Грузинские короткометражки - добрый юмор времен Союза

В 70-х годах во всех кинотеатрах Советского Союза демонстрировались короткометражные грузинские фильмы-комедии, пользовавшиеся огромным успехом у зрителя. Это можно считать феноменом, ведь никогда раньше короткие киноленты не вызывали такого эффекта.

Интересное: Грузинские короткометражки - добрый юмор времен Союза


Продолжительность фильмов составляла от 15 до 30 минут, но при этом они включали в себя так много иронии и хорошего юмора, что зрители получали огромное удовольствие. Из зала люди выходили с улыбкой. А когда короткометражки стали демонстрировать и по Центральному телевидению, народ старался не пропускать эти показы.



Идеальная декорация

Грузинская советская кинематография всегда имела особую ценность. Здесь работали одарённые сценаристы, режиссёры, а также великолепные актёры. Но и это далеко не всё. Грузия славилась высококвалифицированными операторами, осветителями, прочими службами технического обеспечения. Вообще, киностудия «Грузия-фильм» отличалась хорошим оснащением и продвинутым оборудованием.

Успеху грузинского кино способствовала сама местная природа. Съёмки часто проходили на открытой местности, ведь практически вся Грузия является идеальной декорацией. Вот почему действие почти всех грузинских комедий разворачивается на природе – в ущельях, на равнинах, в горах или просто на шоссе, с которого открываются прекрасные виды. Вообще, считается, что зритель любит натурные съёмки больше, чем павильонные. В данном случае это абсолютно справедливо.

Но сценаристы, режиссёры, операторы и художники-постановщики – это ещё не все слагаемые успеха. Отдельно нужно сказать о музыкальном сопровождении мини-фильмов. Чудесная музыка Гии Канчели украсила большинство грузинских короткометражек. Этот композитор-минималист всегда экономно подходил к расходованию средств художественной выразительности. Он не любил, когда инструменты производят много шума. Ему порой было достаточно одной скрипочки, чтобы создать уникальный мелодический рисунок. Или он мог просто задать красивый ритм, и тогда звуки барабанов сами погружали слушателя в особый мир Кавказа. При этом Канчели как сочинитель великолепно владел искусством грузинского многоголосия, и хоровые фрагменты в картинах звучат просто изумительно.

Над музыкальным оформлением картин также работали Джансуг Кахидзе и другие замечательные композиторы.

Троица дорожных рабочих

Благодаря короткометражкам советский зритель открыл для себя прекрасных грузинских актёров. Впрочем, некоторые из них уже снимались на «Мосфильме» и других советских киностудиях.

Например, Кахи Кавсадзе стал широко известен после выхода на экраны «Белого солнца пустыни», где он сыграл жестокого бандита Абдуллу. Однако в короткометражках мы видим совсем другого Кавсадзе – здесь он создаёт образы добрых простофиль и милых чудаков.

Он стал одним из участников знаменитой троицы дорожных рабочих, приключениям которых посвящено несколько короткометражек. В ансамбле с ним работали не менее талантливые грузинские актёры Баадур Цуладзе и Гиви Берикашвили. У всех троих – очень выразительная внешность, и порой казалось, что им даже не надо играть. Достаточно просто ходить в кадре.

К сожалению, все три актёра ушли от нас совсем недавно, причём один за другим. 28 ноября 2020 года Кахи Кавсадзе заразился коронавирусом и был срочно госпитализирован. После трёх недель интенсивной терапии артиста выписали из больницы. Но уже в феврале 2021 года он повторно заразился и снова был госпитализирован. Скончался через пару месяцев, 27 апреля 2021 года, в Тбилиси на 86-м году жизни. Похоронен на Сабурталинском кладбище рядом с женой.

Баадур Цуладзе, отличительной чертой которого являлись приятная полнота и невероятное обаяние, тоже снимался не только в Грузии. Например, он сыграл хозяина харчевни в «Приключениях Буратино», работал в «Листопаде» Отара Иоселиани. Из-за болезни матери он был вынужден в своё время отказаться от съёмок в фильме «Джентльмены удачи» – его утвердили на роль Василия Алибабаевича. Однако всего в его творческом багаже около ста ролей. Цуладзе ушёл из жизни после продолжительной болезни 13 мая 2018 года.

Гиви Берикашвили, который известен как Берик из легендарного цикла короткометражек, снялся также в культовом фильме «Берега». Под конец карьеры сыграл Санчо Пансу в комедии-притче режиссёра Годерзи Чохели «Прикованные рыцари». Скончался 10 апреля 2017 года из-за осложнения после пневмонии.

Ставший впоследствии замечательным режиссёром Георгий Кавтарадзе тоже сыграл в нескольких короткометражных фильмах. С ним снимались Лика Кавжарадзе, Шалва Гедеванишвили, Абессалом Лория. Отлично сыгранные характеры в течение многих лет не утратили кинематографического очарования.

К счастью, некоторые актёры, снявшиеся в тех фильмах, радуют зрителей и сегодня.

Как выбраться из кувшина

Киноведы сходятся во мнении, что в 50–80-х годах грузинское кино представляло собой настоящий бриллиант. В те урожайные годы студия «Грузия-фильм» производила десятки фильмов в год, в том числе мультипликационных.

Грузинская продукция попадала и на международные фестивали. Федерико Феллини, увидев эти фильмы, классифицировал грузинский кинематограф как «странное явление, сложное, вдохновляющее и волнующее».

В тот период на киностудии «Грузия-фильм» было снято около сорока короткометражек комедийного характера. Список включает знаменитые картины «Чудесный костюм», «Лимонный торт», «Свадьба», «Серенада», «Чешское пиво», «Рекорд», «Кузнец» и многие-многие другие. Некоторые фильмы навсегда вошли в золотой фонд кинематографа.

А короткометражный фильм «Кувшин» можно по праву отнести к киношедеврам. Сценарий к нему написал великий Резо Габриадзе. В основу сюжета легла знаменитая новелла итальянского драматурга Луиджи Пиранделло, которую Резо вольно интерпретировал на грузинский лад.

Вообще, по этому сюжету снято несколько фильмов, прежде всего самими итальянцами. Однако грузинские кинематографисты явно превзошли мастеров из Италии. Грузинский вариант гораздо изящнее, не говоря уж об искромётном юморе.

Я тебе один умный вещь скажу

Рассказывая о грузинском кинематографе, невозможно не остановиться на такой знаковой фигуре как Резо Габриадзе. Он стал самым известным постановщиком грузинских короткометражных комедий. Но на его счету также сценарии полнометражных фильмов, таких как «Не горюй!», «Мимино», «Кин-Дза-Дза» и других. Фразы из этих картин давно вошли в нашу повседневную речь, однако мы даже не задумываемся, что эти слова сочинил Габриадзе.

Помимо кино, большую часть жизни режиссёр и сценарист занимался своим театром марионеток. И буквально все его спектакли – это настоящие шедевры.

Резо Габриадзе, одному из немногих профессионалов советского кино, разрешалось выезжать за границу. Он писал сценарии и ставил за рубежом театральные представления. Долго работал в Швейцарии и Франции. В Париже в постановках мастера участвовали звёзды французской сцены.

Но, пожалуй, самый известный спектакль, созданный Резо Габриадзе, – это «Сталинград». Постановка объехала полмира, и ни один человек не вышел из зала равнодушным. Спектакль имеет пронзительное звучание, хотя на сцене нет никаких сражений. Действие происходит на поле битвы уже после боя. Режиссёр показывает войну через судьбы генерала армии, его раненой лошади и даже чудом уцелевшего муравья… И жизнь каждого живого существа, показанная с помощью кукол-марионеток, становится частью удивительной поэмы о самой страшной битве в истории человечества.

Наиболее известны грузинские короткометражные комедии, которые Габриадзе создал как сценарист и режиссёр, – «Белые камни» (1972), «Пари» (1974), «Родник у дороги» (1974), «Лестница» (1975), «Кавказский романс» (1975), «Три рубля» (1976), «Бабочка» (1977), «Покорители гор» (1977) и другие.

И всегда выигрывают женщины!

Из числа других режиссёров также известен постановщик Гага Ревишвили, которого советский зритель узнал после выхода картины «Воскресный день», длившейся всего 17 минут. Фильм рассказывает об одном выходном дне молодого парня, его коротких встречах и других интересных событиях.

Около двадцати фильмов снял Гугули Мгеладзе. Наиболее известна комедия-короткометражка «Белые дома», созданная в 1974 году. Продолжительность фильма составляет 22 минуты – это увлекательный рассказ об отношениях строителей к искусству и их симпатии к пианистке.

Запомнилась поклонникам пятнадцатиминутная лента «Флейта» от грузинского постановщика Георгия Дадиани. Режиссёр поведал о любви музыканта к красавице с завода по производству хрусталя.

Девять кинолент снял сам Баадур Цуладзе, о котором мы уже говорили как об актёре. Он подарил нам несколько фильмов, самым забавным из которых является «Перерыв». В советской конторе в перерыве сослуживцы устраивают соревнования – кто выше прыгнет, кто дольше продержится одной рукой на кольце и так далее. Начальника возмущает, что его подчинённые не находят лучшего способа убить время. Вдобавок выигрывают всегда женщины! Он желает реабилитировать пошатнувшийся престиж сильного пола. Но лучше бы этот маленький пузатый директор даже не начинал состязаться с дамами…

Небольшие киносюжеты не требовали огромных бюджетов. Поэтому руководство республики выделяло достаточно средств для съёмок грузинских короткометражных комедий. Выпуск недорогих фильмов хорошо окупался в советском прокате.

Эти светлые и добрые киноленты в то время никого не оставляли равнодушными. Да и сегодня они воспринимаются как символ той эпохи, когда кино говорило со зрителем простым и подчас наивным языком, но зато никогда не фальшивило. А главное, учило людей доброте.

И произносит волшебное слово

Как и другие республики, Грузия пережила кризис после распада СССР. Государственное финансирование киноиндустрии было существенно сокращено, а частные компании не достигли результата, которого поначалу ожидали.

Вскоре киноиндустрия почти сошла на нет. Однако в 1993 году фильм Теймура Баблуани «Удзинарта Мзе» («Солнце неспящих») получил Серебряного медведя на Берлинском кинофестивале, а также собрал призы «Кинотавра» и «Ники».
В 2001 году с помощью частных инвесторов был основан Национальный центр кинематографии для возрождения умирающей грузинской киноиндустрии. К сожалению, несмотря на усилия, он не смог повторить успех, достигнутый 50 лет назад. Однако нельзя сказать, что кинематографа в Грузии больше нет. Он есть, хотя и не такой успешный, как в былые времена.

Изменилась жизнь, изменился и киноязык. Современные киноленты Грузии шагают в ногу со временем, используют тренды мирового кинематографа. Хотя и пытаются сохранять традиции советского кино. Более того, герои говорят, конечно, на грузинском, но в кадре периодически слышится русская речь.

Грузинские фильмы по-прежнему остаются трогательными и наивными, как в старые добрые советские времена. К примеру, короткометражка Георгия Гогичайшвили «8 минут» повествует ни много ни мало о конце света.

Кругом царит суматоха, близится Армагеддон, люди сходят с ума и совершают самоубийства. И только старый фокусник спокоен и невозмутим, как и полагается настоящему грузину. Его сын давно вылетел из семейного гнезда и живёт где-то далеко на севере, на полярной станции в палатке. Из всех благ цивилизации – только сотовая связь. Нет даже электричества, палатку освещает лишь висящая в небе Луна. Этот герой ещё не в курсе, что Солнце погасло, последние лучи света достигнут Земли через 8 минут, а затем всё погрузится во тьму навсегда. Отец, который в детстве часто показывал сыну фокусы, решает удивить его в последний раз и продемонстрировать магический трюк, от которого тот ошалеет. Папа набирает номер сына и на последних секундах разговора обещает, что сейчас погаснет Луна. Произносит волшебное слово – и вдруг Луна исчезает с небосклона навсегда. Изумить сына отцу явно удалось. Конец истории.

Жить в Грузии и не снять кино о национальных блюдах было бы кощунством. О грузинской лепёшке хачапури повествует интересная короткометражка, которая так и называется – «Грузинский хлеб».

Вообще, если набрать в поисковой строке Яндекса «грузинские короткометражки», то интернет выдаст в первую очередь старые добрые советские мини-комедии. Но в списке обязательно окажутся и фильмы, снятые за последние 10–30 лет. Почти каждая из них заслуживает внимания. Самобытные, душевные и понятные каждому зрителю, они стоят того, чтобы их смотрели и пересматривали.

\с просторов\

0 комментариев

Оставить комментарий

Комментировать при помощи: