Рейтинг
0.00

История

5 читателей, 632 топика

Смертная казнь

Виды смертной казни

Четвертова́ние.

Как видно из названия, тело осужденного делится на четыре части (или более). После казни части тела выставляются на публичное обозрение отдельно (иногда разносятся по четырём заставам, воротам города и т. п.). Четвертование перестали практиковать в конце XVIII — начале XIX века.

В Англии, а затем в Великобритании (вплоть до 1820 года, формально отменено только в 1867 году) четвертование было частью самой мучительной и изощрённой казни, назначавшейся за особо тяжкие государственные преступления — «повешение, утопление и четвертование». Осуждённого вешали на короткое время на виселицу, так чтобы он не умер, затем снимали с верёвки и выпускали ему внутренности, вспоров живот. Только затем его тело рассекали на четыре части и отрубали голову; части тела выставляли на всеобщее обозрение «там, где король сочтёт удобным».

Во Франции четвертование осуществлялось при помощи лошадей. Осуждённого привязывали за руки и за ноги к четырём сильным лошадям, которые, подхлёстываемые палачами, двигались в разные стороны и отрывали конечности. Фактически приходилось подрезать сухожилия осуждённому. Затем туловище осуждённого бросали в огонь.

В России практиковался иной способ четвертования: осуждённому отрубали топором ноги, руки и затем голову. Другая казнь путём разрывания тела пополам, отмеченная в языческой Руси, заключалась в том, что жертву привязывали за ноги к двум склоненным молодым деревцам, а потом отпускали их.

Колесова́ние — распространённый в Античности и Средневековье вид смертной казни.

Колесование применялось ещё в Древнем Риме. В Средние века было распространено в Европе, особенно в Германии и во Франции. В России этот вид казни известен с XVII века, но колесование стало регулярно применяться лишь при Петре I, получив законодательное утверждение в Воинском Уставе. Колесование перестало применяться лишь в XIX веке.

Приговорённому к колесованию железным ломом или колесом ломали все крупные кости тела, затем его привязывали к большому колесу, и устанавливали колесо на шест. Приговорённый оказывался лицом вверх, смотря на небо, и умирал так от шока и обезвоживания, часто довольно долго. Страдания умирающего усугубляли клевавшие его птицы. Иногда вместо колеса использовали просто деревянную раму или крест из брёвен.

Профессор А. Ф. Кистяковский в XIX веке так описал процесс колесования, применявшийся в России:

«К эшафоту привязывали в горизонтальном положении Андреевский крест, сделанный из двух брёвен. На каждой из ветвей этого креста делали две выемки, расстоянием одна от другой на один фут. На этом кресте растягивали преступника так, чтобы лицом он был обращён к небу; каждая конечность его лежала на одной из ветвей креста, и в каждом месте каждого сочленения он был привязан к кресту. Затем палач, вооружённый железным четырёхугольным ломом, наносил удары в часть члена между сочленением, которая как раз лежала над выемкой. Этим способом переламывали кости каждого члена в двух местах. Операция оканчивалась двумя или тремя ударами по животу и переламыванием станового хребта. Разломанного таким образом преступника клали на горизонтально поставленное колесо так, чтобы пятки сходились с заднею частью головы, и оставляли его в таком положении умирать».

Замуровывание — вид смертной казни, при которой человека помещали в строящуюся стену или окружали глухими стенами со всех сторон, после чего тот умирал от голодного истощения или обезвоживания.

Замуровывание упоминается в легендах, фольклоре и литературе. Часто этот вид казни упоминается в финских легендах, например, о девушке, которой несправедливо вменили государственную измену. Её замуровали в стене замка Олафсборг, у которой, по легенде, выросла рябина с белыми, как её невинность, цветами и красными, как кровь, ягодами.

На Балканах получило распространение поверье, что крепость или мост будут стоять долго, если внутрь замуровать живого человека (чаще всего невесту или молодую жену одного из строителей). На самом деле на Балканах проводилось лишь символическое «замуровывание тени» молодой девушки (длина тени измерялась шнуром, отрезок которого и замуровывался в основание строения)

Линчи́ (кит. «смерть от тысячи порезов») — особо мучительный способ смертной казни путём отрезания от тела жертвы небольших фрагментов в течение длительного периода времени.

Применялась в Китае за государственную измену и отцеубийство в Средние века и при династии Цин вплоть до её отмены в 1905 году. В 1630 г. этой казни был подвергнут видный минский военачальник Юань Чунхуань. С предложением её отмены выступил ещё в XII веке поэт Лу Ю.

При Цинской династии Лин Чи в целях устрашения совершалась в общественных местах при большом стечении зевак. Сохранившиеся описания казни расходятся в подробностях. Жертву, как правило, накачивали опиумом — то ли из милосердия, то ли чтобы предотвратить потерю ею сознания.

Анализ фотографий указывает на то, что церемония занимала не больше 20 минут, а западные свидетельства о её особо длительной продолжительности, порядком преувеличены. Взятка палачу позволяла сократить длительность процедуры.

Гарро́та— испанский способ казни через удушение.

Первоначально гаррота представляла собой петлю с палкой, при помощи которой палач умертвлял жертву. С течением времени она трансформировалась в металлический обруч, приводившийся в движение винтом с рычагом сзади. Перед казнью осуждённый привязывался к стулу либо столбу; на голову ему надевался мешок. После исполнения приговора мешок снимали, чтобы зрители могли видеть лицо жертвы.

Позднее гаррота совершенствовалась. Так, появилась каталонская гаррота, где винт был снабжён остриём, которое при повороте постепенно ввинчивалось в шею осуждённого и дробило ему шейные позвонки. Вопреки сложившемуся мнению, такое приспособление было «гуманнее», так как жертва умирала быстрее.

В 1828 году Фердинанд VII отменил казнь через повешение и ввёл гарроту, как единственный законный способ казни в Испании для уголовных преступников.

Различались «благородная гаррота» (казнимый следовал к месту казни в седле на лошади и сам давал сигнал к экзекуции), «обычная гаррота» (доставка на лошади или муле) и «подлая гаррота» (исп. garrote vil), когда осуждённый следовал на осле или пешком; термин «подлая гаррота» также употребляется в Испании как общее название этой формы казни.
Применялась также в США до изобретения Эдисоном электрического стула.

Пове́шение за ребро́ — вид смертной казни, при которой приговоренному вонзали в бок железный крюк на веревке или цепи, цепляли его за ребро и затем вешали.

Мучения осужденного в этом случае могли длиться очень долго; порой казнимые умирали от жажды. Часто руки жертве связывали, чтобы оставленный без присмотра повешенный не мог самостоятельно сняться с крюка и бежать.

В России эта форма смертной казни была узаконена инструкцией для искоренения разбойников 24 декабря 1719 г. в качестве наказания для «вящих воров и разбойников». Но применялась она и раньше, например при взятии Соловецкого монастыря в 1676 г.

Во время Второй Мировой войны подобные казни практиковались Гестапо и войсками СС. Также практиковалось повешение за челюсть.

Посаже́ние на́ кол — вид смертной казни, при которой приговорённого насаживали на вертикальный заострённый кол.

В большинстве случаев жертву насаживали на кол на земле, в горизонтальном положении, а потом кол устанавливали вертикально. Иногда жертву насаживали на уже поставленный кол.

Посажение на кол широко применялось ещё в Древнем Египте и на Ближнем Востоке. Первые упоминания относятся к началу II тысячелетия до н. э.

Особое распространение казнь получила в Ассирии, где посажение на кол было обычным наказанием для жителей взбунтовавшихся городов, поэтому в поучительных целях сцены этой казни часто изображались на барельефах. Применялась эта казнь по ассирийскому праву и в качестве наказания женщин за аборт (рассматривался как вариант детоубийства), а также за ряд особо тяжких преступлений.
На ассирийских рельефах встречаются 2 варианта: при одном из них приговорённому протыкали колом грудь, при другом острие кола входило в тело снизу, через анус.

Казнь широко применялась в Средиземноморье и на территории Ближнего Востока по меньшей мере с начала II тысячелетия до н. э. Известна она была и римлянам, хотя особого распространения в Древнем Риме не получила.

На протяжении большой части средневековой истории казнь посажением на кол была очень распространена на Ближнем Востоке, где являлась одним из основных способов мучительной смертной казни.

Особой жестокостью отличился румынский правитель Влад Це́пеш (рум. Vlad Ţepeş — Влад Колосажатель, Влад Кололюб, Влад Пронзитель[1]). По его указанию, жертв насаживали на толстый кол, у которого верх был закруглён и смазан маслом. Кол вводился во влагалище (жертва умирала практически в течение нескольких минут от обильного маточного кровотечения) или анус (смерть наступала от разрыва прямой кишки и развившегося перитонита, человек умирал в течение нескольких дней в страшных муках) на глубину нескольких десятков сантиметров, потом кол устанавливался вертикально.

Жертва под воздействием тяжести своего тела медленно скользила вниз по колу, причем смерть порою наступала лишь через несколько дней, так как округлённый кол не пронзал жизненно важные органы, а лишь входил всё глубже в тело.

В некоторых случаях на колу устанавливалась горизонтальная перекладина, которая не давала телу сползать слишком низко, и гарантировала, что кол не дойдет до сердца и иных важнейших органов. В таком случае смерть от потери крови наступала очень нескоро. Обычный вариант казни также был очень мучительным, и жертвы корчились на колу по несколько часов.

Тем не менее, посажение на кол иногда применялось и в странах Европы. В Швеции XVII века оно использовалось для массовых казней членов сопротивления в бывших датских провинциях на юге страны (Скания). Как правило, шведы втыкали кол между позвоночником и кожей жертвы, и мучения могли длиться до четырёх-пяти дней, пока не наступала смерть.

Схожая казнь пользовалась немалой популярностью в Южной Африке. Зулусы использовали казнь для воинов, проваливших свои задания или продемонстрировавших трусость, а также для ведьм, чары которых угрожали правителю и единоплеменникам. В зулусском варианте казни жертву ставили на четвереньки и потом забивали ей в задний проход несколько палок длиной 30-40 см. После этого жертву оставляли умирать в саванне.

Желе́зная де́ва— орудие смертной казни или пыток эпохи Средневековья, представлявшее собой сделанный из железа шкаф в виде женщины, одетой в костюм горожанки XVI века.

Предполагается, что поставив туда осужденного, шкаф закрывали, причём острые длинные гвозди, которыми была усажена внутренняя поверхность груди и рук «железной девы», вонзались в его тело; затем, после смерти жертвы, подвижное дно шкафа опускалось, тело казнённого сбрасывалось в воду и уносилось течением.

Дополнительные мучения причиняла теснота — смерть не наступала часами, поэтому жертва могла страдать от клаустрофобии. Для комфорта палачей толстые стенки устройства приглушали крики казнимых. Створки дверей закрывались медленно. Впоследствии одна из них могла открываться, чтобы палачи проверяли состояние «клиента». Шипы вонзались в руки, ноги, живот, глаза, плечи и ягодицы. При этом, судя по всему, гвозди внутри «железной девы» были расположены таким образом, что жертва умирала не сразу, а через довольно продолжительное время, в течение которого судьи имели возможность продолжать допрос.

По рассказам древних писателей, подобный способ казни был впервые изобретён спартанским тираном Набисом. Придуманный им аппарат имел вид женщины, сидящей на стуле, и назывался Апегой, по имени жены тирана; с приближением осуждённого, Апега вставала и закидывала ему на спину обе свои руки, усеянные, как и грудь, острыми гвоздями, которые разрывали тело на части. Если описание имело реальные корни, то можно считать это устройство одним из первых известных механических автоматов — где в движение механизм приводился весом осуждённого который действовал на пружину в полу.

Достоверные сведения об использовании железной девы для пыток и казни отсутствуют. Самый известный экземпляр был построен в Нюрнберге в начале XVI века. До наших дней он не сохранился: в 1944 году крепость, в подвале которой находилась эта так называемая «Нюрнбергская дева», была разрушена в результате авиационного налёта.

Учитывая строгую формализацию средневековых инквизиционных процессов и регламентацию дозволенных пыток, можно с уверенностью утверждать, что если «железная дева» и использовалась, то только светскими судами. Тем не менее, существует мнение, что она была сфабрикована в эпоху Просвещения.

Похожая «дева» была обнаружена в 2003 году в Ираке. Заявляется, что она использовалась для расправы с противниками Саддама Хусейна.

Килева́ние — в эпоху парусных судов наказание, заключавшееся в протаскивании человека при помощи подкильных концов с борта на борт под днищем корабля. Часто килевание приводило к смерти наказуемого.

Осуждённого поднимали на рею, опускали вниз головой в воду и протягивали верёвкой под килем на другую сторону корабля. Килевание производилось один раз, два раза или три раза, в зависимости от проступка. Если преступник не захлёбывался, то существовала большая опасность того, что он окажется настолько изрезан бентосом, наросшим на борта корабля, что вскоре умрёт от кровотечения.

Дьявольский ветер — название типа смертной казни, заключается она в привязывании приговорённого к жерлу пушки и последующем выстреле из неё сквозь тело жертвы (как ядром, так и «холостым» зарядом пороха).
Данный тип казни был разработан британцами во время Восстания сипаев (1857—1858 годы) и активно применялся ими для умерщвления мятежников.

Василий Верещагин, изучавший применение этой казни перед написанием своей картины «Подавление индийского восстания англичанами» (1884 год), в своих воспоминаниях писал следующее:

«Современная цивилизация скандализировалась главным образом тем, что турецкая расправа производилась близко, в Европе, а затем, и средства совершения зверств чересчур напоминали тамерлановские времена: рубили, перерезали горло, точно баранам.

Иное дело у англичан: во-первых, они творили дело правосудия, дело возмездия за попранные права победителей, далеко, в Индии; во-вторых, делали дело грандиозно: сотнями привязывали возмутившихся против их владычества сипаев и не сипаев к жерлам пушек и без снаряда, одним порохом, расстреливали их — это уже большой успех против перерезывания горла или распарывания живота. Повторяю, всё делается методично, по-хорошему: пушки, сколько их случится числом, выстраиваются в ряд, к каждому дулу не торопясь подводят и привязывают за локти по одному более или менее преступному индийскому гражданину, разных возрастов, профессий и каст, и затем по команде все орудия стреляют разом
».

Особый ужас данного типа казни для приговорённых заключался в том, что «Дьявольский ветер» неизбежно разрывал тело жертвы на куски, что в свете религиозных и общественных традиций Индии имело весьма негативные последствия для расстреливаемого.

В воспоминаниях Верещагина указывается:

«Смерти этой они не боятся, и казнь их не страшит; но чего они избегают, чего бояться, так это необходимости предстать пред высшим судьею в неполном, истерзанном виде, без головы, без рук, с недостатком членов, а это именно не только вероятно, но даже неизбежно при расстреливании из пушек.

Замечательная подробность: в то время как тело разлетается на куски, все головы, оторвавшись от туловища, спирально летят кверху. Естественно, что хоронят потом вместе, без строго разбора того, которому именно из желтых джентльменов принадлежит та или другая часть тела. Это обстоятельство, повторяю, очень устрашает туземцев, и оно было главным мотивом введения казни расстреливанием из пушек в особенно важных случаях, как, например, при восстаниях
».

ЗАМОРАЖИВАНИЕ

Страшным видом казни, применявшимся в России во время гражданской войны, было обливание человека водой на открытом воздухе при сильном морозе. Центральное бюро партии эсеров выпустило заявление, где говорилось, что в Воронежской губернии, в селе Алексеевском и других селах, сотрудники чрезвычайки (ЧК) выводят людей голыми на мороз и обливают холодной водой до превращения их в ледяные столбы.

24 декабря 1918г. так был казнен Феофан (Ильменский), епископ Соликамский. Его раздели, заплели волосы в косы, связали их, продели в них жердь и на этой жерди опускали в прорубь на реке до тех пор, пока епископ не покрылся льдом толщиной в два пальца.

КАЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ
Казнь умершего человека это, конечно, нонсенс. Тем не менее, история знает немало курьезных случаев, когда человека казнили после того, как он умер.

Впервые такая история встречается в плутарховском жизнеописании Суллы. Когда Сулла, наделенный полномочиями диктатора, стал составлять списки людей, которых он объявляет вне закона (то есть фактически приговаривает к смерти), то некий Луций Катилина попросил Суллу внести в эти списки своего родного брата. Брат был мертв, (Луций Катилина убил его некоторое время назад), но Сулла распорядился вписать имя покойника в списки на умерщвление, словно он еще был жив.

Нечто похожее было во Франции с адмиралом Колиньи, убитым во время резни гугенотов в Варфоломеевскую ночь 24 августа 1572 г. Несколько месяцев спустя, 21 октября 1572 года, на Гревской площади в Париже в присутствии членов королевской семьи была совершена казнь уже мертвого адмирала. Все было, как положено: палач, плаха, королевский глашатай и т. д. кроме одного -не было самого Колиньи. Вместо него присутствовало его изображение. Обряд потребовался, чтобы придать смерти адмирала законный вид.

Но есть случаи и похлеще -когда трупы предавали реальной физической казни. В конце IX века папский престол в Риме занимал епископ Формоза. Когда он умер, новый папа Стефан VI решил… судить своего предшественника.

Для этого, через несколько месяцев после кончины Формоза вырыли из могилы, одели в папские одежды, посадили на трон и подвергли суду. Во время судебного разбирательства были доказаны грехи Формозы, за которые его лишили папского престола. Затем папу казнили -сначала отрубили ему три пальца, которыми он благословлял народ, после чего труп за ноги протащили по Риму и сбросили в Тибр.

А Джона Уиклифа, предшественника английской реформации, казнили аж через 40 лет после его смерти, последовавшей в 1384 г. Останки Уиклифа выкопали из земли и сожгли. Спустя три века похожим образом англичане поступили с Оливером Кромвелем.

Его тело, захороненное в часовне Генриха VII Вестминстерского аббатства, достали из могилы и… повесили, а голову выставили на крыше Вестминстер-Холла. Непонятно, правда, за что цепляли тело, если отсутствовала голова. Может, за ноги?

В России в начале XVII века, когда был низложен и убит царь Лжедмитрий I (Григорий Отрепьев), его тело оставили на Красной площади для всеобщего обозрения. Но поскольку народ проявлял сочувствие к убитому, было решено предать его так называемой торговой казни.

Из торговых рядов принесли прилавок и водрузили на него труп Лжедмитрия. Затем из Кремля выехали дворяне и хлестали мертвое тело кнутами, после чего взяли маску, приготовленную для праздничного маскарада, и бросили на вспоротый живот Лжедмитрия, а в рот ему всунули дудку. Но и на этом не успокоились. Спустя некоторое время после захоронения Лжедмитрия, тело его вырыли из ямы, сожгли, а пепел зарядили в пушку и выстрелили.

Подлодка Ханли

Летом 2000 года экспедиция во главе с Клайвом Касслером подняла со дна океана недалеко от города Северного Чарльстона в штате Южная Каролина затонувшую подводную лодку. Судно пошло ко дну в далеком 1864 году. Субмарина является уникальным устройством, так как это была первая в мире подводная лодка, успешно примененная в боевых действиях.

Читать дальше →

Что упало, то пропало


В современном мире человек, говорящий фразу «что упало — то пропало», обычно хочет показать, что следует смириться с утратой, бесполезно сожалеть о ней. Однако не каждый знает, что эта метафора ещё несколько столетий назад была законом.

В XI веке на Руси величина торговой пошлины с купцов определялась количеством повозок с товарами. Пользуясь этим правилом, купцы старались максимально загрузить каждую повозку, чтобы платить меньше налогов.

Тогда власти пошли на ухищрение и заявили, что любая вещь, выпавшая из повозки, становится собственностью государства. Как ни увязывали экономные купцы свои товары, часть из них все равно вываливались по дороге и шли в доход города. После этого между торговцами и повелось выражение «что с возу упало — то пропало», которое дошло и до наших дней.

Припять

45 лет назад был основан город Припять. Амбициозная советская стройка привлекла комсомольцев со всей страны. Город в первые годы своего существования стал образцово-показательным: высокий уровень жизни, молодые горожане, престижная работа.

Жизнь в Припяти остановилась 27 апреля 1986 года, после аварии на Чернобыльской АЭС. С тех пор город-призрак постепенно захватывает дикая природа, а опустевшие навсегда дома разрушаются.



4 февраля 1970 года считается началом строительства Припяти. В этот день был заложено общежитие №1, здание строительного управления, начался монтаж временного поселка «Лесной».
Город был основан как место жительства для работников строящейся на расстоянии 3 км АЭС.


Выбор места расположения города был наиболее оптимальным, поскольку рядом были железнодорожная станция, автотрасса, очень кстати было наличие реки.


14 апреля 1972 года Указом Президиума Верховного совета Украинской ССР городу было дано имя — в честь реки, на которой она была построена – Припять. В августе того же года в торжественной обстановке был уложен первый кубометр бетона в основание главного корпуса Чернобыльской атомной электростанции.


Строительство города и станции было объявлено всесоюзной ударной комсомольской стройкой, поэтому основную массу горожан составили комсомольцы со всего СССР.


Припять в свое время была образцовым советским городом с продуманной самодостаточной инфраструктурой. Здесь было построено 15 детских садов, 5 школ, 25 магазинов, кафе и рестораны, больница, речной порт, гостиница, Дворец культуры, кинотеатр, бассейн.


К 1986 году население Припяти насчитывало почти 50 тыс. человек, средний возраст жителей — 26 лет. Генеральный план развития города предусматривал возможность размещения до 80 тыс. человек.


В городе действовали четыре промышленных предприятия, в том числе завод «Юпитер», выпускавший лентопротяжные механизмы для магнитофонов (бытовых и специального назначения).


Работать и жить в Припяти было престижно, а зарплаты на предприятиях города по тем временам были довольно высокие.


Благодаря высокому уровню жизни, население города быстро росло: ежегодно количество жителей Припяти росло на полторы тысячи человек, из которых почти половину составляли новорожденные.


Архитекторы старались сделать Припять городом удобным для жизни. Градостроительной идеей Припяти стал так называемый принцип «треугольной» застройки — особенностью такого строительства является визуальный простор и свободные пространства между зданиями, в отличие от старых городов с тесными улицами и плотной застройкой.


С помощью особого расположения улиц и проспектов, город Припять и десять однотипных ему городов, должен был стать городом, в котором появление автомобильных пробок было невозможно. По такому же принципу строились отдельные микрорайоны Волгодонска и Тольятти, которые имеют стопроцентное сходство с жилыми кварталами Припяти.


В 01:24 26 апреля 1986 года на 4­м энергоблоке Чернобыльской АЭС произошел взрыв, который полностью разрушил реактор. Во время взрыва на ЧАЭС основной выброс радиоактивной пыли произошел в направлении Припяти. Эвакуация жителей началась лишь спустя сутки — 27 апреля.


Эвакуация началась с объявления, которое услышал весь город: «Внимание, внимание! Уважаемые товарищи! Городской совет народных депутатов сообщает, что в связи с аварией на Чернобыльской атомной электростанции в городе Припяти складывается неблагоприятная радиационная обстановка. Партийными и советскими органами, воинскими частями принимаются необходимые меры.

Однако, с целью обеспечения полной безопасности людей, и, в первую очередь, детей, возникает необходимость провести временную эвакуацию жителей города».


Припять просуществовала около семи лет, а затем превратилась в мертвый город, обнесенный внешней стеной, изолированный от мира. В настоящее время радиация в городе уменьшилась примерно в 10000 раз по сравнению с 1986 годом.


Припять не лишена статуса населенного пункта. Формально Припять считается городом областного значения, подчиненным Киевскому областному совету (поскольку собственного городского совета не имеет).


До сих пор в городе много радиоактивной пыли, выпавшей из разрушенного энергоблока и состоящей из относительно долгоживущих радиоактивных элементов. Эта пыль прочно въелась в грунт, деревья, дома.


К югу от города находится «рыжий лес»: деревья выглядят высушенными, а листья бледно­оранжевого цвета. После аварии на АЭС за считанные дни лес порыжел — на него пришелся значительный выброс радиоактивной пыли. После этого часть леса вырубили и закопали. Сейчас растительность восстанавливается и впитывает радиацию из грунта.


Природа постепенно захватывает территорию заброшенного города — на крышах и первых этажах многих зданий растут березы, ветки через окна торчат в квартирах, птицы вьют гнезда на балконах и в телефонных будках.


На 2015 год в Припяти действуют лишь несколько объектов: спецпрачечная, станция обезжелезивания и фторирования воды, гараж спецтехники, а также КПП на въезде в город. Ежегодно в зону отчуждения приезжают несколько тысяч туристов, чтобы своими глазами увидеть последствия одной из самых больших техногенных катастроф ХХ века.


Источник

Гитлер капут

Без сомнения Адольф Гитлер был одной из самых спорных фигур в истории. Его взгляды на будущее своей страны и идеалы подвели человечество к войне, ставшей причиной огромного количества смертей и разрушений. Он безусловно является эталоном вселенского зла, и сегодня его именем называют всех, кто не хочет играть по западным правилам. Такого злодея как он уже точно не будет, но для того чтобы мир помнил, во что он может превратиться сегодня, представляю Вашему вниманию 25 фактов о Гитлере, которые могут застать Вас врасплох.


25. Гитлер женился на Еве Браун и совершил самоубийство на следующий день.

Многие годы Гитлер отказывался жениться на Браун из-за страха перед тем, как этот шаг может повлиять на его образ. Но всё же он решил сделать это, когда немцы были уже в одном шаге от поражения. Гитлер и Браун сочетались браком, а на следующий день были обнаружены их бездыханные тела. Гитлер застрелился, а Браун приняла таблетку цианида.

24. У Гитлера были странные отношения с племянницей.

Когда Гели Раубаль, племянница Гитлера, увлеклась медициной, она осталась жить в квартире Гитлера в Мюнхене. Позже Гитлер стал чрезвычайно властно вести себя по отношению к ней. Он не давал ей делать что-либо без его разрешения, после того как до него дошли слухи о её отношениях с его водителем. Вернувшись из недолгой поездки в Нюрнберг, Гитлер нашел тело своей племянницы, которая очевидно застрелилась из пистолета фюрера.

23. Гитлер и церковь.

Гитлер хотел, чтобы Ватикан признал его власть, поэтому в 1933 году Католическая церковь и немецкий Рейх подписали соглашение, которое гарантировало защиту церкви, но только если она будет заниматься исключительно религиозными делами. Это соглашение, однако, было расторгнуто, и нацисты продолжили антикатолические операции.

22. Собственная версия Нобелевской премии Гитлера.

После запрета Нобелевской премии, Гитлер разработал свою собственную версию – Немецкий Национальный Приз за Искусство и Науку. Фердинанд Порше был одним из призёров за создание первого в мире гибридного автомобиля и за Volkswagen Beetle.

21. Коллекция вымершей еврейской расы Гитлера.

Гитлер раздумывал о создании «Музея Вымершей Расы», в которой он планировал разместить собственную коллекцию еврейских реликвий.

20. Лифт Эйфелевой башни.

Когда в 1940 году Париж оказался в руках Германии, французы отключили лифт в Эйфелевой башне. Это было сделано преднамеренно, чтобы заставить Гитлера идти к вершине пешком. Гитлер, однако, решил просто сфотографироваться на фоне башни вместо того, чтобы подниматься вверх больше чем на тысячу ступенек.

19. Гитлер и женская косметическая промышленность.

Гитлер первоначально планировал прямой запрет косметической промышленности ради тотальной военной экономии. Однако, чтобы избежать недовольства Евы Браун, он выбрал постепенное уменьшение производства.

18. Американский геноцид коренных американцев.

Гитлер часто хвалил «эффективность» американского геноцида коренных американцев и можно сказать вдохновлялся их успехами в искоренении индейцев.

17. Гитлер и искусство.

У Гитлера были творческие наклонности. Когда он переехал в Вену в 1900-х, Гитлер первоначально думал о карьеры в искусстве. Он даже поступал в Академию Искусств, но не был принят из-за «непригодности к живописи».

16. Семейное окружение Гитлера.

Его отец (который был австрийским таможенником) был известен своей строгостью и горячностью. Также было замечено, что у Гитлера были многие черты характера его отца.

15. Почему Гитлер был расстроен из-за капитуляции Германии в Первой мировой войне.

В то время как Гитлер приходил в себя от газовой атаки во время Первой мировой войны, было объявлено о перемирии, что было равнозначно концу войны. Это объявление разгневало Гитлера и заставило его верить, что немцы были преданы своими собственными лидерами.

14. Генерал, который отказался совершать самоубийство.

Когда стало очевидно, что немцы проиграют Сталинградскую битву, Гитлер ожидал, что лидер его армии покончит с собой. Однако, генерал заметил: «У меня нет намерения кончать жизнь самоубийством из-за этого богемного капрала». В итоге он сдался в плен.

13. Почему ему не нравился футбол.

У Гитлера появилась неприязнь к футболу, потому что победа немцев над ненемцами не могла быть на 100 процентов гарантирована независимо от того, как тщательно их тренировали и какую установку им давали.

12. Настоящее полное имя Гитлера.

Отец Гитлера сменил фамилию в 1877. Иначе, людям было бы сложно запомнить полное имя Гитлера – Адольф Шиклгрубер.

11. «Почётные арийцы Гитлера».

Оказалось, что один из близких друзей Гитлера и личный шофёр имел еврейские корни. Таким образом ключевые офицеры на стороне Гитлера рекомендовали ему изгнать его из SS. Однако, для него и даже его братьев Гитлер сделал исключение, рассматривая их как «почётных арийцев».

10. «Благородный еврей» Гитлера.

Гитлер также поступал по-своему, когда дело касалось благодарности. Когда он был ребёнком, его семья не могла платить профессиональным докторам. К счастью еврейско-австрийский доктор никогда не просил денег у него и его семьи за оказание медицинских услуг. Когда Гитлер пришёл к власти, его детский доктор наслаждался «постоянной благодарностью» нацистского лидера. Он был освобождён из концентрационного лагеря, ему также предоставили должную защиту и назвали «дворянином».

9. Адвокат, который подверг Гитлера перекрёстному допросу.

В начале его политической карьеры Гитлера вызвали для дачи свидетельских показаний и еврейский адвокат по имени Ханс Литтен подверг его перекрёстному допросу в течение 3 часов. Во время нацистского режима этот еврей был арестован и подвергнут пыткам. Как Вы думаете, сколько его мучали марионетки Гитлера? Нет, не три часа, а целых пять лет, пока тот не совершил самоубийство.

8. Гитлер — поклонник Диснея.

Гитлер любил Дисней. Он даже описал «Белоснежку» как один из лучших фильмов в мире.

7. Похороны Гитлера.

Его тело было похоронено четыре раза, прежде чем наконец его не кремировали и не развеяли прах по ветру.

6. Форма усов.

Первые усы Гитлера были длинными и были похожи на гусарские. Во время Первой мировой войны он подстриг усы, изменив форму на известный всем стиль. По его словам старая форма мешала ему надевать противогаз.

5. Автокредит Mersedes-Benz.

Когда Гитлер был заключён в тюрьму, ему удалось написать заявление на автокредит местному дилеру Mersedes-Benz. Несколько лет спустя письмо было найдено на барахолке.

4. Что усы Гитлера значили для него.

Есть предположения, что Гитлер носил усы, потому что думал, что они заставляют его нос казаться меньше.

3. Поздравления Гитлера успешному олимпийцу.

Джесси Оуэнс, успешный американский олимпиец, был удивлён получив поздравление лично от Гитлера после своего успеха на Олимпийских играх 1936 года, в то время как американский президент Рузвельт даже не отправил Оуэнсу телеграмму.

2. Гитлер — раненый пехотинец.

Во время Первой мировой войны Гитлер был пехотинцем, и получил ранение в середине войны. Удивительно, но тот день мог изменить весь ход истории, потому что британский солдат просто не добил его.

1. Хуго Йегер — личный фотограф Гитлера.

Вопреки не покидающим волнениям, судьба оказалась достаточно благосклонна к личному фотографу Гитлера. Чтобы избежать преследования по суду за его связь с Гитлером, фотограф решил спрятать фотографии нацистского лидера. Тем не менее, в 1955 он продал эти фотографии журналу Life за приличные деньги.

Угнать за 60 секунд

В 1991 году российские моряки угнали из Крыма авианосец «Адмирал Кузнецов», на который заявляла свои права Украина. «Сложнее всего было пройти Гибралтар, там крейсер встретила американская авианосная группа. Янки начали «давить на психику»: вертолеты и самолеты летали над кораблем, каждый раз имитируя боевую атаку, по курсу корабля кидали учебные бомбы...»



Первый настоящий советский авианосец

Корабль был заложен на верфи в Николаеве в 1982 году. Время его строительства пришлось на буйные перестроечные годы, что отразилось уже в многочисленных переименованиях корабля. В проекте это был «Советский Союз», закладывалась «Рига», спускался на воду «Леонид Брежнев», проходил испытания уже «Тбилиси». В октябре 1990 года крейсер был переименован в 4-й и последний раз, став «Адмиралом Кузнецовым». В январе 1991 судно было зачислено в состав Северного флота, на нем подняли военно-морской флаг.

Официально «Адмирал Кузнецов» не был первым авианосцем ВМФ СССР. Уже плавали «Минск», «Киев», «Баку» и «Новороссийск». Однако корабли предыдущих серий были носителями самолетов вертикальных взлета и посадки. По сути, это были вертолетоносцы. В отличие от них, на «Адмирале Кузнецове» базировались самолеты традиционной схемы с неподвижным крылом. Он был первым и до сих пор остается единственным полноценным авианосцем в составе ВМФ России.



Кравчук: «Это мой авианосец!»

24 августа 1991 года Верховный Совет УССР принял Акт, провозглашавший Украину независимым государством. Вместе с Актом было принято постановление, подчинявшее все военные формирования, дислоцированные на территории Украины, новообразованному государству.

В ноябре 1991 года крейсер проходил испытания под Феодосией. В один из последних дней осени командир получил телеграмму за подписью Леонида Кравчука, объявлявшего крейсер собственностью Украины и предписывающий оставаться ему на рейде Севастополя до вынесения соответствующего правительственного решения. Офицеры недоумевали: зачем Украине с ее Черным морем океанский крейсер? И на каком основании она заявляет права на корабль, приписанный к российскому Северному флоту?

Однако были среди офицеров и такие, кто не прочь был сменить российское северное море на теплое украинское Черное. Гнетущая неопределенность тяжелым туманом накрыла крейсер. Привыкшие подчиняться приказам военные люди ждали, какое решение примут политики и высшее командование. Из Заполярья пришла телеграмма, что в Севастополь вылетел вице-адмирал Юрий Устименко — первый заместитель командующего Северным флотом. Офицеры с нетерпением ждали высокого гостя.



Угнать авианосец за 60 секунд

1 декабря около 21:00 адмирал с украинской фамилией поднялся на борт крейсера. Поздоровавшись с экипажем и распустив команду, Устименко приказал командиру корабля капитану I ранга Ярыгину срочно сниматься с якоря и идти в Северодвинск. На замечание Ярыгина, что на 2/3 офицеров и мичманов находятся на берегу, последовал ответ «На поезде догонят». «А наши самолеты, оставшиеся на береговом аэродроме?» — «Сами долетят». Неопределенность кончилась. Кто-то на самом верху принял решение крейсер Украине не отдавать. В 23:40, не зажигая ходовых огней, в кромешной мгле «Адмирал Кузнецов» покинул рейд и взял курс на Босфор.

Плавание с приключениями

Босфор прошли беспрепятственно, а у Гибралтара крейсер встретила американская авианосная группа. Янки начали «давить на психику»: вертолеты и самолеты летали над кораблем, каждый раз имитируя боевую атаку, по курсу корабля кидали учебные бомбы. Не обращая внимания на эти маневры, «Адмирал Кузнецов» шел, не меняя курса, однако настроение у офицеров и матросов было пакостное: никто из офицеров и матросов не знал, все ли бомбы будут учебными и не станет ли очередной заход американского самолета боевым?

Настроение улучшилось, когда возле крейсера появился сторожевик «Задорный». Оправдывая свое имя, сторожевик сам начал пугать американцев своими маневрами. Эстафету сопровождения российского корабля янки передали английскому фрегату, а тот – норвежскому сторожевику. Более трех недель длился переход. 27 декабря «Адмирал Кузнецов» пришвартовался в Северодвинске.



Судьбы авианосцев, доставшихся Украине

В украинских СМИ эпопея с крейсером до сих пор именуется как кража россиянами украинского корабля. Но моряки считают, что «Адмиралу Кузнецову» выпала просто прекрасная судьба. Достаточно посмотреть, как Украина распорядилась доставшимся ей богатством.

Тяжелый авианесущий крейсер «Киев» Украина продала Китаю, сделавшего из него увеселительный аттракцион с отелем и рестораном.

На 2/3 построенный «Варяг» продали китайцам за 20 миллионов долларов под самое большое в мире плавучее казино. Китайцы не стали делать из корабля игорный дом, а достроили судно и переименованный в «Ляонин» «Варяг» стал первым авианосцем ВМС КНР – гордостью Поднебесной и головной болью Тихоокеанского флота США.

Заложенный на николаевской верфи однотипный с «Адмиралом Кузнецовым» «Ульяновск» украинские власти, так и не сумев достроить, разрезали на металлолом.

И только «Адмирал Кузнецов» гордо бороздит моря и океаны под родным Андреевским флагом и радуется, что в свое время не достался Украине.

ЗЫ: как по мне, так отличный сюжет для фильма.

Вежливый блог

Древний Рим

Все, что мы знаем о Древнем Риме и римлянах до нас донесли либо занятия в школе, либо, что ближе к истине, Голливуд, наснимавший кучу исторически неточных фильмов, вроде «Гладиатора», «Спартака», «Последнего легиона» или «Калигулы».

Поэтому сложившиеся мнение об этих людях у нас не всегда совсем верное. Нет, они не только предавались оргиям, завоевывали все, что видели, и в итоге настолько погрязли в роскоши, что хватило кучки варваров, чтобы этот самый Рим разрушить.

Давайте развеем хотя бы некоторые мифы, а заодно узнаем то, что никогда прежде нам даже в голову не приходило.

1. И самое распространенное заблуждение: поднятый вверх палец мог спасти поверженного гладиатора от неминуемой смерти на арене. На самом деле во всем виноват художник Жан-Леон Жером, написавший в 1872 году картину Pollice Verso, где беснующаяся толпа показывает опущенные вниз пальцы.

Ничего общего с реальностью:
во-первых, решать, убивать или нет проигравшего, имел только император;
во-вторых, он показывал большой палец, направив его параллельно земле и указывая на сердце, что в любом случае означало лишь одно — «добей его»; а вот жизнь бедняге мог даровать лишь сжатый кулак, что означало — «убери меч в ножны и оставь его».

Уже в наши дни полотно Жана-Леона Жерома вдохновило кинорежиссера Ридли Скотта снять блокбастер «Гладиатор», в котором император Коммод показывает этот жест, наполненный неверным содержанием.


2. Второе по значимости распространенное заблуждение: римляне во время пиров жрали, как подорванные, до такой степени, что не могли после проглотить и крошки. Чтобы облегчить желудки и продолжить пиршество, они уходили в специальную комнату и там вызвали искусственную рвоту, после чего вновь возвращались за стол. Комната, якобы, называлась «вомиториум». И эта ошибка пришла к нам из английского языка, где «vomit» — означает рвоту.

На самом деле, вомиториум означает ни что иное, как проход между рядами в амфитеатрах, позволяющий зрителям, как и в современных кино- и просто театрах, поскорее достигнуть своего места. Реальных подтверждений неуемному обжорству римлян нет. К примеру, вомиториумы в римском Колизее были настолько удачно спроектированы, что зал на 50000 человек мог быть заполнен всего за 15 минут (80 выходов на уровне земли, из них 76 – для всех категорий зрителей и 4 специальных – для семьи императора).

Кстати, места в амфитеатре часто закреплялось за зрителями на большой период, это тоже помогало избегать суматохи и давки.

Гладиаторами были только мужчины.

На самом деле, на развалинах Помпеи были обнаружены рисунки, на которых на арене в гладиаторском снаряжении сражались женщины. Первые в истории гладиаторские бои в честь смерти женщины были проведены после смерти любимой дочери Цезаря Юлии. Существует также информация, что эти игры сопровождались женскими ритуальными танцами, в ходе которых женщины имитировали бой. Но до времен Нерона появление женщины-гладиатора на арене было редкостью.

Тацит утверждал, что в 63 году император Нерон подписал разрешение выходить на арену даже женщинам-аристократкам, попирая таким образом правила жизни высшего социального слоя Рима. Правда, не существует свидетельств того, что патрицианки принимали участие в боях, а не просто тренировались или соревновались в фехтовании. Большинство гладиаторш были известные своим мощным телосложением пленницы-северянки.

Император Поццуоли позволил выходить на арену и женщинам-эфиопкам. А император Домициано в 89 году выводит на арену и гладиаторов-карликов. Римский историк Светоний, описывал гладиаторские бои времен Домициано, рассказывая, что тот любил смотреть бои как мужчин, так и женщин, особенно ночью, при свете факелов.

Домициан, соперничавший с Нероном в эксцентричности и жестокости, позволял сойтись в бою не только женщине с женщиной, мужчине с мужчиной, карлику с карликом, но и любой категории этих гладиаторов с представителем другой категории.

Бои женщин-гладиаторов были запрещены в Риме только в 200 году, причем не императором Септилием, а римскими юристами. В 2004 года британскими археологами на территории Лондона, в квартале Саутверк на южном берегу Темзы во время раскопок обнаружили захоронение, возраст которого совпадает с присутствием на этих землях древних римлян.

В могиле, помимо дорогой посуды и драгоценностей, находились останки женщины, возраст которой определили в 20-25 лет. Женщина умерла от многочисленных повреждений, и возможно предполагать, участвовала в схватке с животным, кроме того, вся найденная посуда была украшена символами, принадлежащими гладиаторам. Возможно, это первые в мире найденные останки женщины-гладиатора.

Плебеи были беднотой.

По римской традиции древнейшее население Рима длилось на три трибы (три племени) – латиняне, сабиняне, этруски (Рамны, Тиции, Луцеры).

Сначала в каждую трибу входило по 100 родов, потом по 300, и все вместе они составляли римский народ, то есть патрициев. Пришлое же население уже не включалось в трибы, то есть не могло входить в состав древних родов и считаться «римским народом», называли эту часть населения плебеями, они не могли пользоваться общинной землёй, принимать участие в религиозных обрядах, хотя плебеи тоже были свободным населением Рима.

Конечно, исключительное право на общинную землю, которым обладало патрицианство, намного легче позволяло им добиваться финансового благополучия. Безземельные же плебеи занимались в основном ремеслом и мелкой торговлей, при этом среди них были очень и очень богатые люди. Видимо, именно финансовая состоятельность части плебеев позволила им со временем получить и некоторое влияние на патрицианские магистраты – избранные из числа плебеев в сенат плебейские трибуны обладали правом накладывать вето на решение этих органов власти.

В результате долгой борьбы права патрициев и плебеев были уравнены. В середине 5 века до н. э. на центральной площади Рима были выставлены 12 медных досок с новыми законами, вполне лояльными по отношению к плебеям, хотя среди них присутствовал и закон, запрещающий плебеям занимать некоторые жреческие должности, а также закон, запрещающий браки между патрициями и плебеями, последний, кстати сказать, просуществовал всего в течение года.

В 3 веке до н.э. патрицианская и богатая плебейская верхушки слились в одно сословие — нобилитет, следом фактически все патриции и плебеи перестали быть различными классами. И, хотя, в Риме «плебей» не было синонимом «бедный», уже в средневековой Европе так часто называли именно городскую бедноту.


Рабы, о которых написано так много слезовыжимательных историй и снято не меньше печальных фильмов, на самом деле, почти ни в чем себе не отказывали. Более того, внешне ничем не отличались от свободных граждан: носили ту же одежду, в свободное время ходили в термы, театры, на стадионы. В начале, рабы имели специальные ошейники с именем владельца, которые были быстро отменены. Сенат даже вынес на этот счет специальное положение, смысл которого был в том, чтобы рабы не выделялись среди граждан, чтобы они (рабы) не видели и не знали, как их много. Не то, чтобы они жили в свое удовольствие, но и ничего трагического в их существовании не было.

Самым пышным праздником в Древнем Риме были Сатурналии — фестиваль в честь бога земледелия Сатурна, который начинался 17 декабря по юлианскому календарю. В этот день рабы получали много свобод. Согласно одним источникам, они обедали за праздничным столом вместе с хозяевами, согласно другим — рабы обедали первыми, и хозяева даже накрывали им на стол, хотя в любом случае приготовление пищи оставалось за слугами. Также рабы в этот праздник имели право свободно критиковать хозяев без страха наказания.


Римляне надевали тогу только по большим праздникам, или при необходимости похода в сенат. Она была просто банально неудобна и мешала ходить. В остальное время они носили разновидность греческой туники — столу, менее красивую, но более практичную.

Разница между туникой и тогой заключалась в том, что тогда состояла из одного куска ткани и наматывался на тело, туника же (как разновидность длинной блузы) надевалась через голову, заканчивалась ниже колен и подпоясывалась на бедрах. По груди и спине шли пурпурные полосы — по одной или по две (они могли обозначать, например, ранг сенатора). Целиком в пурпурный цвет, как вам известно еще с уроков истории, могли окрашиваться лишь одежды императора.


На самом деле, Гай Юлий Цезарь не произносил своей сакраментальной фразы «И ты, Брут?» Светоний утверждает, что он сказал следующее: Και συ Τέκνον (kai su teknon). Это древнегреческий, между прочим. А Цезарь говорил свободно на обоих языках — и греческом, и латыни. Вообще же, в контексте, фраза, скорее, означает: «И тебя тоже, дитя (постигнет та же участь)».

Многие историки утверждают, что Цезарь прекрасно знал о готовившемся на него покушении и всех участников заговора поименно, но сознательно отправился в Сенат на встречу своей гибели. Удивленным предательством Брута, являвшимся его сводным братом, Цезаря сделал Шекспир своей знаменитой фразой: «And thou, Brutus?», имевшей мало отношения к реальности.


Нерон не поджигал Рим! И уж тем более не любовался тем, как он горит, стоя на одном из холмов с изумрудным моноклем. На самом деле Нерон в тот момент вообще находился в Антиуме (город в Лации, где он родился), и услышав о пожаре, начавшемся на складах с легковоспламеняющимися товарами, незамедлительно вернулся в Рим.

Проведя недолгое расследование, Нерон обвинил в поджоге «секту, называющую себя христианами», и велел «побить их камнями, как собак, распять и сжечь». Многочисленные историки подтверждают, что он не был так уж неправ.

Нерон смотрит на горящий Рим. Карл Теодор фон Пилоти, ок. 1861


Римляне изобрели центральное отопление! Нет, правда, не то, чтобы оно было так нужно в их теплом климате, но иногда даже в солнечной Италии зимой бывает промозгло. Собственно, отапливался пол. Богатые граждане строили свои дома так, чтобы под ними было что-то вроде подполья, куда загружали угли, качественное и ровное горение которых обеспечивали, само собой, рабы.


В Древнем Риме изобрели бетон. Точнее, его прообраз, в состав которого входила вулканическая пыль, лимонный сок, яйца и вода. Строили быстро, потому что у состава была неприятная особенность мгновенно застывать. Кстати, сооруженный во времена императора Адриана (118-125 гг.) Пантеон, был построен именно из бетона, без единого камня. И стоит до сих пор. И был самым крупной бетонной постройкой вплоть до 19 века.


И придумали уже давно ставшие нам привычными таблички. Одни, выложенные мозаикой у порога, гласили: «Cave Canem» (Осторожно, собака!), вторые вешали на паланкины: «Infantia en Carrus», ну, типа — «Ребенок в машине».


Первый брачный договор тоже был придуман в Риме. Точнее, даже не договор, а роспись брачующихся в специальной книге. Не удивительно, что именно римляне начали первыми носить кольца, как знак того, что они женаты.


