Войска НКВД: факты и фантазии

Службы безопасности всегда и везде засекречены, иначе они бы просто не могли полноценно работать.

Так же обычно засекречена и их история. Причем, иногда это явно, когда просто нет доступа к информации, а иногда информации просто море, но ценность они представляет нулевую, и годится лишь для детей, готовых читать про невероятные операции различных шпионов и тех, кто с ними борется.

Я решил предложить небольшой материал по некоторым мифам, связанными с войсками НКВД.

История: Войска НКВД: факты и фантазии


Войска НКВД — это сплошь каратели

Такое мнение устойчиво тиражируется на всех русофобских сайтах. Видимо, под популярным ныне словечком «каратели» подразумевается, что войска НКВД боролись с собственным народом, равно как и с местным населением на захваченных СССР территориях.

Уточню, что в статье я пишу именно про войска НКВД (не про ВЧК и не про ГПУ), а они имели очень обширные функции и сложную структуру.

Войска по охране важных промышленных предприятий занимались охраной заводов, в первую очередь военных, войска по охране железных дорог — понятно чем, конвойные войска обеспечивали перевозку заключенных и охрану лагерей, пограничные войска стерегли границу, части Спецсвязи обеспечивали самую секретную связь в мире, которую никто не смог взломать. Понятно, что все перечисленные выше службы едва ли можно назвать карателями при всем желании. Конечно, если бы по всему СССР начались бунты, то для их подавления, в первую очередь, использовали войска НКВД, независимо от их специфики, но что-то трудно представить себе эти бунты.

Кроме перечисленных выше были ещё и оперативные войск НКВД. Перед войной — это всем известная дивизия имени Дзержинского, и несколько отдельных полков.

На фоне 2 дивизий и 5 бригад по охране предприятий, 11 дивизий и 5 бригад по охране железных дорог, 2 конвойных дивизий и 7 конвойных бригад — это не сильно много, согласитесь.

Перед началом войны было принято решение о масштабном развертывании оперативных войск: 18 мотострелковых и 1 танковая дивизии, противотанковая бригада. Это было вызвано подготовкой к войне, и все упомянутые соединения предназначались для охраны тылов действующей армии. Несмотря на огромное вроде бы число, получается не так много — даже не для каждой из существующих армий хватит. В Вермахте аналогичных дивизий имелось на тот момент девять, но так и армий у немцев было меньше.

Задачи охраны тыла — это вполне важная и необходимая на войне работа, без неё никуда.

В ходе войны было сформировано 53 стрелковых и мотострелковых дивизии, 13 бригад, отдельные полки и батальоны, которые занимались охраной тыла. Это не значит, что, хотя бы половина существовала одновременно. Структура постоянно менялась, соединениями части переформировывались. Кроме того, часть сформированных дивизий передавались Красной Армии и воевали в её составе, сменив нумерацию и название.

Количество соединений менялось в ходе войны и в конвойных, охранных и железнодорожных войсках НКВД, и так же в сторону роста.

Конечно, с войсками НКВД связаны и такие страницы нашей истории, как выселение целых народов из Крыма и Кавказа. Но опять же, сюда не надо причислять такую работу, как выселение жителей прифронтовой полосы — мероприятия сугубо военные, которые в ходе проведения операций действительно необходимы.

НКВД формировало целые армии

С подачи Резуна-Суворова некоторые до сих пор верят, что перед войной планировалось создавать целые армии НКВД, для зачистки оккупированных Красной Армией территорий. Сей автор даже приводит в пример 29-ю армию, мотивируя тем, что ей командовал генерал НКВД Масленников, в составе армии были дивизии, ранее относившиеся к НКВД. Полёт фантазии сего автора всегда мешал ему обращать внимание на лежащие перед глазами факты, равно как и тем, кто верит написанному в его книгах.

На самом деле самым крупной, планируемой боевой структурой войск НКВД был механизированный корпус в составе 1-й и 35-й мотострелковых и 1-й танковой дивизий, а также противотанковой бригады.

Из сборника архивных документов «НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», Выпуск 5, на сайте Росгвардии:

1-й мотомеханизированный корпус оперативных войск НКВД в составе 2-х мотострелковых дивизий (одна из них ОМСДОН), 1-й танковой дивизии, 1-й противотанковой бригады войск НКВД, предназначался для охраны и обороны главного защищенного командного пункта Ставки Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина – «Измайловский парк», построенного под видом «Центрального стадиона СССР имени И.В. Сталина»


Упоминаемая 29-я армия к НКВД имела весьма условное отношение. Просто на тот момент были использованы все возможные резервы, значительная часть планируемых дивизий оперативных (и не только) войск передавались в РККА, равно как использовались и командные кадры. Так что попадание в армию трех из пятнадцати сформированных на базе войск НКВД, дивизий не даёт повода для конспирологических версий. Равно как и то, что один из генералов НКВД был поставлен командовать именно этой армией.

Ещё про одну армию НКВД пишут уже советские историки. Речь про 70-ю армию, начавшую свой путь на Курской Дуге. В неё действительно входили стрелковые дивизии, которые до этого являлись соединениями войск НКВД. Но армия и дивизии просто формировались на базе НКВД и были сразу переданы в РККА. В войну для формирования войск использовали разные структуры. Так ВМФ формировал стрелковые бригады, которые изначально передавались в РККА и не имели никакого к флоту и морской пехоте.

Заградотряды и «Смерш»

Понятие «заградотряд» у большинства ассоциируется с войсками НКВД, которые «подбадривают» красноармейцев пулемётными очередями в спину.

Но, во-первых, заградотряды создавались не только силами войск НКВД (а в Гражданскую ВЧК). А во-вторых, надо понимать, что заградотряды тоже были разные. В подавляющем большинстве документов, где встречаются сообщения о заградотрядах НКВД, речь идёт про расположенные в тылу части, которые обеспечивают паспортный режим, отлавливают дезертиров, а, по возможности, и вражескую агентуру. Аналогичной деятельность занимались во всех войнах практически все армии мира, хотя со временем формы совершенствовались. Известно, что перед Бородинской битвой в войска вернули до 15 тысяч (то есть почти десятую часть личного состава) солдат, отставших или дезертировавших. Конечно, у Кутузова не было заградотрядов, не было тогда даже полевой жандармерии, но, работу эту кто-то делал.

Конечно, были и такие заградотряды, которые стояли позади атакующих и обороняющихся, не давая им отступить. И формировать их начали не только после знаменитого приказа № 227, они создаваться могли и по инициативе местного начальства.

Ещё одной организацией, которую постоянно путают со структурами НКВД являлась контрразведка СМЕРШ. Но это была чисто армейская структура, работала она отдельно от войск по охране тыла, хотя с ними взаимодействовала.

Герои-пограничники и герои-милиционеры

В советское время про соединения и части НКВД часто писали, как сформированные из пограничников. Подразумевалось, как бы, что пограничники, настоящая элита, стоявшая на страже Родины, оставляли на время свой пост и шли защищать страну на фронтах Великой Отечественной. Понятно, что пограничные войска, имевшие романтическо-героический ореол, по мнению историков, точнее тех, кто им указывал, какая должна быть история, выглядели лучше, чем, скажем, конвойные войска или охрана тюрем.

В другом изложении, получалось, что как бы отправленные на фронт дивизии НКВД были сплошь из милиционеров.

Желание советских идеологов, конечно, понятно. Но любой думающий человек, легко сообразит, что, во-первых, всех советских пограничников не хватит, чтобы укомплектовать все дивизии НКВД, переданные в Красную Армию. Во-вторых же, значительную часть границ надо было продолжать охранять, а большая часть застав на западной границе, по советским же источникам, вроде бы погибла, приняв первый удар. К этому можно добавить, что большая часть пограничных частей, отошедших от западной границы, продолжала выполнять свою работу. То есть охранять тылы.

Кстати, полки охраны тыла, позже именовались пограничными полками НКВД. Что вполне логично, ибо, по сути, они продолжали охранять нашу границу, просто теперь она проходила по тылам действующей армии.

Что же касается личного состава дивизий НКВД, то в них иногда действительно попадали пограничники, но их как раз было не большинство. Чаще всего, соединения, формируемые хоть для войск НКВД, хоть для РККА, включали представителей других войск: конвойных, охранных, железнодорожных, а также различных структур НКВД. Но при этом, большую часть людей поставляли вологодские, киевские, рязанские и пр. военкоматы.

Так что, никакой элитой войска НКВД, и передаваемые ими на фронт соединения, считать нет причин.

Ещё стоит отметить, что, судя по имеющимся документам, возраст бойцов в соединениях НКВД составлял в основном 40-45 лет, и даже выше. То есть служили там те, кто для фронта была мало годен. Поэтому высказывания о том, что целые дивизии молодых и здоровых солдат сидели в тылу, пока другие сражались на фронте, не на чём не основана.

Войска НКВД обороняли Москву, Ленинград, Сталинград

В отличие от русофобов, сильно поднявшие голову в нынешнее время сталинисты, наоборот стараются представить войска НКВД исключительно как героев, сражавшихся на фронте, и останавливающих немецкие танки.

Войскам НКВД действительно приходилось принимать участие в боевых действиях в 1941 году, когда прорывы немецких танковых клиньев и «котлы», в которые попадали советские армии и фронты были, увы, очень частым явлением. Вполне естественно, что в таких ситуациях под удар попадали не только войска НКВД, занимавшиеся охраной тылов, но и все другие.

Кроме того, некоторые дивизии НКВД не передавались в состав Красной Армии, но использовали в обороне на второстепенных участках. А иногда даже и в десантных операциях. Примеров того можно найти на Ленинградском фронте, где силы были крайне ограничены, а потому и войска НКВД входили в систему обороны.

Но надо понимать, что дивизии НКВД совершенно не предназначены для боевых действий на фронте. Во-первых, они этому не обучены, хотя в 41-м и 42-м годах на фронт шли дивизии Красной Армии, личный состав которых так же не успевали обучить. А во-вторых, войска НКВД просто не имели необходимого вооружения. Хоть и упоминают, что в НКВД были танки, бронемашины, артиллерия, но всего этого было крайне мало: хватило бы для охраны тылов, но не для борьбы с Вермахтом на фронте.

Потому, когда говорят про участие тех или иных дивизий НКВД в операциях, хоть наступательных, хоть оборонительных, надо четко понимать, какую именно работу они выполняли. Ещё раз подчеркну, что охрана тылов — наиважнейшая работа на фронте, и отдыхать там не приходится.

… и про партизан

Самая интересная тема, по которой бы хотелось написать, увы, пока остается ненаписанной. Деятельность НКВД по созданию разведывательно-диверсионных групп и партизанских отрядов — это очень серьёзный вклад в нашу Победу. Во всяком случае, мне так кажется, но тема эта абсолютно недоступна для изучения. Написано, конечно, на эту тему вроде бы много, но хочется конкретики: сколько было сформировано всяких групп, полков, отрядов и пр., какова их численность, описания боевой деятельности и всё прочее, что даёт возможность делать какие-то выводы. Насколько я знаю, пока это всё недоступно для исследования, есть лишь обрывочная информация.

Можно предположить лишь, что, если все документы по этой тематике окажутся в свободном доступе, историю партизанской войны придётся писать заново. Так же как, после публикации документов ЦАМО заново приходится изучать историю всех боевых действий. Впрочем, слово «заново» про партизанское движение как-то и не уместно — мы сегодня о нём практически ничего не знаем.

©

0 комментариев

Оставить комментарий

Комментировать при помощи: