Взрывы на рынке Маркале в Сараево как повод для начала операции НАТО против сербов

Маркале – рынок в столице Боснии и Герцеговины — Сараеве. Первый взрыв на Маркале (сербохорв. Prvi masakr na Markalama) произошёл в субботу 5 февраля 1994 года в 12:37 часов. В тот день стояла необычно тёплая погода, артиллерийские выстрелы были незначительны. Снаряд разорвался на рынке посреди толпы. Погибли 68 человек (в основном мусульмане) и свыше 200 ранено.

Война: Взрывы на рынке Маркале в Сараево как повод для начала операции НАТО против сербов


Следствие ООН установило, что взрыв был вызван 120-мм артиллерийской мины, которая была пущена в сторону рынка с северо-востока. После трагедии НАТО предъявила боснийским сербам ультиматум, заявив о возможности нанесения воздушных ударов в том случае, если сербы не уберут своё тяжёлое вооружение из района Сараева на расстоянии 20 км. Днём ранее произошёл взрыв в Добрыне(район Сараева): от мины, выпущенной сербами, погибло 10 человек, стоявших в очереди за водой.

Сербы не признали своей вины, потребовав разбирательств. Но угроза натовских ударов вынудила их пойти на уступки.Командующий миротворческими силами ООН в Боснии и Герцеговине генерал Майкл Роуз тогда выразил неуверенность в том, кто мог быть ответственен за совершённый взрыв; а в своих мемуарах «Борьба за мир» написал, что через три дня после взрыва он сказал заместителю командующего боснийской армии Йовану Дивяку, что мина была выпущена с позиций мусульман. В секретном докладе штаба миротворческих сил в Загребе, направленном в ООН, сообщалось, что «мусульмане по крайней мере два раза в течение последних 18 месяцев обстреливали Сараево, вызвав человеческие жертвы», и мина на Маркале скорее всего «была выпущена с территории, контролируемой мусульманами, а не сербами».

Давая показания перед судом, бывший политический советник командующего миротворческими силами ООН (УНПРОФОР) Дэйвид Харланд признал: нет никаких доказательств виновности той или иной стороны за «Маркале-1». По его словам, установлено только, что снаряд мог быть выпущен как с мусульманских, так и с сербских позиций.

Атака на сараевский рынок — одно из деяний, которое вменяли бывшему боснийско-сербскому президенту Радовану Караджичу.

Однако автор баллистической экспертизы в процессе против Караджича – эксперт Зорица Суботич свидетельствовала, что на рынке взрывались не миномётные снаряды, а, с наибольшей вероятностью, речь идёт о дистанционном подрыве взрывчатки.
К этому выводу она пришла после анализа всех собранных доказательств, но также на основе мнения экспертов гаагской прокуратуры, которая утверждает, что оба упомянутые снаряда были выпущены со стороны позиций боснийских сербов; по той же причине они являются частью обжалования против Караджича и генерала Радко Младича, пишут Вести.

«Это практически невозможно, чтобы стабилизатор снаряда после взрыва остался полностью закопаным в асфальте, прикрытый землей, как это видно на видеозаписи следователей. Это технически нельзя объяснить, и физически невозможно,» — заявила свидетель в связи с атакой 5 февраля 1994 года.


«Так же невозможно, чтобы один снаряд 120 мм стал причиной такого числа жертв,» — подчеркнула она и добавила, другие инфомировынные персоны подтвердили следы ещё одного взрыва на Маркалах, который, однако, не упоминается.

Война: Взрывы на рынке Маркале в Сараево как повод для начала операции НАТО против сербов

Свидетель обратила внимание на то, что большой знак вопроса возникает в связи с другим взрывом на сараевском рынке, который произошёл в августе 1995 года. Взрыв привёл к 43 смертям и 75 раненым, вспоминают Вести.

«Невозможно, чтобы снаряд прилетел на место под тем углом, которой определило следствие сараевской полиции и сил ООН, и при этом его полёт не зарегестрировал радар подразделений UNPROFOR,» — подчеркнула Суботич.

«Прокуратура утверждает, что что в тот же самые день в районе Маркале взорвались пять снарядов, и последний привёл к жертвам гражданского населения; те взрывы ведь должны были слышать. Я полагаю, что люди бы разбежались, если бы слышали вокруг себя взрывы,» — добавила Суботич.


Позже в лондоской газете Индепендент вышла статья с заголовком: «Мусульмане убивают свой собственный народ», в котором командующий силами ООН в Сараево Льюис Маккензи описывал ситуацию на рынке таким образом:

«Улица была заблокирована как раз перед инцидентом. Когда людей стали пропускать, и они выстроились в очередь, показались СМИ, но они держались в стороне. Произошла атака, а СМИ были на месте происшествия тут как тут.» Маккензи ещё в июне 1992 года обращал внимание на попытки мусульман осуществить преступления, за которые обвинены будут сербы.

Война: Взрывы на рынке Маркале в Сараево как повод для начала операции НАТО против сербов

Второй взрыв на Маркале произошёл 28 августа 1995 года на том же рынке Маркале, в результате чего 43 человека погибли и 81 был ранен. Сразу после случившегося прогремели взрывы от четырёх снарядов у Национального театра, в результате которого были ранены 8 человек. Следствие установило, что снаряд был выпущен под углом 170° с южной стороны от места взрыва, т. е. со стороны горы Требевич.

К расследованию инцидента подключились подразделения ООН, которые 29 августа заявили, что не могут определить, какая из воюющих стороны произвела пуск снарядов. В тот же день разведывательная служба (G2) представила в ООН доклад для внутреннего пользования, в котором утверждала, что позиция выпуска всех пяти снарядов находилась на территории, подконтрольной сербам: между Лукавицей и Милевичем, т. е. под углом 220—240° и на расстоянии 3000—5000 метров.

Во взрыве обвинили сербов. Командование сербской армии отрицало причастность своих войск к совершённому взрыву. Лидер боснийских сербов Р. Караджич утверждал, что произошедшее было провокацией со стороны мусульманского руководства.

Сразу после «Маркале-2» полковник Андрей Демуренко, служивший заместителем командующего UNPROFOR в секторе «Сараево», вместе с группой экспертов также провел расследование. Согласно выводам, в августе 1995-го никакого обстрела вообще не было: на площади взорвалось заложенное взрывное устройство с поражающими элементами. Начальству настолько не понравились эти выводы, что их запретили обнародовать. Тем не менее, Демуренко озвучил их и по горячим следам, дав пресс-конференцию, и как свидетель защиты в ходе процесса Радована Караджича.

По воспоминаниями Р. Холбрука, президент Билл Клинтон объявил «Объединённым Нациям и нашим союзникам по НАТО, что больше нельзя ждать, настало время «жестоко ударить по мусульманским сербам». Событие послужило поводом для начала операции «Обдуманная сила» (или «Немедленный ответ») в августе—сентябре того же года, которая была направлена на военные объекты армии боснийских сербов.

\ с просторов \

0 комментариев

Оставить комментарий

Комментировать при помощи: