«Росморпорт» подвел итоги тендера на перевод систем управления движением судов (СУДС) в 17 портах России на отечественное программное обеспечение. Ожидалось, что все лоты выиграет одна компания, но монополии на рынке портовых СУДС России не случилось.
Долгий тендер
В тендере, итоги которого ФГУП «Росморпорт» подвело 23 мая, оказалось два победителя. Петербургское ЗАО «Институт телекоммуникаций» получило 12 портов, московское АО «Ситроникс»– 5, но по деньгам они почти сравнялись. Контракт на 864 млн рублей достался «Институту телекоммуникаций» и на 800 млн – «Ситроникс».
Закупка была разбита на три лота, в первом и втором было по шесть портов: Владивосток, Находка, Ванино, Де-Кастри, Магадан, Залив Анива в первом и Санкт-Петербург, Усть-Луга, Высоцк и Приморск, Калининград, Сабетта во втором.
На оба этих лота подали заявки «Ситроникс» и «Институт телекоммуникаций». После долгого рассмотрения заявок первый лот получило ЗАО «Институт телекоммуникаций», которое предложило низкую цену – оно готово выполнить работы за 318,7 млн рублей против 631 млн рублей у «Ситроникса» (при начальной цене контракта в 631 млн рублей).
Второй лот также достался «Институту телекоммуникаций», который согласился исполнить контракт за 546,5 млн рублей против предложения «Ситроникса» в 680 млн (начальная цена — 724 млн рублей).
На третий лот, в который входили СУДС Новороссийска, Керченского пролива, Туапсе, Севастополя и Феодосии, «Ситроникс» был единственным, кто подал заявку, он и получил контракт за 798,7 млн рублей при стартовой цене в 799,7 млн рублей.
Таким образом, «Ситроникс» будет за 800 млн рублей заниматься пятью портами, а «Институт телекоммуникаций» за 864 млн рублей – двенадцатью.
Впрочем, как рассказали Mashnews источники на рынке, «Институт телекоммуникаций» осознанно — курортный сезон и СВО могли осложнить работу на юге. Впрочем, у «Института телекоммуникаций» уже есть контракт на СУДС порта в Ростове-на-Дону, который он выполняет за 300 млн рублей, а это практически полцены южного направления нынешнего конкурса.
Само ЗАО «Институт телекоммуникаций» объяснило отказ от подачи заявки на третий лот здравой оценкой своих ресурсов. «Все указанные объекты должны перевооружаться одновременно, это огромный пласт работы. И мы, после оценки документации по объектам, приняли решение идти на те лоты, которые готовы на себя взять и качественно выполнить работы по их перевооружению», – рассказал собеседник издания в компании.
Как объяснили Mashnews в обоих компаниях, их программное обеспечение весьма близко по функционалу. В частности, система обработки отображения и регистрации информации (СООРИ) СУДС «СиТрафик», разработанная АО «Ситроникс», обеспечивает для заказчика бесшовную интеграцию с существующей инфраструктурой и безостановочный переход на использование российского программного и аппаратного обеспечения. СУДС «СиТрафик» работает под управлением операционной системы Astra Linux Special Edition 1.7, сертифицированной ФСТЭК России.
Под управление Astra Linux работает и СООРИ СУДС «Нави-Мастер», разработанное ЗАО «Институт телекоммуникаций». Оно тоже должно обеспечить беспроблемный и бесшовный перевод СУДС с нынешнего ПО на новое.
Системы управления движением судов обоих компаний протестированы и внедрены с использованием аппаратного обеспечения из реестра Минпромторга и ПО из реестра Минцифры.
Прежняя монополия «Транзаса»
Как мы
писали ранее, «Росморпорт» заменяет новым программным обеспечением системы, разработанные компанией «Транзас».
В 2018 году это российское предприятие за 210 млн евро купил финский концерн Wartsila, один из мировых лидеров судостроительной индустрии. На тот момент «Транзас» занимал 35% мирового рынка электронно–картографических и навигационных систем, свыше 45% мирового рынка морских тренажеров, а также проводил около 25% внедрений систем управления движением судов. Примерно 60% заказов «Транзаса» были от иностранных клиентов, 40% — от российских.
В 2022 году, после начала СВО, финская корпорация ушла с российского рынка, передав свои российские подразделения менеджерам, однако забрала с собой все права на программно-аппаратный комплекс.
Одной из компаний, образовавшихся после ухода Wartsila, стало ООО «Транзас-Навигатор». Как рассказал Mashnews директор по береговым системам «Транзас-Навигатора» Роман Модеев, программно-аппаратный комплекс Navi-Harbour для систем сбора, обработки и регистрации СУДС был создан в Петербурге разработчиками «Транзаса». Это ПО установлено в большинстве СУДС России (за исключением Архангельска и Магадана, а с недавних пор Сочи и Махачкалы, где СУДС построено на ПО других компаний). Прикладное ПО комплекса от «Транзаса» работает под управлением операционной системы Windows.
Призрак монополии «Ситроникса»
Этот тендер на установку систем управления движением судов в российских портах проходил на фоне заявлений руководителей «Росморпорта» о готовности сделать «Ситроникс» ключевым игроком на рынке портовых СУДС.
После того, как СУДС Сочи был переведен на программное обеспечение от АО «Ситроникс», зам. генерального директора ФГУП «Росморпорт» Сергей Симонов в конце апреля 2024 года
заявил, что «компания «Ситроникс» разработала программное обеспечение, которое по своему функционалу значительно шире ранее используемого» и «ведутся работы по подготовке к тиражированию разработанного ПО на всех СУДС предприятия».
Таким образом, казалось, что монополия «Транзаса» будет заменена на монополию «Ситроникса». Первый зампред Комитета Госдумы РФ по промышленности и торговле Александр Козловский сказал Mashnews, что это даже неплохо. И создание единого разработчика и оператора потовых СУДС в России — вполне осмысленное действие.
«У нас нет времени на раскачку, для укрепления технологического суверенитета нужно использовать отечественное ПО В нынешних условиях отсутствие конкуренции на рынке – это нормальная история для ИТ-технологий и ИТ-продуктов. Сейчас отечественная отрасль работает в новых реалиях. А когда на рынке появятся аналоги софта для СУДС, то Росморпорт будет рассматривать все предложения», – говорит Александр Козловский.
Основной плюс [создания единого оператора], по словам депутата Госдумы, заключается в том, что управление портами единой системой в принципе логично и практично. При возникновении неполадок и сбоев работы ПО в одном из портов подобное можно будет исключить в других портах, что невозможно сделать при использовании софтов нескольких разработчиков, поясняет Козловский.
Частично с ним согласен директор по береговым системам «Транзас-Навигатора» Роман Модеев.
«С одной стороны создавать несколько аналогичных узкоспециализированных комплексов в отсутствие доступа на иностранные рынки — слишком расточительно даже для такой большой страны как Россия. В той же Финляндии есть один собственный производитель СУДС, и он монополист в СУДС Финляндии. С другой стороны, отсутствие конкуренции — это плохо. По-моему мнению, заказчик («Росмопорт») заинтересован использовать лучшее из доступного с учетом цены, качества и поддержки, а вопрос, выживут ли конкуренты, будет ли монополия или нет — рынок решит сам», – говорит он.
При этом Модеев считает, что экономический смысл в централизации на рынке портовых СУДС присутствует.
«Нельзя создать комплекс и распустить разработчиков, так как систему надо постоянно развивать и совершенствовать, дорабатывать под новые типы радаров и других сенсоров и аппаратных средств, новые протоколы обмена данными, новые нормативные требования и тому подобное. Это дорого, а отечественный рынок СУДС конечен», – объясняет он.
Но получилось иначе
Однако по итогам тендера монополии не случилось. Это радует эксперта MariNet НТИ Андрея Скатина.
«В условиях новых требований к безопасности российского ПО, монополист на таком рынке – большой риск. Во-первых, мы уже столкнулись с ситуацией с «Транзасом», повторение такого сценария по-прежнему возможно, но обойдется еще дороже. Во-вторых, в долгой перспективе несколько конкурирующих компаний будут вынуждены держать цены как на продукцию, так и на обслуживание на рыночном уровне», – считает он.
СУДС Махачкалы переведена на ПО «Нави-Мастер» компании «Институт телекоммуникаций» уже несколько месяцев назад, и функциональность этого отечественного ПО пользователей устраивает, говорит Скатин.
Если бы все лоты получил один разработчик, это могло привести к отсутствию контроля за ценообразованием на поставки ПО, так и его дальнейшего обслуживания. А после переоснащения всех объектов повлиять на это возможностей было бы немного, указывает эксперт MariNet НТИ.
Впрочем, итоги тендера не похоронили идею создать систему управления движением судов под программным обеспечением одного игрока. Буквально на этой неделе президент Sitronics Group Николай Пожидаев презентовал на конференции «Цифровая индустрия промышленной России» проект единой системы цифровизации водного транспорта в России, который может объединить морской и речной транспорт, береговые и космические системы в бесшовное цифровое пространство. По словам Пожидаева, компания готова реализовать этот проект за три года. Но заказа со стороны государства на это пока не поступило.