-то пропала. Известно лишь, что в 2012 году наследники выставили на продажу некоторые украшения Людмилы Георгиевны общей стоимостьюв 31 миллион рублей. Правда, тогда результаты торгов были аннулированы, потому что объявились другие наследники.

Сама Зыкина не скрывала, что всю жизнь получала хорошие гонорары, но ведь она и много работала. Говорят, за свою гастрольную деятельность она заработала более 260 миллионов рублей.

– Однажды пришло письмо из Омска от женщины, прикованной к постели, – рассказывала автору этих строк Людмила Георгиевна. – Писала, что очень болеет, что бедна и мечтает о цветном телевизоре. Я тут же связалась с местной филармонией и договорилась о покупке женщине телевизора. Вскоре поехала в Омск с гастролями. Памятуя о том письме, пришла навестить больную. А дома никого не оказалось. Соседи недоумевали: какая больная? Здоровая женщина вполне. И живёт в достатке. Дождалась я её, а она даже не смутилась: «Мне не стыдно! У вас же, артистов, денег много!» Я молча развернулась, села в машину и уехала.

Надо заметить, что советские деятели культуры получали деньги не только за работу, но и за награды. Например, Государственная премия СССР составляла 5 тысяч рублей, Госпремия РСФСР – 2500, премия Ленинского комсомола (после деноминации в 1961 году) – 10 тысяч рублей. Хорошая прибавка к гонорарам!

0 комментариев

Оставить комментарий

Комментировать при помощи: