На сотом году жизни скончалась знаменитая лётчица полка "Ночных ведьм" Галина Павловна Брок-Бельцова

Штурман экипажа 1-й эскадрильи 125-го гвардейского авиаполка, последняя из женщин-штурманов пикирующего бомбардировщика Пе-2. Она была награждена шестью медалями и орденами, а также получила благодарность Иосифа Сталина «За взятие порта и крепости Пиллау».








Рассказываем о боевом пути выдающейся героини, её воспоминаниях с фронта, первом боевом вылете и трофейных бомбах.

Кто она?

Кандидат исторических наук, вице-президент и почётный член Союза «Авиатрисса» — клуба, который объединяет женщин лётных специальностей. Галина Павловна Брок-Бельцова родилась 12 февраля 1925 года в Москве. В октябре 1941 года пошла добровольцем в военкомат (райком комсомола), откуда её отправили в Московское Краснознамённое авиационное училище связи. В 1943-м её послали в Йошкар-Олу переучиваться на штурмана.

В годы ВОВ совершила минимум 36 подтверждённых фотографиями боевых вылетов. Всего их было, разумеется, больше.

125-й БАП

Это гвардейский бомбардировочный авиационный Борисовский орденов Суворова и Кутузова полк имени М. Расковой. Авиаполк стал одним из трёх женских в ВВС СССР, сформированных в начале ВОВ.

БАП участвовал в важнейших операциях и битвах:
— Сталинградской битве;
— Битве за Кавказ;
— Спас-Деменской операции;
— Курской битве;
— Белорусской операции;
— Освобождении Прибалтики;
— Восточно-Прусской операции.

Полк закончил войну в составе Ленинградского фронта, блокируя Курляндскую группировку врага. За время войны 125-й БАП выполнил 1134 боевых вылета и сбросил на противника и его союзников почти тысячу тонн бомб. Сбито пять истребителей противника.

Галина Петровна и Пе-2

Легендарная лётчица сравнивала Пе-2 и ТБ-3. Последний был тяжёлым самолётом с маленькой скоростью, а в полёте его постоянно шатало. А вот Пе-2 — настоящий хищник. Очень красивая и скоростная машина, но при этом сложная.

«Она без бомбовой нагрузки семь тонн весила, да ещё 1200 кг бомб, а взлётная скорость — 280 км/ч. И вот мы несёмся по земле, по укатанному аэродрому, кажется, пора взлетать, а не можем… Многие не выдерживали и с аэродрома уклонялись.» — рассказывала Галина Брок-Бельцова.

Первый боевой вылет

По словам Галины Петровны, вместе с экипажем они его очень сильно ждали. За ними в Йошкар-Олу прилетели опытные лётчицы. Все в орденах и медалях.

«Нас в полку прекрасно встретили, и единственное наше желание было – скорее в бой. Мы прилетели на своих самолётах, сели на аэродромы полка. Взлетели, встали на курс, впереди „старики“. Ориентировка очень сложная, на карте деревня, летишь – пепелище, ничего нет, нет деревни. На карте – лес, опушка. Летишь – лесок вырублен. Что остается? Дорог много. Всё поле изрешечено дорогами: сюда дорога, сюда дорога, и даже не поймешь, где основная.
И вот самолёты пересекли линию фронта вокруг объекта, который предназначалось уничтожить, — пожар и много дыма. Вдобавок цель защищалась зенитками. Начался обстрел наших самолётов. И тут огонь прекратился — на подходе были истребители.» — вспоминала Галина Петровна.

Бой трофейными бомбами

Когда наши войска перешли на вражескую территорию, то стали бомбить немцев их же ресурсами. Иногда враг не успевал вывезти боеприпасы.

Это были пузатые 500-килограммовые осколочные бомбы. Часто случалось, что мы быстро перелетали с одного аэродрома на другой. Наши снабженцы не успевали подвезти боекомплекты. Поэтому мы оперативно подвешивали на Пе-2 по две трофейные бомбы и летели с ними. Получается, мы начали бить немцев с их же аэродромов их же бомбами.

Послевоенная жизнь

По окончании ВОВ Галина Петровна служила в КГБ. Позже окончила истфак МГУ, где защитила кандидатскую по истории. Около 60 лет преподавала в Московском инженерно строительном институте. Брок-Бельцова участвовала и в общественной деятельности. Одна из её идей — создание сборников воспоминаний ветеранов 125-го БАП им. Марины Расковой.

Семья, пожилые лета

В 2023 году лётчица приняла участие в Параде Победы на Красной площади. У Галины Брок-Бельцовой осталось трое детей и семь внуков.

0 комментариев