А вот мыло, к сожалению, изобрели вовсе не римляне. Известные своим нежным пристрастиям к термам (баням), куда древние итальянцы, в зависимости от статуса и благосостояния наведывались почти каждый день, мылись римляне следующим образом: обмазывались оливковым маслом, а потом соскребали его со своего тела, часто с помощью рабов, при помощи деревянной палочки из оливкового же дерева. Таким образом удалялась и грязь и отмершие клетки. Что, поверьте, намного лучше традиционного мыла, которое сушит кожу и вызывает ее преждевременное старение.

Бронников Федор Андреевич. В римских банях. 1865


Почти все римские акведуки, щедро разбросанные, скажем, по всей Западной Европе, очень-очень высокие — минимум 20-метровые. Тому есть множество причин, но самые главные: воду, питьевую и для прочих нужд, не могли просто так воровать, а враги не могли ее отравить. Кстати, некоторые из римских акведуков действуют до сих пор, и если в других местах и не могут удовлетворить потребность жителей в воде, то в испанской Сеговии справляются с этим в полном объеме.

Акведук в Сеговии (I в. н.э.)


В самый расцвет Римской Империи в столице проживало более миллиона человек, что делает Рим первым мегаполисом на Земле, население которой в те годы вряд ли превышало 50 миллионов. Кстати, миллион человек, проживал, скажем в Лондоне, самом крупном городе Европы, в 19 веке. По последней переписи населения, в Риме живет 2,7 миллиона. В общем-то, глобально ничего не поменялось.

О возникновении Рима есть легенда, которую знают почти все, но которая не имеет под собой особых оснований.

По легенде, дедушкой Ромула и Рэма был император Альба, их матерью — весталка (жрица Весты, богини очага, вечно остающаяся девственной — если весталка лишалась девственности, даже в процессе изнасилования, ее зарывали в землю заживо, после чего, сами понимаете, получался труп), а отцом, предположительно, бог войны Марс.

Девушку, учитывая ее высокий ранг, заживо не закопали, она благополучно родила сыновей-близняшек, которых, однако, незамедлительно бросили в реку Тибр. Младенцев волна выбросила на берег, и они выжили, вскормленные молоком волчицы, оставшейся без щенков, и тем, что приносил им в своем клюве дятел. Это все знают, как и то, что, находясь в отрочестве, два брата взобрались на холм, и решили, что здесь будет город.

А потом Ромул замочил Рэма. Чтобы под ногами не мешался. А потом украл сабинянок, потому что на холмах жили только пастухи и беглые рабы, а женщин не водилось вовсе. Красивая и общепринятая сказка. На самом деле, что, скорее всего, название поселению дали этруски, их слово rhome — означает и «силу», и «реку».


Первый супермаркет тоже открыли в Риме. По указанию императора Траяна, правившего в 97-117 годах нашего века. Супермаркет был самым настоящим — здание с несколькими этажами и 150 магазинами, где продавали все, начиная от еды и заканчивая лошадями и повозками.


Древние римляне верили, что увидеть сову — к несчастью, вдыхание аромата цикламенов спасет от облысения, а звон колокольчиков облегчает роды.


Если вы думаете, что сурово с новорожденными обращались только спартанцы, сбрасывавшие с утеса слабых и хилых младенцев, то будете в корне неправы. Римляне детей тоже не сильно долюбливали.

Новорожденного младенца, через несколько часов после появления на свет, приносили отцу. Если он брал его на руки, его растили дальше. Если, по какой-то причине (плохое настроение, похмелье, просто не понравилось), отец отказывался усадить своего отпрыска на колени, ребенка относили подальше от города и там оставляли умирать.

В те времена бытовало мнение, что ребёнка можно считать человеком только в том случае, если он доживёт до шести месяцев, а до тех пор, по словам, например, Аврелия Августина, ребёнок был неодушевлённым предметом, и его убийство не могло быть наказуемо, так как у него ещё не было души.

Человек мог лишиться Римского гражданства, если дезертировал из армии, наносил себе сознательные увечья, дабы не служить, и уклонялся от уплаты налогов.

Развод у римлян происходил довольно быстро. Да, да, развод существовал, но это было еще до появления на территории Италии города Ватикана со всеми вытекающими. По закону, «Tuas res tibi habeto», все, что твое, остается тебе. Если в браке родились дети, они оставались с отцом, женщине же полагались «отступные» и все, что она принесла (и привнесла) в дом мужа.


И бонус факт: Рим сгубили не варвары, а инфляция. В период с 200 по 280 года нашей эры, стоимость меры зерна подскочила в цене с 16 до 120 000 драхм.

Последнее восстание

С.В. Бене: «Из любой другой могилы я, восстав, уйду.
Схороните мое сердце здесь, у Вундед-Ни.»


Из статьи в газете «Revolutionary Worker», США

35 лет назад, весной 1973 года, сотни индейцев и их сторонников приехали в деревню Вундед-Ни (буквально – «Раненое Колено») в резервации Пайн-Ридж, что в штате Южная Дакота. Они требовали покончить с убийствами и нападениями со стороны полиции и правительственных агентов, и чтобы правительство США соблюдало договора, предоставлящие коренным американцам землю и самоуправление.

На следующий день после того, как они собрались в Вундед-Ни, их окружили более трехсот агентов ФБР и Бюро по делам индейцев, полицейских, маршалов США. Индейцы отступить отказались, использовали для самозащиты оружие и 71 день выдерживали осаду правительственных цепных псов. Отвага и боевитость борцов из Вундед-Ни привлекли внимание людей всего мира – и помогли создать мощную поддержку борьбы коренных народов против несправедливости этой системы.


Предыстория:


Холодным зимним днем 29 декабря 1890 года в местечке у ручья Вундед-Ни (ныне — посёлок в резервации Пайн Ридж, Южная Дакота), солдаты Седьмого кавалерийского полка армии Соединенных Штатов расстреляли из полевых орудий и недавно принятых на вооружение крупнокалиберных пулемётов системы Гочкиса, стрелявших 37-ми миллимитровыми разрывными снарядами, следовавшую под белым флагом в свою резервацию группу индейцев мниконьжу-cиу вождя Большой Ноги, участников запрещённой властями Пляски Духов. В кровавой бойне полегло около 300 мужчин, женщин и детей из 350 бывших там.

Вождь Большая Нога тоже был убит. Многие отползли в сторону и позже умерли от ран, потери крови и начавшегося сильного мороза.

Погибло также 25 солдат, 39 получили ранения, но большинство из них пострадали от своих же пуль и шрапнели, попав под перекрестный огонь. Начинался буран, и армия покинула «поле боя», бросив трупы индейцев и оставив раненых умирать в метели. Через несколько дней, когда буран стих, туда вернулась похоронная команда. Приехал и какой-то фотограф, запечатлевший разгромленный лагерь и застывшие в гротескных позах тела убитых индейцев.











Солдаты побросали обнаженные трупы в вырытую наспех могилу и сфотографировались на их фоне. 20 кавалеристов получили за эту «битву» Медаль Славы Конгресса (Medal of Honor) – высшую награду Соединенных Штатов.


Война, нарушенные договора и бойня

Лакота (известные также как сиу) многие годы охотились в прериях Великих равнин, когда евроамериканские солдаты и поселенцы вторглись на эти земли. Лакота и их союзники арапахо и шайенны долго сопротивлялись. Под руководством вождя Красное Облако они в 1866-67 годах разбили американскую кавалерию. Американское правительство было вынуждено подписать в 1868 году «договор в Форт-Ларами», признав право лакота навсегда владеть большой территорией вокруг Черных холмов – между реками Миссури и Норт-Платт.

Однако «бледнолицые» быстро нарушили этот договор. В Черных холмах было найдено золото. И туда, для защиты разведпартий, вторгшихся в индейские земли, прибыла кавалерия генерала Кастера. Тем временем, евроамериканцы систематически и массово истребляли бизонов – и уничтожили основу традиционной жизни лакота. В 1876 году снова вспыхнула война, в которой индейцы Равнин были, в конечном счете, побеждены. Два великих военных вождя лакота – Неистовый Конь и Сидящий Бык – были убиты.

А холодным днем 29 декабря 1890 года, в местности под названием Вундед-Ни, 500 американских солдат из 7-го кавалерийского полка, при четырех пушках, под командованием бригадного генерала Форсайта, окружили и расстреляли триста сиу из фратрии миниконжу во главе с вождем Большой Ногой (Си Танка). Эти индейцы сложили оружие и под белым флагом шли в резервацию Пайн-Ридж, пытаясь спастись от холодной зимы. Около двух сотен погибших составляли женщины, дети и старики. 20 кавалеристов получили за этот «подвиг» медаль славы Конгресса.

В том же году последние из лакота были загнаны в концлагеря, называемые «резервациями».



Сто лет «индейской политики»

За последующую сотню с лишним лет федеральные власти постоянно старались вынудить индейцев забыть свой язык и культуру, считать себя «американскими гражданами» и ассимилироваться. Детей отнимали у родителей и запрещали говорить на родных языках. Христианские церкви финансировали миссионеров для обращения коренных народов. Правительство создало «племенные советы», чтобы проводить свою политику в резервациях.

Результаты столетия вооруженной оккупации индейских земель и угнетения коренных народов были разрушительными для последних. В 1970-е годы продолжительность жизни лакота составляла 46 лет, а уровень самоубийств и алкоголизма были очень высоки. Кстати, в 2007 году продолжительность жизни составляла и того меньше – 44 года. При этом уже в 1973 году только в резервации Пайн-Ридж было 137 церквей – по одной на сто жителей.

Коренные американцы – одни из самых больших бедняков в США. В 1960-е годы безработица в Пайн-Ридж составляла 54%, и рабочие места прямо зависели от финансированных правительством агентств и племенных властей. В 2007 году безработных было 85%, а детская смертность – в пять раз выше, чем в среднем по США. Фармацевтические компании отбирают наиболее крепких детей у семей, помещают их в приюты и испытывают на них лекарства. В резервациях крадут детей и продают их на органы. В школах процветают физические наказания.

К 1970-м индейцам принадлежала в Пайн-Ридж только половина земли, и федеральное правительство собиралось отнять у них и остальное – потому что в резервации были найдены крупные залежи урана. Армии США требовалось ядерное оружие.

Но в конце 1960-х среди коренных народов поднялось мощное движение сопротивления. И его высшей точкой был вооруженный захват Вундед-Ни в 1973 году.



Рождение Движения американских индейцев

Осада Вундед-Ни произошла в то время, когда протесты против Вьетнамской войны и усилившееся освободительное движение чернокожих сотрясали всю страну. Движение американских индейцев (ДАИ) было создано в 1968 году индейцами, жившими вне резерваций, в гетто больших городов.

Вдохновившись борьбой партии «Черные пантеры», они организовали уличные патрули для защиты народа от расистской полиции и судов. Они верили в объединение индейцев из различных народов и племен в одно движение, выступали против племенного правительства и ранчеро, эксплуатировавших индейскую бедноту.

Активисты ДАИ повели за собой новое поколение индейской молодежи на борьбу с властями. Они помогли организовать 19-месячный захват острова Алькатрас в заливе Сан-Франциско, «Траурный день благодарения» возле Плимута и, в ноябре 1972 года, акцию «Тропа нарушенных договоров» в столицу, которая, после того, как правительство отказалось разговаривать с индейцами, закончилась семидневным захватом здания национального управления Бюро по делам индейцев.

В январе 1972 года пожилой сиу по имени Рэймонд Желтый Гром был похищен двумя белокожими расистами в Гордоне, штат Небраска. Они затащили его в помещение танцклуба «Американского легиона» и забили до смерти. Искалеченное тело Желтого Грома было обнаружено два дня спустя. Подобные нападения белых расистов и полиции на индейцев были в окрестностях Пайн-Ридж в порядке вещей. ДАИ привело в Гордон караван из двухсот автомашин и заставило власти выдвинуть против убийц серьезные обвинения и уволить шефа местной полиции.

Правительство было очень встревожено из-за роста влияния ДАИ среди народа. Весной 1972 года Бюро по делам индейцев поддержало избрание Дика Уилсона в председатели племенного совета. Уилсон был ультрапатриотичным реакционером, который ненавидел ДАИ. Он использовал бюджет резервации, чтобы нанять головорезов, и начал террориризировать на подвластной ему территории членов и сторонников ДАИ. Сотни людей были избиты, во многих стреляли или поджигали их жилища.

Организация защиты гражданских прав оглала-сиу возглавила тех жителей резервации, которые пытались добиться отставки Уилсона. Но тот позвонил в ФБР и попросил ему помочь. Агенты начали следить за каждым шагом членов ДАИ и Организации а Уилсон запретил в Пайн-Ридж все публичные митинги и демонстрации.

К февралю 1973 года назрела большая конфронтация.



Осада Вундед-Ни

Ночью 27 февраля целый караван индейцев и их сторонников на 200 автомобилях добрался до Вундед-Ни. Лидер ДАИ так писал о том, почему они прибыли именно сюда: «Поначалу мы думали силой сбросить правительство резервации. Но быстро поняли, что это невозможно – потому что враги сильно укрепились, понастроив фортификационные сооружения, выставив пулеметы и нагнав полно федеральных маршалов и полицейских свиней. Поэтому мы и решили прибыть в Вундед-Ни – из-за исторического значения этого места для нашего народа и потому, что оно фактически расположено прямо в сердце резервации. Мы чувствовали, что, находясь здесь, заняв Вундед-Ни, мы скажем всем сиу, что у них есть кто-то, кто борется за их интересы, помогает им бороться и защищает их».

Захватив Вундед-Ни, бойцы ДАИ выпустили заявление, требуя слушаний по договору 1868 года и расследования злоупотреблений Бюро по делам индейцев и племенного правительства резервации.

Правительство ответило индейцам, прислав небольшую армию из вооруженных автоматами, гранатометами и слезоточивым газом 300 ФБРовцев и полицейских, усиленных 17 броневиками, вертолетами и даже реактивным истребителем. Те окружили деревню и блокировали дороги. Никому не разрешали входить, а всех выходящих арестовывали. Руководил операцией советник Никсона генерал Александр Хэйг.

Индейцы вырыли окопы и поставили на дорогах собственные блокпосты. Был создан эскадрон безопасности во главе с ветераном вьетнамской войны. Бойцы ДАИ были вооружены револьверами, дробовиками, несколькими снайперскими винтовками и одним АК-47, который упомянутый ветеран упер у государства. Люди проползали через правительственную блокаду, чтобы доставить окруженным продовольствие, медикаменты и боеприпасы.

За семь десятков дней осады почти каждый день вспыхивали перестрелки. Правительственные агенты выпустили по деревне десятки тысяч пуль, тоннами закачивали слезоточивый газ, пытаясь вынудить индейских бойцов сдать оружие и сдаться. Все требования индейцев правительством отклонялись. Индейцы стойко держались в Вундед-Ни, там, где некогда земля уже была полита индейской кровью.



Смелая позиция, широкая поддержка

10 марта власти сняли свои блокпосты, надеясь, что индейцы уберутся сами. Вместо этого, индейцы воспользовались возможностью, чтобы укрепить свои позиции. Сотни новых сторонников прибыли в Вундед-Ни, привезя с собой припасы.

На следующий день ДАИ и старейшины сиу-оглала провозгласили возрождение «Независимой нации Оглала» (ННО). Несколько сот сиу, индейцев из других племен и даже семеро «бледнолицых» объявили себя гражданами ННО. Они требовали отношений с правительством США на условиях договора 1868 года. Впервые за многие годы лакота были свободны.

Миллионы людей были вдохновлены происходящим в Вундед-Ни. Другие индейские племена отменили арендные договора на добычу ископаемых, которые они заключили с крупными корпорациями. Индейцы из 60 различных племен проникали сквозь блокаду, чтобы присоединиться и помочь своим братья и сестрам. Телеграммы поддержки шли со всех континентов. Десятки тысяч людей участвовали в демонстрациях поддержки в городах разных концов США и планеты.

Эта широкая поддержка борьбы индейцев мешала правительству начать полномасштабное военное нападение на Вундед-Ни.

Однако правительство подтянуло подкрепления и ввело усиленные патрули, чтобы прекратить поставки в независимую деревню продовольствия, припасов и новых бойцов. Они решили заморить защитников голодом. После 11 марта все меньше и меньше припасов проходило через правительственную блокаду.

Ночью 26 марта правительство начало масштабный обстрел деревни. На следующий день против ее защитников были выдвинуты юридические обвинения. Было начато масштабное наступление и против сторонников захвата Вундед-Ни в других городах. Так, на организацию чикано в Денвере совершила набег полиция. Многих активистов арестовывали за сбор продовольствия и медикаментов для Вундед-Ни.

17 апреля защитник деревни чероки Фрэнк Чистая Вода был убит пулей правительственного агента. 27 апреля голову другого защитника Вундед-Ни, оглала Бадди Лэмонта, в куски разорвала пулеметная очередь.

4 мая Белый дом прислал индейцам письмо, в котором обещал, что его представители встретятся с лидерами сиу, чтобы поговорить о договоре 1868 года, – при условии, что индейцы сложат оружие. Те согласились прекратить свой захват. В последующие три ночи бойцы скрытно покинули Вундед-Ни, взяв оружие с собой.

Никсоновский Белый дом тут же нарушил соглашение. 31 мая помощник Никсона публично заявил: «Дни заключения договоров с индейцами закончились в 1871-м, 102 года назад…»

Несмотря на обещания, правительство никогда не расследовало злоупотребления Бюро по делам индейцев. Уилсон и его убийцы никогда не были под судом. Вместо этого против индейцев Пайн-Ридж был развязан новый террор. Федеральные власти в связи с захватом Вундед-Ни предъявили почти 700 обвинений.

За последующие три года в резервации и ее округе были убиты 69 членов и сторонников ДАИ. Еще более, чем на 300 человек нападали (даже на беременных женщин и маленьких детей), причем во многих стреляли. ДАИ упорно боролось, чтобы защитить народ и добиться своих справедливых требований. В этой борьбе лидер ДАИ Леонард Пелтиер был обвинен в убийстве двух агентов ФБР и угодил в тюрьму, где пребывает по сю пору, получив два пожизенных заключения.

Многие годы о Вундед-Ни помнили, как о продуваемом ветрами месте на Равнинах, где сотни беззащитных сиу были вырезаны американскими кавалеристами. Но в 1973 году к этому добавилась и другая память – более 70 дней Вундед-Ни был освобожденной территорией.

И сегодня, 35 лет спустя, этот героический вооруженный захват остается мощным символом надежды и борьбы. Храбрые дни свободы и жертвенности в Вундед-Ни 1973 года не забудутся никогда. «В наши дни существует двойная система правосудия: для белого общества одна, для индейцев – другая. Индейцев преследуют и убивают в резервациях и на улицах городов США и Канады, но никто не был осужден за эти преступления. Потому что их совершает само расистское общество. Когда колониальные белые власти вторглись на наши земли и захватили их, никто не назвал эти действия преступными. Но когда индейцы поднялись на борьбу, это сочли преступлением. Но это не преступление. Это политическая борьба, в которой наш народ отстаивает свои права на самоопределение и человеческое достоинство, сопротивляясь жестокому угнетению».

Источник

Русские деревни

Проезжая по России, можно встретить много удивительных названий: откуда, например, в Тверской области деревня Эммаусс, а под Рязанью — Черная Грязь? Что такое Мамыри и за что село в Волгоградской области прозвали Цаца? «Моя Планета» раскрывает секреты странных названий.


