Рейтинг
0.00

История

6 читателей, 652 топика

Куда исчезли люди?

История: Куда исчезли люди?

Два миллиона лет назад в Африке несколько видов человекоподобных существ бродили по земле. Некоторые были удивительно похожи друг на друга, другие имели отличные черты. В сентябре 2015 года к этому списку добавился другой вид. Сотни костей, обнаруженных на юге Африки, позволили уверенно заявить об обнаружении нового вида — Homo naledi. Возможно, найдут еще останки других видов гоминид. Когда-то Земля была домом для множества человеческих видов, от неандертальцев до хоббитов. Но сегодня живы только мы. Почему?

Наш собственный вид появился порядка 200 000 лет назад, когда существовали и другие виды. Но сегодня остались только мы. Почему нам удалось выжить, когда все наши ближайшие родственники вымерли?

Для начала стоит отметить, что вымирание является нормальной частью эволюции. С такой точки зрения ничего удивительного в том, что гоминиды (они же человеческие виды) вымерли напрочь. Однако удивительно то, что в мире есть место лишь для одного человеческого вида. Наши ближайшие из живущих родственников представлены высшими приматами шестью видов: шимпанзе, бонобо, два вида горилл и два вида орангутангов.

Есть несколько намеков, которые могут объяснить, почему некоторые наши предки были успешнее других.

История: Куда исчезли люди?

Несколько миллионов лет назад, когда подавляющее большинство человеческих видов жили бок о бок, они в основном питались растениями. «Нет никаких доказательств того, что они системно употребляли в пищу животных», — говорит Джон Ши из Университета Стоуни Брук в Нью-Йорке, США.

По мере того, как менялись условия, и гоминиды выходили из лесов на открытые сухие саванны, они становились более плотоядными. Проблема была в том, что у животных, на которых они охотились, тоже было немного растений для питания, поэтому в целом еды вокруг было меньше. Эта конкуренция привела к вымиранию некоторых видов.

«По мере того как эволюция людей подталкивала некоторых ее членов к плотоядной стороне, их становилось все меньше и меньше», — говорит Ши.

История: Куда исчезли люди?
Останки хоббита (слева) были обнаружены только на одном острове

Но хотя переход к мясоедению определенно взял свое, он не сопутствовал передаче Земли во владения одного вида. До недавних пор мы делили планету с другими ранними людьми.

Вернемся на 30 000 лет назад. Наряду с современными людьми, в мире было три вида гоминид: неандертальцы в Европе и западной Азии, денисовцы в Азии и «хоббиты» с индонезийского острова Флорес.

Хоббиты прекратили свое существование 18 000 лет назад. Их могло уничтожить крупное извержение вулкана, согласно геологическим данным из той области. Жизнь на одном маленьком острове делает вид более уязвимым к вымиранию, когда наступает катаклизм.

О денисовцах мы знаем слишком мало, чтобы даже задаваться вопросом, когда они вымерли. Все, что мы о них знаем, это косточка мизинца и два зуба. О неандертальцах мы, впрочем, знаем намного больше, просто потому что знаем о них давно и у нас есть множество ископаемых свидетельств. Поэтому давайте определим, чтобы выяснить, почему мы остались единственным видом людей на Земле, нам нужно понять, почему вымерли неандертальцы.

История: Куда исчезли люди?

Археологические свидетельства мощно говорят о том, что неандертальцы как-то проиграли современным людям, говорит Жан-Жак Хаблин из Института эволюционной антропологии Макса Планка в Лейпциге, Германия. Неандертальцы были вынуждены покинуть свою среду обитания вскоре после того, как современные люди на нее посягнули, что, по мнению археологов, не может быть совпадением.

Неандертальцы развивались задолго до нас и жили в Европе задолго до нашего прибытия. К тому времени, когда мы добрались до Европы, а это было 40 000 лет назад, неандертальцы жили там успешно более 200 000 лет и успели приспособиться к холодному климату. Они носили теплую одежду, были грозными охотниками и работали с хитроумными каменными инструментами.

Но когда Европа начала переживать быстрое изменение климата, некоторые ученые считают, что неандертальцам пришлось несладко. Основной причиной была не температура, говорит Джон Стюарт из Университета Борнмута в Великобритании. Холодный климат изменил ландшафт, в котором они жили, и они не смогли адаптировать свой охотничий стиль под стать климату.

История: Куда исчезли люди?
Гибралтар был домом для одних из последних неандертальцев

Неандертальцы были более приспособлены к охоте в лесных условиях, чем современные люди.

Но когда европейский климат начал меняться, леса стали более открытыми, подобными африканским саваннам, к которым привыкли современные люди. Леса, которые обеспечивали неандертальцев большей частью пищи, сокращались и не могли больше их прокормить.

Кроме того, все указывает на то, что современные люди умели охотиться на более широкий диапазон видов. Кроме крупных животных, они ловили и мелких, вроде зайцев и кроликов. Тому, что неандертальцы охотились на небольших наземных животных, очень мало свидетельств.

Их инструменты лучше подходили для отлова крупных животных, так что даже если бы они попытались, они могли бы и не преуспеть в ловле мелкой живности. И хотя есть свидетельства того, что они ели птиц, возможно, они заманивали их останками туш других мертвых животных, а не отслеживали их в небесах.

В общем, «современные люди имели возможность делать больше вещей в условиях давления», говорит Стюарт. Их способность к инновации и адаптации может объяснить, почему мы так быстро заменили неандертальцев.

«Быстрые инновации приводят к повышенной эффективности и использованию окружения, а значит и к повышенному репродуктивному успеху», говорит Хаблин. Он считает, что у современных людей есть некая особенность, помогающая им в быстрой адаптации. Существуют некоторые свидетельства этого.

История: Куда исчезли люди?

Мы знаем, что инструменты неандертальцев были чрезвычайно эффективны в задачах, для которых их использовали, но когда мы прибыли в Европу, наши оказались лучше. Археологические данные указывают на то, что у нас был более широкий диапазон инновационных и смертоносных инструментов. Но инструменты — не единственное, что делали современные люди. Мы также творили кое-что еще, что помогло нам одолеть другие виды на Земле: символическое искусство.

Вскоре после того, как современные люди покинули Африку, они занялись искусством. Археологи обнаружили орнаменты, украшения, фигурки мифических животных и даже музыкальные инструменты.

«Когда современные люди попали на европейскую землю, их популяция начала быстро расти», — говорит Николас Конард из Университета Тюбингера в Германии, обнаруживший несколько таких реликвий. По мере увеличения числа людей, мы стали жить в более сложных социальных ячейках, нам потребовались более сложные методы коммуникаций.

40 000 лет назад люди в Европе делали вещи, которые любой из нас признал бы искусством. Одним из самых ярких примеров является деревянная резьба статуи человека-льва под названием Löwenmensch, обнаруженная в пещере в Германии. Похожие скульптуры того же периода нашли по всей Европе.

Это говорит о том, что мы обменивались информацией между культурными группами из разных областей, а не скрывали знания. Кажется, искусство было важной частью нашей идентичности, помогая собирать различные группы вместе. Другими словами, символы стали своего рода социальным клеем. Они могли «помочь людям организовать свои социальные и экономические дела между собой», говорит Конард.

История: Куда исчезли люди?

В противоположность этому, неандертальцам не нужно было искусство или символы. Существуют ограниченные доказательства того, что они делали драгоценности, но не до такой степени, как мы. «Они охотились, готовили пищу, спали, ели, занимались сексом и рожали потомство. Им не нужен был целый арсенал символических артефактов, чтобы все это делать».

Для людей обмен символьной информацией имеет решающее значение для нашего успеха. Каждая новая идея, которая приходит к нам в голову, имеет шанс стать бессмертной и пройти через множество поколений. Так распространяется язык, к примеру.

Тот факт, что мы вообще делаем какое-то искусство, используя те же руки, которыми делаем инструменты, указывает на нашу уникальную способность поведенческого многообразия, говорит Ши. «Мы делаем все разным числом способов, — говорит он. — Зачастую решения, которые мы принимаем, решая одну проблему, можно перенаправить на решение другой. Это мы делаем невероятно хорошо».

Другие древние гоминиды, похоже, делали одно и то же снова и снова. «Они нашли колею и увязли в ней».

Обязаны ли мы этим своему превосходному мозгу?

Такова распространенная и популярная точка зрения. Иллюстрации эволюции людей любят показывать мозги в сравнении, по мере их прогрессии от обезьяньих до современных, от малого к большему.

В реальности наша эволюционная история сложнее. Homo erectus выживал в течение долгого времени и был первым видом гоминид, вышедшим из Африки — еще до неандертальцев — имея весьма небольшой мозг.

История: Куда исчезли люди?

В результате некоторые антропологи не согласны с тем, что во всем замешаны большие мозги. Наши большие мозги могли сыграть роль в нашем успехе, но неандертальцы имели мозги еще больше, если сравнивать в пропорциях к размерам тела.

Хаблин считает, что есть более изящное объяснение.

Мы знаем, что наше поведение, или же обстоятельства, в которых мы пребываем, могут менять наш генетический макияж.

К примеру, большинство европейцев выработали толерантность к лактозе, когда наши предки начали есть больше молочных продуктов. Генетические изменения могут также происходить, когда большие группы населения сталкиваются с разрушительными заболеваниями, вроде эпидемии Черной Смерти в 14 веке, которая изменила гены переживших ее.

Точно так же Хаблин полагает, что современные люди в определенный момент извлекли выгоду из генетических изменений. В первые 100 000 лет своего существования современные люди вели себя подобно неандертальцам. Потом что-то изменилось. Наши инструменты стали сложнее, как раз в то время, когда мы начали делать символические артефакты.

У нас есть генетические доказательства, которые позволяют предположить, что наша ДНК изменилась в определенный момент, когда мы отделились от общего предка, которого мы разделяли с неандертальцами.

История: Куда исчезли люди?

Изучая наш генетический макияж, можно отметить важные различия между нами, неандертальцами и денисовцами. Генетики определили несколько десятков пунктов в нашем геноме, которые уникальны для нас, и некоторые из них поучаствовали в развитии мозга.

Это говорит о том, что в то время как неандертальцы могли иметь подобный нашему размер мозга, возможно, принцип развития наших мозгов в течение нашей жизни был ключом к успеху. Мы не знаем, какие плюсы были у этих генетических изменений. Но некоторые предположили, что именно наш гиперсоциальный, кооперативный мозг отличает нас от других. От языка и культуры до мира и войны, наши самые отличительные поведенческие шаблоны обладают ярко выраженным социальным элементом.

Возможно, именно наша склонность к социальной жизни привела к выработке способности использовать символы и творить искусство.

В течение десятков тысяч лет, еще до разработки этих способностей, современные люди и другие гоминиды находились в относительно равных условиях. Любой другой вид мог занять наше место. Но они не заняли, и в конечном итоге мы превзошли их всех. По мере роста нашей популяции, другие виды рассеивались и постепенно исчезали.

Возможно, именно нашей способности к творчеству мы обязаны своим выживанием. Но есть и другая возможность, которую нельзя сбрасывать со счетов. Возможно, все это было совершенно случайно. Возможно, нашему виду повезло, и он выжил, тогда как неандертальцы оступились и вымерли.

Источник

Вещи из СССР

В СССР не могло быть культа богатства, зато был культ вещей. Фетишизм советского гражданина вмещал в себя широкий спектр пристрастий – от броских ковров до норковых шапок.

История: Вещи из СССР

Читать дальше →

Американский голодомор

События большого голода 32-33 годов в СССР являются одной из величайших трагедий российской и советской истории в частности. За действия в те годы руководства страны нас склюет все «прогрессивное» человечество, а особым упорством выделяются в этих рядах США. В первом приближении может показаться, что этот случай является чем-то уникальным в мировой истории.

Читать дальше →

Наличники

О чём рассказывают оконные наличники русских домов: символизм в деревянном зодчестве

История: Наличники

В России и сегодня сохранилось много домов, впечатляющих деревянными узорами на оконных наличниках. Это тонкое искусство передавалось от мастера к мастеру, и по сей день редкий дом с резными наличниками оставит кого-то равнодушным. В нашем обзоре интереснейшие образцы деревянного зодчества, рассматривать которые можно бесконечно.

История: Наличники

Резные наличники в русских домах всегда были не только эстетическим элементом, но и оберегом, который был призван оберегать дом от проникновения в него «тьмы и навьев». Поэтому главными мотивами резьбы было изображение природных сил — «тверди небесных», «хлябей небесных» и Солнца, встречались и реалистичные изображения животных.

История: Наличники

Оформление окна дома — своеобразная картина мира. В верхней части небо, которое в славянских поверьях было 2-уровневым: «нижнее небо» называли «небесными хлябями», а верхнее – «небесной твердью». Небесная хлябь – символ плодородия и живительной влаги — изображается как волнистая линия или отчетливые полукружья и могла «стекать» по краям окна, изображаясь в виде капелек.

История: Наличники

Нижняя часть деревянного наличника должна была символизировать «твердь земную», а поэтому часто имела изображения вспаханного и засеянного поля (ромбы с точками внутри и двойные перекрещивающиеся полосы). Боковые части наличника называли «полотенцами».

История: Наличники

История: Наличники

Все части наличника соотносятся со сторонами света и с временами года, а при нанесении на них определённых символов важную роль отыгрывает местоположение самих символов.

История: Наличники

Так, самым. Пожалуй, частым, является размещение на всех частях наличника солярных символов. Как правило, для изображения солнца использовали ромб. Он мог помещаться в любой части наличника, а иногда и сразу и сверху, и справа, и слева, и даже внизу. В такой комбинации символ обозначал смену времён года и дня и ночи. В нижней же части наличника ромб (вытянутый) обозначал поле.

История: Наличники

История: Наличники

Солнце изображалось на наличниках и как равносторонний крест, так называемый «глаз с неба» (как правило, в верхней части наличника), и как небольшой полудиск с лучами. Для древних славят Солнце ассоциировалось с энергией, мощью, силой, было оберегом против всякой нечисти. Такие изображения отражают и представления славян о мироустройстве – в центре солнце, олицетворяющее высшую силу и дарующее жизнь. Правда, в наличниках советского времени солнце заменил «цветочек» или пятиконечная звезда.

История: Наличники

Не менее важны в украшении наличников и громовые знаки, традиционно сопровождающие Солнце. Выглядит громовой знак как 6-уголная или 8-уголная звезда, вписанная в круг. Славяне называли этот символ громовым или Перуновым знаком, громовым колесом или коловратом. Этот знак – символ мужества, доблести и магический знак русского воинства. Иногда этот знак обозначал смену дня и ночи.

История: Наличники

История: Наличники

Встречаются на наличниках и реалистичные изображения птиц (утки и лебеди) и лошадей. В славянской мифологии конь был «носителем» солнечного диска. Поэтому его изображали в верхней части наличника, а птиц, уносивших солнце на закате – в нижней части.

История: Наличники

Рассматривая наличники, можно увидеть много интересного, но при этом стоит всегда помнить, что трактовки изображений в разных регионах России могут быть совершенно разными, что связано с историей, последующим перениманием и адаптацией к собственной культуре разными народами.

История: Наличники

Источник

Ельцинская Россия

История: Ельцинская Россия

hasid цитирует новости 1992 года:

Михаил Борисович Ходорковский, один из создателей и лидеров международной финансовой группы «Менатеп», утвержден сегодня в качестве заместителя министра топлива и энергетики России. В его ведении, как предполагается, будет находиться стратегия привлечения частных инвестиций в отрасль.

Депутат Моссовета Ирина Иващенко призвала женщин России провести забастовку против взлетевших цен на белье для новорожденных: пользоваться противозачаточными средствами и не рожать детей.

12 марта в Кремлевском Дворце съездов состоялось тайное посвящение в «Смерть и Перевоплощение» — театрализованное супер-шоу, организованное буддийской общиной АУМ из Японии и Учителем Секо Асахару… На организацию шоу японская сторона затратила около 70 тысяч долларов. Весь сбор буддисты передали московскому детскому дому #17. В завершении Учитель Асахара поблагодарил за помощь Руцкого и Хасбулатова.

