Почему Конан Дойл не любил Шерлока Холмса

Шерлока Холмса можно по праву считать самым известным и любимым сыщиком в мире, а придумавшего этого героя Артура Конан Дойла – отцом детективного жанра. Только вот свое литературное дитя писатель совсем не любил. Скажем больше: Шерлока Холмса он, в отличие от читателей, ненавидел.

Интересное: Почему Конан Дойл не любил Шерлока Холмса


На самом деле автор много лет пытался избавиться от своего ненавистного персонажа…

Изначально Артур Конан Дойл вовсе не собирался становиться писателем. Да, мама читала ему в детстве книжки, его увлекали рассказы о старой Англии, но все-таки свою жизнь он мечтал связать с медициной, и поэтому поступил в Эдинбургский университет на соответствующий факультет. Параллельно он пробовал писать, но только в качестве хобби.

После окончания вуза практика у начинающего врача не задалась: пациентов почти не было и, соответственно, он едва сводил концы с концами. Писатель женился на обеспеченной девушке, но это было лишь временным решением: в любом случае надо было иметь самостоятельный стабильный доход.

И вот тогда Артур решил попробовать сделать своей основной профессией писательство. К этому моменту у него уже вышло несколько литературных произведений, и он чувствовал, что способен на большее.

Однажды, думая над образом нового героя, несостоявшийся медик вспомнил о своем университетском преподавателе, который обладал удивительной проницательностью. Стоило этому врачу взглянуть на пациента, как он уже знал о нем все, причем это касалось не только заболевания, но и самой личности человека.

Преподаватель объяснял это вниманием к мелким деталям и умением, отталкиваясь от них, выстраивать логические цепочки. Так и родился у начинающего писателя образ Шерлока Холмса – сыщика, который видит людей насквозь и может распутать даже самый сложный клубок преступлений.

Конан Дойл начал писать рассказы о Холмсе, его дедуктивном методе и захватывающих расследованиях, а также о его К его удивлению, эти истории очень понравились как критикам, так и придирчивым английским читателям. «Этюд в багровых тонах», «Скандал в Богемии» и другие рассказы о сыщике и его друге-биографе докторе Ватсоне (тут писателю опять же пригодилось медицинское прошлое) стали для англичан потрясением.

Ничего подобного ранее они не читали. Журнал, в котором вышли первые рассказы молодого писателя, стал неимоверно популярен, ведь номера с рассказами о Шерлоке раскупали мгновенно. Доходы издателей взлетели, и они поспешили подписать с автором дорогостоящий контракт.

Воодушевленный таким успехом Конан Дойл продолжил писать о Холмсе. Редакция была в восторге. Однако через некоторое время он решил, что пора бы взяться за что-то более основательное.

Писатель попытался отойти от жанра детектива вообще и сел за написание исторических романов. Увы, его новые произведения не имели такого оглушительного успеха, как приключения сыщика.

А между тем зацикленный на своем методе дедукции герой уже изрядно надоел писателю. «Фанатик» и «бездушная счетная машина» – так называл Холмса его литературный отец. Конану Дойлу хотелось новых образов, его тяготили рамки Шерлока Холмса и он мечтал из них вырваться.

В надежде, что редакция сама откажется от его услуг по написанию детективных рассказов, он выставил условие: 1000 фунтов за работу (деньги по тем временам огромные). Но этот вариант не сработал: издательский дом согласился на такой гонорар. Крыть было не чем, пришлось писать дальше.

И тут писателю пришел в голову гениальный ход: убить героя, который так его раздражал. Он придумал поединок Холмса с Мориарти у Рейхенбахского водопада, где, кстати, писатель незадолго до этого побывал со своей семьей. Он так и назвал этот рассказ – «Последнее дело Холмса». Написав его, Конан Дойл поставил точку в этой истории.

Однако не тут-то было. После выхода из типографии тиража издатели начали получать тонны писем с просьбой, а точнее, даже с требованием вернуть Холмса. Англичане не хотели мириться с гибелью любимого героя, которого за эти годы так полюбили, что уже воспринимали как живого, а не литературного персонажа.

Дошло до того, что некоторые жители Лондона стали носить черные траурные повязки и собираться в клубы почитателей великого сыщика. Таким образом, точка в этой истории сама собой превратилась в многоточие.

Конан Дойл держал оборону, отказываясь воскрешать ненавистного сыщика. Не в силах находиться под этим и внутренним, и внешним давлением, он ушел на войну, где сражался так самоотверженно, что по возвращении получил рыцарское звание.

Писатель был уверен, что за время его нахождения на войне читатели забыли о герое и их напор стих. Однако он с удивлением обнаружил, что письма от негодующих поклонников Холмса продолжают поступать. А издатели, обрадовавшись его возвращению, посулили за новые истории такой огромный гонорар, отказаться от которого вменяемому человеку было просто невозможно. В конце концов, писатель и сам понял, что выхода нет: Шерлок Холмс – его золотая жила и гарантия безбедной жизни до конца дней. Другой альтернативы хорошего заработка на горизонте не вырисовывалось.

На протяжении жизни писатель все-таки предпринимал и другие попытки распрощаться с сыщиком (например, в рассказе «Его прощальный поклон») и с самим жанром детектива. Но все они были тщетны. Помимо детективов, Конан Дойл продолжал писать и другого рода книги (у него даже есть фантастическая повесть), но все равно приходилось возвращаться к Холмсу и Ватсону.

Бывают актеры одной роли, а Конан Дойл в памяти рядовых читателей остался автором одного героя, приклеившегося к нему навсегда. Это внутреннее противоречие очень угнетало его.

Душевные страдания Артура Конана Дойла, на которые также повлияли война и смерть близких, вылились в то, что под конец жизни он отрекся от христианства и увлекся спиритизмом – направлением в те времена модным, но вызывающим в обществе реакцию неоднозначную.

Сфера мистики интересовала его еще с юности, но теперь он отдался ей полностью. Писатель стал строчить труды, посвященные истории спиритизма, и пытался выступать с соответствующими лекциями.

Окружению Конана Дойла не нравилось его новое увлечение, друзья и коллеги открыто выражали ему свое недовольство и некоторые из них даже перестали с ним общаться. Видимо, под их давлением писатель все-таки выпустил еще одну книгу о великом сыщике, которую назвал «Архив Шерлока Холмса».

На этот раз – и правда последнюю. В нее вошли 12 рассказов, написанных с 1921 по 1927 год.

мастерок ©

0 комментариев

Оставить комментарий

Комментировать при помощи: