Для чего раньше поезда надолго останавливались на каждом полустанке?

Раньше большинство пассажиров дожидались в пути остановки, чтобы… сбегать за кипятком для чая. Возможность получить кипяток на станциях — тоже одно из важнейших проявлений гуманности чугунки. Одна из последних действующих будок «Кипяток» на Бологое-Полоцкой линии долгое время сохранялась до середины 90-х на уединенной станции Бологое-2 (сейчас оно называется Бологое-Полоцкое) с красивым старинным вокзалом III класса из красного кирпича. А когда-то такие будки были на отечественных железных дорогах везде на каждой большой станции. Назывались они «Кубовые для кипятку».

История: Для чего раньше поезда надолго останавливались на каждом полустанке?
Станция Осташков, Бологое-Полоцкая линия ОКТ ж.д.


История: Для чего раньше поезда надолго останавливались на каждом полустанке?
Последняя из оставшихся когда-то будка «Кипяток» на станции Бологое-2 (Полоцкое). Начало 90-х ХХ века.

…Весь в парах, взлязгивая буферами, с протяжным шипением тормозов Вестингауза останавливался пассажирский или почтовый поезд у очередного перрона. Пока меняли паровоз или заправляли его водой, пассажиры бежали за кипятком. В кубовую выстраивалась очередь. Подходили к двум высоким бакам с кранами. На одном было написано «Холодная вода», на другом — «Горячая вода» (бачков с питьевой водой в вагонах тоже еще не было). Кран горячей воды был с деревянной ручкой, как в бане, чтобы не обжечь руку. Иногда воду разливала какая-нибудь почтенная женщина в белом халате поварским половником или мерным черпаком. До революции, по сведениям Ю. Г. Толстова, согласно статье первого Устава железных дорог № 170, существовала такса разлива кипятка: копейка — стакан. Правда, Бунин пишет — гривенник Кто же теперь знает… В советское время кипяток стал бесплатным — и это было гуманно.

История: Для чего раньше поезда надолго останавливались на каждом полустанке?
Дореволюционная Россия, вокзальные зарисовки. На дальнем плане стоит пассажирский поезд. Хвостовой вагон с переходной площадкой оборудованный тормозом Вестингауза.

Из-под крана энергично, жизнеутверждающе вырывался пар, с напором лилась клокочущая вода. Шли каждый со своим чайником или котелком, а то и с двумя, если набрать кипятку просил престарелый сосед-пассажир или какая-нибудь миловидная девица (прекрасный повод для знакомства!). Зимой пассажиры поскорее бежали в вагон, чтобы кипяток не успел стыть — морозы трещали дай боже, не нынешним чета, слишком мягким и слабохарактерным.
А.Б. Вульфов отрывок из книги «Повседневная жизнь российских железных дорог»

История: Для чего раньше поезда надолго останавливались на каждом полустанке?
Восстановленная будка «Кипяток» на станции Осташков в рамках программы музефикации дороги. Заповедная Бологое-Полоцкая линия, ОКТ ж.д. Октябрь 2019г.

Когда стали массово со второй половины 40-х годов ХХ века строить ЦМВ (уточняю — современные цельнометаллические вагоны), надобность в будках «Кипяток» на станциях полностью отпала, поскольку те были уже оборудованы титанами для кипятка, и были повсеместно безжалостно снесены.

История: Для чего раньше поезда надолго останавливались на каждом полустанке?
Вагон постройки егоровского завода (знаменитый «егоровец») на металлической раме с деревянным кузовом. После 1946 стали массово заменяться на ЦМВ (цельнометаллические вагоны), поскольку прежние вагоны уже не удовлетворяли современным требованиям безопасности и возрастающим скоростям движения.

Пассажирам стало, конечно, приятнее, когда кипяток начали наливать непосредственно в вагоне — но исчезла из обихода железки такая самобытная её живинка!

Уже и сами титаны в современных вагонах постепенно уходят в прошлое и становятся диковинкой, заменяясь банально электрическими чайниками.

История: Для чего раньше поезда надолго останавливались на каждом полустанке?
Титан в цельнометаллическом межобластном вагоне пригородного поезда №6691 сообщением Бологое-Осташков.

0 комментариев