Цаца (Волгоградская область)

Село Цаца было основано в 1788 году переселенцами из Центральной России. Однако все версии происхождения его названия имеют калмыцкий след, и это неудивительно — село расположено на северной окраине одного из калмыцких улусов, на берегу озера Цаца.

Принято считать, что село унаследовало свое имя от озера, для объяснения происхождения названия которого предложены целых три варианта.

Самый правдоподобный основан на том, что в переводе с калмыцкого «цаца» означает «буддистская часовня», то есть озеро было названо в честь часовни, стоявшей на его берегу. Но у слова «цаца» есть и другой перевод — «руки». С ним связана вторая версия, согласно которой дочь князя, правившего в этих местах задолго до прибытия русских переселенцев, однажды упала в озеро и начала тонуть. Она била по воде руками, люди увидели это и спасли княжескую дочку. В честь чудесного спасения озеро назвали Цаца — то есть Руки. Ну а третья версия самая простая — княжескую дочь звали Цаца, и в честь нее было названо озеро.

Старые Черви (Кемеровская область)

Официальное название села — Старочервово, но Старые Черви прижились настолько прочно, что именно так в просторечии называют и само село, и соответствующую остановку рейсового автобуса.

Происхождение названия Старочервово принято связывать с золотыми приисками Кузнецкого Алатау, на западной окраине которого расположено село. «Червово» — от «червонное», то есть «красное». Червонное золото — это сплав золота с медью, соответствующий самым высоким (от 916-й до 986-й) пробам. Из него раньше изготовляли червонцы и другие монеты.

Некоторые усматривают в названии польский след. Известно, что в эти районы в XIX веке ссылали участников польских восстаний 1830–1831 и 1863–1864 годов. В этой версии вторая часть названия села («червово») связывается не с золотодобычей, а с польским городом Червен, что означает «красивый город» или «город в красивой местности».

А вот откуда взялся вульгаризм Старые Черви, никто точно не знает. Высказывается предположение, что он возник под влиянием двух факторов: как стремление сделать название более удобопроизносимым, даже в ущерб благозвучию, и как отражение условий труда старателей — «как черви копаемся в породе».

Добрые Пчелы (Рязанская область)

Все легенды связывают название деревни с бортничеством, распространенным в этих местах — по соседству есть лес с названием Пасека и село Добрый Сот.

Известно, что село названо по пустоши Добрые Пчелы, первое документальное упоминание которой датируется 1574–1575 годом, а название деревни Добрые Пчелы фигурирует в документах с XVII века.

По местным легендам, на пустоши была естественная пасека, куда монахи находившегося неподалеку Богословского монастыря приезжали собирать мед. В то время основным значением слова «добрый» было «хороший, доброкачественный, самый лучший», а словосочетание «добрые пчелы» означало «хорошие, дающие много меда пчелы».

Другая версия происхождения названия трактует слово «добрый» в его современном смысле. В 1981 году был записан рассказ 80-летней жительницы деревни Добрые Пчелы Агафьи Алексеевны Абашиной о том, что на лето монахи вывозили на пустошь пчел из монастырской пасеки, и мужики, ездившие мимо на базар, боялись останавливаться на пустоши. Они говорили: «У монахов пчелы злые». А сторож отвечал: «Не бойтесь. У нас пчелы добрые».

По мотивам этой легенды местный поэт А. Чижов написал стихотворение.

Встречал хлебосольно усталых людей

Дед-пасечник, добрый, простой и веселый:

— Отпейте медку, заходите смелей,

Мои не кусаются добрые пчелы.

И с этого времени так повелось

Село называть, по седому преданью.

Что в мудром простом языке нареклось,

Точнее тому не придумать названья.

Моквá, или 1-я Моквá (Курская область)

Толкователи этого названия сходятся в том, что оно происходит от одноименной речки, на которой с начала XVII века (первое документальное упоминание датировано 1617 годом) стояла деревня, которую называли то Моква, то Маква. Зато относительно происхождения названия реки имеются разногласия.

Одни полагают, что это слово угро-финского происхождения: «ва» означает «вода», «река», а «мак», или «мок», — это характеристика реки или местности, где она протекает. Другие, ссылаясь на «Этимологический словарь русского языка» М.Р. Фасмера, утверждают, что слово «моква» заимствовано из донского и херсонского диалектов и означает «сырость», «мокрый». Объяснение выглядит правдоподобным, поскольку местность там болотистая, с многочисленными ключами.

Интересно, что в мифологии некоторых тибето-бирманских группа Маква — это имя владыки неба, пославшего на землю потоп, а на воровском жаргоне «моква» — это «дождь».

Черная Грязь (Московская область)

Считается, что своим названием эта деревня Солнечногорского района, находящаяся на дороге, связывающей Москву и Санкт-Петербург, обязана небольшой мутной речке — притоку Сходни. А название самой речки объясняют особенностями темной («черной») почвы и общепринятым значением слова «грязь» («размокшая почва», «нечистота», «земля с водой»).

Согласно другой версии имя деревне дала Екатерина II, которая во время поездки из Петербурга в Москву вышла из кареты и испачкала свои светлые башмаки. На их фоне грязь показалась совсем черной, что было отмечено императрицей, и с тех пор деревню стали называть Черная Грязь.

Екатерина действительно бывала в этих местах, особенно после того, как в 1776 году в деревне были построены почтовая станция и путевой дворец. Это была последняя остановка по дороге из Северной столицы в Москву. Здесь останавливались все, следовавшие этим маршрутом. В частности, известно, что на почтовой станции Черная Грязь меняли лошадей Пушкин, Гоголь и Радищев, который увековечил название станции в названии последней главы своей книги «Путешествие из Петербурга в Москву».

Единственное, что мешает безоговорочно принять версию про роль императрицы, — наличие других деревень с тем же названием, например в Калужской и Тульской областях, а также легенда о том, что деревня Черная Грязь была и на месте нынешнего Царицына, обязанного своим появлением той же Екатерине II.

Эммаус (Тверская область)

Это библейское название (городок Эммаус упоминается в Книге Маккавеев, Евангелии от Луки и др.) появилось в центральной части России по воле Митрофана Слотвинского — архиепископа Тверского и Кашинского. В 1750 году он занялся восстановлением пришедшего в упадок монастыря, организовал перенос его на возвышенное место и, обнаружив сходство нового расположения монастыря с описанием древнего Эммауса, назвал в его честь монастырь и выросшее вокруг монастыря село.

Сегодня в официальных документах название села чаще пишут с двумя «с», но используется и изначальное название — Эммаус.

Еще один Эммаус существовал до 30-х годов ХХ века в Осетии. Непривычным для Северного Кавказа названием село обязано немецким колонистам, которые в 1887 году поселились здесь с легкой руки главы Осетинского округа А.Ф. Эглау. Суть затеи, по словам ее автора, сводилась к тому, чтобы, наделив колонию правом самоуправления, создать в этой бедной местности «образцовое хозяйство» и «показать окружающему туземному населению улучшенные способы земледелия».

Проект оказался успешным: колонисты построили благоустроенные дома, создали инфраструктуру, разбили сады. Однако в 1905 году самоуправление было упразднено. Во время коллективизации село было переименовано в Раздзог, что в переводе с осетинского означает «идущий впереди», но старое название все еще на слуху.

Мамыри (Московская область)

Странное для этих мест название объясняют две местные легенды, и обе они связывают название Мамыри с любовными историями, в которых фигурируют французы.

По одной версии, «Мамыри» произошли от французского «Ma Marie!» («Моя Мари») — так влюбленный француз, пристроившись у дороги, вызывал на свидания одну из жительниц деревни. Делал он это подолгу и столь часто, что его заунывный крик стал для обитателей этих мест отличительной чертой деревушки, а потом и ее названием.

Героиня второй версии — местная помещица, которая на старости лет воспылала чувствами к молодому французу, вышла за него замуж, а почувствовав, что жить ей осталось недолго, распорядилась передать деревеньку в собственность супругу: «деревню — mon mari такому-то» («деревню — моему мужу такому-то»). Но в дарственной оказалось записано: «деревню Монмари — такому-то», а потом, как это часто бывает, название подправили под более привычное звучание.

Интересно, в Наро-Фоминском районе Московской области есть еще одна деревня с тем же названием. Но удивляться этому не стоит: в России и до, и после нашествия Наполеона хватало и сельских красавиц, и сумасбродных помещиц, и любвеобильных французов.

Дада (Хабаровский край)

Дада — это нанайский поселок, расположенный на берегу Амура на месте древнего поселения, датированного I тысячелетием до н. э., у слияния Гассинского и Халхалинского протоков.

Местоположение и определило название поселка. В переводе с нанайского «да» означает «устье реки, озера, пролива», а «дада» — «у слияния двух протоков».

Радио (Московская область)

Название этого поселка напрямую связано с целью его основания и задачами, которые решали его первые жители.

В начале 30-х годов ХХ века НИИ радио занимался, среди прочего, разработкой приемно-передающей аппаратуры, работающей на метровых волнах. Для испытания этой аппаратуры были смонтированы опытные линии связи.

Поселок Радио стал частью полигона для испытаний радиорелейных линий: сигнал шел из здания почты, расположенной в центре Москвы, на улице Мархлевского, а принимающая антенна была вынесена далеко за город, и вокруг нее был построен поселок, в котором поселили участников испытаний.

День рождения водки

Днем рождения русской водки неформально считается дата защиты великим русским ученым Дмитрием Менделеевым диссертации «О соединении спирта с водою».
История: День рождения водки
Это событие состоялось ровно 150 лет назад 31 января 1865 года. Однако непосредственно к водке, как к напитку, работа Мендлеева отношения не имеет.

Читать дальше →