В городе Ермак снесен памятник покорителю Сибири Ермаку Тимофеевичу.Это решение городские власти приняли под давлением местных национал-демократических организаций, расценивающих сохранение памяти о Ермаке как почитание завоевательской политики Российское империи.

В одном из микрорайонов Твери были зарезаны двое мужчин, мясо которых затем продавалось населению.

В ночь с субботы на воскресенье состоялось очередное ограбление музея Советской Армии. Злоумышленники остались после закрытия в одном из залов и собрали со стендов больше десятка пистолетов и револьверов времен Гражданской и Великой Отечественной войны, несколько кинжалов и именных наручных часов видных советских военачальников. Ушли преступники через окно.

В Воркуте состоялся вечер инфернальной (матерной) лексики. Присутствовали местные знатоки и ценители. В конце своего выступления популярный в городе бард Виктор Гагин послал зрителей на три буквы.

4 мая президент Джахар Дудаев посетил Грозненскую исправительно-воспитательную колонию для малолетних преступников.Найдя условия их содержания неудовлетворительными, президент распорядился выпустить на свободу всех заключенных.

В нью-йоркском аэропорту имени Кеннеди, при попытке провезти пистолет, задержан выдающийся артист Иннокентий Смоктуновский. Смоктуновский должен был вылететь в Москву рейсом Аэрофлота №316 и проходил таможенный досмотр. Полицейские аэропорта надели на Смоктуновского наручники и отвели его в участок.

Цены на иностранную поношенную одежду в коммерческом магазине, что у платформы Красный строитель в Чертанове, шокируют покупателей редкой по нынешним временам доступностью. Самое дорогое пальто стоит 150 рублей, а вещи помельче — от «полтинника».Организовала продажу чукотская фирма «Залив святого креста», заключившая контракт с польским торговым предприятием «Реверентия». Поляки закупают одежду по три доллара за килограмм и в качестве благотворительной помощи предоставляют российским коллегам.

Вчера днем на постамент, где раньше стоял памятник Дзержинскому, залез казак 23-го Донского сводного полка Янис Бремзис в фуражке и при погонах. Он установил там деревянный крест в память о жертвах советского тоталитарного режима. Казак грозил облить себя бензином и поджечь при попытке тележурналистов запечатлеть его.

Задержанная заработная плата в акционерном обществе «Дружба», которая выдавалась здесь раньше даже маслом или мясом, наконец, стала выдаваться деньгами. Пятитысячные купюры (из-за невозможности размена) выдавали на две семьи.

Премьер правительства столицы Ю.Лужков и глава администрации Московской области А.Тяжлов распорядились организовать охрану урожая на полях. 312 милиционеров Москвы с табельным оружием на 68 автомобилях прибыли в районы и начали охранять овощи и картошку от разбойничьих набегов воров. На «картофельной войне» есть уже убитые и раненые.

В газетах Камчатки все чаще появляются объявления о продаже офицерских кортиков. Обычная такса за кортик — 300 долларов или видеомагнитофон в упаковке.

14 многодетных семей, самовольно вселившихся две недели назад в шестнадцатиэтажку на Нагатинской набережной, были выбиты в четверг вечером силами милиции. Как сообщили нам в 38-м отделении, защитники дома сопротивлялись и даже бросали в штурмовиков бутылки с зажигательной смесью.

Командующий Черноморским флотом адмирал Игорь Касатонов 25 августа заключил соглашение с частной фирмой «Лела» о продаже ей запасного командного пункта. Командный пункт продан за 60 миллионов рублей при его оценочной стоимости 3,5 миллиарда рублей. Оформлен акт передачи фирме «Лела» бункера, общежитий и всех других объектов, находящихся на пункте (всего 18 объектов).

Министерство юстиции России зарегистрировало российское отделение католического ордена монахов-иезуитов (Общество Иисуса). В учредительных документах ордена отмечается, что он будет заниматься культурно-просветительской работой.

Согласно окончательным расчетам южнокорейского общества «Всемирная миссия Табера», ожидаемый апокалипсис состоится в нынешнюю субботу (30.Х.1992) «Спасенные» вознесутся на небо, а другие люди будут ждать суда в течение семи лет, после чего история человечества закончится. Конец света будет сопровождаться извержениями вулканов и землетрясениями.

Почти на две тысячи километров от Находки до Белогорска — растянулись брошенные на станциях Дальневосточной и Забайкальской железных дорог поезда. Стоят эшелоны с углем, комбикормами, продовольствием и другими грузами. Забиты составами подступы к портам Ванино, Восточный, Находка.

Первые 700 килограммов испорченной колбасы вывезены на свалку Самарской области, но так и не проданы населению по более низкой цене до истечения сроков реализации.По данным областного центра Госсанэпиднадзора в поселке Нефтегорск два магазина сгноили 500 килограммов вареной колбасы. Стоя насмерть за свою торговую надбавку и первоначальную стоимость продуктов в райцентре Красный Яр, продовольственные магазины списали 58 килограммов вареной колбасы, более тонны мяса птицы и флягу сметаны.

Повышение розничных цен на газеты и журналы вызвало серию грабежей на улицах Петрозаводска. По сообщениям пресс-центра мэрии в ночь на 31 января воры «вскрыли» киоск «Союзпечати», чтобы взять свежую почту.

Краткая история почты

Информация. Наверное, в нашем мире сложно назвать что-то еще, такое же неосязаемое и такое же плотное, пронизывающее все направления и постоянно скапливающееся вокруг нас. Сохранение информации появилось с первыми наскальными надписями, а вместе с необходимостью передавать ее на дальние расстояния зажглись сигнальные костры и зазвучали барабаны. Так родилась первая почта. В этой серии статей мы покажем вам, как работает этот важнейший сегмент нашей жизни, как он эволюционирует, каким был и каким будет: почта.

Люди научились говорить относительно давно, но человеческий голос несовершенен, когда речь заходит об отправке вестей подальше. Поскольку необходимость делиться информацией не просто накапливалась, но и увеличивалась экспоненциально по мере развития нашего мира, вместе с ней рождались и новые формы почтовой связи. От первых сигнальных барабанов, которые появились порядка 8000 лет назад, древние племена перешли к огню и дыму: их видно издалека, а сам факт зажигания дымного столба был неким сигналом. Африканские племена используют тамтамы для связи и до сих пор, а костры использовались даже индейцами XX века.

История: Краткая история почты

Первые зачатки почтовой связи родились в государствах древности вместе с появлением письменности: Месопотамии, Египте, Греции, Персии, Китае, Римской империи. По дорогам зашагали первые гонцы, позднее они пересели на лошадей. Вести и письменные сообщения передавались по принципу эстафеты. На Древнем Востоке правители нуждались в снабжении их постоянной информацией о происходящем на подвластных им территориях с рабовладельческим строем. Неудивительно, что это повлекло за собой развитие прообраза почтовой связи. Считается, что первое почтовое сообщение было отправлено порядка 5000 лет назад в Месопотамии в виде запечатанного глиняного письма.

Почта античности строилась на гонцах, которые устно, письменно, по морю, верхом, по суше, пешком — и чаще всего в военных целях — разносили вести по всем уголкам государств. Особое развитие такая система передачи вестей получила в Римской империи, а с ее падением (около 520 года н. э.) — перестала существовать и почта. В феодальной средневековой Европе XI–XV веков почта и связь как таковые отошли духовным и светским институтам. То есть почтой стала заниматься церковь. Об этом периоде мы поговорим позже.

История: Краткая история почты
Н.К. Рерих, «Гонец»

На секундочку задумаемся. Когда вы в последний раз пользовались услугами почты? Возможно, вам вспомнится посылка, которую вы забирали из отделения почты или непосредственно у курьера. Отправляли письма в какое-нибудь госучреждение. Вскрывали конверты в поисках денег в далеком несчастливом детстве. Посылая «письма счастья», тщательно «облизывая», как положено, каждый конверт, не указывая обратного адреса. Кажется, что почта отходит от нас, перевоплощаясь по большей части в службу доставки и уходя в «облако». На деле же почта эволюционирует. Новости и статья, которые вы сейчас читаете — пример эволюции вестей, прошедших длинный путь из обветренных рук или даже уст персидского гонца до изображения на вашем дисплее. Электронная почта, без которой мы не представляем свою жизнь, была невозможной без Интернета, а Интернет появился не так уж и давно — ему 50 лет даже нет. Вместо электронных писем люди отправляли только бумажные. И даже в будущем, когда, возможно, необходимости доставлять посылку уже не будет — нужный товар распечатается у вас на 3D-принтере, материализуется в телепортаторе или вы будете использовать исключительно виртуальные продукты — все это будет лишь эволюцией почты.

Информация не исчезает бесследно, не растворяется в черной дыре, она лишь принимает другую форму.

В мире не так много феноменов, или даже институтов, сложившихся в результате последовательного и независимого развития по всему земному шару. Навскидку можно назвать лишь самые грандиозные — письменность и языки, множество их; институт науки, впитавший изыскания ученых всего мира за многие тысячелетия; дело дипломатии и государственности, которые и в современное время не чураются норм, разработанных еще в Римской империи; художественная культура, временем расцвета которой считается Древняя Греция. Попробуйте включить сюда почту, и вы удивитесь, как прекрасно этот институт вписывается в этот ряд и включает лучшее из того, что могут придумать люди в разных уголках земного шара вместе и раздельно.

Средневековая церковь, будучи единственным и неповторимым органом власти, взяла на себя задачу централизации, которая была бы невозможна без собственной системы сообщений — монастырской почты. Курьеры от монастырей поддерживали связь между отдельными монастырями и главой церкви в Риме, между монашескими орденами и их братствами. Тогда же родились и станции для перемены лошадей, впоследствии перекочевавшие в Россию. Собственно, слово «почта» происходит от итальянского «statio posita in…», что означало станцию для перемены лошадей. Слово «почта» (post) впервые начали употреблять в таком значении в XII веке.

Европейские университеты середины второго тысячелетия, в которые, как сложилось исторически, учащиеся стекались из самых различных стран, чуть ли не пешком, по-ломоносовски, добирались, чтобы получить образование, использовали этот важный момент: за отдельную плату профессиональные гонцы университетской почты поддерживали связь между студентами и их семьями, иногда доставляя письма частным лицам.

Интересным явлением стала «почта мясников». По роду деятельности, европейский цех мясников, который ради закупок совершал обширные путешествия, взял на себя обязанности по перевозке писем и посылок. В некоторых городах южной Германии это стало обязанностью мясников, взамен на что они получали определенные привилегии. Эта почта работала до конца XVII века и местами получила государственное значение.

История: Краткая история почты
Франц фон Таксис

И все же первой организованной почтой во всех смыслах этого слова считается почта, созданная членами рода Тассо (Тассис, Таксис). Почта Турн-и-Таксис просуществовала со второй половины XV века до 1867 года и внесла огромный вклад в развитие почтовой связи в Европе. Почта Таксисов содержалась на их средства, страх и риск, но неизменно оставалась частным предприятием, хотя императоры и притязали на ее установление. Почта Турн-и-Таксис важно перенимала все эффекты эволюции почты, оперативно привлекала к использованию почтовый штемпель и почтовую марку. 400 лет — неплохая история для частной почты.

История: Краткая история почты

Что касается почты России, русской почты, получившей развитие на территории тогдашнего русского государства, историки придерживаются мнения, что почтовую службу наши предки переняли у завоевателей-монголов. В тот смутный период на главных дорогах появились почтовые станции (о которых мы говорили выше), «ямы», на которых «ямчи» (гонцы) меняли лошадей. Как вы догадываетесь, слово «ямщик» уходит корнями именно в эту легенду. А слово «почтальон» обрело себя в дореволюционной России с 1716 года (до этого почтовых служащих называли «почтарями»).

Реформы Петра I привели к тому, что почтовая связь в России появилась во всех главных городах страны. Почтой занялось государство, были открыты первые почтамты, почтовые конторы, ввели должность почтмейстера. Первые почтовые вагоны (между Питером и Москвой) проложили свой путь в 1851 году. Что было дальше — вы знаете, вам в почтовый ящик упало первое в вашей жизни письмо. О том, как работает почта и какие ее элементы претерпели эволюцию, а какие остались неизменными, мы поговорим в следующий раз.

История: Краткая история почты

Невозможно описать словами, насколько далеко зашло влияние эволюции и революций в почтовой службе, на земле и на море. Почту наверняка можно назвать великим достижением человечества. Мир 1782 года, который последовал за американской войной за независимость, был заключен лишь после переговоров, растянувшихся больше чем на два года. Пруссия и Австрия воевали в 1866 году. Кампания заняла семь дней; и с момента объявления войны до формального заключения мира прошло семь недель. Очевидно, что временная разница в обоих случаях была обусловлена лишь тем, что в одном случае новости шли дольше, а в другом — быстрее.

Мы можем смотреть на прошлое со смешанным чувством — вспоминать наших легкомысленных предков, которые никуда не спешили и которым хватало времени на рефлексию; мы считаем те времена летаргическими, вялыми, спокойными.

Мы гордимся собственной эпохой как наполненной жизнью и активностью, спешкой и нервами, высоким электрическим напряжением. Но многие из нас знают цену этому водовороту жизненных событий и часто говорят: «Этот темп убивает». Сохранится ли этот темп на следующие сто лет? Скорее всего, да. Эволюция почты позволяет нам умещать больше действий в минуту жизни, как и эволюция многого другого, безусловно. Письма больше не идут неделями, посылки скоро будут доставляться мгновенно, связь практически лишилась каких-либо ограничений. Какой будет почта в будущем? Вы узнаете об этом первыми.

История: Краткая история почты

Испытания первых почтовых дронов уже начались…

Источник

Мираж идёт домой

История: Мираж идёт домой

… Согласно разведсводкам, тщательно составляемым оперотделом Украинских ВМС по мотивам коллективных просмотров российских теленовостей, личный состав незалежных ВМСУ давно подозревал, что российский Черноморский флот готовит какую-то пакость.

Читать дальше →

Уничтоженная история

1 сентября 2015 года ООН подтвердила уничтожение одного из главных памятников античности в Сирии — храма Бэла. Построенное в I веке нашей эры, святилище было разрушено боевиками террористической группировки «Исламское государство», признанной экстремистской и запрещенной на территории РФ. Мы вспомнили, какие еще культурные ценности оказались разрушенными по вине природы или людей за последние годы.

Пальмира (Сирия)

История: Уничтоженная история

Новости о разрушениях в сирийской Пальмире, объявленной памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО, приходят почти каждую неделю. Боевики «Исламского государства» захватили город еще в мае 2015 года, и с тех пор громят культурные ценности в древней части города, периодически выкладывая видео об этом в сеть.

Одной из первых атаке подверглась статуя «Лев Аллат», обнаруженная польскими археологами во время раскопок в 1977 году. Фигура была разделена на части, но ее собрали и установили в храме богини Аллат. После начала военных действий в Сирии статую, не имевшую копий, пытались защитить, обложив мешками с землей и укрыв железными ящиками. «Лев Аллат» была разрушена боевиками в июне 2015 года.

В августе стало известно об уничтожении древнего храма Баал-Шамина. Построенный в 131 году н.э., он был открыт швейцарскими археологами в 50-х годах XX века. Предположительно, до того, как взорвать храм, боевики ИГ публично казнили хранителя памятников Пальмиры Халида Асаада. 82-летний археолог вначале был похищен и подвергнут пыткам. Исламисты требовали выдать информацию о спрятанных сокровищах Пальмиры, а также подозревали ученого в контактах с сирийской разведкой. В итоге Асаад был обезглавлен, а его тело повесили на одной из древних колонн на площади Пальмиры.

Недавно был уничтожен один из главных памятников античности в Сирии — храм Бэла.Исламисты не только разрушают культурные ценности, но и грабят Пальмиру, заявила генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова. Члены ИГ продают артефакты на черном рынке, а вырученные средства, достигающие нескольких десятков миллионов долларов, идут на финансирование деятельности группировки.

Нимруд (Ирак)

История: Уничтоженная история

В апреле 2015 года члены группировки «Исламское государство» опубликовали видео разрушения древнего ассирийского города Нимруд, расположенного на севере Ирака. Пленка подтвердила появившуюся в марте информацию об уничтожении в Нимруде древних памятников.

Часть артефактов удалось вывезти из города до его захвата исламистами. Но боевики атаковали ассирийский дворец, построенный в 879 году до н.э, сравняв его с землей бульдозерами. Уничтоженными считаются и статуи крылатых божеств Ламассу, но, по другим данным, они могли быть вывезены из города самими членами ИГ для перепродажи на черном рынке.

Полностью оценить ущерб от уничтожения памятников Нимруда пока невозможно. «Там (в Нимруде) было много вещей — рельефы, статуи, знаменитые крылатые быки. (…) Они стирают нашу историю», — сказал в интервью BBC иракский археолог Ламиа Гаилани.

Памятники ЮНЕСКО в городах долины Катманду (Непал)

История: Уничтоженная история

В апреле и мае 2015 года Непал пережил несколько разрушительных землетрясений. Самые разрушительные подземные толчки достигали магнитуды 7,9. Два мощных землетрясения, а также свыше сотни повторных автошоков унесли жизни более 8000 человек. Уничтоженными и поврежденными остались около полумиллиона домов, а также более 700 достопримечательностей в городах долины Катманду, часть из которых входит в список ЮНЕСКО.

Сильно пострадали постройки на площади Дурбар, расположенной в центре столицы Непала — Катманду. Местные храмы и пагоды, считающиеся индуистскими святынями, были возведены между XII и XVIII веками. Также землетрясение очень повредило буддистский храмовый комплекс Сваямбунатх, название которого означает «создавший сам себя из ничего миллион миллионов лет назад для всех и навсегда». Ступе Боднатх V века н.э. удалось устоять, в отличие от башни Дхарахара. Постройка XIX века высотой 62 м оказалась разрушена под самое основание. Однажды башня уже страдала от землетрясения в 1934 году, но к началу двухтысячных была восстановлена и открыта для туристов. Вновь реконструировать памятник, скорее всего, не будут.

Большой урон землетрясение нанесло и «городу верующих» Бахтапуру, расположенному в 15 километрах от Катманду. Повреждения получили около 80% местных древних храмов.

В середине июня стало известно, что памятники ЮНЕСКО в Непале вновь открылись для туристов: на их реконструкцию требуется более $18 млн, и министр туризма страны Крипасур Шерпа призвал людей «приезжать в Непал, чтобы помочь ему восстановиться».

Мосул (Ирак)

История: Уничтоженная история

Второй по величине город Ирака Мосул перешел под контроль «Исламского государства» больше года назад — в июне 2014 года. С тех пор из него регулярно приходят сведения о казнях мирных жителей и разрушении памятников культуры.

Боевики начали с подрыва местных шиитских мечетей и святынь, почитавшихся христианами-ассирийцами. А в феврале 2015 года уничтожили коллекцию древних статуй местного музея. Исламисты кувалдами громили артефакты, возраст которых насчитывает несколько тысяч лет, а также при помощи дрелей уничтожили изваяние крылатого быка из Ниневии, созданное в IX веке до н.э. Свои действия исламисты засняли на видео и объяснили борьбой с идолопоклонничеством: «Пророк велел нам избавляться от статуй и реликвий, его последовали делали тоже самое, когда завоевывали страны». Ущерб, нанесенный музею, один из его бывших сотрудников археолог Ламиа Гаилани сравнил по масштабу со взрывом талибами статуй Будды в 2001 году.

Кроме этого, от рук джихадистов пострадала и местная библиотека. Ценные книги, рукописи и карты, составлявшие часть культурного наследия Ирака, но считавшиеся боевиками разжигающими инакомыслие, сбрасывались в костер, разведенный прямо во дворе.

Мосульской библиотеке урон нанесен не в первый раз. В 2003 году она была разграблена во время вторжения американских войск в Ирак, но впоследствии собрание библиотеки удалось собрать, во многом — силами местных жителей, выкупавших на черном рынке редкие книги. На этот раз от 8 000 до 10 000 редких фолиантов безвозвратно уничтожены.

Музей исламского искусства в Каире (Египет)

История: Уничтоженная история

Каирский Музей исламского искусства успел проработать всего несколько лет после масштабной реставрации, которая длилась с 2003 по 2010 год и стоила $10 млн. Сейчас культурная институция вновь закрыта, потому что наполовину разрушена.

Музей стал одной из жертв теракта. Бомба, заложенная в автомобиле, предназначалась для Управления сил безопасности египетской столицы, но взрывная волна оказалась настолько сильной, что серьезно разрушила и находящийся через дорогу музей. У здания обвалились перекрытия, вышли из строя электросистема и водоснабжение. Но главное, в музее не осталось ни одной стеклянной вещи. Была полностью уничтожена и не подлежит восстановлению коллекция старинных светильников из мечетей. Всего безвозвратно утраченными считаются более 160 экспонатов.

Сейчас здание и экспонаты реставрируются. На восстановление музея еще в 2014 году выделило средства ЮНЕСКО, но недостаточно — $100 000. Поэтому была запущена «народная кампания» по сбору денег по всему миру.

Древняя наскальная живопись в парке Санта-Елена (Испания)

История: Уничтоженная история

Наскальный рисунок возрастом свыше 5000 лет уничтожили воры в андалузском национальном парке муниципалитета Санта-Елена. Внесенное в список ЮНЕСКО изображение мужчины с непропорционально длинными руками было разрушено после попытки отколоть его вместе с куском скалы. О том, что восстановить рисунок уже не удастся, испанской газете El Mundo сообщил местный мэр Хуан Каминеро, который за 41 год до этого был в группе детей, обнаруживших этот рисунок: они случайно наткнулись на пещеру с древней наскальной живописью. Место получило название «пещера школьников».

Пирамида майя археологического комплекса Нохмул (Белиз)

История: Уничтоженная история

Весной 2013 года Белиз лишился одной из старейших пирамид майя в стране. Древняя постройка, возраст которой насчитывал около 2300 лет, была снесена бульдозерами, принадлежащими строительной компании D-Mar Construction. Пирамида, входившая в археологический комплекс Нохмул, располагалась на частной земле. Правда, это не снимало с собственника обязательств по ее сохранению. По законам Белиза, под охраной государства находятся все памятники, построенные в доколумбовую эпоху.

По словам рабочих, снесших пирамиду во время добычи щебня для ремонта дорог, они приняли памятник за естественную насыпь. Глава белизского Института археологии Джейм Аве в эту версию не поверил: «Эти ребята знали, что это была древняя постройка. Их действия — как удар в спину. Почему бы им было просто не пойти в карьер, не имеющий культурной ценности?»

От древней постройки осталась незначительная центральная часть. По словам экспертов, восстановить пирамиду невозможно. Подобные разрушения — не первый случай в стране. На Белизе похожим образом были снесены комплекс в Сан-Эстеване и еще две пирамиды в Луизвилле.

Мечеть Аль-Аскари (Ирак)

История: Уничтоженная история

Мечеть Аль-Аскари, расположенная в городе Самарра и считающаяся главным шиитским храмом страны, несколько раз подвергалась атакам. Первый взрыв возле нее произошел в феврале 2006 года во время Иракской войны. Тогда был уничтожен золотой купол мечети. Теракт стал поводом для столкновений между шиитами и суннитами, в которых погибли тысячи людей.

Спустя чуть больше года возле Аль-Аскари прогремел второй взрыв. На этот раз были уничтожены минареты мечети. На следующие сутки прогремели ответные взрывы, разрушившие несколько суннитских мечетей.

Аль-Аскари, лежавшую в руинах, восстановили. В 2007 году ЮНЕСКО внес Самарру в список всемирного наследия, находящегося под угрозой, и за реконструкцию мечети вместе взялись шиитские и суннитские общины. Это стало своего рода символом объединения. В 2009 году восстановительные работы завершились, а купол Аль-Аскари был вновь покрыт золотом. Тогда же мечеть открылась для верующих.

Бамианские статуи Будды (Афганистан)

История: Уничтоженная история

В феврале 2001 года лидер талибов мулла Мухаммед Омар издал указ об уничтожении высеченных в скалах бамианских статуй Будд, так как они «поставлены для поклонения, что ошибочно». Древние гигантские изваяния разрушали всеми подручными средствами. Их обстреливали из зенитного орудия, минировали, взрывали и даже атаковали ракетой. В итоге статуи, возраст которых насчитывал более 1500 лет, были стерты с лица земли.

Спасти бамианских Будд, переживших нашествие Чингиз-хана, пыталось все мировое сообщество. Тогдашний секретарь ООН Кофи Аннан специально прилетел для этого в Пакистан, но было уже поздно. Окончательное решение по поводу восстановления статуй не принималось еще в течение десяти лет. ЮНЕСКО определилось в 2011 году, но не в пользу Бамианских Будд. На восстановление требовались большие средства — до $12 млн. Кроме этого, изваяния больше, чем наполовину, состояли бы из нового камня. «Нам следует подумать о публике, которой не нужна подделка: ей нужен подлинник. А подлинные статуи разрушены» — заявил тогда помощник генерального директора ЮНЕСКО по вопросам культуры Франческо Бандарин.

Куликовская битва

История: Куликовская битва

Куликовская битва

Куликовская битва (Мамаево или Донское побоище) — сражение войск русских княжеств с ордынцами 8 сентября 1380 года (лето 6888 от сотворения мира) на территории Куликова поля между реками Дон, Непрядва и Красивая Меча на территории, в настоящее время относящейся к Кимовскому и Куркинскому районам Тульской области, на площади около 10 км².

Предыстория

В 60-е годы XIV века усиление Московского княжества на Руси и темника Мамая в Золотой Орде шло практически одновременно, причём объединению Орды под властью Мамая во многом способствовали русские князья своими победами над Тагаем на р. Войде в 1365 году, над Булат-Темиром на р. Пьяна в 1367 году и походом на среднюю Волгу в 1370 году.

Когда в 1371 году Мамай дал ярлык на великое владимирское княжение Михаилу Александровичу Тверскому, Дмитрий Иванович сказал послу Ачихоже «к ярлыку не еду, князя Михаила на княжение в землю владимирскую не пущу, а тебе, послу, путь чист», что явилось переломным моментом в отношениях Москвы и Орды. В 1372 году Дмитрий добился прекращения литовской помощи Тверскому княжеству (Любутский мир), в 1375 году добился от Твери признания условия «а пойдут на нас татарове али на тобе, нам с тобою иде противу их; аще мы пойдём на татар, то тебе единою с нами поиде противу им», после чего уже весной 1376 года русское войско во главе с Д. М. Боброком-Волынским вторглось на среднюю Волгу, взяло откуп 5000 рублей с мамаевых ставленников и посадило там русских таможенников.

В 1376 году перешедший на службу к Мамаю с левобережья Волги хан Синей Орды Арапша разорил Новосильское княжество, избегая сражения с вышедшим за Оку московским войском, в 1377 на р. Пьяна разгромил не успевшее изготовиться к битве московско-суздальское войско, разорил Нижегородское и Рязанское княжества. В 1378 году Мамай всё-таки решился на прямое столкновение с Дмитрием, но войско Бегича потерпело сокрушительное поражение на р. Вожа. Рязанское княжество сразу же вновь было разорено Мамаем, но в 1378−1380 годах Мамай потерял свои позиции и на нижней Волге в пользу Тохтамыша.

Соотношение и развёртывание сил

Русское войско

Сбор русских войск был назначен в Коломне 15 августа. Из Москвы в Коломну выступило ядро русского войска тремя частями по трём дорогам. Отдельно шёл двор самого Дмитрия, отдельно полки его двоюродного брата Владимира Андреевича Серпуховского и отдельно полки подручных белозёрских, ярославских и ростовских князей.

Участие в общерусском сборе приняли представители почти всех земель Северо-Восточной Руси. Помимо подручных князей, прибыли войска из Суздальского, Тверского и Смоленского великих княжеств. Уже в Коломне был сформирован первичный боевой порядок: Дмитрий возглавил большой полк; Владимир Андреевич — полк правой руки; в полк левой руки был назначен командующим Глеб Брянский; передовой полк составили коломенцы.

Получивший большую известность, благодаря житию Сергия Радонежского, эпизод с благословением войска Сергием в ранних источниках о Куликовской битве не упоминается. Существует также версия (В. А. Кучкин), согласно которой рассказ Жития о благословении Сергием Радонежским Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем относится не к Куликовской битве, а к битве на реке Воже (1378 г.) и связан в «Сказании о Мамаевом побоище» и других поздних текстах с Куликовской битвой уже впоследствии, как с более масштабным событием.

Непосредственным формальным поводом предстоящего столкновения стал отказ Дмитрия от требования Мамая увеличить выплачиваемую дань до размеров, в которых она выплачивалась при Джанибеке. Мамай рассчитывал на объединение усилий с великим князем литовским Ягайло и Олегом Рязанским против Москвы, при этом он рассчитывал на то, что Дмитрий не рискнёт выводить войска за Оку, а займёт оборонительную позицию на её северном берегу, как уже делал это в 1373 и 1379 годах. Соединение сил союзников на южном берегу Оки планировалось на 14 сентября.

Однако, Дмитрий, осознавая опасность такого объединения, 26 августа стремительно вывел войско на устье Лопасни, осуществил переправу через Оку в рязанские пределы. Следует заметить, что Дмитрий повёл войско к Дону не по кратчайшему маршруту, а по дуге западнее центральных районов Рязанского княжества, приказал, чтобы ни один волос не упал с головы рязанца, «Задонщина» упоминает в числе погибших на Куликовом поле 70 рязанских бояр, а в 1382 году, когда Дмитрий и Владимир уедут на север собирать войска против Тохтамыша, Олег Рязанский покажет тому броды на Оке, а суздальские князья вообще выступят на стороне ордынцев. Решение о переходе Оки стало неожиданным не только для Мамая. В русских городах, пославших свои полки на коломенский сбор, переход Оки с оставлением стратегического резерва в Москве был расценен как движение на верную смерть:

Цитата из статьи

И когда услышали в городе Москве, и в Переяславле, и в Костроме, и во Владимире, и во всех городах великого князя и всех князей русских, что пошёл князь великий за Оку, то настала в Москве и во всех его пределах печаль великая, и поднялся плач горький, и разнеслись звуки рыданий

На пути к Дону, в урочище Березуй, к русскому войску присоединились полки литовских князей Андрея и Дмитрия Ольгердовичей. Андрей был наместником Дмитрия во Пскове, а Дмитрий — в Переяславле-Залесском, однако, по некоторым версиям, они привели и войска из своих прежних уделов, бывших в составе Великого княжества Литовского — соответственно Полоцка, Стародуба и Трубчевска. В последний момент к русскому войску присоединились новгородцы (в Новгороде в 1379-1380 годах наместником был литовский князь Юрий Наримантович). Полк правой руки, сформированный в Коломне во главе с Владимиром Андреевичем, выполнял затем в битве роль засадного полка, а Андрей Ольгердович в битве возглавил полк правой руки. Историк военного искусства Разин Е. А. указывает на то, что русская рать в ту эпоху состояла из пяти полков, однако, считает полк во главе с Дмитрием Ольгердовичем не частью полка правой руки, а шестым полком, частным резервом в тылу большого полка.

Русские летописи приводят следующие данные о численности русской армии: «Летописная повесть о Куликовской битве» — 100 тыс. воинов Московского княжества и 50-100 тыс. воинов союзников, «Сказание о Мамаевом побоище», написанное также на основе исторического источника — 260 тыс. или 303 тыс., Никоновская летопись — 400 тыс. (встречаются оценки численности отдельных частей русского войска: 30 тыс. белозёрцев, 7 тыс. или 30 тыс. новгородцев, 7 тыс. или 70 тыс. литовцев, 40-70 тыс. в засадном полку). Однако следует учитывать, что цифры приводимые в средневековых источниках обычно крайне преувеличены. Более поздние исследователи (Е. А. Разин и др.), подсчитав общее количество населения русских земель, учтя принцип комплектования войск и время переправы русской армии (количество мостов и сам период переправы по ним), останавливались на том, что под знамёнами Дмитрия собралось 50−60 тысяч воинов (это сходится с данными «первого русского историка» В. Н. Татищева о 60 тысячах), из них лишь 20−25 тысяч — войска непосредственно Московского княжества. Значительные силы пришли с территорий, контролировавшихся Великим княжеством Литовским, но в период 1374—1380 годов ставших союзниками Москвы (Брянск, Смоленск, Друцк, Дорогобуж, Новосиль, Таруса, Оболенск, предположительно Полоцк, Стародуб, Трубчевск).

Войско Мамая

Критическая ситуация, в которой оказался Мамай после битвы на реке Воже и наступления Тохтамыша из-за Волги к устью Дона, заставила Мамая использовать все возможности для сбора максимальных сил. Есть любопытное известие, будто советники Мамая говорили ему: «Орда твоя оскудела, сила твоя изнемогла; но у тебя много богатства, пошли нанять генуэзцев, черкес, ясов и другие народы». Также в числе наёмников названы мусульмане и буртасы. По одной из версий, весь центр боевого порядка ордынцев на Куликовом поле составляла наёмная генуэзская пехота, конница стояла на флангах. Встречается информация о численности генуэзцев в 4 тыс. человек и о том, что за участие в походе Мамай расплатился с ними участком крымского побережья от Судака до Балаклавы.

В XIV веке встречаются численности ордынских войск в 3 тумена (битва при Синих Водах 1362 году, Мамай наблюдал с холма за ходом Куликовской битвы с тремя тёмными князьями), 4 тумена (поход войск Узбека в Галицию в 1340 году), 5 туменов (разгром Твери в 1328 году, битва на Воже в 1378 году). Мамай господствовал лишь в западной половине Орды, в битве на Воже и в Куликовской битве потерял почти всё своё войско, а в 1385 году для похода на Тавриз Тохтамыш со всей территории Золотой Орды собрал армию в 90 тысяч человек. «Сказание о Мамаевом побоище» называет цифру 800 тыс.человек.

Битва

Место битвы

Из летописных источников известно, что сражение происходило «на Дону усть Непрядвы». Куликово поле находилось между Доном и Непрядвой, то есть между правобережьем Дона и левобережьем Непрядвы. При помощи методов палеогеографии учёные установили, что «на левом берегу Непрядвы в то время находился сплошной лес». Принимая во внимание, что в описаниях битвы упоминается конница, учёные выделили безлесный участок близ слияния рек на правом берегу Непрядвы (?), который ограничен с одной стороны, реками Доном, Непрядвой и Смолкой, а с другой — оврагами и балками, вероятно, существовавшими уже в те времена. Экспедиция оценила размер участка боевых действий в «два километра при максимальной ширине восемьсот метров.» В соответствии с размерами локализованного участка пришлось скорректировать и гипотетическую численность участвующих в сражении войск. Была предложена концепция об участии в сражении конных соединений по 5-10 тысяч всадников с каждой стороны (такое количество, сохраняя способность маневрировать, могло бы разместиться на указанном участке). Таким образом, одно из переломных событий русской истории свелось к локальной стычке двух конных отрядов.

Долгое время одной из загадок являлось отсутствие захоронений павших на поле боя. Весной 2006 года археологическая экспедиция использовала георадар новой конструкции, который выявил «шесть объектов, расположенных с запада на восток с интервалом 100—120 м.» По версии учёных это и есть захоронения погибших. Отсутствие костных останков учёные объяснили тем, что «после битвы тела погибших закапывались на небольшую глубину», а «чернозём обладает повышенной химической активностью и под действием осадков практически полностью деструктурирует тела погибших, включая кости.» При этом полностью игнорируется возможность застревания в костях павших наконечников стрел и копий, а также наличия у погребённых нательных крестов, которые, при всей «агрессивности» почвы, не могли исчезнуть совершенно бесследно.

Привлечённые к экспертизе сотрудники, занимающиеся судебно-медицинской идентификацией личности подтвердили наличие праха, но «не смогли установить, является ли прах в пробах останками человека или животного». Поскольку упомянутые объекты представляют собой несколько абсолютно прямых неглубоких траншей, параллельных друг другу и длиной до 600 метров, они с такой же вероятностью могут являться следами какого-либо агротехнического мероприятия, например, внесения в почву костной муки. Примеры исторических битв с известными захоронениями показывают устройство братских могил в виде одной или нескольких компактных ям.

Отсутствие значимых находок боевого снаряжения на поле боя историки объясняют тем, что в средние века «эти вещи были безумно дорогими», поэтому после сражения все предметы были тщательно собраны. Подобное объяснение появилось в научно-популярных публикациях в середине 1980-х годов, когда в течение нескольких полевых сезонов, начиная с юбилейного 1980 года, на каноническом месте не было сделано никаких находок, хотя бы косвенно связанных с великой битвой, и этому срочно требовалось правдоподобное объяснение.

В начале 2000-х годов схема Куликовской битвы, впервые составленная и опубликованная Афремовым в середине XIX века, и после этого кочующая 150 лет из учебника в учебник без какой-либо научной критики, была уже кардинально перерисована. Вместо картины эпических масштабов с длиной фронта построения в 7-10 вёрст была локализована относительно небольшая лесная поляна, зажатая между отвершков оврагов. Длина её составила около 2 километров при ширине в несколько сот метров. Использование для сплошного обследования этой площади современных электронных металлодетекторов позволило за каждый полевой сезон собирать представительные коллекции из сотен и тысяч бесформенных металлических обломков и осколков.

В советское время на этом поле велись сельскохозяйственные работы, в качестве удобрения применялась разрушающая металл аммиачная селитра. Тем не менее, археологическим экспедициям удаётся делать представляющие исторический интерес находки: втулку, основание копья, кольчужное колечко, обломок топора, части оторочки рукава или подола кольчуги, сделанные из латуни; панцирные пластины (1 штука, аналогов не имеет), которые крепились на основе из кожаного ремешка.

Подготовка к битве

Вечером 7 сентября русские войска были выстроены в боевые порядки. Большой полк и весь двор московского князя встали в центре. Ими командовал московский окольничий Тимофей Вельяминов. На флангах стали полк правой руки под командованием литовского князя Андрея Ольгердовича и полк левой руки князей Василия Ярославского и Феодора Моложского. Впереди перед большим полком стал сторожевой полк князей Симеона Оболенского и Иоанна Тарусского. В дубраву вверх по Дону был поставлен засадный полк во главе с Владимиром Андреевичем и Дмитрием Михайловичем Боброком-Волынским. Считается, что засадный полк стоял в дубраве рядом с полком левой руки, однако, в «Задонщине» говорится об ударе засадного полка с правой руки. О делении на полки по родам войск неизвестно.

Вечером и ночью 7 сентября Дмитрий Иванович объезжал войска, делая смотр. Тогда же, вечером, татарские передовые части, тесня русских разведчиков Семёна Малика, увидели русские построившиеся войска. В ночь на 8 сентября Дмитрий с Боброком выезжали на разведку и издали осматривали татарские и свои позиции.

Русское знамя

«Сказание о Мамаевом побоище» свидетельствует, что русские войска шли в бой под чёрным знаменем с изображением образа Иисуса Христа. Существует также мнение, что поскольку оригинальный текст сказания не сохранился, а дошёл до наших дней в списках, то при переписывании могла произойти ошибка, и цвет знамени был красным. То есть в изначальном тексте сказания могли быть такие слова:

•чермный — багровый, тёмнокрасный, мутно-красный (Воды чермны, яко кровь)
•червный/червоный — красный, алый, ярко-красный
•червлёный — багряный, багровый, ярко-малиновый


Ход битвы

Утро 8 сентября было туманным. До 11 часов, пока туман не рассеялся, войска стояли готовыми к бою, поддерживали связь («перекликались») звуками труб. Князь вновь объезжал полки, часто меняя лошадей.

В 12 часов показались на Куликовом поле и монголы. Битва началась с нескольких небольших стычек передовых отрядов, после чего состоялся знаменитый поединок татарина Челубея (или Телебея) с иноком Александром Пересветом. Оба поединщика пали мёртвыми, однако победа осталась за Пересветом, которого конь смог довезти до русских войск, в то время как Челубей оказался выбитым из седла (возможно, этот эпизод, описанный только в «Сказании о Мамаевом побоище», является легендой). Далее последовал бой сторожевого полка с татарским авангардом, возглавляемым военачальником Теляком (в ряде источников — Туляк). Дмитрий Донской сначала был в сторожевом полку, а затем встал в ряды большого полка, поменявшись одеждой и конём с московским боярином Михаилом Андреевичем Бренком, который затем сражался и принял смерть под знаменем великого князя.

«Сила велика татарская борзо с шоломяни грядуще и ту пакы, не поступающе, сташа, ибо несть места, где им разступитися; и тако сташа, копиа закладше, стена у стены, каждо их на плещи предних своих имуще, предние краче, а задние должае. А князь велики такоже с великою своею силою русскою з другого шоломяни поиде противу им». Бой в центре был затяжной и долгий. Летописцы указывали, что кони уже не могли не ступать по трупам, так как не было чистого места. «Пешаа русскаа великаа рать, аки древеса сломишися и, аки сено посечено, лежаху, и бе видети страшно зело…». В центре и на левом фланге русские были на грани прорыва своих боевых порядков, но помог частный контрудар, когда «Глеб Брянский с полками владимирским и суздальским поступи через трупы мёртвых». «На правой стране князь Андрей Ольгердович не единою татар нападши и многих избил, но не смеяша вдаль гнатися, видя большой полк недвижусчийся и яко вся сила татарская паде на средину и лежи, хотяху разорвати». Основной удар татары направили на русский полк левой руки, он не удержался, оторвался от большого полка и побежал к Непрядве, татары преследовали его, возникла угроза тылу русского большого полка, русское воинство было оттеснено к реке, русские боевые порядки окончательно перемешались. Лишь на правом фланге атаки монголов не увенчались успехом, т.к. там монгольским воинам приходилось взбираться на крутой холм.

Владимир Андреевич, командовавший засадным полком, предлагал нанести удар раньше, но воевода Боброк удерживал его, а когда татары прорвались к реке и подставили засадному полку тыл, приказал вступить в бой. Удар конницы из засады с тыла на основные силы монголов стал решающим. Монгольская конница была загнана в реку и там перебита. Одновременно перешли в наступление полки Андрея и Дмитрия Ольгердовичей. Татары смешались и обратились в бегство.

Ход боя переломился. Мамай, наблюдавший издали за ходом сражения и увидев поражение, бежал с малыми силами, как только засадный полк русских вступил в бой. Перегруппировать татарские силы, продолжить бой или хотя бы прикрыть отступление было некому. Поэтому всё татарское войско побежало.

Засадный полк преследовал татар до реки Красивой Мечи 50 вёрст, «избив» их «бесчисленное множество». Вернувшись из погони, Владимир Андреевич стал собирать войско. Сам великий князь был контужен и сбит с коня, но смог добраться до леса, где и был найден после битвы под срубленной берёзой в бессознательном состоянии.

Потери

Летописцы сильно преувеличивают число погибших ордынцев, доводя их до 800 тыс. (что соответствует оценке всего войска Мамая) и даже до 1,5 млн человек. «Задонщина» говорит о бегстве Мамая сам-девять в Крым, то есть о гибели 8/9 всего войска в битве.

Ордынцам при виде удара засадного полка приписывается фраза «молодые с нами бились, а доблии (лучшие, старшие) сохранились». Сразу после битвы была поставлена задача пересчитать, «сколько у нас воевод нет и сколько молодых (служилых) людей». Московский боярин Михаил Александрович сделал печальный доклад о гибели около 500 бояр (40 московских, 40-50 серпуховских, 20 коломенских, 20 переяславских, 25 костромских, 35 владимирских, 50 суздальских, 50 нижегородских, 40 муромских, 30-34 ростовских, 20-23 дмитровских, 60-70 можайских, 30-60 звенигородских, 15 углицких, 20 галицких, 13-30 новгородских, 30 литовских, 70 рязанских), «а молодым людям (младшим дружинникам) и счёта нет; но только знаем, погибло у нас дружины всей 253 тысячи, а осталось у нас дружины 50 (40) тысяч». Также погибло несколько десятков князей. Среди погибших упоминаются Семён Михайлович и Дмитрий Монастырёв, о гибели которых известно также соответственно в битве на р. Пьяне в 1377 году и битве на р. Воже в 1378 году.

После битвы

Цитата

Наличие в русском войске сурожан в качестве проводников даёт основание предполагать о намерении командования русской рати осуществить поход вглубь степей, в которых кочевали татары. Но победу на Куликовом поле не удалось закрепить полным разгромом Золотой Орды. Для этого не было ещё достаточных сил. Учтя большие потери русской рати и опасность похода вглубь степей с небольшими силами, командование приняло решение возвратиться в Москву

Когда обозы, в которых повезли домой и многочисленных раненых воинов, отстали от главного войска, литовцы князя Ягайло добивали беззащитных раненых, а некоторые рязанцы в отсутствие своего князя грабили обозы, возвращающиеся в Москву через Рязанскую землю.

В 1381 году Олег Рязанский признал себя «младшим братом» и заключил с Дмитрием антиордынский договор, аналогичный московско-тверскому договору 1375 года, и обещал вернуть захваченных после Куликовской битвы пленных.

Последствия

В результате разгрома основных сил Орды её военному и политическому господству был нанесён серьёзный удар. В полосу затяжного кризиса вступил другой внешнеполитический противник Московского великого княжества — Великое княжество Литовское. «Победа на Куликовом поле закрепила за Москвой значение организатора и идеологического центра воссоединения восточнославянских земель, показав, что путь к их государственно-политическому единству был единственным путем и к их освобождению от чужеземного господства»

Для самой Орды поражение Мамаевого войска способствовало её консолидации «под властью единого правителя хана Тохтамыша». Мамай спешно собрал в Крыму остаток сил, собираясь снова изгоном идти на Русь, но был разбит Тохтамышем. После Куликовской битвы Орда много раз совершала набеги (Крымская Орда и при Иване Грозном сожгла Москву в 1571 году), но не решалась на битву с русскими в открытом поле. В частности, Москва была сожжена ордынцами спустя два года после битвы и была вынуждена возобновить выплату дани.

Память

С 9 по 16 сентября хоронили убитых; на общей могиле воздвигнута была церковь, давно уже не существующая. Церковь узаконила совершать по убиенным поминовение в Дмитриеву родительскую субботу, «пока стоит Россия».

Народ радовался победе и прозвал Дмитрия Донским, а Владимира Донским или Храбрым (по другой версии, великий московский князь Дмитрий Иванович получил почётное наименование Донской лишь при Иване Грозном).

В 1850 году на том месте, которое считалось Куликовым полем, по инициативе первого исследователя великой битвы обер-прокурора Священного Синода С. Д. Нечаева, был поставлен и торжественно открыт памятник-колонна, изготовленный на заводе Ч. Берда по проекту А. П. Брюллова. В 1880 торжественно отпразднован на самом поле, у с. Монастырщины, день 500-летней годовщины битвы.

Русская православная церковь празднует годовщину Куликовской битвы 21 сентября, так как 21 сентября по ныне действующему гражданскому григорианскому календарю соответствует 8 сентября по используемому РПЦ юлианскому календарю.

В XIV веке григорианский календарь ещё не был введён (он появился в 1584 г.), поэтому события до 1584 г. на новый стиль не переводят. Однако Русская Православная Церковь отмечает годовщину битвы именно 21 сентября, потому как в этот день празднуется Рождество Пресвятой Богородицы — по старому стилю именно 8 сентября (день битвы в XIV веке по Юлианскому календарю).

Источник