Спустя 80 лет в Финском заливе нашли четыре погибших судна и останки тысяч людей

Четыре советских судна найдены на дне Финского залива и идентифицированы специалистами "Разведывательно-водолазной команды" в ходе первого этапа экспедиции РГО «180 миль до Ленинграда. История Таллинского прорыва на современной морской карте». На погибших в августе 1941 года транспортах находятся останки 2,5 тысяч человек.

История: Спустя 80 лет в Финском заливе нашли четыре погибших судна и останки тысяч людей


С 5 по 15 мая подводные исследователи совершили несколько погружений юго-западнее острова Мощный в Финском заливе, где, по имевшимся данным, затонули четыре транспорта. Они перевозили раненых красноармейцев и гражданских лиц. Все четыре судна были обнаружены водолазами на глубинах 30–50 метров.

О первой находке мы уже рассказали — это транспорт №524 (более известный как «Калпакс»). Три других судна — №511 («Алев»), №547 («Ярвамаа») и №563 («Атис Кронвальдс»). 29 августа 1941 года все они погибли от многочисленных ударов немецкой авиации.

Трагедия произошла в ходе так называемого Таллинского прорыва — эвакуации Краснознамённого Балтийского флота из порта Таллина в Кронштадт. Переход сопровождался колоссальными потерями.

Из 225 кораблей и судов оказались потоплены 62. Число человеческих жертв — более 15 тысяч, в основном — раненые бойцы и мирные граждане. Тем не менее большую часть судов и личного состава удалось спасти. Впоследствии они сыграли важную роль в обороне Ленинграда.

Крупнейшая в истории Великой Отечественной войны трагедия на Балтике до сих пор оставалась в тени. В частности, потому, что не были найдены и опознаны все погибшие в ходе Таллинского прорыва суда.

РГО совместно с «Разведывательно-водолазной командой» и морской инженерной компанией «Фертоинг» организовало экспедицию «180 миль до Ленинграда. История Таллинского прорыва на современной морской карте». Проект был поддержан Фондом президентских грантов и компанией «Транснефть».

Поиск четырёх судов у острова Мощный стал первой и очень успешной частью экспедиции.

— Погода на Балтике благоприятствовала поискам, и видимость под водой была в целом неплохая — до пяти-семи метров в первые дни, — рассказал руководитель экспедиции Константин Богданов. — К концу поисков вода стала более мутной из-за мелкодисперсной взвеси, но мы сумели произвести фотосъёмку объектов и доподлинно опознать затонувшие суда по найденным предметам и конструктивным особенностям.


По словам Константина Богданова, погружения прошли штатно. Все члены команды живы и здоровы, оборудование работало без отказа.

Следующим важнейшим этапом может стать исследование района, где в августе 1945 года несколько кораблей, также шедших из Таллина в Кронштадт, подорвались на минных полях.

— Мы хотели бы вместе с подводными исследователями из Эстонии и Финляндии сделать идентификацию и съёмку судов, погибших у мыса Юминда в территориальных водах Эстонии, — говорит руководитель экспедиции. — Надеюсь, что эстонские власти пойдут нам навстречу — согласуют приезд нашей команды и проведение исследований.


Ещё одной важной локацией для подводных исследователей является район акватории Финского залива у острова Гогланд. Здесь до сих пор не найдено по меньшей мере три судна, участвовавших в Таллинском переходе.

История: Спустя 80 лет в Финском заливе нашли четыре погибших судна и останки тысяч людей
Штурвал с парохода «Калпакс». Фото: «Разведывательно-водолазная команда»

В целом в ходе нынешней экспедиции её участники надеются найти и идентифицировать полтора десятка военных кораблей и гражданских судов, покоящихся на дне Финского залива. Благодаря участию в проекте компании «Фертоинг», по итогам поисковой работы будет создана интерактивная карта с точными координатами затонувших судов и их трёхмерными проекциями. Планируется также собрать максимум информации о людях, чьи жизни оборвались в ходе Таллинского прорыва.

В конце августа, в день 80-летия трагедии, организаторы экспедиции совместно с Министерством обороны России и Балтийским флотом собираются провести мемориальную акцию, в которой примут участие потомки погибших и выживших участников Таллинского прорыва.

Погибшие и найденные

Ниже даны описания судов, обнаруженных в ходе первой части экспедиции «180 миль до Ленинграда: история Таллинского прорыва на современной карте» с 5 по 15 мая 2021 года.

Транспорт «Калпакс» (№524)

История: Спустя 80 лет в Финском заливе нашли четыре погибших судна и останки тысяч людей
Судовой колокол с парохода «Калпакс». Фото: «Разведывательно-водолазная команда»

Латвийский пароход французской постройки 1914 года.

В Таллине принял на борт около тысячи человек, из них 850 раненых, остальные — в основном женщины и дети. В ходе перехода судно неоднократно останавливалось на минных полях и героически спасало людей с погибающих судов. По разным оценкам, к вечеру 29 августа на судне было до 1,5 тысяч человек, почти все — раненые и спасённые из воды.

«Калпакс» затонул 29 августа 1941 года в 16 часа 46 минут, после попадания трёх авиабомб.

Однозначная идентификация стала возможна после находки на носовой оконечности судна колокола с первоначальным названием транспорта — Marie Louise и указанием года и места постройки — 1914, город Нант.

В трюмах и на палубе обнаружены многочисленные останки людей, полевые кухни, госпитальные прачечные котлы на конной тяге, стрелковое оружие и каски раненых бойцов.

Впервые корпус судна был обнаружен экспедицией «Поклон кораблям Великой Победы» около двух лет назад во время поиска подводной лодки М-96, но не обследовался.

Транспорт «Алев» (№511)

История: Спустя 80 лет в Финском заливе нашли четыре погибших судна и останки тысяч людей

Эстонский пароход английской постройки 1909 года.

В Таллине принял на борт 670 раненых. Во время перехода останавливался и принимал на борт людей с погибающих судов, в том числе со штабного корабля «Вирония». Сколько человек было на борту судна к моменту гибели, неизвестно.

29 августа затонул после многочисленных ударов немецкой авиации со всем личным составом. Это 18 моряков и 670 раненых, а также неустановленное число спасённых с других судов. Подробности гибели не сохранились. «Алев» обнаружен в непосредственной близости от санитарного транспорта «Калпакс».

В результате подводного обследования установлено, что пароход получил прямые попадания авиабомб в носовой трюм и рубку. Судно переломилось пополам и затонуло почти мгновенно, что объясняет большое количество жертв. Корма транспорта высоко поднимается над грунтом, в то время как носовая часть переломлена и лежит почти на уровне грунта. На носу найден судовой колокол, но без названия.

Идентификация транспорта была сделана по сравнению характерных конструктивных элементов обнаруженного судна с историческими фотографиями «Алева». В трюме и на палубе обнаружены останки погибших бойцов, элементы амуниции и личного стрелкового оружия. Под бортом, на дне обнаружены обломки легкового автомобиля, упавшего с палубы.

Транспорт «Атис Кронвальдс» (№563)

История: Спустя 80 лет в Финском заливе нашли четыре погибших судна и останки тысяч людей

Латвийский пароход немецкой постройки 1900 года.

В Таллине принял на борт 800 человек, в основном гражданских, а также имущество и оборудование Таллинского военного порта.

Вечером 29 августа погиб от ударов немецкой авиации. В воде оказалось около 800 человек. Несколько часов спустя к месту гибели парохода подошло небольшое парусно-моторное судно, ему удалось подобрать из воды всего около сорока человек, в том числе и раненого капитана судна Эмсина.

На носовой оконечности обнаружен судовой колокол с надписью Stör Kiel 1909. Помимо останков погибших пассажиров в трюмах и на палубе обнаружены многочисленные тюки и ящики, на кормовой палубе — судоремонтное оборудование.

Идентификация транспорта была сделана по сравнению характерных конструктивных элементов обнаруженного судна с историческими фотографиями судна и по анализу обнаруженного на борту груза.

Транспорт «Ярвамаа» (№547)

История: Спустя 80 лет в Финском заливе нашли четыре погибших судна и останки тысяч людей
Останки парохода «Ярвамаа». Фото: «Разведывательно-водолазная команда»

Эстонский пароход английской постройки 1894 года.

В Таллине принял на борт около 800 человек, в основном военных моряков из штабов КБФ и Бригады торпедных катеров, а также флотское имущество и вооружение со складов в Таллине.

Вечером 29 августа был тяжело повреждён ударами немецкой авиации, от попаданий авиабомбы загорелась центральная надстройка. Поздно вечером 29 августа подошедшие на помощь тральщики спасли с горящего судна более 500 человек. К концу дня 29 августа на пароходе помимо находившихся там пассажиров из Таллина, были спасшиеся с «Калпакса». Выгоревший и пустой «Ярвамаа» затонул утром 30 августа, переломившись пополам в районе носовых трюмов. Корма транспорта возвышается над грунтом, а переломившаяся носовая оконечность погрузилась в грунт до уровня палубы.

На носу судна обнаружен сильно коррозировавший судовой колокол, название на котором не читалось. Останки людей и элементы амуниции были обнаружены на кормовой палубе, а в кормовом трюме обнаружено военно-морское имущество: буи, параваны, ящики и т.д.

Идентификация транспорта была сделана по сравнению характерных конструктивных элементов обнаруженного судна с историческими фотографиями «Ярвамаа» и по анализу обнаруженного на борту груза, а также благодаря следам пожара в районе надстройки.

При подготовке публикации использовались документальные материалы, собранные военным историком Радием Зубковым и специалистами «Разведывательно-водолазной команды» .

Айвар Валеев

3 комментария

Putevrot
Ярвамаа- озерный край, земля озер.Главный город- Пайде. Центр Эстонии.
Это моя Родина.
djamix
Надо мне как- то выбрать время, материал про Талллинский переход собрать и выложить.
djamix
Как погибал Калпакс.

Военный транспорт 524 («ВТ-524») (до 1940 года «Kalpaks», до 1926 года «Leyton», ранее — «Marie Louise»)




Палуба парохода «Калпакс». Фото: Разведывательно-водолазная команда

— Судно лежит на глубине 48 метров, — рассказал Константин Богданов. – Команда подводных исследователей провела видеосъёмку мостика, носовой и кормовой части, осмотр трюмов. На штурвале мы обнаружили клеймо на французском языке, свидетельствующее о постройке судна во Франции, что уже позволяло предположить, что это именно «ВТ-524». Однозначная идентификация стала возможна после находки носового колокола с надптсбю «Marie Louise» и указанием года и места постройки – 1914, город Нант. В трюмах и на палубе обнаружены многочисленные останки людей, стрелковое оружие, каски.

Идущее в составе конвоя №1 госпитальное судно было потоплено германской авиацией в 16 часов 45 минут 29 августа 1941 года юго-западнее острова Мощный (в 1941 году – остров Лавенсаари).

Впервые корпус судна был обнаружен экспедицией «Поклон кораблям Великой Победы» почти два года назад во время поиска подводной лодки М-96, но тогда не был обследован. Специалисты морской инженерной компании «Фертоинг» провели площадное обследование дна с помощью многолучевых эхолотов и на основании полученных данных построили предварительную 3D-модель погибшего судна. И хотя участники экспедиции предполагали, что это мог быть «ВТ-524», до настоящего момента не было доказательств, что найден именно он.

Судьба этого сугубо мирного парохода, попавшего в настоящий ад начала Великой Отечественной войны, символична сама по себе. А история его гибели отчетливо высвечивает бесчеловечный характер ведения войны нацистскими захватчиками, топившими гражданские и госпитальные суда. История участия судна в Таллинском переходе и его гибели дошла до нас благодаря подробному рапорту чудом выжившего капитана судна Эрнста Вейнбергса и многолетним исследованиям и публикациям военного историка исследователя перехода контр-адмирала в отставке Радия Анатольевича Зубкова.


Таллинский порт, сентябрь, 1941 год.

К 27 августа 1941 года 524-й военный транспорт принял на борт в Таллине более 1000 человек, из них 850 раненных военнослужащих и 200 гражданских лиц — в основном женщин и детей.

Как только пароход вышел на Таллинский рейд, он сразу же подвергся атакам авиации нацистов.

Из рапорта капитана судна Эрнста Вейнбергса:

«В 12 часов при налете вражеских самолетов на рейд авиабомба крупного калибра разорвалась в 5 метрах от корабля. При сотрясении лопнул кингстон, судно получило течь и деформацию подводной части корпуса. Течь устранили своими средствами.

В 14 часов рейд подвергся сильному артиллерийскому обстрелу. Опасаясь попаданий отошли подальше на N. В 22 часа подошли к в/к „Ленинградсовет“ становясь в караван для отхода, следуя за п/х „Вирония“. В 23.30 из-за шторма N 7 и плохой видимости, по приказу лидера, в/к „Ленинградсовет“, стали на якорь».

28 августа с рассветом рейд вновь подвергся артобстрелу".


Это было лишь начало кошмара. В ходе прорыва судно неоднократно наталкивалось на уже установленные захватчиками линии минных заграждений. А пройдя их, по нескольку раз в день подвергалось обстрелам и бомбёжкам вражеской авиации.

В отсутствие тяжелого вооружения (у экипажа было только стрелковое оружие), главным способом защиты стало умелое маневрирование. При этом экипаж под обстрелом героически спасал людей с погибающих судов конвоя. С учетом спасенных, к вечеру 29 августа на судне, по разным оценкам, находилось уже 1300 — 1500 тысяч человек, почти все раненные или обессиленные после долгого нахождения в холодной морской воде.

Из рапорта капитана судна Эрнста Вейнбергса:

«У острова Прангли подверглись артобстрелу и налету вражеских самолетов. Попаданий не было. Напротив остр. Мохни приняли на борт утопающих с поврежденного п/х „Вирония“. По приказу коменданта вышли из каравана и пытались взять на буксир п/х „Вирония“, несмотря что п/х „Калпакс“ было судно госпитальное и место нахождения подвергалось артобстрелу…

29 августа с рассветом следовали дальше. До Гогланда почти беспрерывно пароход подвергался бомбежке с вражеских самолетов. Однако все время вывертывались от попаданий. Ст. механик заявил, что от близких разрывов авиабомб появилась течь.

В 12.30 пройдя о. Гогланд опять подверглись бомбежке. Течь усилилась, но была откачиваема. В 14.30 прошли о. Б. Тютерс.

В 16.30 на SO (юго-востоке) появилась группа вражеских самолетов в количестве 11. От залпов бомб двух самолетов извернулись. После этого 4 самолета опустились на высоту мачт и начали обстреливать пароход из пулеметов. Послав старш. пом. в защищенную рулевую рубку, продолжал маневрировать.

В 16.40 был ранен пулей в левое колено».


Германские самолеты раз за разом заходили в атаку на беззащитное судно-госпиталь, обстреливая его из пулеметов и сбрасывая на него бомбы. Одна из них попала в трюм № 1, и нос судна начал медленно погружаться в воду. Истекающий кровью капитан отдал приказ спустить шлюпки. Секунду спустя ещё одна бомба взорвалась в трюме № 2. Пароход начал быстро тонуть.


Стрелковое оружие бойцов на палубе парохода «Калпакс».

Из рапорта капитана «Калпакса» Эрнста Вейнбергса:

«Застопорив машины, отдал приказ «спасайся куда каждый» ввиду неминуемой гибели парохода.

После неполных двух минут от первого попадания бомбы, был в 16.45 смыт с мостика и вместе с водоворотом пошел ко дну. Выплыв на поверхность воды, подплыл к кучке досок и людей, которые вытащили меня на доски. Немного отдохнув, начали из досок оборудовать плот. Связали из досок основание плота. В виду потери крови не было больше сил стоять на досках. Увидев, что к нам подгребли повар и машинист парохода и стащили меня с досок на свой плотик. В это время на воде были видны приблизительно 150 человек с п/х „Калпакс“, которые держались на досках и других плавсредствах. Неподалеку прошел караван мелких плавсредств, который к нам не подошел. На утро 30/VIII, гребя досками, подплыли к горящему п/х „Ярвамаа“, забрались на него, откуда нас в 8 часов сняли тральщики.

Должен отметить, что команда п/х не поддалась панике и все приказы исполняла сознательно и самоотверженно до последнего».


Примечательно, что уже после того как «Калпакс» пошел ко дну, самолеты нацистов продолжали обстреливать плавающих людей из пулеметов и бомбить их. Свидетели вспоминали, что германские летчики фотографировали трагедию с высоты в несколько десятков метров.

Всего из находившихся на борту парохода примерно полутора тысяч человек спаслось не более 70-ти…



Останки парохода скрывают внутри себя одно из крупнейших братских захоронений на Балтике.