История крушения рейса 593 Аэрофлот

23 марта 1994 года рейс 593 авиакомпании "Аэрофлот" следовал из Москвы в Гонконг с 75 пассажирами на борту. Прежде чем он смог достичь места назначения, самолет совершил серию крутых подъемов и пикирований — последний из которых привел самолет на такую низкую высоту, что восстановление было невозможно. Аэробус А310 врезался в землю, все находящиеся на борту люди погибли. Последующее расследование показало, что катастрофа произошла исключительно из-за ряда неправильных решений, недоразумений и ошибок пилотов рейса 593.

Происшествия: История крушения рейса 593 Аэрофлот


В кабине рейса 593 находились три человека: капитан-40-летний Андрей Викторович Данилов и первый помощник-33-летний Игорь Васильевич Пискарев. На борту находился и запасной пилот-39-летний Ярослав Владимирович Кудринский. Также присутствовал пилот Аэрофлота Владимир Макаров, который ехал в качестве пассажира, чтобы попасть на работу в Гонконг.

Через несколько часов после плавного взлета капитан Данилов передал управление сменному пилоту Кудринскому. Он планировал поспать, а затем вернуться к штурвалу, чтобы осуществить посадку в Гонконге. Кудринский был опытным летчиком: у него было почти 9000 летных часов, и почти 1000 часов в Airbus A310. Он работал в Аэрофлоте два года без происшествий.

Происшествия: История крушения рейса 593 Аэрофлот

На борту рейса в качестве пассажиров находились сын Кудринского Эльдар и дочь Яна, 15 и 12 лет соответственно. В то время было вполне нормально приглашать детей на борт самолета и в кабину пилотов, чтобы посмотреть на управление самолетом. Кудринский, явно стремясь произвести впечатление на своих детей, пошел еще дальше: он предложил своим детям по очереди сидеть в его кресле и «управлять» самолетом. Яна пошла первой. Кудринский встал со своего места и подогнал его под нее.

Самолет в этот момент управлялся автопилотом, и пока Яна играла со штурвалом, Кудринский немного подправил курс автопилота, чтобы дочь подумала, что она действительно управляет самолетом.

Стоит отметить, что все это он сделал, официально не передав своему второму пилоту управление. Если другие присутствующие считали, что это проблема, они не говорили об этом. Пискарев переговаривался по радиосвязи, а Макаров (летчик, ехавший в качестве пассажира) подшучивал над Кудринским и предлагал сфотографировать его детей за штурвалом.

Атмосфера была непринужденной и дружеской, когда Яна покинула кресло пилота, а Эльдар занял его. Кудринский снова предложил своему ребенку поиграть с штурвалом, тонко управляя курсом автопилота, чтобы Эльдару казалось, что он действительно управляет самолетом. Яна была чрезвычайно аккуратна с управлением во время нахождения в кресле пилота. Эльдар — нет. Он непрерывно тянул штурвал в течение более 30 секунд, что (в соответствии с дизайном системы) частично отключило автопилот. Загорелась сигнальная лампочка, указывающая на это, но никто из присутствующих этого не заметил.

Теперь, когда Эльдар продолжал слегка отодвигать штурвал в сторону, самолет начал крениться. Эльдар спросил отца, почему самолет накренился. Последовавший за этим разговор, зафиксированный бортовым самописцем, поначалу был относительно спокойным. Кудринский признался, что не знает, почему самолет накренился. Уже через несколько секунд угол, под которым самолет накренился, стал опасен, и в кабине началась паника. Никто из пилотов не понимал, что происходит. Внезапное увеличение силы тяжести, вызванное креном самолета, пригвоздило Кудринского к задней стенке кабины и лишило возможности вернуться на свое место.

Пискарев, точно так же прижатый к спинке кресла под действием силы тяжести, мог дотянуться до рычагов только одной рукой. Оба мужчины принялись выкрикивать указания Эльдару, который, будучи 15-летним подростком и совершенно не имея летной подготовки, был не в состоянии им следовать.

Резкий угол, под которым самолет накренился, заставил его потерять высоту. Автопилот, который теперь имел только частичное управление, попытался исправить проблему, подняв нос вверх и увеличив тягу, но это не помогло, и автопилот полностью отключился. Затем включилась еще одна автоматическая система, чтобы спасти самолет. Она сделала это, отправив самолет в пике.

В кабине царил хаос: крики, команды от всех пилотов. Кудринский сумел вернуться на свое место и снова взял управление на себя. Вдвоем они с Пискаревым вывели самолет из пике, но направили его в слишком резкий набор высоты. Ситуация была настолько суматошной, что у пилотов даже не было времени подать сигнал бедствия. В течение двух минут они боролись за контроль над самолетом, сбитые с толку и напуганные, их голоса почти не были слышны из-за множества накладывающихся друг на друга аварийных сигналов.

К тому времени, когда им наконец удалось выйти из последнего пике и выровняться, они значительно потеряли высоту. Через несколько мгновений самолет врезался в склон горного хребта, убив всех на борту.

Происшествия: История крушения рейса 593 Аэрофлот

По факту аварии было начато расследование. Выводы были однозначными: катастрофа была вызвана в первую очередь решением пустить детей играть с управлением самолета. Критике подверглись и некоторые конструктивные особенности Airbus A310. Например, отсутствие звуковой сигнализации, указывающей на то, что автопилот отключился. Это послужило суровым уроком о серьезности и ответственности должности капитана самолета. Если какой-нибудь пилот авиакомпании еще не знал, что это плохая идея — позволять детям играть с управлением пассажирского самолета, то судьба рейса 593 сделала это очень ясным.

После некоторого анализа появилась последняя печальная заключительная часть истории: если бы пилоты просто отпустили штурвал и ничего не сделали, когда проблема только возникла, автопилот и другие автоматизированные системы выровняли бы самолет, и рейс 593 не потерпел бы крушения. Последние несколько минут замешательства, паники и отчаянных попыток исправить ситуацию своими силами окончательно обрекли полет.

После 11 сентября большинство авиакомпаний мира ввели строгие правила для нахождения в кабине самолета. Времена, когда детей приглашали в переднюю часть самолета даже просто понаблюдать за управлением, давно прошли. С современными нормами безопасности подобная катастрофа едва ли может повториться.

\ с просторов \

1 комментарий

oleg_ws
В 80х была похожая ситуация — на внутреннем рейсе также детям дали «порулить» и тоже разбились.

Оставить комментарий

Комментировать при помощи: